Качество медицинской помощи - свойство, обеспечивающее получение пациентом комплекса профилактической, диагностической и лечебной помощи, что в свою очередь обеспечивает оптимальный для его здоровья результат в соответствии с уровнем медицинской науки, максимально возможное удовлетворение пациента от процесса оказания помощи. Управление качеством медицинской помощи - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для формулировки и достижения целей такой организации оказания медицинской помощи пациентам, которая удовлетворяла бы самым высоким человеческим потребностям в сохранении здоровья на основе современных медицинских технологий. Медицинская услуга может считаться качественной, если соблюдены следующие основные принципы: безопасность, адекватность, научно-технический и профессиональный уровень, экономичность и эффективность [2, 3, 5].
Цель данного исследования - разработка порядка экспертной оценки и обеспечение контроля качества и безопасности медицинской помощи [4,6].
Задачами ведомственного контроля являются:
- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- беспечение качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения;
- определение показателей качества деятельности подведомственных учреждений здравоохранения;
- соблюдение объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;
- создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.
Ведомственный контроль включает в себя проверку:
- соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, а также порядков маршрутизации, регламентированных приказами министерства;
- соблюдения учреждениями здравоохранения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- соблюдения медицинскими работниками, руководителями учреждений здравоохранения, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Мероприятия по осуществлению ведомственного контроля включаются в планы работы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и соответствующих структурных подразделений. Ведомственный контроль ведется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок. Плановые проверки в отношении учреждения здравоохранения осуществляются не чаще, чем один раз в год.
Внеплановые проверки осуществляются в следующих случаях:
а) поступление в министерство обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения прав и законных интересов подведомственными учреждениями здравоохранения;
б) в целях контроля исполнения ранее выданных поручений либо предписаний (решения Коллегий министерства, исполнения протоколов совещаний под председательством министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики или его заместителей, Дней главного врача и пр.);
в) в целях проверки представленных учреждениями здравоохранения статистической отчетности или данных мониторинга;
г) наличия приказа министерства, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, требования прокурора о внеплановой проверке в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) несоответствия показателей деятельности подведомственного учреждения здравоохранения установленным целевым показателям деятельности;
е) невыполнения учреждением здравоохранения плановых показателей, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения по результатам исследований, экспертиз, анализов, оценок, объяснения работников проверяемого учреждения здравоохранения, на которых возлагается ответственность за выявленные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений и иные, связанные с результатами проверки, документы или их копии.
При выявлении в ходе проверок нарушений: 1) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения здравоохранения выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) министерством в рамках компетенции принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений (в том числе путем проведения внеплановых проверок), их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности; 3) в случае если выявленные нарушения относятся к компетенции органа, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственный контроль в установленной сфере деятельности, министерство направляет информацию о выявленных нарушениях в орган государственного контроля по компетенции.
Уполномоченные должностные лица отделов организации медицинской помощи, организации медицинской помощи матерям и детям министерства в рамках ведомственного контроля проверяют:
- соблюдение учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи, а именно:
1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи, а также порядков маршрутизации по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;
2) соответствие организации деятельности учреждения здравоохранения, его структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи;
3) соответствие деятельности учреждения здравоохранения иным установленным положениям исходя из особенностей оказания медицинской помощи;
- соблюдение учреждениями здравоохранения стандартов медицинской помощи, а именно:
1) соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полноту выполнения услуг с усредненной частотой 1,0;
2) обоснованность и полноту назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;
3) обоснованность и полноту назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;
4) обоснованность и полноту назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
5) иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).
Уполномоченными должностными лицами привлекаются сотрудники отдела материально-ресурсного обеспечения министерства для проверки:
- соблюдения учреждениями здравоохранения порядков оказания медицинской помощи, а именно соблюдения требований стандартов оснащения учреждения здравоохранения, его структурных подразделений;
- соблюдения учреждениями здравоохранения безопасных условий труда, требований к безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению), а именно:
1) соблюдения требований безопасности медицинских изделий, предусмотренных нормативной документацией производителя;
2) соблюдения требований к утилизации (уничтожению) медицинских изделий, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией производителя;
3) соблюдения установленных правил в сфере обращения медицинских изделий;
4) выполнения обязанностей по сообщению сведений, указанных в ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- соблюдения медицинскими работниками, руководителями учреждений здравоохранения, фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности, а именно:
1) наличие договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, а также об осуществлении медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности;
2) наличие договоров о поставках лекарственных препаратов, медицинских изделий на предмет наличия в них условий о назначении или рекомендации пациентам либо о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
3) утвержденный администрацией учреждения здравоохранения порядок участия представителей организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно - компания, представитель компании) в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
4) организация работы, направленной на предупреждение нарушений медицинскими работниками и фармацевтическими работниками ограничений, установленных ст. 74 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе по информированию медицинских работников, фармацевтических работников, компаний, представителей компаний и граждан об установленных запретах на совершение определенных действий и ответственности за их совершение;
5) обращения граждан, содержащие сведения о предоставлении недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых при назначении курса лечения лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, включая сокрытие сведений о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий, либо о наличии в аптечной организации лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, включая сокрытие информации о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.
Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами министерства служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя учреждения здравоохранения с приказом о назначении проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Должностные лица Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики при проведении ведомственного контроля имеют право:
1) осуществлять получение, сбор и анализ сведений о деятельности учреждения здравоохранения;
2) знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом ведомственного контроля, в том числе с медицинскими документами граждан, снимать копии с указанных документов, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
3) доступа в используемые учреждением здравоохранения при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения к используемым оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам;
4) организовывать проведение необходимых исследований, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи.
Должностные лица Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики при проведении ведомственного контроля обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемых подведомственных учреждений здравоохранения;
2) проводить проверку во время исполнения служебных обязанностей;
3) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого учреждения здравоохранения, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
4) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого учреждения здравоохранения с результатами проверки, в том числе с актом проверки.
5) соблюдать установленные сроки проверки.
Внедрение четкого, детально проработанного и прозрачного механизма контроля качества и безопасности медицинской деятельности позволит всем пациентам получать комплекс профилактической, диагностической и лечебной помощи, обеспечивающий оптимальный для здоровья результат и максимально возможное удовлетворение пациентов от процесса оказания помощи.
Рецензенты:
Герасимова Л.И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Денисова Т.Г., д.м.н., доцент, проректор по научной работе и международным связям АУ Чувашии Чувашской Республики «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.