Важным фактором активизации студенческих изысканий и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоступенчатую систему подготовки кадров, перечень учебных дисциплин которых предусматривает основательную научную подготовку студентов. Государственный образовательный стандарт подготовки будущих магистров техники и технологий предполагает в качестве обязательного компонента системы обучения выполнение научно-исследовательской и педагогической работы в учебных семестрах, а также написание магистерской диссертации, которая является обязательным видом итоговой государственной аттестации [1, 2].
Научиться исследовательской и педагогической деятельности за короткий срок достаточно сложно. Поэтому научному руководителю важно грамотно помочь своим подопечным, студентам-магистрантам 5 и 6 курсов, в организации и проведении научно-исследовательской и особенно педагогической работы (практики). Несмотря на малый объем часов, отведенный для этого вида образовательного процесса, считаем, что подобная работа должна иметь конкретную целевую направленность. Так, при прохождении педагогической практики магистранту необходимо изучить специальную учебно-методическую литературу, посещать лекционные, лабораторные и практические занятия, которые проводит его научный руководитель в учебных группах студентов, кроме того, самому в качестве ассистента принимать активное участие в образовательном процессе. Например, в курсах строительных дисциплин ("Материаловедение", "Региональное применение строительных материалов", "Новые строительные материалы" и др.), магистрант под контролем научного руководителя может:
- самостоятельно провести несколько занятий (например, "Коллекция керамических
строительных материалов и изделий" и "Коллекция бетонов"), которые основаны на устном изложении информации с демонстрацией коллекционных материалов и образцов или показом учебных фильмов по рассматриваемым темам с необходимыми разъяснениями и комментариями; - консультировать студентов по вопросам организации и проведения практической части таких лабораторных работ, как: "Физико-механические испытания керамического кирпича по ГОСТ", "Испытание строительной извести по ГОСТ" и др.;
- выступить как соруководитель научно-исследовательских работ студентов младших курсов;
- в качестве ассистента принимать отчеты студентов по учебным занятиям.
Также возможно привлечение магистрантов к участию в подготовке студентов, участвующих в вузовских олимпиадах, разработке учебных и методических пособий, тестовых заданий для диагностики контроля знаний учащихся, иллюстрационных материалов для проведения практических и лекционных занятий.
Важность педагогической практики, как одного из основных элементов образовательного процесса магистрантов, трудно не оценить. Самостоятельная подготовка к проведению учебных занятий, участие в разработке методических и учебных пособий позволяет лучше ориентироваться в научно-информационном и образовательном пространстве, технической и справочной литературе; непосредственное проведение занятий и контакт с учащимися позволяет четко определить организационно-методические этапы работы, развивает культуру речи и общения, учит технически грамотно отвечать на вопросы студентов; подготовка различных вариантов тестирования (в том числе и с использованием ПК), плакатов, схем позволяет упрочить навыки систематизации данных, изложения материала в логической последовательности и т.д.
Литература:
- Организация научно-исследовательской работы студентов: Метод. рекомендации. / Сост. Н.К. Сергеев, В.В. Зайцев и др. - Волгоград: изд-во ВГПУ, 1991. - 30 с.
- НИРС и подготовка специалистов в вузе // Подготовка специалиста в области образования. -СПб, 1997. - С. 212-219.
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
Юбилейная конференция
«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»,
посвященная 10-летию Академии
г. Москва 5-6 декабря 2005 г.
Фамилия, имя, отчество, ученая степень, учреждение, должность -
Сидоренко Юлия Викторовна, канд. техн. наук, ученое звание - нет, должность -доцент каф. "Строительные материалы" Самарского гос. архитектурно-строительного университета.
Стрелкин Евгений Васильевич, студент-магистрант, 5 курс Самарского гос. архитектурно-строительного университета.
Точный адрес для переписки (получения документов с индексом) -
443110, Самара, аб. ящик 11688, Сидоренко Ю.В.
E-mail: [email protected]
Название доклада
Оплата целевого взноса участника конференции (300 р.)
(сумма, номер платежного документа, дата отправки)- 100 р., № 11969834, 16.09.2005.
200 р., № ....
Форма участия - ЗАОЧНАЯ С ПУБЛИКАЦИЕЙ МАТЕРИАЛОВ
Дипломированному магистру техники и технологий необходимо быть не только высокообразованным специалистом в своей профессиональной области, но также уметь ориентироваться в обширной научно-технической и психолого-педагогической информации, знать современные научные концепции. В связи с этим необходимо активно участвовать в научно-исследовательской работе еще на этапе профессиональной подготовки в вузе [1]. Одной из важнейших задач подготовки специалистов с высшим техническим образованием является развитие у них познавательной активности, творческих способностей, которые проявляются в стремлении к получению новых знаний, культуре познавательной деятельности.
Современный учитель это, прежде всего исследователь, поскольку ему профессионально необходимо не только до тонкостей разбираться в своем деле, но и обладать высокой профессиональной мобильностью, уметь самостоятельно ориентироваться в обширной научно-технической, психолого-педагогической и общественно-политической информации, знать современные научные концепции. Всего этого невозможно достичь без активного участия в научно-исследовательской работе ужу на этапе профессиональной подготовки.
Необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности в области образования и владения методами научного исследования в предметной области знаний выражено и -в стандартах профессионального образования - «учитель средней школы», в чем явно прослеживается влияние государственных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры.
Студентам педагогического вуза особенно актуально иметь четкие понятия о внутренних механизмах науки, ее закономерностях и методах, поскольку им предстоит формировать основы творческого мышления у школьников.
в Волгоградском государственном педагогическом университете.
Основное назначение предлагаемых методических рекомендаций заключается в том, чтобы раскрыть цель и задачи НИРС в ВГПУ, показать место этого вида работы студентов в системе профессиональной подготовки, описать наиболее эффективные формы организации научно-исследовательской работы студентов, оказать посильную помощь факультетам и кафедрам, кураторам НИРС и всем преподавателям, занимающимся организацией научно-исследовательской работы студентов. При подготовке рекомендаций использовались материалы методических рекомендаций «Организация научно-исследовательской работы студентов», подготовленных группой преподавателей ВГПУ и изданных в 1991 году.
В условиях университетского образования НИРС перестает быть результатом энтузиазма студента, преподавателя или кафедры. Научное творчество будущего педагога превращается в обязательное нормативное средство развития будущих специалистов сферы образования, которые еще в период обучения в вузе должны вносить посильный вклад в разработку теоретических и прикладных проблем различных отраслей научного знания.
В данных условиях наиболее приемлемым решением, на наш взгляд, является разработка организации самостоятельной работы студентов по следующим основным рекомендациям.1.