Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE WAYS OF RISING THE EFFECTIVENESS OF THE INTER-REGIONAL AND CROSS-BORDER COOPERATION IN PRIORITY AREAS OF REGIONS

Kolodiy N.A. 1 Rodionova E.V. 1 Agranovich V.B. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution of Higher Vocational Education “National Research Tomsk polytechnic university”
Article is dedicated to the development of inter-regional and cross-border integration in tourism. There were determined the actualizing factors of necessity interregional and cross-border cooperation. The ways of improving the effectiveness of interregional cooperation in priority areas of tourism were defined. In the article the main trends of interregional cooperation in the tourism sector were identified, such as interregional integration by combining the competitive advantages of regions; Interregional cooperation with industry to implement the cluster approach; Interregional strategy of development in tourism infrastructure, promotion of progressive spatial forms. Also it was proved the usefulness of program-target method in the planning process of interregional and cross-border cooperation.
tourism cluster program-target method
inter-regional tourism product
cross-border integration
inter-regional integration
Актуальность темы развития  межрегиональной и трансграничной интеграции  в туризме определяется следующими факторами:
  • значительными начальными инвестициями в формирование современной инфраструктуры, размещаемой, как правило, на территории нескольких субъектов Российской Федерации (качественных автодорожных и железнодорожных подходов, гостиниц, кемпингов, мотелей, соответствующих уровню принимаемых туристов, объектов инженерной инфраструктуры и объектов коммунально-бытового назначения, сервисных служб и др.);
  • продолжительным и дорогостоящим этапом продвижения новых туристических зон и маршрутов;
  • необходимостью повышения привлекательности межрегионального туристского продукта.

Проблемная ситуация. Основы государственной политики  в сфере  взаимодействия региональных и муниципальных органов государственной власти,  формирования  и реализации межрегиональных программ развития туризма заложены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 год». Кроме того,             каждый федеральный округ имеет утвержденную стратегию социально-экономического развития (например, Южный федеральный округ  Распоряжение Правительства   от 5 сентября 2011 г. N 1538-р; Северо-Западный федеральный округ Распоряжение от 18 ноября 2011 г. N 2074-р и др.). Однако в условиях современных рыночных отношений межрегиональное сотрудничество не может развиваться на директивной основе. Основой для такого сотрудничества должна стать разработка

  • долгосрочных программных документов социально-экономического развития;
  • схем туристско-территориального планирования различного уровня;
  • научно-обоснованного механизма координации деятельности органов государственной власти субъектов РФ, которые отвечают за развитие культуры и туризма.

Для повышения эффективности межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма, на наш взгляд, необходимо сделать следующее:

1. Провести анализ отечественного и зарубежного опыта межрегионального сотрудничества в сфере туризма. 

Для этого нам представляется целесообразным   проанализировать отечественный опыт создания ОЭЗ, туристских кластеров, структур по государственно-частному партнерству, программ и стратегий развития туризма. Данный анализ необходимо произвести  на уровне федерального округа; субъекта федерации; муниципального образования.

С целью выявления лучшего зарубежного опыта  необходимо провести анализ деятельности межрегиональных туристских организаций разных уровней:

  • специализированных организаций в системе ООН, таких как Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation (UNWTO));
  • неправительственных специализированных организаций по международному туризму: Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств, Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network IATAN), Международной ассоциации делового туризма -- International Business Travel Association (IBTA) [4], международной организации «Международный форум юристов, специализирующихся в области правового обеспечения туризма и путешествий» IFTTA [5];
  • региональных и национальных организаций по туризму: Европейской комиссии путешествий, Европейской организации рекреации и отдыха, Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «НОРДЕН», Федерации ассоциаций скандинавских туристских агентств, Азиатско-Тихоокеанской туристской ассоциации (Pacific Asia Travel Association - PATA).

2. Проанализировать и обобщить разработки и организации поездок по существующим межрегиональным и трансграничным туристским маршрутам, предназначенным для групп туристов и индивидуальных путешественников. 

Анализ необходимо производить с учетом основных трендов  межрегионального сотрудничества  в сфере туризма, таких как:

  • Межрегиональная интеграция посредством объединения конкурентных преимуществ регионов с целью формирования условий для развития привлекательного инвестиционного климата (пример: в Вологодской области с участием московских инвесторов реализован инвестиционный проект в туризме «Великий Устюг - родина Деда Мороза»);
  • Межрегиональная отраслевая кооперация с целью реализации кластерного подхода. Меры по развитию кластеров предполагают укрепление сетей взаимодействия между экономическими субъектами - участниками кластера с целью обеспечения доступа к новым технологиям, облегчения выхода на внешний рынок, централизации знаний и активов, а также распределения рисков и привлечения инвестиций [3, 7]. Часто устойчивое взаимодействие между указанными субъектами и согласованность региональной политики являются необходимыми условиями для развития производственно-территориальных кластеров и повышения их конкурентоспособности (пример: проект Золотое кольцо Алтая, Золотое кольцо России, Золотое кольцо Сибири [9]).
  • Межрегиональное нормативно-правовое, социально-экономическое, организационно-административное сотрудничество для формирования туристско-рекреационных кластеров в целях устойчивого и последовательного развития туристско-рекреационного комплекса. Так, например, в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров: пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий); горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки); оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон); экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп); культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.) [8].
  • Межрегиональная стратегия развития единой инфраструктуры в туризме, содействие развитию прогрессивных пространственных форм (зон опережающего роста, туристских кластеров, особых экономических зон, агломераций), включая межрегиональное территориальное планирование, развитие транспортных систем и ускоренного транспортного сообщения [2].
  • Межрегиональная коммуникация в целях системной и управляемой концентрации организационных, интеллектуальных и материальных средств развития институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов. Это предполагает межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма всех видов (пример: проект Великий шелковый путь, Великий чайный путь).

Методологию проекта повышения эффективности межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма можно охарактеризовать как мультидисциплинарную, складывающуюся из:

1. Принципов, категорий, методик сравнительно-правового подхода (мониторинг имеющихся нормативно-правовых актов, регулирующих сферу межрегионального сотрудничества по реализации отдельных проектов и комплексных программ туристской направленности, в рамках действия которых происходит данное сотрудничество, с использованием сравнительно-правового метода   на примере не менее 2-х субъектов РФ в каждом округе на основании  общепризнанных критериев законодательной техники:

  • системность (внутренняя согласованность) правовых норм;
  • соответствие федеральному законодательству в данной сфере;
  • наличие механизма реализации правовых норм (отсутствие декларативности);
  • полнота правового регулирования отношений, возникающих в сфере межрегионального сотрудничества по реализации отдельных проектов и комплексных программ туристской направленности субъекта РФ.

1. Категорий, установок программно-целевого подхода, лежащего в основе государственной политики в сфере туризма в РФ.

2. Качественной методологии контент-анализа нормативно-правовой базы по организации межрегионального сотрудничества (необходимо проанализировать массив документов, отражающих межрегиональное сотрудничество в сфере туризма, деятельность государственно-частных партнёрств, проекты и программы; документы ОЭЗ).

3. Методики проведения фокус-групп. Состав фокус-группы формируется из представителей, обеспечивающих межрегиональную интеграцию, отраслевую кооперацию. Критерии для отбора респондентов: профессиональные компетенции, опыт деятельности в сфере межрегионального сотрудничества.

4. Количественной стратегии контент-анализа ресурсов сети интернет с целью определения эффективности существующих информационных систем поддержки межрегионального и трансграничного сотрудничества в сфере туризма.

5. Экспертного опроса в виде глубинного интервьюирования. Экспертами признаются представители турбизнеса, сотрудники предприятий туристской инфраструктуры, работники администраций регионов Российской Федерации, муниципальных образований, представителей государственно-частного партнерства, туристы и представители международных и зарубежных туристских ассоциаций межрегионального сотрудничества.

6. Методики анкетирования потребителей комбинированного турпродукта в рамках трансграничного туризма.

Проведенный анализ позволит   разработать механизм межрегионального взаимодействия по приоритетным направлениям развития туризма, обеспечивающий условия для: 

Эффективного взаимодействия органов  государственной власти

  • Создания обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий и сопредельных государств;
  • Развития инфраструктуры туризма;
  • Повышения инвестиционной привлекательности туристического комплекса.

Разработки механизма реализации межрегиональных туристских   проектов

  • Проведения эффективной политики в деле сохранения объектов природного и культурно-исторического наследия;
  • Разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития туризма на федеральном и региональном уровне, для реализации которых необходимо разработать нормативно-правовой механизм создания Государственно Частного Партнерства (пример: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Портал ГЧП в России- avtonomnii_okrug_yugra).

Оптимизации программно-целевого метода как инструмента повышения эффективности взаимодействия органов  государственной власти РФ в сфере туризма

  • Совершенствования институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы.
  • Развития научно-исследовательской базы туристической отрасли.
  • Создания единого информационного пространства при продвижении межрегионального турпродукта на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта (международной туристской биржи в Берлине; международной туристской выставки-биржи FITUR в Мадриде; всемирной туристской выставки в Лондоне (World Travel Market, WTM) [1]; международной туристской биржи в Милане; международной выставки «Путешествия и туризм» в Москве (МИТТ)).

Рецензенты:

Лойко О.Т., д.ф.н., профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Лукьянова Н.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.