Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPACT OF SOCIAL TRANSFERS ON REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT (CASE STUDY: SVERDLOVSK REGION)

Animitsa P.E. 1
1 Institute of Economy, Ural Branch of Russian Science Academy
Current character of budgetary policy and high differentiate of Russian regions in economic development level – all these facts predetermines the actuality of inter-budget relation’s researching. The article is devoted to solving of scientific problem as quantitative estimation of budget transfers efficiency. It is analyzed the influence of budget transfers assigned to monetary payments for residents on regional economy and GDP level. The author offers the approach to account multiplicative effects in regional economy, based on analyze of ultimate consumption of households and correspondence branch proportions in gross value added. The author estimates, which amount of GDP of Sverdlovsk region is formed by means of one ruble of monetary payments to region’s residents at budget transfer’s cost.
gross value added
consumer spending
multiplicative effect
inter-budget transfers
К настоящему времени в Российской Федерации сложилась ситуация, когда ее регионы имеют достаточно сильную дифференциацию по уровню экономического развития. Это предопределило характер современной межбюджетной политики, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. В результате многие субъекты РФ имеют значительную зависимость от федерального бюджета, а муниципальные образования - от региональных бюджетов. Все это приводит к тому, что объемы встречных финансовых потоков между федеральным центром и регионами, с одной стороны, и между муниципальными образованиями и субъектами федерации - с другой, приобрели значительный масштаб.

Сглаживание социально-экономических различий регионов страны осуществляется посредством различных бюджетных инструментов, таких как: фонды финансовой помощи, дотации, субсидии, субвенции, кредиты, льготы и т.д. В целом, безвозмездные трансферты, поступающие в консолидированные бюджеты субъектов федерации, используются в самых разных направлениях и оказывают непосредственное комплексное влияние на социально-экономические процессы на территориях.

Одной из главных задач межбюджетных отношений декларируется повышение уровня жизни, обеспечение социальной защищенности граждан путем обеспечения равного доступа населения к общественным услугам и социальным гарантиям на всей территории страны. В этой связи значительная часть безвозмездных перечислений в региональные бюджеты направляется на оказание мер по повышению уровня и качества жизни населения, как в косвенной форме (развитие и поддержание объектов социальной инфраструктуры, финансирование региональных программ и т.д.), так и напрямую (финансирование предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки, различные денежные компенсации и т.п.).В настоящей статье особое внимание мы уделим роли межбюджетных трансфертов в формировании денежных доходов населения. Для этой цели предусмотрен комплекс различных денежных выплат, средства для которых поступают из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации.

Таким образом, часть бюджетных средств через различные денежные выплаты (в виде надбавок заработной плате, пособий и компенсаций) поступает напрямую в распоряжение физических лиц, увеличивая их совокупный доход, который впоследствии используется домохозяйствами на конечное потребление, что в итоге влияет на экономику региона в целом. В этой связи можно говорить о присутствии мультипликативного экономического эффекта.

Понятие «мультипликатор» впервые было введено в экономическую теорию английским экономистом Р. Каном в 1931 году. Широкое же его применение связано с именем Дж. М. Кейнса, использовавшего это понятие в моделях динамического равновесия. В общем виде мультипликатор - это коэффициент, показывающий меру умножающего воздействия исследуемых факторов на анализируемый параметр [5]. Мультипликационный эффект определяется как произведение мультипликатора на изменение зависимой переменной (инвестиций, объема производства и т.п.). Существование эффекта мультипликации обусловлено наличием причинно-следственных связей в экономике. Кроме того механизм мультипликатора сам по себе является одним из рычагов макроэкономического регулирования, в связи с чем его действие необходимо учитывать при применении других методов экономической политики.

Как известно, структура потребления зависит от уровня доходов, а часть совокупного дохода домохозяйств формируется за счет денежных выплат, направляемых из федерального бюджета в региональный для осуществления социальных расходов. В данной статье на примере Свердловской области мы попробуем оценить влияние на экономику региона и уровень его ВРП бюджетных расходов, направленных на различные денежные выплаты населению, которые были осуществлены за счет средств, безвозмездно передаваемых консолидированному региональному бюджету из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Еще раз отметим, что основной эффект здесь связан с формированием денежных доходов населения, которые в дальнейшем расходуются на потребление и накопление. Таким образом, расчет мультипликационных эффектов в экономике региона будет построен на основе анализа распределения конечного потребления домашних хозяйств по отраслям и соответствии доли данной отрасли в валовой добавленной стоимости.

В консолидированный бюджет Свердловской области из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2011 г. поступило безвозмездных перечислений на общую сумму 21,9 млрд руб., что составляет 12 % всех доходов бюджета региона [3]. Из них 3,4 млрд руб., или 15,5 %, было выделено для целей прямых денежных выплат населению. В структуре средств для денежных выплат значительную долю занимали субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - 1 975 млн руб., или 57,3 % всех денежных выплат из межбюджетных трансфертов; выплаты, направленные на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат - 582 млн руб., или 17 %; ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство - 326,7 млн, или 9,4 %; денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 269,5 млн руб., или 7,8 %. Большинство выплат относится к социальным пособиям и единовременным выплатам и не облагается подоходным налогом.

Таким образом, за счет бюджетных расходов сумма реальных доходов, полученная домохозяйствами Свердловской области, должна была увеличиться на 3 442 млн руб.

Домохозяйства расходуют лишь часть располагаемого дохода на конечное потребление, а другую часть оставляют в качестве сбережений. Для того чтобы оценить, какая доля денежных доходов направляется на приобретение товаров и услуг, в экономе существует показатель - предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume - MPC). Значение данного показателя зависит от множества факторов, таких как страна и регион проживания, экономических ожиданий общества, уровень доходов и другие.

В целях данного исследования нами был проведён расчёт MPC для Свердловской области в 2011 году. Для этого мы соотнесли потребительские расходы и денежные доходы населения. В качестве исходных данных мы взяли результаты выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, которое ежеквартально проводится органами статистики во всех регионах Российской Федерации [1].

Проведённые нами расчёты показали, что MPC в Свердловской области составляет 0,706, т.е. в среднем домохозяйства расходуют на потребление 70,6 % располагаемого денежного дохода. Таким образом, сумма реальных денежных доходов, направленных на потребительские расходы, составила - 2 432 млн руб.

Далее необходимо выяснить, каковы направления использования домохозяйствами данных денежных средств. Примем допущение, что часть дохода, полученная домохозяйствами из бюджета в качестве пособий и компенсаций, расходуется аналогично структуре потребительских расходов населения. В статистике структура потребительских расходов представлена четырьмя основными крупными группами: покупка продуктов питания; покупка непродовольственных товаров; покупка алкогольных напитков; оплата услуг. В Свердловской области в 2011 г. структура потребительских расходов была представлена следующим образом [4]: покупка продуктов питания - 32,2 %; покупка непродовольственных товаров - 36,8 %; покупка алкогольных напитков - 2,0 %; оплата услуг - 29,0 %.

С учётом имеющихся данных о предельной склонности к потреблению в регионе и структуре потребительских расходов можно сказать, что на покупку продовольственных товаров было направлено -783,1 млн рублей; на покупку непродовольственных товаров - 894,9 млн руб.; оплату услуг - 705,2 млн руб.; приобретение алкогольных напитков - 48,6 млн рублей.

Каждая из этих групп потребительских расходов в свою очередь подразделяется на подгруппы. В частности, оплата услуг включает услуги образования, здравоохранения, ЖКХ и т.д. Для того чтобы определить роль потребительских расходов в конкретных отраслях экономики, нами была составлена таблица соответствия между направлениями расходов и видами экономической деятельности (таблица 1).

Таблица 1

Структура потребительских расходов домашних хозяйств Свердловской области по видам экономической деятельности в 2011 году*

Вид экономической деятельности

Статьи расходов домохозяйств

Удельный вес расходов, %

Расходы домохозяйств, осуществленные за счет бюджетных пособий, млн руб. (расчет)

Выручка отрасли

(расчет)

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Продовольственные товары

32,2

783,1

1726,6

Непродовольственные товары

36,8

894,9

Алкогольная продукция

2,0

48,6

Гостиницы и рестораны

Гостиницы, кафе и рестораны

2,7

65,6

65,6

Производство и распределение газа и воды

Услуги ЖКХ

8,2

199,2

199,2

Образование

Образование

0,6

14,5

14,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Медицинские услуги

2,3

55,9

55,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Прочие услуги

1,4

34,0

34,0

Транспорт и связь

Пассажирский транспорт

2,3

55,8

133,5

Связь

3,2

77,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Организация отдыха и культурные мероприятия

4,9

97,2

179,8

Бытовые услуги

3,4

82,6

*Составлено по: Регионы России: стат. сб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/.../catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 10.08.2014 г.).

Приобретение продовольственных, непродовольственных товаров и алкогольных напитков происходит через сеть торговых учреждений, поэтому затраты домашних хозяйств на эти товары рассматриваются как выручка отрасли оптовой и розничной торговли.

Объём валовой добавленной стоимости, сформированной за счёт потребительских расходов домашних хозяйств, осуществленных из той части их дохода, которая была получена за счет бюджетных выплат (пособий, компенсаций), мы сможем рассчитать, сопоставив данные таблицы 1 со структурой валовой добавленной стоимости в Свердловской области (таблица 2).

Таблица 2

Расчет валовой добавленной стоимости, сформированной за счет потребительских расходов домохозяйств Свердловской области в 2011 году

Вид экономической деятельности

Доля валовой добавленной стоимости в валовом выпуске, %

Валовый выпуск отраслей, полученный за счет потребительских расходов домохозяйств (из средств бюджетных выплат)

Валовая добавленная стоимость (расчет)

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

64,6

639,0

412,8

Гостиницы и рестораны

43,8

65,6

28,7

Производство и распределение газа и воды

31,7

199,2

63,1

Образование

75,2

14,5

10,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

65,0

55,9

36,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

63,0

34,0

21,4

Транспорт и связь

59,8

133,5

79,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

59,7

179,8

107,3

При этом отдельно необходимо сказать о секторе оптовой и розничной торговли. В соответствии с методологией СНС выпуск данной отрасли определяется как величина торгового наложения, т.е. разница между стоимостью продажи товаров и их приобретения [2]. Поэтому, прежде чем мы сможем определить объём валовой добавленной стоимости, сформированной в этой отрасли, мы должны рассчитать соотношение оборота и выпуска отрасли. Соотнеся выпуск отрасли торговли с имеющимися данными по обороту, получаем значение - 0,3701, т.е. в среднем, каждый рубль выручки торговой организации трансформируется в 0,37 рубля выпуска отрасли. Таким образом, в терминах СНС 1726,6 млн рублей выручки отрасли оптовой и розничной торговли составят 639,0 млн выпуска отрасли.

Проведя необходимые расчёты, мы получили следующие результаты: объём валовой добавленной стоимости, сформированной за счёт денежных доходов домашних хозяйств, которые были получены за счет средств межбюджетных трансфертов в виде различных выплат и социальных пособий, составил - 760,3 млн рублей.

Соотнеся полученный суммарный эффект в 760,3 млн руб. с межбюджетными трансфертами в размере 3 442 млн рублей, направленными на денежные выплаты населению, получаем значение мультипликатора равное 0,22. Т.е. один рубль выплаченных населению денежных выплат за счет средств безвозмездных межбюджетных трансфертов формирует 22 копейки ВРП Свердловской области.

Однако следует отметить, что предложенный в статье подход не в полной мере отражает влияние бюджетных расходов на формирование ВРП региона. Основной причиной этого является недостаток статистической информации и научных исследований в области структуры затрат на производство продукции и оказании услуг, распределения прибыли, а также потребительских предпочтений различных групп населения. Однако можно предположить, что в случае доработки этого подхода, итоговое значение мультипликатора окажется даже выше.

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 12-02-00266а «Управление финансовыми ресурсами в системе обеспечения социально-экономической привлекательности территорий»

Рецензенты:

Романова О.А., д.э.н., профессор, зав. отделом, ФГБУН Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург;

Лаврикова Ю.Г., д.э.н., доцент, зам. директора, ФГБУН Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург.