Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRENDS CHANGE REVENUES AND WAGES POPULATION OF THE REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Khoguev V.Sh. 1 Shamilev S.R. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «The Chechen state university»
We have studied the dynamics of real incomes of the population of the Russian Federation and Federal District (as a percentage of the previous year), built by grouping the subjects of the Russian Federation average annual rate of growth of real incomes of the population of subjects of the Russian Federation in 2010–2012. The dynamics of real gross wages and RF FD (as a percentage of the previous year). Constructed by grouping the subjects of the Russian Federation with a CAGR of real gross wages of the population in 2010–2012 years. The changes in the absolute values of the average per capita income of the Russian Federation and the Federal District from 2000 to 2012. Constructed by grouping the subjects of the Russian Federation average per capita income in 2010–2012. The change of the absolute values of the average monthly nominal salary of its employees and organizations of the Russian Federation Federal District from 2000 to 2012. Constructed by grouping the subjects of the Russian Federation average nominal salary of its employees organizations in 2010–2012. The changes in the average monthly salary of employees of local governments, construct the corresponding groups. Finally, conclusions are drawn.
groups
the value of the average monthly wage of employees of local governments
real wages
real income
actors and regions of Russia

Уровень доходов и зарплаты, а также динамика их изменений, являются наиболее значимыми категориями, характеризующими уровень благосостояния населения. Рассмотрим динамику реальных доходов населения РФ и ФО (в % к предыдущему году).

Рис.1. Динамика реальных доходов населения РФ и ФО в 2010–2012 гг. (в процентах к предыдущему году)

Из данных рисунка 1 видно, что рост доходов произошел во всех ФО и, соответственно в РФ в целом, снизился в 2011 г. и увеличился в 2012 г. В целом рост доходов РФ в 2012 г. превысил их рост в 2010 г., как и в ПФО, УФО, СФО, ДФО; во всех остальных ФО уменьшился. В 2011 г. в СЗФО и ПФО реальные доходы населения даже снизились. Если рассмотреть их по субъектам РФ, то получим следующие данные.

Таблица 1

Среднегодовой темп роста реальных доходов населения субъектов РФ в 2010–2012 гг.

Среднегодовой темп роста реальных доходов населения, %

Количество субъектов

97-100

3

100-101

4

101-102

7

102-103

11 (КБР)

103-104

10

104-105

15

105-106

12 (КЧР)

106-107

6 (ЧР)

107-108

6 (РД, СК)

108-109

4

109-110

3 (РСОА)

110-111

1 (Ивановская область)

111-112

1 (РИ)

Общий итог

83

Из данных таблицы 1 видно, что в 3 субъектах РФ произошло снижение уровня реальных доходов населения. 45 субъектов РФ имеют средний темп роста реальных доходов выше среднероссийского. Из субъектов СКФО только КБР имеет средний темп роста реальных доходов ниже среднероссийского уровня. Наивысший темп роста реальных доходов среди субъектов РФ имеет РИ. Чеченская Республика занимает 17 место по темпу роста реальных доходов среди субъектов РФ в 2010–2012 гг. и уступает всем субъектам СКФО, кроме КБР и КЧР.

Рассмотрим динамику реальной начисленной заработной платы РФ и ФО (в % к предыдущему году).

Рис. 2. Динамика реальной начисленной заработной платы РФ и ФО в 2010–2012 гг. (в процентах к предыдущему году)

Данные рисунка 2 свидетельствуют о том, что рост реальной начисленной заработной платы во всех ФО и в РФ снизился в 2011 г. и увеличился в 2012 г. (за исключением ДФО, в котором за рассматриваемые периоды наблюдался только рост темпа реальной начисленной заработной платы). СКФО в 2010 и 2011 гг. имеет наименьший рост реальной начисленной заработной платы, в 2012 г. – наивысший.

Рассмотрим изменения реальной начисленной заработной платы по субъектам РФ.

Таблица 2

Среднегодовой темп роста реальной начисленной заработной платы населения субъектов РФ в 2010–2012 гг. (%)

Реальная начисленная заработная плата

Количество субъектов

100-101

1 (ЧР)

102-103

1 (Республика Калмыкия)

103-104

9

104-105

25 (РД)

105-106

23 (КБР)

106-107

14 (КЧР, РСОА, СК)

107-108

6

108-109

3

112-113

1 (РИ)

Общий итог

83

Данные таблицы 2 показывают, что Чеченская Республика имеет наименьший, среди всех субъектов РФ, рост реальной начисленной заработной платы населения за исследуемый период. 39 субъектов РФ имеют средний темп роста реальной начисленной заработной платы населения выше среднероссийского, в том числе все субъекты СКФО, кроме ЧР и РД. Наивысший среднегодовой темп роста реальной начисленной заработной платы населения среди субъектов РФ имеет РИ. Рассмотрим изменение абсолютных значений среднедушевых денежных доходов населения РФ и ФО с 2000 по 2012 г.

Рис.3. Изменение абсолютных значений среднедушевых денежных доходов населения РФ и ФО в 2010–2012 гг.

Информация рисунка 3 свидетельствует об отсутствии существенных изменений в отношении абсолютных значений среднедушевых денежных доходов ФО к среднероссийскому уровню. Можно говорить о незначительном улучшении позиций ЦФО, СКФО и ДФО, а также о значительном ухудшении позиций СФО. Рассмотрим группировки субъектов РФ по среднедушевым денежным доходам населения в 2010–2012 гг.

Таблица 3

Группировка субъектов РФ по среднедушевым денежным доходам населения в 2010–2012 гг.

Среднедушевые денежные доходы населения

Количество субъектов в 2010 г.

Количество субъектов в 2011 г.

Количество субъектов в 2012 г.

5000-9999

2 (РИ)

1

0

10000-14999

41 (КБР, КЧР, РСОА, ЧР, СК)

29 (РИ, КБР, КЧР, РСОА, ЧР, СК)

11 (РИ, КБР, КЧР)

15000-19999

23 (РД)

32 (РД)

41 (РСОА, ЧР, СК)

20000-24999

8

8

15 (РД)

25000-29999

3

5

7

30000-34999

2

4

3

35000-39999

1

0

2

40000-44999

2

1

0

45000-49999

0

2

2

50000-54999

1

1

1

60000-64999

0

0

1

Общий итог

83

83

83

Данные таблицы 3 свидетельствуют о повышении среднедушевых денежных доходов населения всех субъектов РФ. Если в 2010 г. только в 9 субъектах РФ (среди которых нет ни одного субъекта СКФО) среднедушевые денежные доходы населения превышают 25 тыс. руб., то в 2011 таких субъектов – 13, а в 2012 г. – 16. При этом в 2010 г. среднедушевые денежные доходы населения не превышают 15 тыс. руб. в 43 субъектах, в 2011 таких субъектов – 30, а в 2012 г. – 11. Рассмотрим изменение абсолютных значений среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций РФ и ФО с 2000 по 2012 г.

Рис.4. Изменение абсолютных значений среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций РФ и ФО в 2000–2012 гг.

Показатели рисунка 4 свидетельствуют о наличии существенных изменений в отношении абсолютных значений среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций ФО к среднероссийскому уровню – улучшение позиций ЦФО, ДФО и СЗФО, а также ухудшение позиций СКФО, ПФО, ЮФО и СФО.

Таблица 4

Группировка субъектов РФ по среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций в 2010–2012 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

Количество субъектов в 2010 г.

Количество субъектов в 2011 г.

Количество субъектов в 2012 г.

10000-15000

31 (все субъекты СКФО)

19 (РД, РИ, КБР, КЧР, РСОА, ЧР)

1 (РД)

15000-20000

29

31 (СК)

35 (РИ, КБР, КЧР, РСОА, ЧР, СК)

20000-25000

9

17

23

>25000

14

16

24

Общий итог

83

83

83

Наихудшие показатели среди субъектов РФ по среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций в 2010–2012 гг. имеет РД.

Отношение максимального значения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций к соответствующему минимальному в субъектах РФ составляло в 2010 г. – 5,14 раз; в 2011 г. – 5,26 раз; в 2012 – 4,66 раз. Это положительная тенденция. Количество субъектов со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой до 20000 рублей с 2010 г. по 2012 г. уменьшилось с 60 до 36, что также положительно.

Только в 20 субъектах РФ (среди которых нет ни одного субъекта СКФО) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций выше соответствующей среднероссийской в 2010, 2011, 2012 гг.

Рассмотрим изменение абсолютных значений среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления РФ и ФО с 2010 по 2012 г.

Рис.5. Изменение абсолютных значений среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления РФ и ФО с 2010 по 2012 г.

Данные рисунка 5 свидетельствуют об отсутствии каких-либо значительных изменениях абсолютных значений среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления РФ и ФО с 2010 по 2012 г., относительно среднероссийских значений, кроме как общего повышения всех соответствующих значений. Наименьшие значения среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления в СКФО, а наибольшие – в УФО, причем разрыв между ними только увеличивается. Рассмотрим группировку субъектов РФ по среднемесячной начисленной заработной плате работников органов местного самоуправления в 2010–2012 гг.

Таблица 5

Группировка субъектов РФ по заработной плате работников органов местного самоуправления в 2010–2012 гг.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников органов местного самоуправления

Количество субъектов в 2010 г.

Количество субъектов в 2011 г.

Количество субъектов в 2012 г.

10000-14999

17 (РД, КБР, КЧР, РСОА, ЧР)

14 (РД, КБР, КЧР, ЧР)

6 (ЧР)

15000-19999

31 (РИ, СК)

28 (РИ, РСОА, СК)

24 (РД, РИ, КБР, КЧР, РСОА, СК)

20000-24999

16

15

24

>25000

19

26

29

Общий итог

83

83

83

Из данных таблицы 5 видим, что среднемесячная начисленная заработная плата работников органов местного самоуправления в субъектах СКФО (особенно в ЧР) находится на самом низком уровне. Количество субъектов со среднемесячной начисленной заработной платой работников органов местного самоуправления до 20000 рублей уменьшилось с 48 до 30, что весьма положительно. 26, 29 и 27 субъектов РФ в 2010, 2011 и 2012 гг. имеют показатели, превышающие соответствующие среднероссийские показатели.

При этом в большинстве субъектов РФ происходит увеличение зарплаты работников местного самоуправления по сравнению с зарплатой работников организаций, причем в некоторых субъектах такое увеличение превышает все разумные уровни.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Рост реальных доходов за последние 3 года происходит неравномерно, в 3 субъектах происходит даже снижение реальных доходов. Наибольший рост реальных доходов устойчиво демонстрирует СКФО.

Происходит незначительное улучшение абсолютных значений среднедушевых денежных доходов в ЦФО, СКФО и ДФО, а также значительное ухудшение позиций в СФО. Наименьшие абсолютные значения среднедушевых денежных доходов имеет СКФО. Неравномерность в среднедушевых денежных доходах субъектов РФ характеризует то, что только в 19 субъектов РФ (среди которых нет ни одного субъекта СКФО) данный показатель в 2010 и 2011 гг. превышает среднероссийский уровень, в 2012 г. таких субъектов – 20.

Рост реальной начисленной заработной платы всех ФО и, соответственно РФ в целом, снизился в 2011 г. и увеличился в 2012 г. (за исключением ДФО). Изменения происходят неравномерно.

Неравномерность в среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций субъектов РФ характеризует то, что только в 20 субъектах РФ (среди которых нет ни одного субъекта СКФО) данный показатель превышает соответствующий среднероссийский в 2010–2012 гг. Хотя разрыв по среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций несколько уменьшился, он имеет, по нашему мнению, недопустимо высокий уровень.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников органов местного самоуправления в субъектах СКФО (особенно в ЧР) находится на самом низком уровне и характеризует слабый «политический вес» местного самоуправления. Разрыв в оплате работников местного самоуправления и работников организаций необходимо снижать.

Рецензенты:

Гезиханов Р.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Юсупова С.Я., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономика и управление производством» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.