В условиях вывода экономики страны в режим роста увеличение ресурсной базы коммерческих банков могло бы дать положительный эффект уже в среднесрочной перспективе. Это позволило бы ликвидировать потребность хозяйствующих субъектов в дополнительных оборотных средствах; снизить для организаций уровень денежных ограничений; создать условия для снижения стоимости кредитных ресурсов, а следовательно, расширить банковское кредитование реального сектора экономики; уменьшить зависимость отечественной экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
В настоящее время наблюдается кардинальная перестройка всей мировой экономики. Очевидно, что на мировой арене реализуется очередная смена парадигмы развития, для эффективной реализации которой требуется расширение имеющегося в распоряжении кредитных институтов финансового инструментария. При этом одним из перспективных направлений в данной сфере стало активное использование инструментов структурированного финансирования, получивших развитие в финансовой практике с середины 80-х годов XX века. Одним из таких инструментов является синдицированное кредитование.
Следует отметить, что синдицированное кредитование традиционно рассматривается как инструмент привлечения крупных кредитных вложений для финансирования в рамках банковского консорциума инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, однако не менее популярна данная форма как инструмент банковского фондирования, используемая с целью финансирования кредитных портфелей самих банков. Более того, в российских условиях она приобретает особое значение, поскольку, как отмечает Ассоциация региональных банков России, «наращивание совокупного кредитного портфеля и все более активное вовлечение банков в инвестиционный процесс сдерживаются высоким уровнем рисков, а самое главное - дефицитом устойчивых пассивов» [5].
Интерес к синдицированному кредитованию проявляют как сами банки, так и регулирующие органы. Последние рассматривают данный инструмент преимущественно через призму необходимости управления банками своих рисков. Череда потрясений, охвативших мировой финансовый рынок на протяжении последних десятилетий, заставляет усиливать влияние регуляторов на банковский сектор с целью обеспечения его устойчивости, в том числе и через использование последним сложных структурированных финансовых инструментов.
В основе организации процедуры синдицированного финансирования лежит формирование банковского консорциума, в задачи которого входит выделение средств для банка-заемщика. В банковской практике [2] внутреннее строение синдиката имеет несколько уровней: организатор (arranger), соорганизатор (coarranger), ведущие менеджеры (lead-managers), менеджеры и простые участники (participants). В функции организатора синдиката (консорциума) входят следующие:
- анализ заемщика;
- подбор возможных банков-участников;
- подготовка информационного меморандума для банков-участников;
- подготовка и согласование со всеми участниками сделки кредитной документации и др.
Как правило, в обязанности организатора входят также функции банка-агента, отвечающего за взаимодействие между заемщиком и кредиторами (рассылка необходимой документации, контроль за исполнением заемщиком обязательств и др.). Организатор либо берет на себя функции агента, либо поручает их дочерней структуре. Таким образом, всю основную работу выполняет организатор, остальные участники юридически выступают как кредиторы. Различие между ними, как правило, состоит в размере комиссионных - участники высшего уровня получают больше.
При получении синдицированного кредита заемщик может действовать в рамках следующих схем: 1) от конъюнктуры рынка - к собственным умозаключениям; 2) от собственных умозаключений - к конъюнктуре рынка. В первом случае заемщик назначает организатора и передает ему информацию о желаемых параметрах будущей сделки (методика «best efforts»). В дальнейшем при содействии банка-организатора заемщик уточняет все параметры будущей кредитной операции.
При использовании второй схемы заемщик согласовывает условия кредита с организатором и определяет сумму кредита, срок и процентную ставку на более раннем этапе. Все параметры кредита задолго до подписания соглашения зафиксированы. Возможны смешанные варианты, т. е. заемщик назначает конкретные параметры кредита сразу, но при этом оставляет некоторое пространство для маневра.
Первая методика удобна тем, что заемщик почти наверняка привлекает финансирование по самой оптимальной цене, но при этом он вынужден учитывать сложившуюся на рынке конъюнктуру и руководствуется в основном ею, а не собственными потребностями. Вторая методика исходит в большей степени из собственных потребностей заемщика, но при этом есть риск недооценить или переоценить рынок и таким образом либо недобрать нужную сумму, либо привлечь ресурсы по более высокой цене. Российские банки при синдицированном кредитовании, как правило, придерживаются второй схемы.
Синдицированное финансирование как инструмент банковского фондирования обладает рядом достоинств и преимуществ по сравнению с традиционными каналами привлечения ресурсов. Целесообразно выделить следующие:
- привлечение крупных денежных средств на длительный период, что создает возможность для финансирования в дальнейшем крупномасштабных инвестиционных проектов и программ, а для российских банков, не отличающихся капитализацией, - возможность удержать крупных заемщиков;
- диверсификация базы инвесторов, расширение доступа к рынку капитала;
- оптимальное сочетание особенностей публичного и частного финансирования, позволяющее расширить круг банков-партнеров и укрепить репутацию на финансовом рынке, повысить транспарентность бизнеса;
- снижение финансовых и временных затрат за счет оптимизации процедуры синдицированного фондирования, особенно в рамках так называемого «клубного» синдицированного кредитования[1];
- гибкость данного финансового инструмента, позволяющего оптимизировать для его участников основные параметры сделки (объем привлечения, срок, процентная ставка, валюта, порядок погашения и проч.) и др.
Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества данного банковского продукта, проекты по организации синдицированных продуктов как инструмента фондирования кредитных организаций не приобрели массового характера. В России данная форма финансирования начала использоваться со второй половины 90-х годов XX века. Первым среди российских кредитных институтов получил синдицированный кредит печально известный ныне ОАО «Мосбизнесбанк». В роли кредитора выступил консорциум международных банков, возглавляемых Union Bank of Switzerland, прокредитовав ОАО «Мосбизнесбанк» на сумму в 20 млн. долл. В данный период в роли кредиторов выступали исключительно зарубежные банки, а заемщиками являлись преимущественно крупные отечественные банковские институты, как правило, с государственным участием. На этапе формирования отечественного рынка синдикаций его развитию препятствовали различные объективные и субъективные факторы [2, с.105-106], главными из которых являлись отсутствие унифицированных процедур синдицированного кредитования и сохранявшийся на тот момент дефицит взаимного доверия в банковском сообществе.
Кризис взаимного доверия среди банковских институтов, усилившийся после начала масштабной зачистки банковского сектора Банком России, продолжает оказывать существенное влияние на рынок синдикаций и в современных условиях. По сути, синдицированное финансирование получило статус клубных кредитов, не предполагающих, как правило, рыночную синдикацию и осуществляемых определенным кругом участников, имеющих положительную кредитную историю с заемщиками. Также, по оценкам специалистов [1, 4], негативное влияние на развитие рынка синдицированного финансирования оказывает продолжающаяся экономическая рецессия, которая обуславливает как снижение активности его участников, так и доминирование на рынке в условиях отсутствия реального спроса на деньги преимущественно мотивов рефинансирования. В этих условиях вполне логично проявление тенденции, связанной с сокращением доли банков и финансовых институтов в отраслевой структуре синдицированных кредитов: с 23% в 2011 до 12% в 2013 году [3, 6]. При этом основными участниками рынка синдицированного кредитования в России продолжают оставаться крупные частные и государственные (так называемые «системообразующие») банки, а также банки с иностранным капиталом.
Тем не менее, значимость использования данного инструмента безусловна. Потенциал синдицированного финансирования еще далеко не использован отечественными банками, особенно при финансировании крупных инвестиционных проектов в регионах. Как известно, значительная часть последних не обладает достаточными финансовыми ресурсами, а действующие на их территориях финансовые институты, как правило, малочисленны и недокапитализированы. А значит, следует ожидать, что с оживлением экономики синдицированные кредиты станут долговым инструментом, которому российские заемщики будут отдавать особое предпочтение.
Рецензенты:
Салимова Т.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления качеством ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.
Артемьева С.С., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.
[1] разновидность синдицированного кредитования, не предполагающая рыночную синдикацию, и, как правило, представленная определенным кругом участников, имеющих длительную совместную положительную кредитную историю