Культура – синкретическое понятие, отражающее квинтэссенцию эпохи,
её основополагающие черты.
Н.М. Мамедов
Экологический вектор, предполагающий переход к устойчивому развитию цивилизации и её коэволюционному взаимодействию с природой, ставит вопрос о кардинальном преобразовании всех форм и направлений социальной деятельности, в том числе и образования.
Система образования в этом контексте определена как стратегически важная, ключевая сфера человеческой деятельности, которая призвана выполнить опережающую роль в переходе к устойчивому развитию. На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге вопросам образования было уделено особое внимание. Выработаны конкретные меры, направленные на согласование международной деятельности по вопросам образования в интересах достижения целей устойчивого развития. Эти меры нашли отражение в Плане выполнения решений Всемирной встречи, в котором проблемы развития образования учитывают экологические и информационные аспекты культурно-цивилизационного развития. В этом же документе странам предписано:
- внедрять вопросы устойчивого развития в системы образования на всех уровнях, принимая во внимание, что образование является ключевым фактором перемен, и предполагать формирование нового типа культуры – культуры устойчивого развития;
- разрабатывать планы действий и программы в области образования, принимая во внимание, что образование должно учитывать условия и потребности для развития человеческого потенциала на локальном, национальном и глобальном уровнях [7].
По мнению Н.М. Мамедова, реализация стратегии устойчивого развития предполагает системно-футурологические исследования перспектив, закономерностей и этапов общественного развития, обеспечивающих целенаправленное «конструирование» будущего, движение к качественно новому состоянию общества. Это новое состояние общества отличается от всей предшествующей истории культурой, обеспечивающей возможность поддерживаемого развития. Сейчас общепризнанно, что среди конкретных задач перехода к устойчивому развитию на первое место нужно поставить формирование культуры устойчивого развития и соответствующей системы образования.
Культура устойчивого развития базируется на новых «человековключающих» моделях познания, системе коэволюционных ценностных отношений, созидательном конструктивном характере деятельности [1]. Она имеет транс-междисциплинарный характер, выступая методологическим основанием экологизации научных областей знания и учебных дисциплин в контексте идеологии устойчивого развития. В современных условиях особую значимость приобретают экологоориентированные научные области и соответствующие дисциплины, в которых гармонично соединяются идеалы устойчивого развития с конструктивным, деятельностным характером предметного содержания. К подобным областям относят природопользование как геоэкологический вектор экологизации комплексной географии, изучающее триаду: природа – население – хозяйство на конкретной территории. Специалисты отмечают, что экологически устойчивое природопользование является составной частью движения по пути устойчивого развития [4]. В этом контексте правомерно говорить о таком феномене как культура природопользования.
Системно-структурный подход к выявлению сущностных особенностей культуры природопользования предполагает раскрытие её ценностного, онтологического, гносеологического, нормативного и праксиологического аспектов, что целостно отражает многообразие философских концепций культуры и её особенность комплексно влиять на все сферы сознания личности.
Ценностный аспект является центральным, определяя ценностно-целевые ориентиры современного культурно-цивилизационного развития. Коэволюционные ценности, являясь мировоззренческим ядром культуры природопользования, ориентируют на гармонию взаимодействия человека и природы, взаимного единения, со-бытия с другими людьми и природой, в противовес идеологии борьбы и покорения. Они формируют базовую аксиологическую основу культуры XXI века – экологический гуманизм (А.А. Горелов), который реализует следующие ценностно-мировоззренческие идеи:
-
холистическая идея, предполагающая признание единства мира природы и мира человека, «вписанность» человека и его природопользовательской деятельности в социоприродное окружение, её оценку;
-
универсальной ценности и самоценности природы, которая призвана преодолеть утилитарно-практическое отношение;
-
гармонизации, оптимизации, гуманизации как основных направлений рационального, эффективного природопользования;
-
сохранения опыта и традиций экологически устойчивого природопользования, эстетики и гармонии культурных ландшафтов.
Экологический гуманизм определяет направленность изменения содержания онтологического и гносеологического аспектов культуры природопользования. Изменение содержания связано с проникновением экогуманистического подхода в систему научного знания и способов познания, что способствует образованию пограничных областей научного знания, в которых происходит соединение когнитивных и ценностных аспектов, утверждение целостного видения человека в единстве его социальных и природных характеристик. Особенностью подобных пограничных областей знания является не интеграция в максимально возможной степени, а максимально возможная гармоничная интеграция. Гармония при этом рассматривается как способ взаимодействия, при котором предметные знания сохраняют свою специфику, а особенным в их содержании является экогуманоцентризм, погружённость, вписанность человека в природную и социальную среду. Такая гармонизированная научная область способствует созданию гармоничной системы взаимодействия человека с природой и обеспечению гармоничности развития самого человека. К подобным научным областям относят рациональное (гармоничное) природопользование.
Онтологический аспект включает систему знаний о видах и направлениях природопользования. Структурно-логическая модель понятия природопользования, а также соподчинённых понятий, раскрывающих сущность нерационального и рационального природопользования, представлены на рисунках 1, 2, 3.
Рис. 1. Структурно-логическая модель понятия «природопользования»
Рис. 2. Нерациональное природопользование
Рис. 3. Содержание и направление рационального природопользования
Гносеологический аспект представлен системно-деятельностным подходом, обеспечивающим алгоритмизацию содержания, отражающую диалектику природопользовательской деятельности. Структура содержания нами представлена в этом контексте следующим образом: I блок – природные ресурсы, природные условия, оценка природно-ресурсного потенциала территории; II блок – виды природопользования; III блок – экологические проблемы и ситуации; IV блок – экологические последствия; V блок – направления рационального природопользования.
Нормативный аспект культуры природопользования представлен тремя блоками, последовательно отражающими процесс долженствования от внешнезаданных норм и требований к принятию их личностью и становлению экологооринтированного качества личности – экологическая ответственность гражданина: I блок – Нормативно-правовая база природопользователя; II блок – Кодекс природопользователя; III блок – Экологическая ответственность гражданина.
Праксиологический аспект обеспечивает взаимосвязь традиционного экологоориентированного природопользователя с инновационным опытом рационального природопользования.
Разработанные теоретические основы реализованы в элективных курсах «Рациональное природопользование» и «Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края» [2, 3, 5, 6]. Курсы отражают культурно-деятельностную парадигму современного образования, ориентируясь на формирование культурны природопользования. Элективные курсы обеспечены программами и учебными пособиями. Программы предусматривают вовлечение учащихся в разнообразную деятельность – основу личностного становления, в процессе выполнения которой развивается аксиологическая, когнитивная и волевая сферы личности как условие формирования культуры природопользования. Особое внимание уделяется частично-поисковым и исследовательским методам обучения. Это отражается в содержании и методическом аппарате учебных пособий.
Так, методический аппарат учебного пособия по рациональному природопользованию включает задания, объединённые в рубрики:
«Подведём итоги» – нацелена на проверку усвоения основного материала, содержания ключевых понятий курса, проблем;
«Включайтесь в обсуждение» – направлена на выражение отношения к дискуссионным вопросам, альтернативным позициям; демонстрацию интересов, эрудиции, умения формулировать свою аргументированную точку зрения;
«Твое участие в решение проблем природопользования» – ориентирована на развитие опыта решения проблем на основе ценностей экологической культуры;
«Я – природопользователь» включает вопросы и задания на самореализацию, участвуя в конкретной практической экологической деятельности.
Проектно-творческий практикум «Будущее создается сегодня» включает современные научные методы исследований. С помощью доступных методик возможно микроисследование экологических проблем в различных видах природопользования и получение достоверных выводов. Каждая проектно-творческая работа включает два блока: информационный и деятельностный. В информационном блоке содержатся сведения теоретического, нормативно-правового, фактологического характера, необходимые для успешного выполнения задания. В деятельностном блоке предлагается методика организации творческой деятельности учащихся.
Информация для углубленной проработки материала содержится в дополнительном тексте, выделенном более мелким шрифтом.
Программой курса «Рациональное природопользование» после изучения тематических разделов предусмотрено три завершающих обобщения. Они обеспечивают самоконтроль и рефлексию учебной деятельности, систематизацию усвоенного содержания в процессе его обсуждения, практические и проектные задания по решению реальных личностнозначимых экологических проблем природопользования. Обобщения включают задания, объединённые в следующие направления: 1. Ваш личный рейтинг; 2. Коммуникативный блок; 3. Практический блок.
Вопросы первого направления представляют собой тесты разного типа; коммуникативный блок содержит проблемные и дискуссионные ситуации; практический блок состоит из практических и творчески-созидательных заданий.
Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать становлению компетентной личности путём развития культуры природопользования на основе формирования у учащихся коэволюционных ценностей устойчивого развития, осознания неразрывного единства с миром природы, системы экологических знаний о рациональном природопользовании, способов экологической деятельности, готовности и способности к конструктивному диалогу по дискуссионным экологическим проблемам, настойчивости и воли в достижении целей улучшения состояния окружающей среды.
Разработанный нами элективный геоэкологический курс «Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края» ориентирован на развитие культуры природопользования подрастающего поколения посредством включения учащихся в различные виды созидательной творческой деятельности в процессе познания и преобразования ландшафтов ближайшего окружения.
В программе курса учитывались и реализовывались научно-географические и психолого-педагогические основы окультуривания ландшафтов и формирования культуры природопользования.
Научно-географическую основу исследования составили: теоретические основы ландшафтоведения; идеи прикладного ландшафтоведения; о культурно-экологическом подходе в изучении ландшафтов и концепциях культурного ландшафта; о связи прикладного ландшафтоведения с этикой и эстетикой.
Психолого-педагогическую и методическую основу составили исследования о культурологическом и экологическом подходах в образовании; идеи личностно-деятельностного подхода; идеи средового подхода, в том числе ландшафтно-средового; о личности как субъекте деятельности и культуры, об экологической этике и экологическом императиве, культуре природопользования.
Цель курса – формирование культуры природопользования учащихся в процессе изучения многообразия современных ландшафтов, методов их окультуривания и сохранения.
Задачи курса ориентированы на формирование и развитие системы знаний и познавательной деятельности, связанных с культурными ландшафтами как отпечатками пространственной организации природы и общества, отражением культуры природопользования прошлых и настоящих поколений; развитие ценностного отношения школьников к современным ландшафтам и причастности к их окультуриванию, сохранению природных и культурно-исторических богатств родного края; развитие творческо-созидательной деятельности по изучению и сохранению культурных ландшафтов, а также готовности к решению их проблем.
Курс включает блок теоретической подготовки и личностно-деятельностный блок, реализуемый на основе взаимосвязи методов проблемного обучения, коммуникативных методов и метода проектов. В рамках теоретического блока школьники знакомятся с теоретическими основами окультуривания ландшафтов: его объектом, целями, задачами, методами; рассматривают опыт современного природопользования в различных странах мира, изучают историю изменения культуры природопользования жителей России в различные исторические эпохи и историю планирования территории. Личностно-деятельностный блок предполагает комплексную оценку территории, выявление проблем ландшафта, его потенциальных возможностей, предложение рекомендаций по использованию исследуемой территории (возможные варианты выделения функциональных зон: размещения производственных, рекреационных, сельскохозяйственных, транспортных и других объектов). Разрабатывается обоснование проекта с точки зрения соответствия потенциалу ландшафта и предложение экологических ограничений использования территории, чтобы не допустить возникновения на ней новых экологических проблем. Особое внимание следует обратить на то, что учащимся предлагается оценить свою роль и внести посильный вклад в окультуривание ландшафтов родного края.
Реализация курса «Окультуривание антропогенных ландшафтов моего края» в практике школы подтвердила его эффективность в изучении современных ландшафтов и формировании культуры природопользования подрастающего поколения посредством включения учащихся в различные виды деятельности по изучению и окультуриванию ландшафтов.
Разработанные материалы активно используются в школах Нижегородской области, а учебное пособие «Природопользование» – в различных регионах РФ. Как отмечают учителя, заложенный в них образовательно-воспитательный потенциал способствует формированию культуры природопользования как фактора устойчивого развития территорий.
Статья подготовлена в рамках реализации Государственного задания №2014/362 Минобрнауки России, НИР №868 «Исследование теоретико-методологических оснований формирования культуры природопользования средствами проектно-модульного обучения»
Рецензенты:
Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Н. Новгород.
Николина В.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Н. Новгород.