Введение
Сердечно-сосудистая патология остается ведущей причиной смертности в большинстве развитых стран (до 40% среди всех случаев смерти) [6]. В Российской Федерации данная проблема стоит особенно остро, смертность составляет около 56% пациентов. Если в 2003 г. в РФ умерли 1320000 человек, кардиальной патологии – свыше 700 тысяч [1]. В структуре сердечно-сосудистых заболеваний преобладают хронические формы ишемической болезни сердца (ИБС), в частности стабильная стенокардия, требующие длительного и затратного лечения, которое далеко не всегда является эффективным. Среди причин недостаточной эффективности признается неадекватная коррекция факторов риска и нерациональная фармакотерапия. Так, каждый десятый пациент принимает «устаревшие» лекарственные средства с низкой фармакологической активностью, причем часто самостоятельно определяя выбор препарата, без предварительной консультации с врачом [5, 7]. Кроме того, и среди врачей наблюдается приверженность к назначению лекарственных средств с недоказанной эффективностью, использование препаратов по ошибочным показаниям или рекомендованных лекарств в неадекватной дозировке [3, 4].
В России имеет место недостаток фармакоэпидемиологических данных, отражающих реальную ситуацию с лечением ишемической болезни сердца, дающих возможность оценить соблюдение рекомендаций научных обществ врачами в повседневной практике. Именно с этим обстоятельством связан активный и постоянный интерес к фармакоэпидемиологическим исследованиям кардиологических препаратов. Региональные фармакоэпидемиологические данные о лечении ишемической болезни сердца в Ставропольском крае вообще отсутствуют. Следовательно, необходимо проведение комплексных ретроспективно-проспективных исследований в масштабах Ставропольского края, в частности, посвященных изучению данной проблемы и четкой стратегии рационализации терапии на стационарном этапе. Кроме того, наличие половых особенностей в клинической картине и лечении ИБС на сегодняшний день не вызывает сомнений, в связи с чем представляется важным изучение потребления лекарственных препаратов у пациентов с учетом пола, возраста и длительности постменопаузального периода у женщин.
Материалы и методы исследования
Для решения поставленных задач был проведен комплексный ретроспективный анализ 1400 пациентов в возрасте от 30 до 80 лет, находящихся на стационарном лечении в кардиологических отделениях ЛПУ Ставропольского края («Краевой клинический кардиологический диспансер», г. Ставрополь; кардиологическое отделение Городской клинической больницы №3, г. Ставрополь; Буденновский центр оказания специализированных видов медицинской помощи; Георгиевская центральная районная больница), госпитализированных в 2005-2012 гг. Истории болезни для проведения исследования отбирались путем сплошного просмотра стационарных историй болезни в архиве в соответствии с критериями включения в исследование (пациенты с диагнозом ИБС). Стенокардия напряжения I–III ФК, НI-IIА; наличие в истории болезни данных о препарате, разовой, суточной дозе, дате начала и конца приема препарата, пути введения.
Все пациенты были разделены на две группы: 600 мужчин (средний возраст 56,68±10,53 лет) и 800 женщин (средний возраст 64,29±9,53 лет). В зависимости от длительности постменопаузы все обследованные женщины были разделены на две подгруппы. В первой подгруппе длительность постменопаузы составила от 1 года до 4 лет, во второй подгруппе – свыше 4 лет [9]. В первую подгруппу вошли 145 пациенток в возрасте 42-55 лет. Во второй подгруппе оказались 665 больных в возрасте от 56 до 80 лет.
Интенсивность потребления изучалась с использованием DDD методологии, принятой ВОЗ в качестве стандарта при проведении фармакоэпидемиологических исследований [8]. Определялась динамика показателей DDD/100 койко-дней по основным группам антиангинальных препаратов (бета-адреноблокаторам, пролонгированным нитратам, антагонистам кальция) в период с 2005-2007 по 2010-2012 годы у пациентов в зависимости от пола и длительности постменопаузального периода у женщин.
Результаты
DDD-анализ потребления антиангинальных препаратов (2005-2007г) в стационарных условиях, показал что у мужчин интенсивность потребления пролонгированных нитратов составила 73,2DDD/100 койко-дней, бета-адреноблокаторов-18,1DDD/100 койко-дней, антагонистов кальция-10,3 DDD/100 койко-дней. При сравнительном анализе отмечена динамика потребления антиангинальных препаратов у мужчин, так в 2009-2010 гг. интенсивность потребления нитратов снизилась с 72,3 до 33,4 DDD/100 койко-дней (p<0,0001). Интенсивность потребления бета-адреноблокаторов возросла (18,1 и 28,6 DDD/100 койко-дней, р=0,003), достоверно увеличились показатели DDD/100 койко-дней антагонистов кальция (10,3 и 26,0 DDD/100 койко-дней, p<0,0001), рис. 1.
Рис 1. Динамика интенсивности потребления антиангинальных препаратов у мужчин в стационарных условиях (DDD/100 койко-дней). БАБ – бета-адреноблокаторы, АК – антагонисты кальция.
При анализе потребления антиангинальных препаратов у женщин в позднем постменопаузальном периоде (ППМП) также отмечена динамика интенсивности потребления основных групп антиангинальных препаратов за исследуемые периоды времени. Так, достоверно снизилась интенсивность потребления нитратов (с 43,2 до 32,0 DDD/100 койко-дней, р=0,004), и увеличилась интенсивность потребления бета-адреноблокаторов (с 14,4 до 26,9 DDD/100 койко-дней, p<0,0001) и антагонистов кальция (с 19,7 до 28,5 DDD/100 койко-дней, р=0,015), см. рис. 2.
Рис 2. Динамика интенивности потребления антиангинальных препаратов у женщин ППМП в стационарных условиях (DDD/100 койко-дней). БАБ – бета-адреноблокаторы, АК – антагонисты кальция.
У женщин в РПМП по сравнению с предыдущим периодом, также значительно снизилась интенсивность потребления нитратов (с 65,2 до 9,6 DDD/100 койко-дней, p<0,0001), и увеличилась интенсивность потребления бета-адреноблокаторов (с 25,6 до 31,6 DDD/100 койко-дней) и антагонистов кальция (с 6,7 до 13,2 DDD/100 койко-дней, р=0,012), см. рис. 3.
Рис 3. Динамика интенивности потребления антиангинальных препаратов у женщин РПМП в стационарных условиях (DDD/100 койко-дней). БАБ – бета-адреноблокаторы, АК – антагонисты кальция.
Отмечена также динамика в структуре антиангинальных препаратов, так в 2005-2007 гг. лидирующим препаратом в группе бета-адреноблокаторов был атенолол, в 2009-2010 гг. интенсивность потребления атенолола значительно снизилась и самым потребляемым препаратом стал бисопролол. В группе нитратов снизилась интенсивность потребления изосорбида динитрата, и увеличилась интенсивность потребления изосорбида мононитрата. Доминирующим препаратом в группе антагонистов кальция в 2005-2007 гг. был нифедипин, в последующие годы интенсивность потребления нифедипина уменьшилась и возросла интенсивность потребления амлодипина.
При сравнительном анализе потребления антиангинальных препаратов у мужчин и женщин в РПМП и ППМП (2009-2010 гг.) отмечено, что интенсивность потребления антиишемических препаратов у мужчин, а также женщин старшей возрастной группы практически не отличалась. У женщин в РПМП достоверно ниже интенсивность потребления антагонистов кальция и нитратов и несколько выше интенсивность потребления бета-адреноблокаторов по сравнению с мужчинами и женщинами в ППМП, см. рис. 4.
Рис. 4. Сравнительный DDD-анализ антиишемических препаратов у пациентов с ИБС (2010-2012 г.), p<0,0001. БАБ – бета-адреноблокаторы, АК – антагонисты кальция.
Заключение
Таким образом, общую тенденцию потребления антиангинальных препаратов можно считать положительной, поскольку происходит возрастание потребления наиболее эффективных и инновационных антиишемических средств. Снижение частоты назначения нитратов, по-видимому, обусловлено ростом применения антиангинальных препаратов других групп.
Несмотря на возрастание потребления более эффективных препаратов, по некоторым параметрам, в частности применения бета-адреноблокаторов (группа препаратов, которая используется как для улучшения прогноза, так и уменьшения частоты и интенсивности приступов стенокардии) отмечается несоответствие современным взглядам на медикаментозную коррекцию ангинозной составляющей стабильной стенокардии. В то же время органические нитраты, несмотря на отсутствие доказательной базы об их влиянии на прогноз при ИБС, остаются востребованными, поскольку эффективно купируют приступы стенокардии и предупреждают возникновение новых и улучшают качество жизни пациентов [2].
Сравнительный анализ интенсивности потребления антиангинальных препаратов показал, что у пациенток в РПМП достоверно ниже интенсивность потребления нитратов и антагонистов кальция, а также имеется тенденция к большему потреблению бета-адреноблокаторов.
Полученные результаты отражают реальную практику назначения антиангинальных препаратов и могут быть использованы при разработке внутрибольничных и региональных стандартов оказания медицинской помощи больным стабильной стенокардией. С целью повышения качества оказания помощи больным стабильной стенокардией и своевременной оценки изменений в тактике их ведения целесообразно проведение дальнейших фармакоэпидемиологических исследований.
Рецензенты:
Щетинин Е.В., д.м.н., проректор по научной и инновационной работе, заведующий кафедрой клинической патофизиологии ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь.
Манвелян Э.А., д.фарм.н., доцент, профессор кафедры медицинской биохимии, клинической лабораторной диагностики и фармации ФГ АБОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.