Басова В.М. указывает на то, что благополучной семье присуща высокая самооценка, четкие коммуникации, ориентированность на принятие других людей, открытость социальных связей, устремленность в будущее и умение продуктивно решать возникающие проблемы. В то время как неблагополучная семья характеризуется низкой самооценкой, нереалистическими коммуникациями, стереотипностью поведения, ограниченностью и своеобразием социальных связей, нездоровыми внутрисемейными отношениями. Семья группы риска является своеобразной промежуточной группой, и если им не оказать своевременную помощь, то они перейдут в разряд неблагополучных. К данной категории семей относятся семьи, которые в силу определенных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в поддержке государственной системы социальной защиты. К категории семей группы риска относятся неполные и многодетные семьи, семьи, имеющие инвалидов, опекаемых и усыновленных детей, дистантные семьи. Для каждой семьи характерны общие для всех и частные проблемы. Важным является и то, что семейное неблагополучие является одной из причин отклоняющегося поведения детей и социального сиротства.
Опыт социальных учреждений Амурской области по работе с неблагополучными семьями показал необходимость использования отдельной технологии - профилактики семейного неблагополучия. Которая, в свою очередь, должна быть призвана реализовать четкую последовательность использования специфических методов и средств для достижения качественных результатов профилактической деятельности в условиях комплексного центра социального обслуживания населения.
Профилактика одно из перспективных и важных направлений контрольно-коррекционной деятельности в работе бакалавра социальной работы. Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия [3]. Профилактика семейного неблагополучия по отношению к детям заключается в раннем выявлении неблагополучия, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
В целом, профилактические мероприятия определяются нами как компенсирующие, предупреждающие возникновение обстоятельств, ведущих к социальным отклонениям, нейтрализующие, а также мероприятия последующего постоянного контроля за осуществленной профилактической работой. Следовательно, профилактика семейного неблагополучия по отношению к детям должна проводиться в форме запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием семьи. Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность технологии социальной профилактики применительно к неблагополучным семьям. Методами профилактики семейного неблагополучия могут являться профилактическая информационно-консультационную беседа, системное наблюдение, профилактические тренинги, метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения, социальной среды, метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации и др.
Профилактика семейного неблагополучия по отношению к детям должна осуществляться по следующим направлениям:
- Активизация жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей.
- Воспитание у подрастающего поколения позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству.
- Психолого-педагогическое сопровождение родительства на разных стадиях его становления.
- Раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка.
- Пропаганда позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства [3].
Для уточнения особенностей профессиональной деятельности бакалавра социальной работы, требований работодателей к профессиональной подготовке бакалавров социальной работы (в частности, к профилактике семейного неблагополучия семей с детьми), возможностей профессионального партнерства в профессиональной подготовке бакалавров социальной работы, было проведено исследование.
Как показал экспертный опрос руководящего звена социальных учреждений г. Благовещенска и Амурской области, для успешной реализации профилактики семейного неблагополучия бакалаврам социальной работы необходимы глубокие знания в области психологии и педагогики семьи, а также навыки их применения. Большая часть опрашиваемых (77 %) высказало мнение о том, что для осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям бакалавр социальной работы должен обладать набором определенных личных качеств. 88 % экспертов отметили, что бакалавр социальной работы обязательно должен обладать терпимостью, выдержкой и самообладанием. Это объясняется тем, что социальному работнику приходится работать с особой категорией клиентов, которые не всегда самостоятельно и целенаправленно стремятся к улучшению своей жизненной ситуации. 82,5 % экспертов выделили такие качества, как наблюдательность и оптимизм. 71,5 % экспертов к важным личным качествам бакалавра социальной работы отнесли эмпатию (от греч. еmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - «вчувствование» в переживания другого человека.
Кроме того, 66 % экспертов выразили мнение, что в процессе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям необходимо налаживать профессиональное партнерство между вузом и социальными учреждениями. Это, например, даст возможность, с одной стороны, работодателю (социальным учреждениям) участвовать в разработке и уточнении учебного плана и рабочих программ бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа», с другой стороны, базы практик будут нести ответственность за качество организации практики студентов на предприятиях.
Основываясь на результатах исследования, нами рассмотрены возможности профессионального партнерства при подготовке бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям.
В настоящее время профессиональная подготовка социальных работников в вузе осуществляется в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения. Обществу нужны социальные работники, способные ставить и решать самые разнообразные и сложные задачи профессионального характера, находить верные решения, актуальные в наше время и вырабатывать эффективную технологию своей трудовой деятельности [1, 2, 6].
Эффективная профилактика семейного неблагополучия по отношению к детям возможна при обеспечении министерства социальной защиты, социальных служб и комплексных центров социального обслуживания населения качественно подготовленными кадрами. В это же время является важным и необходимым удовлетворение образовательных потребностей: личности как главного действующего лица и действующей силы свободного движения общества; общества с целью творческого развития и образованности своих членов; государства в целом и конкретного региона для обеспечения кадрами различных уровней образования и квалификации. Это становится возможным при подготовке кадров для социальной сферы на основе профессионального партнерства.
Т.С. Еремеева в своем исследовании подробно рассматривает подготовку специалистов социальной работы на основе профессионального партнерства. Так, профессиональное партнерство рассматривается как наиболее эффективный способ формирования и реализации политики государства в области профессионального образования. Это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными, региональными и местными органами власти, общественными организациями, цель которого - максимальное согласование и реализация интересов всех участников этого процесса.
Профессиональное партнерство, в нашем понимании, - это система отношений образовательных учреждений с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.
Итак, профессиональное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям, обеспечивающим связь образовательных услуг со сферой труда. Возможности профессионального партнерства очень широки: это и формирование итоговых компетенций студента, и возможность трудоустройства выпускников, и повышение квалификации и стажировка преподавателей вуза.
Основные участники профессионального партнерства в сфере подготовки бакалавров социальной работы могут быть представлены на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном).
Участники профессионального партнерства могут быть реальными и потенциальными. Реальные партнеры это те, субъекты или организации, с которыми образовательное учреждение уже работает, имеет постоянные связи и программы взаимодействия, с кем заключены договоры. К потенциальным партнерам относятся те организации, с которыми образовательное учреждение не имеет постоянных связей, но считает, что при организации работы с ними сотрудничество может быть плодотворным.
Подготовка бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям строится на основе внутренней и внешней организационно-управленческих структур.
Внутренняя организационно-управленческая структура состоит из следующих элементов: администрация вуза; профком; факультет социальных наук; кафедра психологии и педагогики; кафедра социологии; кафедра медико-социальной работы, - осуществляющая подготовку студентов по направлению подготовки «Социальная работа»; научная библиотека; социально-культурный центр (в т.ч. входящие в него кружки, секции, клубы); медицинский пункт; служба психологической помощи АмГУ; центр трудоустройства; специализированные профильные отделы; вспомогательные хозяйственные службы; руководство и обслуживающий персонал факультетов (в т.ч. методические кабинеты и лаборатории).
Внешняя по отношению к университету организационно-управленческая структура представлена сетью партнерских отношений с органами государственной (федеральной и региональной) и муниципальной власти, коммерческих структур, некоммерческих (в т.ч. общественно-политических, благотворительных и т.д.) объединений. Внешняя структура представлена взаимодействием с Министерством социальной защиты населения Амурской области, Министерством образования Амурской области, управлением социальной защиты населения, Благовещенским комплексным центром социального обслуживания населения «Доброта». Подобные связи предполагают не только личные контакты руководства, отдельных сотрудников, но и возможность реализации совместных или инициативных проектов и программ, участия в проводимых мероприятия научного, учебно-воспитательного, прикладного (производство социальных услуг) характера, оказание взаимопомощи и поддержки (информационной, материально-технической, иными ресурсами).
Таким образом, профессиональное партнерство, укрепление связей с социальными партнерами, задействованными в реализации целей высшего профессионально образования бакалавров социальной работы, открывают для университета следующие дополнительные возможности:
- упрощают доступ к информации о рынке труда;
- обеспечивают учет требований работодателей к содержанию подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям;
- упрощают процедуру корректировки старых и разработки новых учебных планов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
- открывают более широкие возможности для организации практики студентов;
- расширяют возможности трудоустройства выпускников [3].
В процессе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия на основе профессионального партнерства, как правило, представители работодателей активно сотрудничают с факультетом и кафедрой в период проведения практики. После завершения оценивают как теоретическую и практическую подготовку студентов (давая оценку о прохождении практики в дневнике студента), так и содержание программ практики, организационные вопросы ее проведения. Кроме того, представители социальных учреждений могут участвовать в комиссии на защите курсовых работ. Таким образом, осуществляя контроль и оценку исследований, проводимых студентами [4].
Особое внимание необходимо уделять постоянному повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. Возможны следующие направления. Прежде всего, это регулярно организуемые курсы по новым педагогическим технологиям, электронным программным образовательным ресурсам, дистанционному образованию. А также, краткосрочные стажировки непосредственно в социальных учреждениях. Это необходимо для того, чтобы обучая студентов преподаватель мог не только рассказать теоретический материал, но и поделиться знаниями о том как все реализуется на практике [5].
Таким образом, профессиональное партнерство в вузе позволяет обеспечить решение таких задач профессионального образования, как: во-первых, совершенствование содержания, методов и форм профессиональной подготовки; во-вторых, повышение профессиональной компетентности бакалавров социальной работы; в-третьих, качественная организация учебных и производственных практик; в-четвертых, включение студентов в научно-исследовательскую деятельность и др. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в процессе подготовки бакалавров социальной работы к профилактике семейного неблагополучия по отношению к детям профессиональное партнерство способствует эффективному достижению целей профессионального образования.
Рецензенты:
Лейфа А.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе, Амурский государственный университет, г. Благовещенск.
Щепкина Н.К., д.п.н., профессор, декан факультета социальных наук, Амурский государственный университет, г. Благовещенск.