В концепции Российского образования поставлена задача «формирования у учащихся гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности»; в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности». Впервые в истории отечественной системы образования в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), разработанных для разных уровней образования, включена отдельная учебная дисциплина «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это обусловлено ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усилением воспитательного потенциала образования, призванного обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Включение воспитательного компонента в ФГОС позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у учащейся молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
В качестве вспомогательного ресурса для организации воспитательной работы в образовательном учреждении разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г. (далее Концепция). В Концепции национальный идеал трактуется следующим образом: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». К сожалению, в настоящее время система образования не в полной мере реализовывает возложенную на нее миссию - духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России. В связи с этим следует выделить противоречие, возникшее между появлением широких воспитательных возможностей со стороны государственной политики в области образования и неполной их реализацией.
Исходя из этого, целью данного исследования является выявление и использование воспитательных возможностей образовательной политики для содействия в формировании духовно-нравственной личности будущего специалиста. Реализация данной цели, на наш взгляд, возможна, если в процессе подготовки специалистов различных профилей направления образования (как педагогических, так и непедагогических) будут спроектированы специальные педагогические условия: во-первых, раскрытие традиционных духовно-нравственных ценностей русской классической педагогики, разработка и реализация специального учебного курса, в котором будут освещены понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»; во-вторых, создание педагогических условий в образовательных учреждениях для разработки и апробации студентами творческих разработок по реализации традиционных духовно-нравственных ценностей среди учащейся молодежи в рамках изучаемого специального курса.
Для полного восприятия изучаемой проблемы и путей ее разрешения считаем целесообразным раскрыть теоретические аспекты воспитания в рамках возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей; показать уровень разработанности проблемы в настоящее время; привести анализ эффективности выдвинутых нами педагогических условий на практике и перспективу дальнейшего изучения проблемы.
Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в контексте традиционной русской педагогики. Российское педагогическое сознание имеет глубокие, многовековые исторические корни. Общая методология исследования проблемы духовно-нравственного воспитания базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из существенных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологии о целостности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, основанном на аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности.
Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имеют исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский); труды по педагогической аксиологии (Р.Б. Вендровская, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров); работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (Д.Я. Зорина, И.Я. Лернер, В. Окунь). Большой вклад в осмысление проблемы внесли работы христианских педагогов и ученых (М.И. Андреев, В.В. Зеньковский, С.С. Куломзина, арх. Иоанн. Маслов, Б.В. Ничипоров, Н. Пестов); творения святых отцов и учителей церкви (Иоанн Златоуст, Феофан Затворник, Тихон Задонский и др.). Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Д.С. Лихачев, И. В. Метлик, Т.И. Петракова, С.Н. Стрижев, Л.В. Сурова, О. Янушкявичене и др.) [1].
Согласно исследованиям исторической педагогики наибольший вклад в развитие идей духовно-нравственного воспитания в России внесли представители педагогической мысли второй половины XIX века, сформулировавшие одну из основополагающих идей современной психологии и педагогики - антропологический подход к изучению целостного человека [4]. Педагогические идеи духовно-нравственного воспитания берут истоки в трудах отечественных ученых, представителей русской классической педагогики: Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.И. Ильминского, И.А. Ильинского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева и других. В этот период получили распространение представления о воспитании как «вопросе жизни», о «всестороннем изучении человека в целях воспитания», о «воспитании человека духовно-нравственного». Это свидетельствует о развитии проблемы духовно-нравственного воспитания в истории отечественной педагогики. Ее бесценные научно-обоснованные идеи и подходы способствуют осознанию проблемы духовно-нравственного воспитания современными педагогами - учеными и практиками.
Педагогическая сущность и специфика взаимосвязи понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Слово «воспитание», «питание», в понимании представителей русской классической дореволюционной педагогики (Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других) представляет собой «доброкачественную пищу» для души и тела, которая должна привести душевные силы человека в гармонию. Воспитание, согласно идеям традиционной русской педагогики, строится на христианских ценностях.
Представим педагогическую взаимосвязь понятий «духовность» и «нравственность» как важнейших характеристик личности. «Духовность», «духовный» в толковом словаре В.Даля трактуются как «все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека». Духовность - это обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу; сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. «Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность», - пишет относительно природы человеческой души схиархимандрит Иоанн Маслов [1].
«Нравственность» (или мораль) - представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [5]. Она регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.
Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет.
В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности. То есть, когда говорим о формировании личности человека, имеем в виду процесс его духовно-нравственного развития и воспитания.
При этом следует отметить, что главное в человеке - духовность. Духовность делает человека человеком. Она определяет нравственность как отдельного индивида, так и всего общества. От падения или возрастания духовности зависят уровень и глубина нравственности. Именно духовность доминирует в формировании человеческой личности.
Духовно-нравственное воспитание должно быть целеустремленным, оно должно восстанавливать целостность человека, развивать все его стороны, чтобы он смог раскрыться во всей силе и полноте [3, с. 99].
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.
Антропологический подход, применяемый в русской классической педагогике, позволяет педагогам правильно трактовать понятия «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». В основе данного специфического подхода к проблеме воспитания лежит православное учение о трехсоставности человека (дух, душа и тело); учение о его иерархической организации и целостности. При этом основным признается учение о целостности устроения человека в единстве его духа, души и тела под главенством духовного начала. Из этого положения и вытекает единство духовного, психического, физического развития. Приоритет здесь следует отдавать развитию духовной сферы, т.к. посредством ее определяется сознательное отношение человека к себе, к людям и к миру [4].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание есть процесс целенаправленно организованного как внешнего, так и внутреннего (эмоционального) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.
Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление человека, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию человеком духовно-нравственных ценностей.
Традиционный идеал воспитанности, опираясь на традиционную русскую классическую педагогику, предполагает воспитание следующих качеств души личности, которые определяют его поступки: патриотизм - любовь к Родине, благодарность, целомудрие, личная ответственность, стремление и навыки оказания помощи, послушание, сострадание, умение просить прощение и прощать, благожелательность ко всем людям.
Представим опыт реализации выдвинутых педагогических условий в процессе обучения студентов направления «Педагогическое образование». Выдвинутые нами педагогические условия успешно апробируются с 2010-2011 учебного года на историко-филологическом факультете ГОУ ВПО «ШГПУ» (ныне Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «ИвГУ») в ходе реализации специального учебного курса по выбору студентов. С этой целью была разработана авторская учебная программа «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике» (автор - к.п.н. Джишкариани Т.Д.) с учебно-методическим комплексом, включая учебно-методическое пособие [2]. Программа по своему содержанию призвана содействовать возрождению и активному использованию накопленного опыта традиционной отечественной классической педагогики в области духовно-нравственного воспитания и просвещения учащейся молодежи.
Самостоятельная работа, предусмотренная при изучении данного курса, помимо традиционных методов предполагает интерактивные формы организации учебного процесса: дискуссии; просмотр учебных видеофильмов с последующим их обсуждением; встречи и беседы с ведущими специалистами в данной области; выездные занятия, экскурсии; использование элементов ролевых и деловых игр; выполнение творческих заданий: разработка просветительских бесед или мероприятий с использованием дидактических презентаций; защита творческих (индивидуальных или коллективных) учебно-методических разработок перед однокурсниками с последующей их реализацией на практике с учащимися общеобразовательной школы на факультативных занятиях в рамках процесса духовно-нравственного воспитания.
Анализ результатов проведенного педагогического исследования по реализации педагогических условий. Перед началом и после реализации программы было проведено исследование в форме тестирования в группах студентов II-III курсов историко-филологического факультета, освоивших спецкурс «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике», формирующих группах и в группах, не изучающих данный спецкурс - контрольных («Тест-опросник для студентов» [2]).
Количество выборки: 70 студентов. Из них: 35 студентов из формирующей группы и 35 из контрольной группы.
В рамках выявления остаточных знаний проверялись следующие дидактические единицы: 1. Идеи духовно-нравственного воспитания русской классической педагогики. 2. Особенности духовно-нравственного воспитания. 3. Значение главных социальных институтов: семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании. 4. Методика организации духовно-нравственного воспитания учащихся. Полученные результаты представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Результаты проведенного тестирования среди студентов
Группы \ уровни |
Освоили все ДЕ |
Освоили 3 ДЕ |
Освоили 2 ДЕ |
Освоили 1 ДЕ |
Формирующая |
62% |
18% |
12% |
8% |
Контрольная |
17% |
13% |
24% |
46% |
Анализируя результаты, можно сделать следующие выводы, что студенты, прошедшие специальную подготовку через спецкурс, показали более высокую подготовленность к реализации духовно-нравственного воспитания школьников (62 % - освоившие все дидактические единицы), чем студенты, не изучающие данный курс (17 % - освоившие все дидактические единицы через другие педагогические дисциплины). Таким образом, очевидно, что реализация спецкурса является эффективным условием развития воспитательного потенциала у будущих педагогов.
Это подтверждается также еще тем, что лучшие творческие студенческие учебно-методические разработки по учебной программе курса, представленные на внутривузовской научно-практической конференции; всероссийских и региональных конкурсах научных проектов социально-педагогического характера были отмечены дипломами и грамотами; по обобщению опыта имеются научные публикации; студенты принимали участие в региональном конкурсе социальных реклам, занимают призовые места; материалы по обобщению опыта творческой деятельности студентов на практике отмечены грамотой на областном конкурсе молодых ученых.
Положительные результаты исследования эффективности выдвинутых нами педагогических условий на примере организации специальной подготовки студентов Шуйского филиала направления «Педагогическое образование» по формированию у них духовно-нравственных ценностей и подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников дает нам возможность говорить о целесообразности организации подобных спецкурсов для студентов непедагогических специальностей с учетом специфики профиля их подготовки. Практические составляющие специальных учебных программ могут быть также реализованы в рамках кураторских часов.
Для проверки наших предположений об организации для студентов непедагогической специальности авторами планируется провести аналогичное исследование в ФГБОУ ВПО «Ивановский институт Государственной противопожарной службы ГПС МЧС России».
Воспитание в системе ГПС МЧС - это процесс систематического направленного взаимодействия преподавателей, командиров, общественности на сознание, чувства, волю обучающихся в целях формирования у них качеств, необходимых для выполнения поставленных задач в условиях мирного и военного времени, формирование духовно-нравственного потенциала.
Следует выделить основные цели воспитания в образовательных учреждениях системы ГПС МЧС, это: формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности гражданина, отвечающих государственным интересам Родины, моральной и психологической готовности к выполнению своего гражданского и профессионального долга. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: формирование у обучающихся ясного понимания целей и задач сотрудников системы ГПС МЧС РФ в любой обстановке, развитие духовно-нравственного самосознания, ценностного отношения к таким понятиям, как Отечество, конституционный долг, честь, совесть; развитие ответственного отношения к профессиональному труду, потребности к выполнению служебных обязанностей, в беспрекословном повиновении; приобщение обучающихся к истории, традициям, культурным ценностям Отечества; укрепление морального климата в коллективах спасателей; развитие стремления следовать нормам культуры общения, уважения к сотрудникам различных национальностей и вероисповеданий и т.д. В связи с этим реализация выдвинутых нами педагогических условий, несомненно, будут способствовать успешному решению перечисленных целей и задач процесса формирования духовно-нравственной личности будущих сотрудников ГПС МЧС.
Анализ и результаты дальнейшего исследования в данном направлении будут представлены в следующих статьях авторов.
Таким образом, предложенные нами педагогические условия формирования духовно-нравственной личности будущих специалистов в рамках реализации воспитательных возможностей государственной образовательной политики с учетом ретрансляции традиционного педагогического опыта будут способствовать успешной работе как будущих педагогов, так и специалистов других профилей, что, безусловно, будет служить залогом национального и духовного возрождения России.
Рецензенты:
Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя.
Шмелева Е.А., д.п.н., доцент, заместитель директора по научной работе ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя.