В последнее время произошли значительные положительные изменения в оказании стоматологической помощи населению. Стоматологи начали уделять особое внимание психоэмоциональному статусу пациента [1, 2, 7]. Однако, несмотря на все достижения современной стоматологии, новейшие технологии в лечении, стоматологические манипуляции в сознании людей остаются связанными с негативными эмоциями. Причина – дентофобия, панический непреодолимый страх перед стоматологическим вмешательством [3, 4, 6].
Повышение и понижение артериального давления, потливость, гиперемия или, наоборот, бледность кожных покровов, учащение дыхания – все это часто встречающиеся признаки беспокойства, тревоги, нервозности у пациентов стоматологического профиля.
Современное оборудование, техника комфортности услуг призваны сделать стоматологические мероприятия безболезненными, а боязнь стоматологических манипуляций в сознании пациентов неоправданной.
В то же время психологическая поддержка, оказанная пациенту перед стоматологическим вмешательством и во время него врачом-стоматологом, позволяет продуктивно и в обоюдно-комфортных условиях провести процесс лечения, организовать взаимодействие на клиническом приеме и сформировать позитивное отношение пациента к стоматологии [5, 7].
Цель и задачи исследования
Целью исследования явилось изучение психоэмоционального состояния пациентов стоматологического профиля до и после лечения с помощью шкал Кораха и Спилбергера – Ханина и выяснение причин дентофобии, возникающей на этапах оказания стоматологической услуги.
Материали методы исследования
Использованы методы: клинический, аналитический, статистический.
Проведено обследование и лечение 100 пациентов обоего пола в возрасте от 21 до 55 лет на базе Областной стоматологической поликлиники г. Владимира. В ходе исследования сформированы 4 группы пациентов, по 25 человек в каждой, с предраковыми заболеваниями слизистой оболочки полости рта, заболеваниями пародонта, с кариозными поражениями зубов. Пациенты каждой группы проходили анкетирование по шкалам Кораха и Спилбергера – Ханина до и после лечения. Полученные данные позволили определить и проанализировать степени тревожности и выявить проявления дентофобии до и после лечения.
До стоматологического вмешательства в ходе анкетирования нами были получены следующие данные (рис. 1): согласно шкале Кораха легкую форму дентофобии имели 30 пациентов, среднюю – 61 пациент, тяжелую – 9 пациентов. При легкой форме дентофобии необходимость в психологической подготовке перед стоматологическим вмешательством отсутствует, при средней форме показана коррекция эмоционального состояния на приеме у психолога, при тяжелой форме дентофобии обязательна коррекция: помощь психолога и фармакологическая поддержка (рис. 1).
Рис. 1. Результаты анкетирования по шкале Кораха до стоматологического вмешательства (%)
Данные о личностной и ситуативной тревожности пациентов, полученные с помощью шкалы Спилбергера – Ханина, были следующими (рис. 2): очень высокая тревожность отмечалась у 4 респондентов, высокая – у 15, средняя – у 53, низкая – у 18, очень низкая тревожность – у 10 пациентов.
Ввиду чего в помощи психолога и приеме фармакологических препаратов нуждались пациенты при высокой и очень высокой тревожности. При средней тревожности необходима была только помощь психолога, при низкой и очень низкой тревожности психологическая коррекция не нужна.
Рис. 2. Результаты анкетирования пациентов по шкале Спилбергера – Ханина до стоматологического вмешательства (%)
После стоматологического вмешательства с использованием шкалы Кораха легкая форма дентофобии была диагностирована у 40 пациентов, средняя форма – у 52 пациентов, тяжелая форма – у 8 пациентов (рис. 3).
Рис. 3. Результаты анкетирования пациентов по шкале Кораха до и после стоматологического вмешательства (количество респондентов)
Оценка личностной и ситуативной тревожности пациентов после стоматологического приема при помощи шкалы Спилбергера – Ханина показала, что очень высокая тревожность наблюдалась у 4 пациентов, высокая тревожность – у13 пациентов, средняя тревожность – у 60 пациентов, низкий и очень низкий уровень тревожности – у 15 и 8 пациентов, соответственно (рис. 4).
Рис. 4. Результаты анкетирования пациентов по шкале Спилбергера – Ханина до и после стоматологического вмешательства (количество респондентов)
Результаты исследования и их обсуждение
Психоэмоциональное напряжение, возникшее у пациента до стоматологического вмешательства, сохраняется на протяжении всего периода лечения и держится достаточно длительное время после его окончания. Это доказано путем применения методов Кораха и Спилбергера – Ханина, использованных в качестве экспертной оценки уровня психоэмоционального напряжения и тревожности. Кроме того, их одновременное применение подтвердило достоверность полученных результатов и позволило исключить возможные ошибки в процессе исследования.
В ходе исследования было выяснено, что причинами фобий пациентов стоматологического профиля являются:
-
Непосредственный отрицательный опыт пациента при предыдущих посещениях стоматолога.
-
Чужой негативный опыт. Если кто-то из родственников и знакомых страдают дентофобией, то их поведение и эмоциональное состояние улавливается и перенимается человеком при посещении стоматолога.
-
Медиа-фактор – негативные изображения стоматологов и стоматологического лечения в СМИ, мультфильмах, кино. К этому фактору относятся и социальные сети, в которых пациенты «подпитываются» информацией и приходят на прием с составленным в голове определенным стереотипом.
-
Перенос негативного опыта лечения в других областях медицины на стоматологию.
-
Ощущение собственной беспомощности и потери контроля над ситуацией, когда пациент не в состоянии контролировать процесс, что, в свою очередь, приводит к появлению чувства уязвимости, слабости, отчаяния, которое, в свою очередь, вызывает страх.
Заключение
Вместе с тем анализ полученных результатов показал, что важная роль в регуляции психоэмоционального статуса пациента должна принадлежать врачу-стоматологу, который обязан знать азы психологии и уметь найти им применение с учетом индивидуальности и психологического типа личности.
Имея представление о психологическом статусе пациента, можно оптимизировать оказание стоматологических услуг, сделать лечение в эмоциональном плане комфортным как для пациента, так и для врача.
Рецензенты:
Казарина Л.Н., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г.Н.Новгород.
Иванов С.Ю., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и имплантологии ФПКВ ИНМО ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная Медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации», г.Н.Новгород.