- значительными начальными инвестициями в формирование современной инфраструктуры, размещаемой, как правило, на территории нескольких субъектов Российской Федерации (качественных автодорожных и железнодорожных подходов, гостиниц, кемпингов, мотелей, соответствующих уровню принимаемых туристов, объектов инженерной инфраструктуры и объектов коммунально-бытового назначения, сервисных служб и др.);
- продолжительным и дорогостоящим этапом продвижения новых туристических зон и маршрутов;
- необходимостью повышения привлекательности межрегионального туристского продукта.
Проблемная ситуация. Основы государственной политики в сфере взаимодействия региональных и муниципальных органов государственной власти, формирования и реализации межрегиональных программ развития туризма заложены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 год». Кроме того, каждый федеральный округ имеет утвержденную стратегию социально-экономического развития (например, Южный федеральный округ Распоряжение Правительства от 5 сентября 2011 г. N 1538-р; Северо-Западный федеральный округ Распоряжение от 18 ноября 2011 г. N 2074-р и др.). Однако в условиях современных рыночных отношений межрегиональное сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Основой для такого сотрудничества должна стать разработка
- долгосрочных программных документов социально-экономического развития;
- схем туристско-территориального планирования различного уровня;
- научно-обоснованного механизма координации деятельности органов государственной власти субъектов РФ, которые отвечают за развитие культуры и туризма.
Для повышения эффективности межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма, на наш взгляд, необходимо сделать следующее:
1. Провести анализ отечественного и зарубежного опыта межрегионального сотрудничества в сфере туризма.
Для этого нам представляется целесообразным проанализировать отечественный опыт создания ОЭЗ, туристских кластеров, структур по государственно-частному партнерству, программ и стратегий развития туризма. Данный анализ необходимо произвести на уровне федерального округа; субъекта федерации; муниципального образования.
С целью выявления лучшего зарубежного опыта необходимо провести анализ деятельности межрегиональных туристских организаций разных уровней:
- специализированных организаций в системе ООН, таких как Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation (UNWTO));
- неправительственных специализированных организаций по международному туризму: Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств, Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network IATAN), Международной ассоциации делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA) [4], международной организации «Международный форум юристов, специализирующихся в области правового обеспечения туризма и путешествий» IFTTA [5];
- региональных и национальных организаций по туризму: Европейской комиссии путешествий, Европейской организации рекреации и отдыха, Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «НОРДЕН», Федерации ассоциаций скандинавских туристских агентств, Азиатско-Тихоокеанской туристской ассоциации (Pacific Asia Travel Association - PATA).
2. Проанализировать и обобщить разработки и организации поездок по существующим межрегиональным и трансграничным туристским маршрутам, предназначенным для групп туристов и индивидуальных путешественников.
Анализ необходимо производить с учетом основных трендов межрегионального сотрудничества в сфере туризма, таких как:
- Межрегиональная интеграция посредством объединения конкурентных преимуществ регионов с целью формирования условий для развития привлекательного инвестиционного климата (пример: в Вологодской области с участием московских инвесторов реализован инвестиционный проект в туризме «Великий Устюг - родина Деда Мороза»);
- Межрегиональная отраслевая кооперация с целью реализации кластерного подхода. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций [3, 7]. Часто устойчивое взаимодействие между указанными субъектами и согласованность региональной политики являются необходимыми условиями для развития производственно-территориальных кластеров и повышения их конкурентоспособности (пример: проект Золотое кольцо Алтая, Золотое кольцо России, Золотое кольцо Сибири [9]).
- Межрегиональное нормативно-правовое, социально-экономическое, организационно-административное сотрудничество для формирования туристско-рекреационных кластеров в целях устойчивого и последовательного развития туристско-рекреационного комплекса. Так, например, в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров: пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий); горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки); оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон); экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп); культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.) [8].
- Межрегиональная стратегия развития единой инфраструктуры в туризме, содействие развитию прогрессивных пространственных форм (зон опережающего роста, туристских кластеров, особых экономических зон, агломераций), включая межрегиональное территориальное планирование, развитие транспортных систем и ускоренного транспортного сообщения [2].
- Межрегиональная коммуникация в целях системной и управляемой концентрации организационных, интеллектуальных и материальных средств развития институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов. Это предполагает межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма всех видов (пример: проект Великий шелковый путь, Великий чайный путь).
Методологию проекта повышения эффективности межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма можно охарактеризовать как мультидисциплинарную, складывающуюся из:
1. Принципов, категорий, методик сравнительно-правового подхода (мониторинг имеющихся нормативно-правовых актов, регулирующих сферу межрегионального сотрудничества по реализации отдельных проектов и комплексных программ туристской направленности, в рамках действия которых происходит данное сотрудничество, с использованием сравнительно-правового метода на примере не менее 2-х субъектов РФ в каждом округе на основании общепризнанных критериев законодательной техники:
- системность (внутренняя согласованность) правовых норм;
- соответствие федеральному законодательству в данной сфере;
- наличие механизма реализации правовых норм (отсутствие декларативности);
- полнота правового регулирования отношений, возникающих в сфере межрегионального сотрудничества по реализации отдельных проектов и комплексных программ туристской направленности субъекта РФ.
1. Категорий, установок программно-целевого подхода, лежащего в основе государственной политики в сфере туризма в РФ.
2. Качественной методологии контент-анализа нормативно-правовой базы по организации межрегионального сотрудничества (необходимо проанализировать массив документов, отражающих межрегиональное сотрудничество в сфере туризма, деятельность государственно-частных партнёрств, проекты и программы; документы ОЭЗ).
3. Методики проведения фокус-групп. Состав фокус-группы формируется из представителей, обеспечивающих межрегиональную интеграцию, отраслевую кооперацию. Критерии для отбора респондентов: профессиональные компетенции, опыт деятельности в сфере межрегионального сотрудничества.
4. Количественной стратегии контент-анализа ресурсов сети интернет с целью определения эффективности существующих информационных систем поддержки межрегионального и трансграничного сотрудничества в сфере туризма.
5. Экспертного опроса в виде глубинного интервьюирования. Экспертами признаются представители турбизнеса, сотрудники предприятий туристской инфраструктуры, работники администраций регионов Российской Федерации, муниципальных образований, представителей государственно-частного партнерства, туристы и представители международных и зарубежных туристских ассоциаций межрегионального сотрудничества.
6. Методики анкетирования потребителей комбинированного турпродукта в рамках трансграничного туризма.
Проведенный анализ позволит разработать механизм межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма, обеспечивающий условия для:
Эффективного взаимодействия органов государственной власти
- Создания обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий и сопредельных государств;
- Развития инфраструктуры туризма;
- Повышения инвестиционной привлекательности туристического комплекса.
Разработки механизма реализации межрегиональных туристских проектов
- Проведения эффективной политики в деле сохранения объектов природного и культурно-исторического наследия;
- Разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития туризма на федеральном и региональном уровне, для реализации которых необходимо разработать нормативно-правовой механизм создания Государственно Частного Партнерства (пример: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Портал ГЧП в России- avtonomnii_okrug_yugra).
Оптимизации программно-целевого метода как инструмента повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти РФ в сфере туризма
- Совершенствования институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы.
- Развития научно-исследовательской базы туристической отрасли.
- Создания единого информационного пространства при продвижении межрегионального турпродукта на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта (международной туристской биржи в Берлине; международной туристской выставки-биржи FITUR в Мадриде; всемирной туристской выставки в Лондоне (World Travel Market, WTM) [1]; международной туристской биржи в Милане; международной выставки «Путешествия и туризм» в Москве (МИТТ)).
Рецензенты:
Лойко О.Т., д.ф.н., профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.