Информационное обеспечение задачи размещения объектов, осуществляющих сбор, временное хранение, накопление, переработку и захоронение отходов, имеет некоторые особенности, присущие специфическому объекту моделирования и отличающиеся от классических задач перспективного отраслевого планирования и размещения производства.
Рассмотрим, какое информационное обеспечение необходимо для решения задачи размещения объектов обращения с отходами в регионе. Задачи размещения предприятий могут формулироваться в виде задач линейной оптимизации (одно- или многокритериальной). Автору представляется целесообразным использовать модели на основе производственно-транспортных задач, где в качестве критерия оптимальности выступают суммарные текущие (эксплуатационные, производственные) и транспортные затраты будущих объектов. Для расчета производственно-транспортных моделей [1] необходима следующая информация:
а) планируемые пункты размещения предприятий - необходимо по каждому этапу обращения с отходами определить возможные пункты размещения объектов. Возможные пункты размещения объектов в случае принятия решений региональными органами власти могут определяться на основе действующей в регионе целевой программы по обращению с отходами, генеральных схем очистки муниципальных образований региона, локальных постановлений и других документов. К заинтересованным сторонам в сфере обращения с отходами относятся Минприроды, МинЖКХ, Минимущество, Минстрой, Минфин, Ростехнадзор, Россельхознадзор. Также в процедуре принятия решения по строительству ООсО в случае бюджетного финансирования непосредственно принимают участие Минэконом, Минсельхоз, Госфинконтроль;
б) варианты развития ООсО (предполагаемая мощность) - необходима мощность по каждому варианту объекта на каждом этапе обращения с отходами в каждом планируемом пункте размещения. Мощности объектов в различных предполагаемых пунктах размещения могут отличаться друг от друга;
в) эксплуатационные (производственные) затраты предприятий по вариантам их развития (в расчете на единицу продукции);
г) транспортные затраты на перевозку продукции и сырья (отходов, вторичных ресурсов, продуктов переработки и т.п.). Предполагается, что транспортные затраты в пересчете на единицу продукции остаются постоянными по вариантам развития;
д) районы потребления готовой продукции, величина спроса на продукцию мусороперерабатывающих заводов;
е) для сортировочно-перегрузочных станций необходима также информация о том, сколько получается неперерабатываемых отходов в результате сортировки и сколько вторичных ресурсов;
ж) прочая информация, дополнительные ограничения.
Графически необходимую для расчета информацию можно представить в виде схемы (рисунок 1). К необходимым данным относятся постановка задачи (состав и взаимосвязь объектов использования и утилизации отходов), возможные пункты размещения объектов, варианты развития предприятий (предполагаемая мощность), производственные затраты предприятий по вариантам их развития (калькуляция себестоимости), транспортные затраты, потребность в готовой продукции в местах сбыта. Формы документов могут быть произвольными.
Рис. 1. Структурирование информации для принятия решений.
К ограничениям, помимо перечисленных автором в общей постановке задачи [1], могут быть отнесены любые другие формализуемые ограничения, сформулированные менеджерами.
К влияющим факторам автор предлагает отнести факторы внешней среды принятия решений (по аналогии с анализом внешней среды организации) и разделить их на социальные, экономические, политические, технологические и экологические.
К социальным факторам, оказывающим влияние на принятие решения, относятся мнение общественности по поводу сооружения объектов использования и утилизации отходов, уровень социально-экономического развития населения, его демографические характеристики и покупательское поведение, влияющее на структуру потребления, а значит, и на объем и состав образуемых отходов, степень и характер взаимодействия населения с общественными организациями по поводу сбора, использования и утилизации отходов, степень и характер взаимодействия с муниципальными, региональными, федеральными властями по перечисленным вопросам, общественный контроль за работой соответствующих законодательных, исполнительных, контролирующих органов, уровень социального взаимодействия по экологическим вопросам, уровень экологического образования и самосознания населения.
К влияющим факторам экономического характера следует отнести экономическое регулирование в области использования и утилизации отходов, льготы по налогообложению, правила образования тарифов, величину и порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и другие факторы экономического воздействия.
К влияющим факторам политического характера относят приоритетность строительства объектов использования и утилизации отходов, степень и характер взаимодействия муниципальных властей с региональными и федеральными по вопросам эксплуатации и сооружения ООсО, приоритетность экологических вопросов в национальной политике страны.
К влияющим факторам экологического характера относят действующее природоохранное законодательство, факторы риска, экологическую ситуацию в регионе в целом и в отдельных муниципалитетах, количество и площадь свалок, объем образуемых отходов, их морфологический состав, динамику образования отходов.
К влияющим факторам технологического характера можно отнести существующий уровень развития техники и технологий переработки отходов, технико-экономические характеристики существующих заводов по переработке отходов и т.п.
Государство как заинтересованная сторона определяется требованиями и интересами различных министерств и ведомств на трех уровнях исполнительной власти. При принятии решения органами государственной власти можно говорить о том, что значительно возрастает объем исходной информации и легкость доступа к ней. Вопросы размещения производства рассматриваются в этом случае уже с позиции различных факторов: соответствие стратегическим направлениям развития региона, наличие средств и объем инвестиций, наличие целевой программы, в рамках которой будет выделен необходимый объем средств, влияние на занятость населения рассматриваемой территории, соответствие законодательным строительным нормам и др. Подробная схема информационного обмена представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Потребность в информации при принятии решения по размещению ООсО.
Алгоритм информационного обмена при моделировании процесса выбора месторасположения ООсО включает создание математической модели, численное решение задачи, анализ полученного решения на соответствие поставленным целям и на непротиворечивость и оформление результатов (рисунок 3). Для создания математической модели необходимы численные данные, а также ограничения, накладываемые надзорными органами, строительными, экологическими и другими нормативно-правовыми актами, и т.п. В качестве численного алгоритма для расчета моделей автор предлагает использовать алгоритм приблизительного расчета, рассматриваемый Д.М. Казакевичем, который основан на сочетании симплекс-метода и алгоритма решения транспортных задач [3].
Рис. 3. Алгоритм информационного обмена при принятии решения по размещению ООсО.
Результатом численного решения задачи является план расположения объектов на территории региона (пункты размещения объектов), производственные мощности этих объектов и план транспортировки сырья и готовой продукции между объектами в заданных пунктах размещения (план перевозок). Анализ полученного решения необходим для поиска возможных факторов, которые не учтены в модели и могут существенно повлиять на результат моделирования. В случае обнаружения таких факторов в модель вносятся корректировки и производится новый расчет. Оформление результатов подразумевает внесение выбранных пунктов расположения объектов в соответствующие целевые программы, выполнение проектно-сметных работ и другие операции, связанные с документальным закреплением полученного решения и его принятием для исполнения соответствующими органами. В случае сооружения объектов использования и утилизации отходов информационное обеспечение процесса моделирования размещения объектов регламентируется также и системой целевых программ, в рамках которых происходит строительство объектов (рисунок 4) [2].
Рис. 4. Система целевых программ и стратегий развития, определяющих размещение ООсО на законодательном уровне.
Предлагаемый подход к сбору информации для разработки и расчета экономико-математических моделей размещения объектов использования и утилизации отходов можно использовать для планирования размещения ООсО на федеральном, региональном или муниципальном уровнях.
При государственно-частном партнерстве вопросы размещения создаваемых предприятий и варианты развития уже существующих будут решаться совместно обеими сторонами.
В случае частных инвесторов процесс принятия решений будет ограничиваться нормативно-правовыми актами, требованиями федеральных и региональных законов, регламентирующих сферу деятельности (обращение с отходами).
Таким образом, было рассмотрено информационное обеспечение процесса моделирования и алгоритм информационного обмена при решении задачи размещения ООсО на территории региона. Предлагаемый подход к структурированию информации с выделением трех уровней может быть использован для анализа необходимых для моделирования данных в различных отраслях.
Рецензенты:
Ладошкин А.И., д.э.н., профессор кафедры «Экономика промышленности» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Самара.
Косякова И.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Национальная и мировая экономика» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Самара.