Актуальность темы обусловлена ходом становления и развития рынка земли сельскохозяйственного назначения в России. Земля как экономический базис любой социальной формации и финансово-кредитной системы, была и остается основным ресурсом для оздоровления экономической ситуации в стране.
В 2013 году все сельскохозяйственные предприятия Ишимского муниципального района работали в основном на частной земле, поделенной между гражданами на доли, и землях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставленных на праве пользования. Иными словами, предприятия хозяйствовали на земле, исходя из коллективных интересов, а собственники земельных долей, осуществляли свои права по владению и распоряжению земельными долями.
По данным учета на 01.01.2013 в государственной и муниципальной собственности находится 14146,1 тыс. га земли или 88 % всей территории области. В Тюменской области ведется работа по разграничению земель, находящихся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственности субъекта федерации и муниципальных образований. Муниципальная собственность зарегистрирована на 2,1 тыс. га.
Проведение аграрной реформы привело к тому, что к 2013 году в собственности граждан и юридических лиц находится: земель сельскохозяйственного назначения - 1818,8 тыс. га или 40 % от общей площади земель сельскохозяйственного назначения. В государственной и муниципальной собственности находится 2721,4 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
В результате анализа были выявлены основные проблемы рынка земель сельскохозяйственного назначения, а также предложен стратегический план развития рынка земли сельскохозяйственного назначения в Ишимском муниципальном районе.
Таблица 1
Проблемы и пути решения рынка земли с/х назначения в Российской Федерации и в Ишимском муниципальном районе
Проблема рынка земель с/х назначения в Ишимском районе |
Описание проблемы |
Возможные пути решения |
1. Изъятие земельных участков |
В случае принудительного изъятия земельного участка из земель с/х назначения у его собственника, по указанным основаниям, (при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), субъект Российской Федерации будет нести издержки при подготовке материалов для подачи исковых заявлений в суд, проведении кадастровых работ и публичных торгов |
- Необходимо разработать систему контроля и учета использования земель сельскохозяйственного назначения, которая будет заключаться в ежегодном сборе информации о культурно-техническом состоянии земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. - Уполномочить специальные органы, которые будут ежегодно систематически отслеживать состояние земель сельскохозяйственного назначения |
2. Проблема экономического регулирования рынка сельскохозяйственных земель
|
Участниками земельного рынка должны стать банки. Однако они неохотно вступают в сделки, в которых в качестве залога предлагается земля.
|
Проведение оценки сельскохозяйственных земель, с учетом рыночных факторов; Создание необходимых условий для внедрения ипотеки земли и аукционной торговли земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения; Выявление земель сельскохозяйственного назначения, которые по тем или иным причинам не используются землепользователями и, в соответствии с законодательством, принятие мер по их перераспределению в руки эффективных пользователей |
Стратегический план развития рынка земель сельскохозяйственного назначения Ишимского муниципального района.
Цель: развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения в Ишимском муниципальном районе.
Задачи:
- обеспечить стабильную занятость трудоспособного населения;
- привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс района (АПК);
- наращивание потенциала сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
- реализация программы поддержки малого предпринимательства [5, 6].
Анализ перспектив развития рынка земель сельскохозяйственного назначения Ишимского муниципального района показал основные положительные и отрицательные стороны (рисунок 1):
Рисунок 1. Анализ перспектив развития рынка земель сельскохозяйственного назначения Ишимского муниципального района
Наращивание потенциала сельского хозяйства Ишимского муниципального района и перерабатывающей промышленности.
Необходимо внедрить инновационные технологии в сфере развития АПК:
- Обоснованы и реализованы информационные технологии (ГИС, ГПС) многоуровневого дистанционного и аэрокосмического зондирования и изучения фитосанитарного состояния агроэкосистем страны. Составлены карты, которые представлены на электронных носителях и на сайте в Интернете.
- Эффективно ведутся работы по использованию альтернативных видов энергии. Учеными агроинженерной науки разработана Комплексная программа по стимулированию широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, реализация которой позволит сократить затраты в 1,82 раза по сравнению с использованием дизельного топлива и бензина.
Помимо выше перечисленного, необходимо вести научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Важно, что международное научно-техническое сотрудничество стало более конкретным и деловым [7].
II. Реализация программы поддержки малого предпринимательства.
В последние годы развитие малого предпринимательства в Тюменской области, как и по России, приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение, формируя средний класс собственников - основу устойчивости в обществе, способствуя созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений. В качестве ориентира служит долгосрочная целевая программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области» на 2008-2014 годы. [6]
III. Увеличение собственных доходов бюджета и оптимизация расходов.
Необходимо увеличение поступлений земельного налога, которое произойдет в результате:
- инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения; выдела земельных участков за счет земельных долей;
- оформления прав собственности на невостребованные земельные доли и передача земельных участков, выделенных в счет указанных земельных долей, новым землепользователям;
- вовлечение в хозяйственный оборот новых земель сельскохозяйственного назначения;
- увеличения числа оформленных домовладений в рамках реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ, и как следствие, идентификация сведений о налогоплательщиках земельного налога и налога на имущество физических лиц; привлечение к уплате земельного налога собственников садовых земельных участков в садоводческих товариществах на территории Ишимского района [3];
- актуализации кадастровой стоимости земли.
Стратегический период реализации данного стратегического плана разделен на 2 периода: краткосрочный - 2014-2017 гг.; долгосрочный - 2014-2020 гг.
Схема управления планом развития рынка земель сельскохозяйственного назначения Ишимского муниципального района представлена на рисунке 2.
В современных условиях подготовка стратегического плана развития рынка земель сельскохозяйственного назначения Ишимского района может рассматриваться как отражение новой системы взглядов на процесс планирования социально-экономического развития. Этот подход предполагает самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.
Рисунок 2. Схема управления планом развития рынка земель сельскохозяйственного назначения Ишимского муниципального района
Рецензенты:
Cкипин Л.Н., д.с.-х.н., профессор, заведующий кафедрой «Техносферной безопасности», Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень;
Сапега В.А., д.с.-х.н., профессор, кафедры «Техносферной безопасности», Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень.