Вопросам экономии топлива в условиях низких температур окружающего воздуха посвящено большое количество работ. Все авторы отмечают следующие направления снижения расхода топлива: уменьшение максимальной скорости движения на дорогах, улучшение организации движения, повышение мастерства вождения, улучшение технического обслуживания, улучшение или оптимизация конструкции и технологии изготовления автомобильной техники, упорядочение нормативных мер по экологии и разработка объективных норм удовлетворяющих нормам комитета по транспорту экономической комиссии ООН.
В Российской Федерации расчет расхода топлива организациями осуществляется на основании норм расхода топлива, утвержденных Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 года №АМ-23-р. На основе норм расхода можно дифференцированно определять требуемое количество ГСМ для определенной марки и модели подвижного состава в зависимости от расстояния перевозок, числа ездок и массы перевозимого груза, а также дорожных и климатических условий[2].
Одним из основных требований, которому должны отвечать нормы, устанавливаемые на расход ГСМ, является их соответствие техническому процессу в автомобилестроении, а также более совершенным формам и методам организации транспортного процесса, внедряемым на автомобильным транспорте общего пользования. Поэтому действующие нормы на расход ГСМ для автомобилей периодически пересматриваются в соответствии как с изменившимися организационными формами работы автомобильного транспорта, так и с его постоянно совершенствующейся материальной частью[2].
Цель, задачи и метод исследования
Расход топлива в зимний период складывается из расхода на движение с прогретыми элементами, расхода на работу двигателя и расхода на прогрев охлажденныхво время стоянок элементов трансмиссии и шин.
Расхода топлива также можно определить по формуле, выведенной в Тюменском государственном нефтегазовом университете:
(1)
где Q – расход топлива, Q0 – оптимальный расход топлива, S – параметр чувствительности расхода топлива к изменению температуры окружающего воздуха, tв – температура окружающего воздуха, t0 – оптимальная температура воздуха, при которой оптимален (минимален) расход топлива.
Коэффициент отклонения фактического расхода топлива от оптимальногоопределяется по формуле:
(2)
В данной формуле S параметр чувствительности коэффициента К к понижению температуры воздуха ˚С-2.
Преобразуем формулу (1) с учетом формулы (2):
(3)
В результате ранее проведенных исследований известно, что расход топлива Q адекватен нормативному расходу топлива за смену, который определяется по уравнению нормирования. Следовательно:
(4)
где L – пробег, км, W – транспортная работа, т×км, Z – число ездок с грузом, ω – коэффициент корректирования норм в зависимости от условий эксплуатации.
Коэффициенты К и ω применительно к зимней эксплуатации тождественны. Их отличие заключается в том, что первый является функцией температуры воздуха. Поэтому первая часть уравнения (4) имеет вид:
(5)
В результате исследований установлено, что коэффициентК, который теперьбудем называть коэффициентом корректирования норм расхода топлива зимой, является функцией не только температуры воздуха, но и нагрузки.
Таким образом, в формуле (2) показатель S и оптимальная температура t0 линейно зависят от нагрузки. Учитывая вышеизложенное, получаем:
(6)
где SM – минимальное значение показателя S, S – положительная разность значений S для груженного и порожнего автомобиля, tб – большее значение оптимальной температуры, t0 – положительная разность значений оптимальных температур для груженного и порожнего автомобиля.
Заменив в формуле (4) К его значением из (6), получаем возможность рассчитывать нормативный расход топлива на пробег и транспортную работу с учетом совместного влияния низкой температуры воздуха и погрузки на коэффициент зимнего корректирования норм по формуле:
(7)
Однако формула (7) справедлива только для случая всего пробега автомобиля сгрузом, поэтому необходимо ввеститакжеи коэффициент использования пробега β. После ввода этого коэффициента формула (7) примет вид:
(8)
Теперь формула (8) может быть использована для расчета расхода топлива зимой по норме.
Результаты исследования и анализ
Использование формулы (8) в целях зимнего нормирования расхода топливапри современной системе компьютерной обработки путевой документации не вызывает затруднений, поскольку информация о температуре воздуха и скорости ветра регулярно сообщается СМИ, о пробеге за смену, количестве перевезенного груза и расстоянии его перевозки, времени в наряде фиксируется в путевом листе, а количество и длительность стоянок отражаются в паспорте маршрута, который наряду с заявкой служит основанием для заключения договора на перевозки. Остальные численныезначения параметров берутсяизсоответствующих таблиц.
Данная система предусматривает ежедневный учет температуры; окружающего воздуха при расчете нормы расхода топлива в зимний период эксплуатации. Учет осуществляется с помощью корректировочных коэффициентов (таблица 1), рассчитанных для определенных интерваловтемпературы окружающего воздуха. Для уменьшения погрешности расчетов при ограниченном количестве интервалов принимаем величину интервала в пять градусов.Использование такого интервала, кроме того, обусловлено наличиемстатистического материала [6], необходимого для расчетов коэффициентов корректирования.
Таблица 1
Коэффициент увеличения норм расхода топлива зимой
Температура воздуха, ˚С |
УРАЛ-4420, 44202 |
|||
Одиночный |
Автопоезд |
|||
в городе |
за городом |
в городе |
за городом |
|
0 -5 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
1,03 |
-5 -10 |
1,05 |
1,05 |
1,05 |
1,04 |
-10 -15 |
1,08 |
1,07 |
1,07 |
1,06 |
-15 -20 |
1,11 |
1,10 |
1,10 |
1,09 |
-20 -25 |
1,14 |
1,13 |
1,13 |
1,12 |
-25 -30 |
1,18 |
1,16 |
1,16 |
1,15 |
-30 -35 |
1,22 |
1,20 |
1,20 |
1,19 |
-35 --10 |
1,27 |
1,25 |
1,24 |
1,23 |
-40 -45 и ниже |
1,33 |
1,30 |
1,29 |
1,28 |
Расчет расходатоплива понорме производится при обработке путевых листов и ведется следующим образом.
Определяется нормативный расход топлива на пробег, транспортную работу и число ездок с грузом в соответствии с действующими нормами расхода жидкого топлива (без учета повышения норм на зимний период). Полученное значение умножается на коэффициент корректирования, соответствующий интервалу температуры воздуха, в который попадает среднее значение температуры воздуха за смену. Во время дальних рейсов величина надбавки устанавливается в соответствии с ранее действующей системой или дифференцированно с учетом фактической температуры на маршруте.
Расход топлива на работу двигателя на холостом ходу во время стоянок определяетсяпо таблице 2, данные которой рассчитаны для автомобилейКамАЗ и УРАЛ по усредненным значениям параметров разогрева и охлаждения.
Таблица 2
Нормативный дополнительный расход топлива для прогрева двигателя во время стоянок
Температура воздуха, ˚С |
Разогрев, мин |
Охлаждение, мин |
Цикл, мин |
Расход топлива (л) пристоянке длительность, мин |
|||||
0 -5 |
12 |
110 |
122 |
- |
- |
- |
1,1 |
1,4 |
1,7 |
-5 -10 |
17 |
100 |
117 |
- |
1,0 |
1,5 |
2,1 |
2,6 |
3,1 |
-10 -15 |
22 |
92 |
114 |
1,0 |
1,7 |
2,4 |
3,1 |
3,7 |
4,4 |
-15 -20 |
25 |
85 |
110 |
1,4 |
2,2 |
2,9 |
3,9 |
4,6 |
5,4 |
-20 -25 |
27 |
79 |
106 |
1,7 |
2,6 |
3,5 |
4,4 |
5,1 |
6,2 |
-25 -30 |
30 |
74 |
104 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
-30 -35 |
32 |
70 |
102 |
2,3 |
3,4 |
4,5 |
5,6 |
6,7 |
7,8 |
-35 --10 |
35 |
66 |
101 |
2,6 |
3,9 |
5,0 |
6,3 |
7,5 |
8,7 |
-40 -45 и ниже |
37 |
62 |
99 |
2,9 |
4,2 |
5,5 |
6,9 |
8,2 |
9,5 |
40 |
57 |
97 |
3,3 |
4,8 |
6,2 |
7,7 |
9,11 |
10,5 |
Данные этой таблицы позволяют рассчитывать нормативный дополнительный расход топлива.
Система зимних температурных надбавок может быть использована для целей планирования потребности в топливе на зимний период эксплуатации.
Для этого необходимоопределить среднюю величину коэффициента увеличения норм расхода топлива на зиму раздельно для автомобилей каждой марки и модели по средней температуре зимнего периода места эксплуатации автомобилей. Величина средней температуры в зимний период может определяться по ГОСТ16350-80 или другим документам
Плановая потребность в топливена зимнийпериодQ3определяетcя по формуле:
(9)
где Qi – расход топлива автомобилемi-той марки и модели за смену, л; Аi – количество автомобилейi-той марки и модели;n3 – количество зимних дней (определяется по ГОСТ 16350 - 80);αкоэффициент использования порка; Кi – коэффициент корректирования нормы для автомобилей i-той марки и модели.
Заключение
Внедрение дифференцированного корректирования норм расхода топлива зимой обеспечивает от 4 до 7% сбережения топлива на работу автомобилей зимой, соответственно в условиях умеренно холодного и очень холодного климатических районов России.
Рецензенты:
Резник Л.Г., д.т.н., профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ФГБО УВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Мерданов Ш.М., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Транспортные и технологические системы» ФГБО УВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень.
Карнаухов В.Н., д.т.н., профессор кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта» ФГБО УВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.