В подростковом возрасте общение со сверстниками занимает ведущие позиции [5]. Также в этом возрастном периоде возрастает автономия от взрослых и одновременно повышается значимость отношений со сверстниками. Общая закономерность такова: чем хуже отношения с родителями, тем больше подросток нуждается в тесных, дружеских контактах со сверстниками [3]. Соответственно, особое значение общение со сверстниками имеет для подростков-сирот.
В России с каждым годом увеличивается количество детей и подростков, оставшихся без попечения родителей [4], что превращает сиротство в актуальную социально-психологическую проблему. В настоящее время существуют различные формы организации обучения сирот: сироты могут проживать и обучаться в школах-интернатах - в однородной социальной среде, состоящей только из детей-сирот. Значительная часть детей-сирот обучается в разнородной социальной среде - в школах совместно с детьми, проживающими в семьях. В таких образовательных учреждениях оптимизация общения детей сирот и «домашних» детей выступает необходимым условием эмоционального комфорта детей. Однако научному изучению данного вопроса в психологии посвящены единичные работы [2, 4].
В исследованиях проблемы взаимоотношений сирот со сверстниками практически не затрагивается внутренняя сторона этих взаимоотношений, то есть переживания своих отношений со сверстниками самими подростками, отсутствует выделение содержательного и оценочного компонентов общения. Также наряду с достаточно полным изучением особенностей детей из детских домов недостаточно изучены особенности развития детей, находящихся в ситуации социального сиротства других типов (из асоциальных семей, семей со скрытым социальным сиротством и др.).
Целью настоящего исследования является изучение особенностей оценки своих взаимоотношений со сверстниками подростками, находящимися в ситуациях семейного неблагополучия разного типа.
Теоретический анализ проблемы показал многообразие видов семейного неблагополучия (ситуация социального сиротства; социально неблагополучные семьи (например, алкогольные), ситуация эмоционального отвержения ребенка в семье и др.) [1].
В ходе изучения литературы, посвященной проблеме социального сиротства, было установлено, что у подростков - сирот в общении не формируются глубокие привязанности, устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической значимости, «полезности» для подростка. В то же время одной из задач общения в подростковом возрасте является потребность в близком друге, и основным критерием выбора друга у подростка является наличие определенных нравственных качеств (честность, верность, преданность, умение хранить тайну). Эмоциональное отвержение в семье формирует у ребенка недоверие к окружающим, что ведет к напряженности в отношениях со сверстниками и неудовлетворенности этими отношениями при всей их значимости в подростковом возрасте.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что тип семейного неблагополучия, в котором находится подросток, влияет на его оценку своих взаимоотношений со сверстниками.
Материал и методы исследования
В качестве участников в исследовании выступили подростки 14-16 лет, учащиеся средних школ г. Таганрога, воспитанники детского дома № 7 г. Таганрога и социального приюта г. Таганрога. Количество испытуемых составило 134 человека (89 мальчиков и 106 девочек).
Для формирования выборок, для изучения использовались следующие методы и методики: беседа с педагогами - с целью выявления типа ситуации социального сиротства, в которой находится подросток; Шкала степени отверженности в семье (А. Баркан) - с целью изучения степени отверженности ребенка в семье; Методика ДРОП (детско-родительские отношения подростков, автор Трояновкая В.П.) - с целью выяснения полной и дифференцированной картины детско-родительских отношений с точки зрения подростков; Методика «Незаконченные предложения» (модификация Посошенко Л.В., Истратовой О.Н.) - с целью исследования субъективной оценки особенностей взаимодействия подростка со своими сверстниками; Методика Дембо-Рубинштейн (модификация Посошенко Л.В., Истратовой О.Н.) - с целью определения субъективного представления о своих коммуникативных возможностях подростками; Методика «Мой круг общения» Андрущенко Т.Ю. - с целью определения круга общения подростка (широты взаимодействий, модальности отношений, гомогенности/гетерогенности круга общения).
Для проверки статистических гипотез использовался критерий φ*.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе проведения исследования были сформированы следующие группы испытуемых:
- подростки, воспитывающиеся в детских домах, являющиеся социальными сиротами (21 человек);
- подростки из неблагополучных семей, воспитывавшихся родителями с алкогольной, либо наркотической зависимостью, либо бродяжничавшими, на момент исследования находящиеся в социальном приюте (19 человек);
- подростки, эмоционально отвергаемые родителями, фактически проживающих с родителями (37 человек);
- контрольная группа подростков, эмоционально принимаемых родителями (21 человек).
Основной задачей общения в подростковом возрасте является потребность в близких, доверительных отношениях. Эта задача не реализована у большей части подростков из неблагополучных семей, у остальных групп подростков данная задача реализована в полной мере. Стоит отметить, что у подростков - социальных сирот данная задача решена формально - у них отсутствует потребность в близких отношениях с друзьями, для них важно наличие друга как такового. Это объясняется тем, что сама ситуация развития подростков - сирот обусловлена вхождением во множество формальных близких отношений.
Анализ различий в степени устойчивости самооценки у подростков, находящихся в ситуации социального сиротства и подростков, эмоционально принимаемых родителями, показал, что устойчивой является самооценка отношений со сверстниками лишь у подростков, эмоционально отвергаемых родителями и у подростков, эмоционально принимаемых в семье. В группах подростков из неблагополучных семей и подростков - социальных сирот имеет место неустойчивое оценивание своих отношений со сверстниками по схожим параметрам, то есть мы можем говорить о внутренней несогласованности в оценке своих отношений со сверстниками.
По результатам нашего исследования мы можем говорить о среднем уровне удовлетворенности своими отношениями со сверстниками у подростков, эмоционально принимаемых родителями. У эмоционально отвергаемых подростков уровень удовлетворенности своими отношениями со сверстниками также средний. Завышенные показатели уровня удовлетворенности отношениями со сверстниками подростков-сирот и подростков из неблагополучных семей сигнализируют о недостаточной критичности в оценке своих отношений со сверстниками, а также являются показателем фрустрированности потребности в теплых и гармоничных взаимоотношений у подростков, находящихся в объективно трудной жизненной ситуации, а вследствие этого - повышенную значимость этих отношений. Уровень притязаний в плане общения является реалистичным лишь у подростков, эмоционально принимаемых в семье, и у подростков, эмоционально отвергаемых родителями, у остальных групп уровень притязаний нереалистичен, завышен, что свидетельствует о личностной незрелости, необъективной оценке своих возможностей в плане отношений со сверстниками подростков, находящихся в объективно трудной жизненной ситуации.
Анализ значимости моральных аспектов дружбы показал, что эмоционально принимаемые подростки в друзьях в первую очередь ценят товарищеские качества, избирательны в дружбе. В общении со сверстниками данная группа подростков в первую очередь ценит уважение к себе как к личности, склонна оказывать помощь друзьям. Также эмоционально принимаемые родителями подростки полагают, что их друзья считают их добрыми, чуткими, понимающими. Таким образом, мы определили, что эмоционально принимаемые в семье подростки находятся на высоком уровне развития межличностного взаимодействия.
Эмоционально отвергаемые подростки хотят, чтобы их друг «дружил в ответ», для них важен сам факт принятия сверстниками, что объясняется тем, что сформировавшийся опыт дефицита внутрисемейного общения данных подростков обуславливает ожидания в общении со сверстниками. В друзьях ценят в основном то, что те согласны поддерживать близкие отношения с подростками, проявляют меньшую избирательность, чем подростки, эмоционально принимаемые в семье. Полученные результаты объясняются тем, что сама ситуация развития данной группы подростков предполагает отсутствие либо недостаток теплых, близких отношений, которые подростки будут стараться компенсировать любой ценой, проявляя при этом недостаточную избирательность.
Подростки из неблагополучных семей желают, чтобы их друг обладал определенными личностными качествами, но чтобы эти качества были на пользу самим подросткам; то есть, несмотря на кажущееся совпадение результатов с результатами подростков, эмоционально принимаемых родителями, данная группа все же имеет направленность на получение выгоды в дружбе. Можно предположить, что полученные результаты частично обусловлены социальной желательностью.
Подростки - социальные сироты ценят сам факт дружбы и принятия сверстниками, проявляют меньшую избирательность в дружбе, чем подростки, эмоционально принимаемые в семье. Полученный результат также можно объяснить дефицитом близких, доверительных отношений со сверстниками. В дружбе для них главное - чтобы друг оказывал им помощь, то есть имеют место иждивенческие мотивы в дружбе, что согласовывается с данными, имеющимися в литературе [4].
Если проанализировать круг общения всех групп испытуемых, то можно прийти к выводу, что наиболее широкий круг общения у эмоционально отвергаемых подростков, что объясняется тем, что данные подростки в большинстве своем на момент проведения исследования являлись учащимися профессиональных училищ; в основном они включали в свой круг общения друзей из школ, где они учились прежде, учащихся училища, соседей - таким образом, у них в основном широкий круг общения. Круг общения эмоционально принимаемых подростков уже, но данные подростки, если судить по полученным нами результатам, проявляют большую избирательность в отношениях со сверстниками, соответственно и широта взаимодействий у них уже. Для подростков из неблагополучных семей характерен еще более узкий круг общения, что объясняется их в некоторой степени изолированностью - многие подростки практически не покидают пределов социального приюта, в котором находятся, а даже если и покидают, то все их передвижения вне стен приюта строго регламентированы. Наиболее узкий круг общения у социальных сирот, что предположительно можно объяснить преобладанием формальных отношений в данной группе подростков.
Проанализировав результаты всех четырех групп подростков, можно прийти к следующему выводу: взаимоотношения со сверстниками соответствуют возрастным особенностям лишь в группе подростков, эмоционально принимаемых родителями. В остальных группах имеют место иждивенческие, корыстные мотивы в дружбе; несформированность рефлексии своих отношений со сверстниками, неадекватный уровень самооценки своих отношений со сверстниками и нереалистичный уровень притязаний в плане общения. Все эти особенности связаны с ситуаций социального сиротства, в которой подростки находятся и являют собой результат эмоциональной депривации, дефицита доверительных отношений со взрослыми и подтверждают данные, имеющиеся в литературе.
Выводы
В группе подростков, эмоционально принимаемых родителями: средний уровень удовлетворенности своими отношениями со сверстниками, реалистичный уровень притязаний в плане общения, устойчивая в плане внутренней согласованности самооценка. Подростки, эмоционально принимаемые родителями, желают, чтобы их друзья обладали определенными положительными личностными качествами, ценят в своих друзьях товарищеские качества (верность, умение хранить секреты). В отношениях со сверстниками ценят уважительное отношение к себе как к личности. В целях завоевания расположения сверстников эмоционально принимаемые в семье подростки готовы развивать в себе определенные внутренние качества (способность к сопереживанию, умение понять другого человека).
В группе подростков, эмоционально отвергаемых родителями, в основном имеет место средний уровень удовлетворенности своими отношениями со сверстниками, реалистичный уровень притязаний в плане общения, самооценка устойчивая в плане внутренней согласованности. В основном подростки этой группы ценят сам факт дружеских отношений, не проявляя избирательности при выборе друга. В общении со сверстниками в первую очередь ценят возможность расширения социальных контактов. Чтобы понравиться своим друзьям, подростки стараются подражать внешним проявлениям взрослости.
У подростков из неблагополучных семей обнаружен высокий уровень удовлетворенности своими отношениями со сверстниками, нереалистический уровень притязаний в плане общения, неустойчивая в плане внутренней согласованности самооценка. Большинство подростков данной группы желают, чтобы их друзья обладали определенными качествами, из которых сами подростки могли бы извлечь выгоду, то есть прослеживаются иждивенческие мотивы при выборе друга. Для того, чтобы понравиться своим друзьям, подростки из неблагополучных семей готовы совершать лишь разовые, единичные поступки, что говорит о несформированности рефлексии своих отношений со сверстниками. В друзьях ценят помощь, которую оказывают им их друзья, то есть имеют место иждивенческие мотивы в дружбе. У большинства подростков данной группы нет ни одного близкого друга, то есть, не реализована основная задача общения в подростковом возрасте.
В группе подростков - социальных сирот обнаружен высокий уровень удовлетворенности своими отношениями со сверстниками, нереалистический уровень притязаний в плане общения со сверстниками, неустойчивая самооценка своих отношений со сверстниками. В отношениях со сверстниками ценят сам факт дружбы, принятия группой сверстников. В друге, в первую очередь, ценят ту помощь, которую он оказывает самим подросткам.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-36-01006а1.
Рецензенты:
Каменская Е.Н., д.п.н., профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Таганрогского института управления и экономики, г. Таганрог.
Марченко Б.И., д.м.н., профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Таганрогского института управления и экономики, г. Таганрог.