Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EFFECTIVENESS OF BLOCK-MODULAR TECHNOLOGY’S USE IN SELF-STUDY WORK OF NON-LINGUISTIC STUDENTS

Gitman E.K. 1 Dolmatova N.S. 2
1 Perm State Humanitarian Pedagogical University
2 Perm State Agricultural Academy n. a. D.N. Pryanishnikov
High requirements to the graduates of higher educational establishments cause the necessity of solving the foreign language communicative competence formation’s problem. Foreign language communicative competence is considered to be an integrative quality of a profoundly qualified specialist. The article deals with the block-modular technology in foreign language teaching. It is proposed that the use of block-modular technology’s model raises the effectiveness of foreign language teaching. The main aim is to design the process of teaching a foreign language for non-linguistic students in order to form the foreign language communicative competence at basic and advanced levels. The results of the educational experiment on use of the model of foreign language communicative competence formation by means of block-modular technology are given. The results obtained allow to state the effectiveness of foreign language teaching on proposed model of block-modular technology’s use aiming foreign language communicative competence formation.
foreign language communicative competence
educational experiment
model of block-modular technology’s use
effectiveness of education

На сегодняшний день проблема повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции чрезвычайно актуальна для высшей школы. Связано это с все возрастающими требованиями к выпускникам вуза. Выпускник-бакалавр является лишь в том случае привлекательным объектом на рынке труда, когда он обладает набором профессионально-значимых компетенций. В структуре компетенций выпускника достойное место занимает иноязычная коммуникативная компетенция, так как современный работодатель не представляет возможным прием на работу специалиста без знания иностранного языка, позволяющего работнику осуществлять профессиональное общение и являющегося одним из гарантов его профессионального и личностного роста [3]. В связи с этим, перед преподавателями встает вопрос об эффективности вузовского образования в рамках дисциплины «Иностранный язык».

В ходе проведенного нами исследования была представлена и обоснована модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе блочно-модульной технологии организации самостоятельной работы. Данная модель представляет собой единство нормативно-целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного компонентов [5]. Целью разработки данной модели было проектирование процесса обучения студентов, в процессе которого происходит эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть достигается конечная цель обучения – сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на базовом и продвинутом уровне (уровень А2 и В1 Общеевропейской шкалы владения иностранными языками).

Эксперимент по проверке эффективности разработанной модели обучения посредством блочно-модульной технологии проводился на базе ФГБОУ ВПО Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.Н. Прянишникова.

Изучение состояния проблемы сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у выпускников сельскохозяйственного вуза показало, что существует острая нехватка специалистов данного профиля, владеющих иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения. Анкетирование и интервьюирование потенциальных работодателей для выпускников сельскохозяйственного вуза как основных потребителей образовательных услуг с целью выявления их основных запросов к будущим специалистам показали, что существует неудовлетворенность языковой подготовкой выпускников-бакалавров. Сформированность компетенции владения иностранным языком у выпускников оценивалась респондентами на довольно низком уровне, что подтверждалось неумением работников (бывших выпускников ПГСХА) вступать и поддерживать коммуникативный акт во время заграничных командировок или приема иностранных гостей на производстве [2].

Необходимость проведения эксперимента была также обоснована результатами опроса преподавателей кафедры иностранных языков Пермской ГСХА. Диагностика на предмет того, ощущают ли преподаватели иностранного языка потребность в пересмотре подходов к обучению иностранным языкам в неязыковом вузе на современном этапе, и готовы ли преподаватели кафедры внедрять новые технологии в образовательный процесс, свидетельствует о готовности и потребности педагогов к переходу на более высокий уровень преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

85 % опрошенных понимают и принимают тот факт, что обучение иностранным языкам в неязыковом вузе должно идти по качественно новому пути, позволяющему формировать иноязычную коммуникативную компетенцию исходя из реальных условий обучения, каковыми являются уменьшение количества лабораторных занятий и возрастание доли самостоятельной работы студентов. В качестве предпочтительных направлений организации учебного процесса были озвучены варианты использования современных технологий обучения иностранному языку, способству­ющих более успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции, а также методов стимулирования интереса к обучению [1].

Отправной точкой для начала экспериментального обучения с применением блочно-модульной технологии в самостоятельной работе стали результаты диагностического среза, который позволил определить исходный уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования диагностического инструментария, выявлялась мотивационная готовность к изучению иностранного языка в ВУЗе, ценностные ориентации студентов и их направленность на предстоящую профессию, анализировалось их представление о структуре и содержании собственной личностно-профессиональной компетентности.  

В качестве экспериментальной и контрольной групп были выбраны студенты 2 курса факультета землеустройства и кадастров Пермской ГСХА. Необходимой предпосылкой опытно-экспериментального обучения было использование метода параллельного обучения в экспериментальной и контрольной группах. Данный метод предполагал максимальное уравнивание всех условий педагогического процесса для обеих групп: средний уровень владения иностранным языком на начальном этапе, состав группы (количество человек и гендерная принадлежность), мотивационные аспекты изучения иностранного языка, содержание обучения (изучение тем, согласно рабочим учебным планам дисциплины «Иностранный язык»). Подобный подход к организации эксперимента позволяет говорить о чистоте эксперимента и валидности его результатов [4]. Единственное условие, которое отличало экспериментальную группу от контрольной, - это обучение по разработанной модели, направленной на повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Первичная диагностика осуществлялась с применением тестовых материалов, позволяющих определить уровень владения каждой из субкомпетенции в составе ИКК (лингвистической, социокультурной, профессиональной, компенсаторной). Предлагаемые тесты предполагали выполнение заданий на различные виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо). Максимально возможный балл – 90 (уровень В2). Как показали результаты, доля студентов с низким и базовым уровнем чрезвычайно высока. При этом, как студенты контрольной, так и студенты экспериментальной групп показывают уровневую однородность в владении иностранным языком. Данный факт позволил закрепить за этими группами статус контрольной и экспериментальной и начать работу по внедрению экспериментальной модели в целях подтверждения гипотезы.

Для эффективной работы по повышению качества изучения иностранного языка в экспериментальной группе апробирован комплект методических разработок, созданных с учетом особенностей построения блочно-модульного курса. Комплект методических разработок предназначен для студентов второго курса направления подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры», включает в себя 5 модулей: «Геодезия», «Картография», «Землеустройство», «Земельный кадастр» и «Экономика недвижимости». Ценность данных разработок в том, что они носят профессиональный и практико-ориентированный характер.

Итоговый тест проводился в конце первого семестра. Контрольно-измерительными материалами для оценки качества обучения стали федеральные онлайн-тесты (fepo.ru), контрольные задания, составленные преподавателями кафедры иностранных языков с целью выявления соответствия полученных знаний требованиям, отраженным в программе изучения иностранного языка по данному направлению. Результаты заключительного среза представлены на диаграмме.

Рис. 1. Показатели сформированности ИКК в контрольной  и экспериментальной группах в конце эксперимента

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что повышение уровня ИКК произошло как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако, при сравнении уровневых показателей в двух группах отчетливо видно, что качественные преобразования в экспериментальной группе превосходят по многим критериям. Объясняется это тем, что в экспериментальной группе были созданы условия обучения, благодаря которым студенты могли проявить себя в различных видах деятельности: учебно-познавательной, исследовательской, научно-исследовательской, проектной, творческой. Этому способствовали коммуникативно- и профессионально-ориентированных задания, выполнение которых способствовало более успешному усвоению модулей дисциплины «Иностранный язык».

Уровни ИКК до и после эксперимента претерпевают изменения. И эти преобразования наиболее отчетливо видны у студентов экспериментальной группы. Так, процент студентов, достигших высокого уровня ИКК, увеличился на 24%, в то время как в контрольной группе это показатель вырос лишь на 7 %. Наибольший прирост показателей произошел на продвинутом уровне ИКК. В экспериментальной группе он составил 48%, в контрольной группе этот прирост оказался ниже (32%) за счет того, что наибольший процент студентов этой группы имел к концу эксперимента базовый уровень ИКК, что превышает показатель экспериментальной группы на базовом уровне на 30 %. Особо значимым при оценивании результатов было то, что показатель низкого уровня ИКК в экспериментальной группе составил 0%.

В ходе опытного обучения была диагностирована динамика формирования ИКК студентов в экспериментальной и контрольной группах. Динамические изменения уровней владения иностранным языком в обеих группах представлены на гистограммах.

Рис. 2. Уровень ИКК в контрольной группе

Рис. 3. Уровень ИКК в экспериментальной группе

Для определения эффективности функционирования модели формирования ИКК средствами блочно-модульной технологии были сопоставлены данные о динамике уровней сформированности ИКК студентов в экспериментальной и контрольной группе. Статистическая значимость различий результатов была определена по формуле исчисления значений наблюдаемого статистического критерия χ2 – критерий Пирсона. Этот критерий применяется для сравнения результатов двух случайных выборок, измеренных по шкале порядка.  Данные расчетов различия показателей уровня ИКК в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице.     

Таблица 1

Показатели уровня ИКК в экспериментальной и контрольной группах

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

Диагностический срез

Итоговый срез

Диагностический срез

Итоговый срез

A1

17

1

18

0

A2

9

14

9

6

B1

2

11

2

16

B2

0

2

0

7

χ2 до эксперимента

0,011

χ2 после эксперимента

7,88

Показатель χ2 до начала эксперимента составляет 0,011. Это меньше критического показателя 7,82, соответственно, мы можем утверждать, что до начала эксперимента между контрольной и экспериментальной группами нет статистически значимой разницы. В то же время, показатель χ2 на конец эксперимента составляет 7,88. Это выше критического уровня для 5% уровня значимости при трех степенях свободы, что подтверждает факт наличия статистического различия между двумя группами, задействованными в экспериментальном исследовании.

Таким образом, данные, которые получены в результате экспериментального исследования, позволяют говорить о значительном возрастании количества студентов с продвинутым и высоким уровнем ИКК в экспериментальной группе с одной стороны. С другой стороны, результаты в контрольной группе отличаются относительной их устойчивостью. Опираясь на эти выводы, можно говорить об эффективности функционирования модели обучения иностранному языку средствами блочно-модульной технологии.

Рецензенты:

Косолапова Л.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.