Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF SYCOLOGICAL ADMINISTRATION IN THE DEVELOPMENT OF PHARMACEUTICAL OTGANISATIONS QUALIFIED WORK SERVICING MINERS AND POPULATION

Petrov A.G. 1 Bogomolova N.D. 1 Petrov G.P. 1
1 Kemerovo State Medical Academy
The sociological investigations carried out among one hundred heads of the pharmacies that provide service to miners and population showed, that from the three main styles of pharmaceutical organizations management the prevailing style is a democratic one (64%), a liberal style (23%) and an authoritarian style (13%). It was revealed that the majority of managers divide their authorities with their staff (71%) have the authorities in their own hands (23%), transfer their power 6% of respondents. the majority of pharmaceutical organizations managers try to create good attitudes between people in the collective (93%, are interested only in achievement of their functional aims (7%), in the time of investigation it was alsorevealed that the riskiness of a manager depends on the style of his marketing. as a matter of fact, the managers with an author terrain style of marketing easily get into risky situations (R=0,64), managers with a democratic style are not decisive in risky situations (R= 0,27) and those with a liberal style don’t go into risky situations in the system of management.
psychological administration
styles of work
pharmaceutical organizations’
the managers temperament
marketing decisions
Введение. В современных условиях управление стало признаваться само­стоятельным и специфическим видом деятельности людей, благодаря чему возникла новая научная отрасль науки - психология управления. Она имеет свои синонимы: психология организаций, организационная психология. Это сравнительно новая самостоятельная наука, которая является, в свою очередь, частью науки управления.

В психологии управления разрабатываются психологические аспекты деятельности отдельного человека, социальных групп (кол­лектива) и организации в целом. Основная цель психологии управле­ния - разработка путей повышения эффективности организационных систем и качества работы организации [1; 2].

Для достижения поставленных целей обеспечения эффективной работы организации руководитель должен регулировать социально-психологический климат в коллективе.

При создании нормального социально-психологического клима­та фармацевтической организации, соответствующего современным условиям, руководитель должен сформировать у персонала пони­мание необходимости и готовности к изменениям и инновационной деятельности. Для этого должна быть создана эффективная система коммуникаций: персонал должен знать о перспективах работы, про­блемах и путях их решения [1].

Можно с уверенностью сказать, что каждый руководитель фарма­цевтической организации сталкивается с ситуациями, в основе кото­рых лежит человеческий фактор: конфликты, текучесть кадров, сбои в работе.

Правильное использование методов управления, т.е. учет личностных социаль­но-психологических и мотивационных особенностей людей, может способствовать получению значительного экономического эффек­та даже без материальных затрат.

Для эффективного управления руководитель должен знать индивидуальные особенности людей, факторы, влияющие на их пове­дение и поведение социальных групп, и уметь их использовать для мотивации персонала и формирования организационной культуры. В фармацевтической отрасли данный аспект имеет особую актуаль­ность, так как управленческой деятельностью традиционно занима­ются люди, не получившие фундаментальной подготовки в этой об­ласти.

В условиях рыночных отношений все более насущной становится задача подготовки руководителей аптечных организаций, которые в своей деятельности могут учитывать особенности психологии как отдельных исполнителей, так и подчиненного коллектива в целом [1; 2].

Основой решения указанных проблем является повышение уровня социально-психологической компетентности и формирования личных качеств ру­ководителей аптечных организаций [1; 2].

На современном этапе в фармации происходят существенные изменения, в первую очередь в структуре и методах управления. В этой связи для эффективного планирования подготовки руководителей аптечных организаций большое значение имеет знание социально-психологических характеристик специалистов.

Практически не изучены личностные особенности и управленческие аспекты их деятельности. Сложилось в определенной мере парадоксальное положение, что руководители аптечных организаций, как представители одной из самых «психологичных» профессий не имеют достаточной психологиче­ской подготовки [3].

В современных условиях повышение образованности и информированности руководителей аптечных организаций в области социальной психоло­гии дает не только экономический эффект, но и улучшает уровень культуры управленческой деятельности и качество фармацевтической помощи шахтерам и населению [2; 3].

Анализируя деятельность многих аптечных организаций, можно отметить, что при одинаковых кадровых и материальных возможностях успехи отдельных аптечных коллективов заметно различаются. Бесспорно, проблема здесь не только в объективных условиях, но и в личности руководителя.

Установлено, что успешность управления аптечной организацией определяет не только профессиональная компетентность руководителя, но и его умение работать с людьми на основе знаний в области психологии управления и умений эффективно взаимодействовать с людьми. Это ключевой фак­тор личного успеха руководителя.

Известно, что для эффективной деятельности руководителей аптечных организаций большое значение имеют их личностные качества. Однако до настоящего времени этой проблеме уделялось недостаточное внимание [1].

Цель исследования: повышение качества и эффективности работы аптечной организации посредством использования социально-психологического метода управления.

Материалы и методы исследования. Объект исследования при изучении роли психологии управления в развитии качества работы аптечных организаций, обслуживающих шахтеров и население, представлен их руководителями. Исследование роли психологии управления в улучшении качества работы аптечных организаций проведено на базе центра медицины шахтеров. В качестве изучаемого явления рассматривалась роль психологии управления в повышении качества работы аптечных организаций. С целью изучения данной проблемы было проведено анкетирование ста руководителей аптечных организаций Кемеровской области. Им пред­лагалось ответить на разработанную анкету, состоящую из трех блоков.

В первый блок вошли вопросы для определения стиля руководства и социально-психологического климата в коллективе.

Второй блок включал вопросы для выявления темперамента руководителя аптечной организации.

В третий блок вошли вопросы, позволяющие изучить психологию пове­дения руководителя в ситуации риска.

Выборка респондентов осуществлялась на основе случайной бесповторной выборки.

Материал обработан в программе Statistica 6.1 (лицензионное соглашение  B092231FAN3). Сравнение выборок осуществлялось методом корреляции Спирмена. Различия считались статистически значимыми при Р< 0,05.

Результаты и их обсуждение. Преобладающая линия поведения руководителя находит свое отражение        в различных стилях руководства.

Стиль руководства - это система способов, методов, приемов воздействия, используемая менеджерами для мобилизации коллектива на достижение поставленных целей. Стиль руководства во многом определяет авторитет ру­ководителя. В широком понимании - это признанное превосходство данного человека в какой-либо области деятельности, знаний, степень доверия, кото­рую он заслуживает своей практической деятельностью [1; 4].

Стиль управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации  [1].

Следовательно, стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к творческому выполнению задач, стоящих перед аптечной организацией, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Стиль руководства находится в тесном отношении и взаимодействии с методом управления [1].

На первом этапе исследований было установлено, что из трех основных стилей руководства преобладающим является демократический стиль (64%). Либеральный и авторитарный стили составили 23% и 13% соответственно.

Тип стиля определяется тем компонентом, который доминирует в личности руководителя. Результаты подтверждаются исследованиями взаимоотношения руководителя с подчиненными.

Изучая личность, необходимо оценить ее способность к адаптации в новых условиях. Как известно, нарушение процессов адаптации сопровождается иногда конфликтностью с окружающими, понижением работоспособно­сти и ухудшением состояния здоровья. Это свидетельствует о том, что мно­гие руководители аптечных организаций нуждаются в психологической по­мощи в процессе профессиональной деятельности для предупреждения воз­можных заболеваний нервно-психического характера [1; 2].

В современных условиях все аптечные организации предъявляют все более высокие требования к своим работникам, и особенно к руководителям. Установлено, что среди сильных сторон руководителей первое место, по их мнению, занимает умение влиять на окружающих (57%), на втором месте находится понимание особенностей управленческого труда (44%), на третьем - умение обу­чать (42%), на четвертом - четкие личные цели (40%). Однако значительное количе­ство руководителей испытывают те или иные проблемы в управлении. Недостаток творче­ского подхода отмечен у 51% руководителей, неумение управлять собой - у 41%, ограничения навыков решения проблем делового характера - у 35%, ограничения в возможности управлять людьми - у 27%. Следует подчеркнуть, что эти качества являются управляемыми. Поэтому именно на них необходи­мо обращать внимание как самим руководителям, так и всем субъектам, обес­печивающим кадровую политику при формировании и развитии управлен­ческого персонала.

В зависимости от стилей руководства особое значение приобретает детализация поведения руководителей аптечных организаций. У 47% руководителей авторитарного стиля выявлена нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей и потребность командовать другими.

Недостаточная уверенность в себе выявлена в 21% случаев, несдержанность и вспыльчивость определена в 10% случаев, чувство превосходства - в 4% случаев, недоверчивое отношение к окружающим и подозри­тельность - в 2% случаев.

Для руководителей демократического стиля в основном характерны доброжелательность, уступчивость, склонность к компромиссу.

Выявлено, что большинство руководителей делят свои полномо­чия со своими сотрудниками (71%), сосредотачивают полномочия у себя (23%), передают полномочия, но на контроль затрачивают больше времени, чем если бы их выполняли сами (6%).

Установлено, что при решении сложных вопросов в деятельности ап­течной организации активность и инициативность проявляют руководители и подчиненные (91%), исходит инициатива только от руководителей (15%), а со стороны подчиненных не поощряется (5%), ожидает инициативу со стороны подчиненных и сами избегают ее проявлять 4% руководителей.

По результатам социологического исследования установлено, что обращаются к подчиненным за советом 71% респондентов, часто делают замечания и выносят выговоры 24%, обычно приказывают и никогда не просят совета 5% руководителей.

Недостаток знаний не скрывают 58% руководителей, решают лично даже те вопросы, с которыми недостаточно знакомы 38%, и не стремятся воспол­нить пробелы в своих знаниях 5% руководителей.

80% руководителей отметили, что контролируют сотрудников регулярно, не вмешиваясь в их работу, отмечая их успехи, постоянно и жестко контролируют работу подчиненных и контролируют работу от случая к случаю по 10% респондентов.

Установлено, что на критику со стороны подчиненных не обижаются (84%), а отрицательно относятся к критике (16%) респондентов.

В общении с подчиненными обращаются вежливо и доброжелательно (91%) опрошенных, проявляют нетактичность и даже грубость (6%), и равнодушны в общении (3%).

Большинство руководителей аптечных организаций стараются создать хорошие отношения между людьми в коллективе (93%), интересуются только достижениями функциональных целей (7%).

На втором этапе была выявлена взаимосвязь между стилем руководства и типом темперамента руководителя. Было установлено, что основ­ным для руководителей типом темперамента является сангвиник (65%), затем флегматик (26%), холерик (6%) и меланхолик (3%).

Установлено, что на практике нет такого руководителя, который идеально соответствовал бы тому или иному типу руководства. Такое деление относительно. Поэто­му под стилем руководства понимают преобладающий характер служебного поведения руководителя. При этом следует помнить, что он может меняться по мере изменения определяющих условий.

На третьем этапе был проведен анализ психологии руководителя в ситуации риска.

При проявлении риска жесткие условия среды, неопределенности вынуждают руководителя аптечной организации постоянно находиться в поиске новых возможностей, средств, условий предотвращения возможных неудач, способов контроля над обстоятельствами, их тенденциями, закономерностями; побуждают стремиться к выбору наилучшего из возможных вариантов решений [1].

Рынок сталкивает интересы предпринимателей, заставляет их постоянно рисковать, пересматривать даже самые удачные прошлые решения. Руководитель, избегающий принятия рискованных решений, считается в обществен­ном смысле опасным для организации, т.к. обрекает ее на застой [1; 2].

Между тем в повседневной жизни далеко не всегда человек принимает решения, взвешивая вероятность возможных событий, определяя величину риска и полезность явлений. Нередко решения принимаются импульсивно, под влиянием эмоциональных состояний [5].

Установлено, что при совершении рискованных финансово-хозяйственных операций советуются с коллективом 71% руководителей, а лично принимают решения 29%; охотнее идут на риск, находясь в рискован­ной ситуации, чем входят в нее, - 55%; испытывают боязнь неудач - 58%; не скрывают от коллектива сложность ситуации и находят выход из нее совме­стно - 72%; всю полноту ответственности за деятельность организации прини­мают на себя - 61 % руководителей.

В ходе исследований также было выявлено, что рискованность руководителя зависит от стиля его управления. Руководители с авторитарным стилем управления легко входят в рискованные ситуации (R = 0,64), с демократическим стилем - в рискованных ситуациях нерешительны (R= 0,27), и руководители с либеральным стилем не входят в рискованные ситуации в системе менеджмента.

Заключение. Проведенные исследования подтверждают необходимость детальной оценки кадрового потенциала руководителей аптечных организаций на региональном уровне. Кроме того, следует совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации руководителей аптечных организаций с обязательным преподаванием основ социально-психологических методов управления.

Рецензенты:

Ивойлов В.М., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения, медицинской информатики, ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России», г. Кемерово.

 Царик Г.Н., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой  общественного здоровья, здравоохранения, медицинской информатики, ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России», г. Кемерово.