Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Волкова Е.Н., Илюхина Ю.Ю.

Обстановка, сложившаяся на коммерческом рынке труда на фоне глубокого экономического кризиса, сегодня, однако, не позволяет говорить о сокращении кадровой потребности в специалистах геологической направленности. Частные недропользователи нуждаются в выпускниках геологических специальностей, обладающих профессиональными качествами, адаптированными к современным техническим, методико-технологическим, экономическим условиям производства. Это определяет необходимость прогрессивного движения образовательного процесса, характеристики которого будут определяться актуальными задачами высшего профессионального образования. В настоящее время деятельность преподавателя вуза должна совмещать в себе три составляющие:

(1) педагогическая составляющая, которая предполагает передачу знаний студентам. Указанная составляющая подразумевает не только подготовку большого объёма лекционных курсов, но и превращение процесса обучения в увлекательное для учеников занятие. Преподавателям геологического факультета СГУ это нередко удается, несмотря на немалую нагрузку. Как старейшины факультета, так и молодые преподаватели применяют уже испытанные и находят новые способы для привлечения студенческого интереса к науке. Среди форм образовательного процесса, применяемых в СГУ, следует особо отметить недавно возобновленные студенческие партии, в работе которых находит свое отражение слияние образовательной, научно-исследовательской деятельности и производственного процесса. Приоритетная особенность такой формы состоит в том, что студенты привлекаются к реальным геологическим исследованиям под руководством специалистов, при этом выполняя широкий спектр работ на всех этапах исследования: полевые наблюдения, интерпретация полученных данных, составление геологических отчетов. Это принципиально отличает студенческие партии от полевых и производственных практик, где студентам доступно участие в отдельных операциях.

(2) научно-исследовательская составляющая может быть реализована преподавателем как индивидуально, так и совместно с аспирантами или сотрудниками научно-исследовательских подразделений или организаций. Большое значение в развитии высшего профессионального образования имеют именно интеграционные научно-исследовательские проекты, которые многократно увеличивают инновационный потенциал вуза. В качестве итогов реализации таких проектов в СГУ можно отметить полученные патенты РФ на изобретения: Технология прогноза нефтегазоносности, Способ поиска газовых и газоконденсатных залежей, Способ прогнозирования аварийных ситуаций при строительстве нефтегазодобывающих скважин; а также свидетельства о государственной регистрации программ Mineral Searcher (MS).

Необходимо отметить, что обладание вузами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности сегодня видится особенно актуальным с учетом введения в действие 02.08.2009 Федерального Закона, который открывает возможности для практического применения научных разработок, предусматривая механизмы, превращения их в конкурентоспособный коммерческий продукт. С принятием нового закона для вуза открываются перспективы внедрения своих разработок в практику, поиска их применения в экономике и социальной сфере и, как следствие, самостоятельного заработка средств на существование и развитие своих структур, получения дополнительных доходов, столь необходимых при скудном бюджетном обеспечении.

Научное сотрудничество сегодня не может и не должно ограничиваться пределами границ нашей страны, выходя на уровень международного. Участвуя в международных конференциях, размещая публикации в зарубежных изданиях, студенты, аспиранты и преподаватели повышают конкурентоспособность национального образования. В частности, научные труды преподавателей геологического факультета СГУ представлены в рамках Ежегодных палеонтологических совещаний в Глазго, Великобритания, опубликованы в таких журналах, как Journal of Vertebrate Paleontology; Paleontological Journal; International Journal of Applied and Fundamental Research. Кроме того, сотрудники факультета стали участниками научно-исследовательской экспедиции на о. Шпицберген. Среди других форм международного сотрудничества СГУ с зарубежными вузами можно отметить планируемое проведение совместных с университетскими центрами Исламской Республики Иран геологических и палеонтологических исследований на территориях юга Европейской России.

(3) следующая составляющая деятельности преподавателя - выполнение научно-исследовательских, проектно-изыскательских работ на основе хозяйственных договоров с учреждениями и организациями, то есть разработка и внедрение таких технологий и проектов, которые будут востребованы производственными предприятиями страны. Практическое внедрение научных разработок, которое теперь планируется производить в рамках малого предприятия, нельзя назвать явлением новым для высшего профессионального образования. Такая деятельность в области геологии, например, ведется СГУ на основе сотрудничества как с промышленными геологическими организациями (ООО «КогалымНИПИнефть», ООО «Универсалстрой), так и с научно-исследовательскими учреждениями (ООО «НИИ палеонтологии, стратиграфии и седиментологии»).

Очевидно, что реализация всех трех составляющих продуктивной деятельности преподавателя невозможна в условиях изоляции вуза от иных образовательных, научных и производственных организаций. Только в процессе осуществления совместных проектов становится возможным интегрировать учебную, научную и производственную деятельность, что является обязательной предпосылкой повышения качества профессиональной подготовки студентов на инновационном этапе развития вузовского образования. Яркий пример сотрудничества вуза с исследовательской организацией - многолетняя связь геологического факультета СГУ с ФГУП Нижне-Волжский НИИ геологии и геофизики.

Сотрудники института регулярно приглашаются для преподавания студентам геологического факультета, в частности, ряда специальных дисциплин в области новых технологий поисков и разведки углеводородов; теории нефтеобразования; геохимических и геофизических полей в зонах влияния углеводородных скоплений. Специалисты приобщают студентов к новым научным воззрениям, помогают им быть в курсе последних геологических исследований, знакомят с результатами личной работы, обмениваясь богатейшим опытом, обусловленным широтой круга научных вопросов.

Положительный вклад подобных учебных занятий в процесс обучения на геологическом факультете очевиден. Однако объективный фактор недостатка времени, которое могут уделить для преподавания практические работники, вызывает организационные трудности в образовательном процессе. Решение проблемы видится в реализации такой формы сотрудничества, как мастер-классы, включённые в основное расписание занятий. Мастер-классы, проводимые с участием ведущих специалистов научно-исследовательских и производственных организаций, должны стать неотъемлемой частью учебной деятельности студентов. Кроме того, посещение таких мастер-классов преподавателями и аспирантами предоставит последним возможность ознакомиться с новейшими методиками, технологиями и стать носителями современных геологических идей.

В условиях инновационного развития общества с рыночно ориентированной формой экономики высшая школа приобретает функциональное назначение более широкое, нежели подготовка будущих специалистов в различных областях жизнедеятельности общества на основе уже имеющихся знаний. Именно вузы сегодня во многом формируют, реализуют и развивают научно-технический инновационный потенциал, в том числе направленный на удовлетворение практических потребностей как отдельного региона (от повышения эффективности поисков и разведки нефти и газа во многом зависит дальнейшее экономическое и социальное развитие Поволжья), так и страны в целом.