Исследования, посвященные вопросам миграции и идентичности, проводятся в Сибирском федеральном университете. В частности, подробно о том, как с помощью метода ассоциативного эксперимента исследуется феномен миграции, изложено в статье Замараевой Ю.С. [1]. В данной статье обосновывается актуальность применения методики «Серии тематических ассоциаций» авторства А.И. Назарова и Р.В. Соколова в изучении феномена миграции, того, как изучаемый процесс влияет на культуру, на формирование идентичности [10; 11]. В понимании региональной идентичности автора опирался на исследования Смирнягина Л.В. [13].
Данная методика была использована в ходе исследования современных смыслов понятия «Родина» в среде студенческой молодежи. Группе студентов предлагалось написать ряд слов - реакций на слово «Родина». Актуальность использования данного метода в культурологических исследованиях обусловлена тем, что благодаря ему можно получить те значения, которые характерны для современной культурной ситуации.
Специфика общероссийской и о региональной идентичности определялась через проведение ассоциативного эксперимента, для которого были выбраны следующие слова-стимулы: «Россия», «Родина», «Сибирь», «сибирский вкус», «сибирский запах». В данной статье представлено исследование, целью которого явилось выявление того, как современная молодежь определяет слово «Родина», какие смыслы вкладываются в это понятие, какие особенности общероссийской и региональной идентичности выделяются при этом.
Результаты исследования. В ассоциативном эксперименте приняли участие студенты СФУ в количестве 200 человек, обучающиеся на гуманитарных и технических направлениях с 1 до 4 курсов обучения. В студенческой группе есть представители разных этносов и религий, что особенно привлекло внимание: возможность понять присутствует ли в повседневном молодежном сознании понимание смысла понятия «Родина», какие актуальные смыслы содержатся в молодежном сознании в слове «Родина»?
В процессе обработки полученных от респондентов ассоциаций на слово «Родина» было выявлено соотношение положительных и отрицательных оценок: всего 39 отрицательных оценок и 81 положительная оценка из 200 полученных ассоциаций.
Общее количество полученных ассоциаций к слову «Родина» - 1743 слова.
В целом соотношение положительных и отрицательных оценок в ассоциациях составляет 1:2 - 39 отрицательно и 81 положительно окрашенных ассоциаций из всех полученных. Среди положительных присутствуют следующие характеристики: лучшее, героизм, защита, патриотизм, тепло, счастье, любовь, покой, благополучие, забота, комфорт, надежда, родное, оптимизм, справедливость, свобода, уют. Отрицательные характеристики: бедность, война, многострадальный народ, неудачи, беззащитность, негатив, отсталость, неидеальная, гибель, безысходность. Положительные ассоциации, указывающие на эмоциональный настрой и чувства, более вариативны по сравнению с негативными. Самая распространенная ассоциация - «любовь» (62). Также выделены слова-ассоциации, которые определяют Родину как сферу дружественную, приветливую. Преобладание положительных ассоциаций свидетельствует о позитивном восприятии Родины, которая характеризуется как дом, пространство комфортной и защищённой жизни.
Результатом обработки анкет явилось распределение слов в несколько ассоциативных групп, которые определяют особенности понимания студентами слова «Родина».
Самая большая группа слов среди ассоциаций на слово «Родина» соотносится с политической сферой: Отчизна - 43 (1,94%), гордость - 43 (1,94%), война - 35 (1,58%), патриотизм - 33 (1,49%), защита - 32 (1,44%), героизм - 28 (1,26%), сила - 22 (0,99%), история - 17 (0,76%), долг - 15 (0,67%), мощь - 12 (0,54%), честь - 11 (0,49%), свобода - 9 (0,4%), победа - 9 (0,4%), достоинство - 9 (0,4%), уважение - 8 (0,36%), отвага - 8 (0,36%), солдат - 6 (0,27%), ответственность - 6 (0,27%), отсталость - 6 (0,27%), власть - 6 (0,27%), слава - 5 (0,22%), почитание - 4 (0,18%), президент - 4 (0,18%), победа - 4 (0,18%), бедность - 4 (0,18%), защищённая дедами - 4 (0,18%), преданность - 4 (0,18%), правительство - 4 (0,18%), сражения - 3 (0,13%), коррупция - 3 (0,13%), принуждение - 3 (0,13%), гражданство - 2 (0,09%), паспорт - 2 (0,09%), храбрость - 2 (0,09%), уверенность - 2 (0,09%), стабильность - 2 (0,09%), менталитет - 2 (0,09%), держава - 2 (0,09%), миграция - 2 (0,09%), смелость - 2 (0,09%), справедливость - 2 (0,09%), сплочённость - 2 (0,09%), бюрократия - 2 (0,09%), демократия - 2 (0,09%). Итого: 416 (18,84%). В данной группе понимание смысла «Родины» предстает в историческом контексте, в связи с событиями военной истории, героическим прошлым страны, поскольку наиболее часто повторяются следующие слова: Отчизна (43), война (35), патриотизм (33), защита (32), героизм (28), история (17).
В этой группе также выделяются слова, соотносимые с современной ситуацией: уверенность (2), стабильность (2), справедливость (2), сплоченность (2); отсталость (6), бедность (4), коррупция (3), принуждение (3), бюрократия (2). Родина ассоциируется с определенными рамками, которые устанавливает государство: паспорт (2), держава (2),демократия (2), правительство (4), гражданство (2), президент (4), власть (6). Следовательно, для части участников эксперимента «Родина» - синоним «Государства», соотносится с определенным политическим и государственным строем. Выделяется группа слов, которая говорит о чувствах, которые можно испытывать по отношению к Родине, все они положительно оценены: преданность (4), достоинство (4/5), почитание (4), гордость (43), патриотизм (33), ответственность (6), уважение (8). Такие понятия, как сила, героизм, мощь, честь, достоинство, формируют особое представление о родине как об источнике гордости и уважения.
Выделена также группа слов, указывающих на символы, которые важны в качестве знаков Родины: флаг - 11 (0,49%), гимн - 7 (0,31%), герб - 4 (0,18%), знамя - 2 (0,09%), серп - 0,04%, молот - 0,04%.
Природная сфера: земля - 34 (1,53%), лес - 32 (1,44%), красивая природа - 25 (1,13%), поля - 22 (0,99%), просторы - 18 (0,81%), реки - 12 (0,54%), берёза - 12 (0,54%), тайга - 9 (0,4%), горы - 9 (0,4%), солнце - 9 (0,4%), небо - 9 (0,4%), снег - 8 (0,36%), озёра - 6 (0,27%), трава - 5 (0,22%), медведь - 5 (0,22%), Енисей - 4 (0,18%), ручьи - 4 (0,18%), птицы - 4 (0,18%), северное сияние - 3 (0,13%), собака - 3 (0,13%), пшеница - 3 (0,13%), урожай - 3 (0,13%), ромашки - 3 (0,13%), животные - 3 (0,13%), радуга - 2 (0,09%), листья - 2 (0,09%), дерево - 2 (0,09%), одуванчик - 2 (0,09%), Ангара - 2 (0,09%), кошки - 2 (0,09%), лужи и грязь - 2 (0,09%), пейзажи - 2 (0,09%), хвоя - 2 (0,09%), кусты голубики - 2 (0,09%), мороз - 2 (0,09%), вода - 2 (0,09%), водопады - 2 (0,09%), дождь - 2 (0,09%), ягоды - 2 (0,09%). Итого: 275 (12,45%). Здесь чаще всего повторяются слова, связанные с универсальными характеристиками родной природы, которые могут фигурировать в представлениях любого жителя России: земля (34), лес (32), красивая природа (25), поля (22), просторы (18), реки (12). Большое разнообразие слов связано со спецификой родной природы, обозначающих привычные для респондентов явления, названия растений и животных, географические названия. Многие слова-ассоциации указывают именно на сибирскую природу: кусты голубики, мороз, ягоды, Ангара, Енисей, северное сияние, медведь, тайга, хвоя, снег.
Достаточно много ассоциаций встретилось в анкетах, определяющих Родину как территорию. Россия - 85 (3,84%), Сибирь - 41 (1,85%), страна - 34 (1,53%), деревня - 21 (0,95%), город - 20 (0,9%), Красноярский край - 16 (0,72%), Красноярск - 12 (0,54%), село - 7 (0,31%), территория - 7 (0,31%), деревни - 6 (0,27%), Москва - 5 (0,22%), центр - 4 (0,18%), Иркутская область - 3 (0,13%), Саянск - 3 (0,13%), Красноярск - 3 (0,13%), Хакасия - 2 (0,09%), посёлок - 2 (0,09%), Ачинск - 2 (0,09%), Братск - 2 (0,09%). Итого: 275 (12,45%).
Наиболее часто встречающимися словами здесь являются те, которые указывают на огромные территории: Россия (85), Сибирь (41), страна (29). «Родина» воспринимается прежде всего как огромная территория.
Социальные привязанности: Дом - 102 (4,61%), друзья - 44 (1,99%), родные - 33 (1,49%), народы - 33 (1,49%), близкие - 19 (0,86%), семейный очаг - 7 (0,31%), знакомые - 5 (0,22%), привязанность - 3 (0,13%), привычка - 2 (0,09%). Итого: 248 (11,23%). Большинство респондентов ассоциирует слово «Родина» с домом. В данном контексте «Дом» понимается как сообщество людей, живущих вместе, Родина - общий для многих людей дом. Дом понимается как большая семья, а также как строение, определённая организация, структура. В этой же группе ассоциаций часто называемыми являются слова народы (33) и родные (33), а также друзья (44) как главные жители одного большого дома. «Родина» связана в сознании студентов больше со структурой, организацией, т.е. эмоциональная, душевная и духовная сферы оказываются на втором плане.
Выделены следующие эмоционально окрашенные слова-ассоциации: любовь - 62 (2,8%), тепло - 23 (1,04%), счастье - 19 (0,86%), радость - 16 (0,72%), уют - 14 (0,63%), забота - 13 (0,58%), надежда - 8 (0,39%), комфорт - 6 (0,27%), уверенность - 6 (0,27%), тоска - 4 (0,18%), слёзы - 4 (0,18%), уважение - 4 (0,18%), трепет - 4 (0,18%), вера - 4 (0,18%), верность - 3 (0,13%), благодарность - 3 (0,13%), поддержка - 3 (0,13%), помощь - 3 (0,13%), холодно - 3 (0,13%), преданность - 2 (0,09%), добро - 2 (0,09%), улыбка - 2 (0,09%), эмоции - 2 (0,09%), позитив - 2 (0,09%), красота - 2 (0,09%), тревога - 2 (0,09%), определённость - 2 (0,09%), понимание - 2 (0,09%), забавно - 2 (0,09%). Итого: 230 (10,41%). В данной группе ассоциаций большинство составляют те, что отражают положительный эмоциональный настрой. Самая распространенная ассоциация - любовь (62). Среди положительных ассоциаций данное слово было названо наибольшее количество раз. На негативное восприятие указывают всего четыре ассоциации, частота повторения которых не велика: тоска (4), слезы (4), трепет (4), холодно (3). Выделяются слова-ассоциации, которые определяют Родину как сферу дружественную, приветливую: поддержка (3), забота (13), преданность (2), добро (2), улыбка (2), помощь (3), понимание (2).
Ассоциации, указывающие на родственные связи: мать - 93 (4,21%), родители - 28 (1,26%), дети - 11 (0,49%), бабушка - 8 (0,36%), родственники - 8 (0,36%), папа - 7 (0,31%), предки - 5 (0,22%), братья и сёстры - 4 (0,18%), дедушка - 2 (0,09%), род - (0,04%). Итого: 167 (7,56%). Характерно, что ассоциации со словом «мать» являются вторыми по частоте упоминания после слова «дом» в анкетах. Связь данного понятия с женским образом на сегодня по-прежнему актуальна, но в то же время говорит и о стереотипности образа Родины.
В анкетах встречается большое разнообразие ассоциаций, связанных со сферой искусства и культуры, хотя в общем количестве ассоциаций они составляют небольшую группу. Образ Родины поэтический, так как несколько раз в анкетах повторяются следующие слова: поэзия, поэт, песня.
Связь слова «Родина» и духовной сферы выявлена в очень небольшой группе слов по сравнению с другими группами ассоциаций. Это может говорить о том, что духовность образа Родины практически исчезла, уступив место социальной доминанте.
В определении времени, с которым ассоциируется слово-стимул «Родина», характерно, что слово зима (8) указывает на сибирскую и российскую одновременно особенности восприятия времени, поскольку на большей части территории России зима длится более трёх месяцев в году.
Родину студенты ассоциируют также с некоторыми известными людьми, большинство из которых являлось или является правителями: главы государства, военачальники, политические деятели. Есть также имена знаменитых поэтов и художников: Лермонтов, Пушкин, Рубцов, Есенин. Фамилия Есенина встретилась наибольшее количество раз, и это может являться указанием на то, что образ Родины в его творчестве наиболее адекватно отвечает представлениям студентов о ней, возможно, наиболее тонко обозначает весь спектр чувств, эмоционального настроя и проблематики, возникающих в связи с этим словом.
Выводы. В результате обработки данных ассоциативного эксперимента сформулировано несколько выводов.
На основании полученных результатов можно говорить о положительном образе Родины, который существует в сознании студентов, поскольку количество положительных ассоциаций превышает количество негативных примерно в два раза. На уровне чувств и эмоций практически отсутствуют ассоциации, которые можно интерпретировать как негативные.
На формирование образа Родины во многом оказывают воздействие стереотипы, связанные с советским прошлым, на что указывают ассоциативные ряды, относящиеся к политической и социальной сферам. Ключевым аспектом понимания слова Родина является её восприятие в качестве государства как определённой формы организации общества со всеми необходимыми атрибутами, политическими и социальными институтами, собственной символикой. В данном случае для большинства опрошенных при слове Родина возникают ассоциации, связанные именно с Российским государством, причём как с атрибутами современной Российской Федерации, так и с советской тематикой.
Понимание того, что такое «Родина», сильнее и ярче проявляется в историческом контексте, тогда как современность не даёт возможности зафиксировать определённое понимание смысла, содержащегося в понятии «Родина» у молодёжи.
«Родина» понимается в первую очередь как политическая организация, и только потом возникают ассоциации, соотносимые с душевной и духовной сферами, с внутренним миром человека, с культурой и искусством. Таким образом, фиксируется разрыв между бытовым и духовным аспектами понятия «Родина».
В понимание «Родины» вкладывается также патриотическое чувство. Такие понятия, как сила, героизм, мощь, честь, достоинство, Отечество, Отчизна, формируют особое представление о Родине как об источнике гордости и уважения.
С понятием «Родина» как дома связаны положительные ассоциации, представляющие Родину как место дружественного проживания народов, что отражает толерантность студентов, которые понимают Родину как дом для разных народов, с различными религиозными убеждениями.
По итогам ассоциативного эксперимента можно говорить о том, что понятие «Родина» среди молодежи включает в себя, в большей степени, указания на общероссийскую идентичность, включение в сообщество, главной характеристикой которого является дружественное совместное проживание, в котором важны общие исторические ценности, но не расовые или религиозные особенности. Региональная идентичность в основном определяется через принадлежность к определенным природным условиям, культуре.
Рецензенты:
Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Кирко В.И., д.ф.-м.н., профессор, зам. проректора по развитию Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.