Изучение общества должно быть изучением религии, а изучение религии должно быть изучением общества. Социология молодежи дает возможность научно постичь взгляды современного студенчества на вопросы религии.
Религия всегда была вопросом спорным, неоднозначным и даже запрещенным. Границы ее чрезвычайно расплывчаты: где кончается религия, где начинается фанатизм, где происходит разделительная черта между ней и магией или философским учением.
Век информции берет свое. Молодежь стремится к быстроте получения конечного результата. Вера для молодежи имеет меньший приоритет, чем, например, образование и карьера.
Современный мир можно назвать «тяжелым» периодом для религии. Но результаты социологического опроса студентов Самарского госуниверситета и Международного института рынка говорят о том, что среди современного студенчества встречаются люди, для которых вера - важнейшая составляющая часть их жизни.
У термина «религия» много определений. Одно из них: «Религия - вера, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий. Вера в бога - это попытка человека вписать себя в некую огромную систему, стремление определить свое место в жизни, сформировать иерархию норм, духовных ценностей, определить индивидуальную концепцию мира».
Известнейшими социологами, изучающими религиозные процессы, являлись Э.Дюркгейм и М.Вебер. Они разыскивали факторы, объясняющие возникновение верований, старались найти основания, определить логический и практический смысл религии, которые побуждают человека верить и действовать.
Религиозное самоопределение далеко не всегда происходит в студенческом возрасте. Но именно молодые люди, обучающиеся в вузах, зачастую обращаются к религии (даже к нетрадиционной: язычеству, даосизму, сатанизму, различным сектам). Молодой человек нуждается в «путеводной звезде». И этой звездой может стать вера в Бога. Религия систематизирует сознание человека, направляет мысли в определенное русло, на относительно конкретный предмет.
Мятущаяся душа молодых людей ищет упорядоченности, успокоения, понимания и в то же время жаждет свободы. Здесь большая вероятность ошибки. Как правило, молодежь поверхностно воспринимает то или иное вероучение, не вдумываясь в его суть. Это понимание приходит со временем, и тогда человек окончательно определяется со своим выбором (либо решает, что он заблуждался, либо убеждается в своей правоте).
Практически в каждом человеке живет желание выделиться из общей массы, не смешиваться с толпой. В религии это желание трансформируется и преломляется. Молодой человек чувствует, что обладает тайной, истиной, никому не известной, а, следовательно, он уже этим выделяется из общего стада. В этом заключается компенсаторный эффект, компенсаторная функция религии: какая-либо ущербность ребенка (мнимая или реальная) восполняется им самим при помощи сознания того, что он знает нечто, чего не знают другие.
Обращение к религии - это всегда стремление объяснить происходящее вокруг (хотя бы для себя самого). В студенческом возрасте молодой человек переосмысляет свой мир, пересматривает систему ценностей и норм. На этом этапе всегда рождаются страхи. И религия помогает победить их, ведь Бог есть сверхъестественное всемогущее существо, которое «защищает» и «помогает» ему.
Обращение к религии - это также и желание воздействия на окружающий мир, желание осуществления заветных мечтаний (мольбы к Богу об исполнении задуманного). Молодые люди ищут в религии утешение, понимание, одобрение и поддержку. Религия заставляет верующих студентов задуматься над глобальными проблемами и почувствовать себя каплей в океане, взглянуть на жизнь с другой стороны. Зачастую они склонны прикрывать религией свои ошибки, снимая с себя вину (если что-либо не получилось, значит, этого не хотел Бог, следовательно « Я не виноват»).
Возможна еще одна причина обращения молодых людей именно к религии; религия может стать для молодежи формой протеста. Это опять же уходит корнями в желание выделиться из толпы. Если родители православные христиане, молодой человек не всегда хочет быть похожим на них. Если в семье конфликт - он выбирает иную веру (делает все наоборот). Если религия для студента - протест, то у него, скорее всего, поверхностное понимание данной религии. Студент выставляет свою веру напоказ, гордится своей неповторимостью, хотя человек, определивший себя с религией, никогда не будет хвалиться этим. Религия - это понятие сугубо индивидуальное, так как Бог (кто бы он ни был - Иисус Христос, Будда, Перун), прежде всего, живет в сердце и в образе мыслей, а не в храме и не в манере одеваться.
Окончательное религиозное самоопределение в молодежной среде - большая редкость. Выбор религии зависит от того, насколько она близка его требованиям на данную минуту, сможет ли она дать ему то, что человек желает (понимание, защита, свобода духа ит.д.). Это процесс сугубо индивидуальный. Тем не менее религия - это необходимый компонент жизни человека. Она придает деятельности определенный смысл и цель. Поэтому рано или поздно человек делает свой выбор [4].
На начальном этапе студентов привлекает в тоталитарных сектах то, что «лежит на поверхности» - внешняя мишура.
Для примера, молодой человек сталкивается с сатанизмом. Во-первых, всеобщее осуждение и отвращение к этому вероучению возбуждает любопытство (начальная стадия, «запретный плод сладок»). Во-вторых, он ищет нечто строго упорядоченное, такую систему, в которую он мог бы вписать себя. Как ни странно, в сатанизме это присутствует: жесткая иерархия, строго определенные обязанности и функции каждого члена. Главные постулаты сатанизма, изложенные в «Сатанистской библии» Шандора Ла Вея, понятны и логичны: в силу их тонкой и психологически продуманной структуры они кажутся правильными по своей сути. В-третьих, молодой человек бунтует, требует свободы, и сатанисты, как и многие сектанты, обещают ему реальную, абсолютную свободу, вседозволенность, ведь первая их заповедь гласит: «Потворство, а не воздержание». Для молодого человека, которому везде видятся преграды, это заманчивое предложение.
Молодые люди активно ищут более справедливые, с их точки зрения, нормы и вступают в тоталитарные секты. Это обусловлено ограниченностью жизненного опыта, неприятием несправедливости.
Тоталитарные секты возникают на основе локальных реакций, на коллективных представлениях, формируемых некими сподвижниками. Именно эти реакции чаще всего эксплуатируются экстремистски настроенными кругами [5].
Исчезновение целостного религиозного мировоззрения в обществе привело к стихийному появлению религиозных верований самого различного происхождения. Для молодежи не всегда известны канонические вопросы христианства: спасение, смысл жизни, поведение, отношение, христианское послание о Вере, о страдающем и любящем Боге, о распятом и воскресшем Господе.
Коли эти вещи неизвестны, то в среде молодежи возникают идеальные условия для развития сектантства. Характерные черты сектантства: закрытость, избранничество, экстремизм.
Националистические русские группировки активно используют в своих уставах и инструкциях идею защиты православия. Идеология же данных группировок далека от ценностей этих группировок.
Ваххабизм использует именно маску защиты «истинного ислама», отрицая при этом «правоверность» традиционных мусульманских общин.
Что приводит молодежь в тоталитарные и экстремистские секты? Необходимость общения, понимания. К советам данной референтной группы молодой человек прислушивается, мнением, высказанным там, он дорожит. От оценок окружающих зависит самоощущение студента. Это мнение далеко не совпадает с мнением семьи, преподавателей в университете и институте. СМИ и всевозможная развлекательная индустрия чаще всего связаны с насилием, жестокостью. У молодежи снижается порог чувствительности и неприятия насильственных форм действий для достижения любых целей [2].
2007 год. Село Никольское Пензенской области. Целое село ушло в пещеры, вырытые ими под руководством психически неуравновешенного старца. В пещерах были заготовлены мука, вода, мед. Туда спустились старики, люди среднего возраста и дети. Они были вооружены. Дышали через канализационные отверстия. При приближении милиции обещали взорвать себя. Конец света ожидался в мае 2008 года. Но не сбылось.
Идеологический суррогат легко усваивается молодежью. В основе деятельности тоталитарных сект чаще всего лежат примитивные догмы. В тоталитарных сектах молодежь вовлекается в разного рода асоциальные действия: массовые беспорядки, погромы, преступления, связанные с насилием.
Адвентисты седьмого дня пришествия, хлысты, Свидетели Иеговы, сатанисты (до 15 сект, в том числе «Черный ангел», «Черный дракон», антихристиане, или Дьяволопоклонники, маги, ортодоксальные сатанисты, гуманисты, любители, черные сатанисты), Индеанисты, Растаманы (избавитель - Мессия, движение за создание «эфиопских» церквей), готы, сайентологи, ученики Ошо, неофиты, церковь объединения, Ананда Марга, Дети Бога - вот некоторые из тоталитарных сект.
Во Франции социологи под руководством А. Вивьена выступили с докладом на тему о распространении сект. Они пришли к выводу о том, что разница между традиционными церквями и сектами сразу же бросается в глаза: секты умеют подавать и продавать себя. Церкви погрязли в консерватизме, склерозе и конформизме. Секты рядом с ними кажутся молодыми, динамичными и оригинальными.
Задача социолога-исследователя - оценить смысл, который играет религиозная идея для молодого человека, вставшего на путь экстремизма, чтобы выработать действенные рекомендации по преодолению этого опасного для общества социального явления [3].
Многочисленные социологические исследования отношения студентов к религии показывают, что из общего числа опрошенных студентов 40 % студентов считают себя верующими, из них к православию относят себя 79 %. Интересно, что наиболее популярный ответ здесь: «Считаю себя верующим вообще» - 11 %, христианами себя считают 7 %, приверженцев нетрадиционных верований 2 % (СамГУ). В Международном институте рынка не оказалось ни иудеев, ни мусульман, ни буддистов, ни протестантов, ни католиков. Атеистами считают себя 4 %.
Признание себя православными (79 %) тем не менее показало довольно низкий процент воцерковленности: богослужения посещают лишь 2 %, ежедневно молятся и читают молитвенное правило также 2 %. Следовательно, студенты считают себя православными по национально-этническому фактору.
Была исследована проблема религиозных аспектов рок-концерта, так как молодежь является наиболее многочисленной группой, посещающей рок-концерты. Такие мероприятия требуют много энергии, предполагают нахождение в толпе, потерю своего социального статуса.
Как выяснилось, рок-концерт представляет собой модификацию древних коллективных действий, где впавшие в экстаз участники выпускают наружу подавляемые в обычной жизни иррациональные импульсы. У огромных масс любителей рока состояние экстаза существенно усиливается, выплескивается в неистовом реве. Этот секрет гипногенного воздействия толпы на отдельного человека был открыт еще древними жрецами. Его называли «ритуальной магией».
То, чем в древности занимались жрецы, сейчас занимаются рок-музыканты. Причины этому две: 1. Указанное Ницше - единство мифа, музыки и трагедии; 2. Бездуховность индустриальной эпохи, сопровождающаяся выхолащиванием реального психологического содержания традиционных религий. Религиозные формы сознания человека не изживаемы: стремление, не рассуждая, доверять и верить, реализовывать свои скрытые бессознательные потребности будет всегда вести человека к жрецам, в каком виде они бы ни были.
Как показывают социологические исследования, у верующих студентов вера трактуется как «высший интерес личности», который находится в центре духовной жизни и обнимает все структуры человеческой жизни, в том числе и сознание. Вера реализует непосредственную связь между человеком и Богом, при этом Бог рассматривается как основа человеческого бытия. В то же время вера рассматривается студентами как сомнение, мужество и риск, которые характеризуют динамику веры.
Молодежь стремится утвердить себя в этом мире путем формирования собственного мировоззрения. Объединяются из числа молодежи те, кто разделяет аналогичные взгляды. Молодежь составляет свое понимание феномена веры, выстраивают собственную систему мировоззрения (Пауль Тиллих). Межпоколенческие отношения существовали в любом обществе и никогда не были простыми. Это обусловлено прежде всего тем, что одно поколение (старшее) является носителем традиционных ценностей и стремится передать их в полном объеме другому поколению (младшему). В свою очередь младшему поколению необходимо не только воспринять традиционные ценности, но и привнести свое, создать новые социокультурные ценности в обществе [1].
Как студенты относятся к апокалипсическим пророчествам (пророчество о конце света)? По этому вопросу существует огромное количество литературы. Но литература не всегда опирается на Священное Писание и Священное Предание и адекватно показывает реальное положение дел. В литературе поражает то, что сейчас «все сходится», предсказания Апокалипсиса кажутся подходящими для нашего времени. Многие символы проецируются на современную историю, и из этого вытекает предсказание будущего в отношении России, Китая, Европы, стран Востока и т.д. Студенты утверждают, что конец света - это не конец всего существующего, а резкий эволюционный скачок всего человечества. Самые обыкновенные люди откроют в себе неизвестные ранее творческие и интеллектуальные способности, пересмотрят свою систему ценностей, отношение к себе и окружающим людям, увидят мир лучшими глазами и изменят к лучшему.
Сейчас особенно создается впечатление, что конец света близок. Стало реально говорить о возможности уничтожения целых стран или даже всего человечества или ядерным оружием, или загрязнением окружающей среды, в частности, биологическими или химическими веществами. Неудивительно, что апокалипсические пророчества сейчас очень актуальны, вызывают огромный интерес в обществе, формируют мировоззрение различных возрастов, в том числе и молодежи.
Рецензенты:
Стуколова Л.З., д.п.н., профессор, кафедра социальной работы с молодежью, НОУ ВПО Международный институт рынка, г. Самара.
Водоватова Т.Е., д.фил.н., профессор, кафедра германских языков, НОУ ВПО Международный институт рынка, г. Самара.