Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST IN WORK WITH CHILDREN WITH SIGHT VIOLATIONS

Rodin M.V. 1 Volkova I.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Architectural and Construction University
For the children having deep violations of sight it is important to get the timely and effective social psychological assistance of experts. Practice shows that violation of sight isn´t an absolute obstacle for successful establishment of social contacts with whose who are able to see. The visually impaired child can successfully get skills necessary for this purpose in the process of continuous direct communication with normally seeing contemporaries. The educational psychologist is one of key figures in the course of the organization of effective educational space for children with the broken sight, so he has to take active part in the organization of educational process for visually impaired children both in mass school, and in educational institution of residential type, to define specific educational, educational and correctional objectives of a lesson according to an educational program.
educational psychologist
school student
sight violations
correctional and educational work
Введение

Для детей, имеющих глубокие нарушения зрения, необходима своевременная и эффективная социально-психологическая помощь специалистов. Психологическая работа с детьми, развивающимися в условиях зрительной депривации, требует особых профессиональных навыков, понимания механизмов протекания онтогенеза таких детей.

В результате такой специально организованной и целенаправленной психолого-педагогической деятельности дети с нарушениями зрения достигают относительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, приобретают те личностные качества, которые к началу их самостоятельной жизни необходимы для активного участия в жизни общества.

Целью настоящего исследования является определение роли и функций педагога-психолога в организации образовательного процесса для школьников с нарушениями зрения.

Отечественная и зарубежная педагогическая психология многие годы выступала за воспитание и образование детей с нарушениями зрения в специализированных учреждениях, позволяющих более полно и эффективно осуществлять их реабилитацию и получать знания в объеме массовой школы. Работа в специальных учреждениях направлена не только на получение цензового образования, но, что не менее важно, на коррекцию нарушенного зрения. Однако в последние годы все активнее происходит обсуждение проблем интеграции детей с нарушением зрения в массовую школу.

Причины возникающей необходимости обучения детей с нарушением зрения в массовых учреждениях:

  • родители хотят видеть своих детей каждый день, общаться с ними, влиять на их воспитание и обучение;
  • многие семьи не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в другом районе страны;
  • родители не хотят, чтобы их детей считали инвалидами, резко отличающимися от нормально видящих детей.

В результате, в настоящее время возникает острая необходимость в создании универсальных условий, комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, для получения детьми с нарушениями зрения общего воспитания и образования в массовых учебных заведениях.

Самым важным и наиболее трудоемким являются организация и проведение тифлопедагогических методических консультаций при непосредственном участии педагога-психолога для учителей, учащихся и родителей.

Система психолого-педагогической работы со слабовидящими детьми предполагает совокупность определенных направлений этой деятельности [2].

Педагог-психолог проводит диагностику каждого слабовидящего ребенка. При работе с такими детьми ему необходимо владеть целым комплексом социологических, психологических, педагогических и медицинских методов исследования. В результате психолого-педагогической диагностики определяются различные психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности ребенка.

Только полный анамнез слабовидящего ребенка делает доступным выяснение причины его социальной дезадаптации, а также возможным правильный выбор тех способов, методов работы с ребенком, позволяющей нивелировать дезадаптацию, содействовать его целостному развитию. На основании результатов социально-педагогической диагностики педагог-психолог совместно с учителями и родителями составляет индивидуальную программу для каждого слабовидящего ребенка, где учитываются уровень его возможностей, его желания и интересы [1].

Педагог-психолог осуществляет регулярный контроль над соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Все окружающие взрослые должны быть компетентны в решении задач целостного развития ребенка, имеющего глубокие нарушения зрения, и реально участвовать в решении общеобразовательных задач и за пределами образовательного учреждения. Социальная адаптация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения [7]. Практически, слабовидящий ребенок нуждается в помощи на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом задачи процесса социальной адаптации и коррекции будут принципиально меняться.

Также педагог-психолог занимается разработкой специальных тренингов для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребенка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив и т.д. Педагог-психолог организует мероприятия, направленные на социальную адаптацию, на уровне района, привлекая к сотрудничеству другие образовательные учреждения.

Совокупность этих направлений формирует систему психолого-педагогического сопровождения процесса развития детей с нарушенным зрением. Ведь только в результате специально организованной и целенаправленной деятельности педагога-психолога дети с нарушениями зрения достигают относительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, приобретают положительные черты личности, необходимые для активного участия в жизни общества.

До начала 90-х годов внимание специалистов было сосредоточено на проблемах изучения познавательной сферы детей с нарушением зрения, особенностей их обучения, формирования навыков пространственной ориентации. В этом направлении в настоящее время достигнуты значительные успехи. Но недостаточно изученными остаются особенности межличностных отношений детей данной категории и включения их в социум [3].

Среди социальных факторов компенсации последствий нарушения зрения педагоги-психологи важнейшую роль отводят коллективу, так как от характера межличностных отношений зависит психологическое состояние личности, отношение к деятельности, к другим людям и себе.

До настоящего времени главным постулатом в специальной психологии и педагогике являлось утверждение принципа коррекционного обучения и воспитания в качестве основного пути реабилитации и интеграции инвалидов по зрению. По мнению А.Г. Литвака, коррекция, будучи процессом, при котором исправляются и вытесняются неадекватные способы деятельности и формы поведения, в физиологическом плане является ни чем иным, как вытеснением и ломкой сложившихся динамических стереотипов. Эта ломка, как известно, влечёт за собой перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности, с чем связана возможность нервных срывов. Со всей очевидностью возникает необходимость переноса центра тяжести с коррекционной работы на профилактическую [5].

В Российской Федерации дети с особыми образовательными потребностями обучаются в специальных школах-интернатах. Большинство учеников ездят домой на выходные дни, некоторые только на каникулы. Условия жизни в школе-интернате характеризуются жёстко ограниченной и структурированной коммуникационной средой, чрезмерно стабильной по составу, устойчивой по распределению социальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми взаимодействует ребёнок. Живя в школе-интернате, в условиях изоляции от зрячих сверстников, дети практически не вступают в социальные связи с ними [9].

Практика показывает, что нарушение зрения не является непреодолимым препятствием для успешного установления социальных контактов со зрячими. Необходимые для этого умения и навыки слабовидящий ребёнок успешно может приобрести в процессе постоянного непосредственного общения с нормально видящими сверстниками. Об этом свидетельствует тот факт, что многие слабовидящие дети до поступления в специальную школу-интернат успешно устанавливали дружеские контакты со зрячими ровесниками.

Одна из основных задач педагога-психолога - включение каждого ребенка с нарушением зрения ученика в коммуникационную среду класса. При этом следует иметь в виду, что работоспособность ребенка с нарушением зрения ниже. Он может не успевать за работой нормально видящих учащихся. В связи с этим наряду с прибором Брайля дети с нарушенным зрением пользуются диктофонами, на которые записываются фрагменты урока.

Особое внимание следует обратить на фронтальную работу в классе. Чтобы дети с нарушениями зрения могли принять участие во фронтальной работе класса, необходимы специальные индивидуальные карточки и тексты, подготовленные рельефным или укрупненным шрифтом, и другие наглядные пособия.

Учитывая, что дети с нарушением зрения большинство информации на уроке получают на слух, речь учителя должна быть выразительной и точной. Словарную работу следует проводить на каждом уроке, а не только на уроках родного языка, так как для многих детей с нарушенным зрением (в большей степени, чем для учащихся массовой школы) характерен вербализм. Вербализм объясняется обедненностью опыта у детей с нарушениями зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально словесно. Безусловно, наличие специальных дидактических пособий, рассчитанных на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие ребенка с нарушением зрения, важно на уроке. Однако, учитывая, что многие объекты, которые дети никогда не держали в руках или видели лишь смутно, им непонятны, необходимо проводить индивидуальную работу с реальными объектами, направляя руки и взгляд на изучаемый объект. Если же специальных наглядных пособий нет, следует их специально приготовить.

Контроль за работой детей с нарушенным зрением, объективность оценки также должны стать нормой работы педагога-психолога, что позволит им чувствовать себя на равных со зрячими детьми.

И все же в мире зрячих у детей с нарушенным зрением много неизвестного и непознанного, что порой вызывает страх. Это естественное состояние может быть преодолено, если учащиеся будут заранее знать о предстоящем событии или знакомстве с новым предметом. Особенно много неожиданного для ребенка с нарушением зрения на улице, школьном участке. Поэтому с ним необходимо проводить специальную работу по ориентировке, и в этом может оказать помощь тифлопедагог школы [1].

К сожалению, многие дети с нарушенным зрением не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он многое знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя. Это может быть связано и с малым опытом общения: он очень хочет общаться, но не знает, как это осуществить, и выступает с монологической речью. В таких случаях необходима деликатная помощь педагога-психолога, организующего дискуссии, диспуты, встречи, беседы.

Ребенку с нарушением зрения, учащемуся на уроках математики с длинными письменными работами, необходимо использовать, с одной стороны, компенсаторные механизмы памяти (устный счет), с другой стороны - прибор прямого чтения, что, безусловно, будет способствовать поддержанию общего темпа урока.

Следующая трудность это ограничение времени зрительной работы. Многое им приходится воспринимать на слух. Например, анализировать литературные произведения, выделяя основные мысли и характеристики героев, опираясь на слуховую память [8].

Заключение

Педагог-психолог, являясь одной из ключевых фигур в процессе организации эффективного образовательного пространства для детей с нарушенным зрением, должен принимать активное участие в организации учебного процесса для слабовидящих детей как в массовой школе, так и в стенах образовательного учреждения интернатного типа, определять конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи урока в соответствии с образовательной программой.

Таким образом, одной из основных функций педагога-психолога является проектирование и реализация психолого-педагогического сопровождения процесса целостного развития слабовидящего ребенка.

Рецензенты:

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Шестакова Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессиональной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.