Введение
Актуальность исследования определяется тем, что отсутствие эффективной системы управления рисками в компаниях в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах относится к основным аспектам корпоративного управления, тормозящим процесс развития промышленно-сырьевых агломераций. Проблемой исследования данного направления является необходимость определения принципов системы внутреннего контроля и риск-менеджмента.
В качестве объекта исследования выступают промышленные комплексы в рамках промышленно-сырьевых агломераций северного региона, предметом исследования является процесс формирования системы оценки и нивелирования рисков развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.
Целью исследования являлось определение основных факторов риска в области корпоративного управления в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах и возможных способов их нивелирования.
Данная цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:
- выявления, описания и оценки возможных рисков;
- предложения способов оптимизации существующих бизнес-процессов;
- выполнения мероприятий и процедур по снижению до приемлемого уровня потенциальных рисков (финансовых, натуральных, снижения репутации), связанных с реализацией идентифицированных рисков.
Методологию исследования составляет совокупность качественных и количественных методов системного и статистического анализа.
По результатам исследования обозначились принципы системы внутреннего контроля и риск-менеджмента, по нашему мнению должны включать:
- Общность подходов при определении и оценке рисков, а также осуществлении анализа бизнес-процессов и предложении мероприятий по применению и организации работы системы контроля и управления рисками.
- Координация действий системы внутреннего контроля и управления рисками агломерации из общего центра - Агентства внутреннего контроля промышленно-сырьевых агломераций северного региона в качестве территориально-отраслевого органа государственного управления осуществляющего функции оперативного финансового реагирования на изменения экономического положения комплекса предприятий сырьевых отраслей, с учетом как внешних, так и внутренних факторов влияния.
- Управление рисками проводится на основе анализа экономической эффективности проведения соответствующих мероприятий по реализации бизнес - проектов в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах. При этом, важным критерием является то, что ожидаемый положительный социально-экономический эффект от внедрения проектов должен превышать стоимость данных мероприятий для комплекса предприятий[8,с.63].
Определено, что создание системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах состоит из двух этапов.
Первый этап. Действия, осуществляемые Агентством внутреннего контроля промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах:
- разработка нормативной базы[7, с.719];
- создание функциональных подразделений и расширение функции уже действующих в целях осуществления необходимых шагов по формированию системы внутреннего контроля и риск-менеджмента, осуществления мониторинга функционирования данной системы в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.
Второй этап. Действия, проводимые непосредственно в рамках промышленных комплексов предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах:
- определение мер по снижению операционных, среднесрочных и стратегических рисков по бизнес-процессам;
- составление карты рисков верхнего уровня в разрезе компании;
- стандартизация контрольных процедур компании;
- доведение до сведения ответственных лиц информации, необходимой для построения корпоративной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах (например, карты рисков, перечня стандартных контрольных процедур и т.п.).
Финансовая устойчивость межотраслевых предпринимательских конгломератов подвержена влиянию различных факторов, которые и определяют критерии ее оценки[8,с.63]. Результатом деятельности по оценке данных факторов будет являться создание корпоративной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента на предприятиях в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [10,c.163].
В рамках мер, позволяющих снизить негативное влияние внутренних и внешних факторов на комплекс предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах автором предлагается[2,с.26]:
- изменением нормативных требований таможенного регулирования и сбора пошлин, что повлечет изменение вывозных таможенных пошлин в сторону уменьшения и будет позитивно влиять на финансовые результаты деятельности предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [5,с.86];
- упрощение требований по регистрации основной деятельности предприятия промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах[6,с.68], либо регламента использования объектов недвижимого имущества, нахождение которых в обороте ограничено (в том числе природных ресурсов Севера) [4,с.168];
- изменением правоприменительной и административной практики касаемо предмета деятельности предприятий, которые могут повлиять на финансовые результаты его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых участвует предприятие или комплекс предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах в целях защиты прав собственности акционеров и прав заинтересованных в сотрудничестве в рамках ГЧП структур[3,с.61].
В целях снижения уровня рисков необходимо проанализировать ситуацию в рамках отрасли, имея ввиду базовые тенденции, проблемы и перспективы, существующие в отрасли, включая решение которых направлен реализацию практических задач в рамках инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [1,с.55]. Это даст возможность более основательно и детально дать краткую характеристику субъекта-инициатора инвестиционного проекта, предложить наиболее подходящую в данных конкретных обстоятельствах организационно-правовую форму, определить учредителей, имеющих наиболее значительный опыт воплощения проектов по данному направлению, подготовить материально-техническую базу и набрать квалифицированные кадровые ресурсы, позволяющие раскрыть на практике суть проекта, в том числе описать в рамках инвестиционного предложения потенциальным инвесторам предполагаемую продукцию, товары, работы, услуги, технологические решения, обеспечивающие экологическую безопасность и конкурентные преимущества предлагаемых инвестиционных решений[4,с.168].
В целях снижения уровня рисков также необходимо разработать производственный план инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, включая последовательно этапы реализации проекта, техническую суть процесса производства, предполагаемый уровень выпуска продукции распределенный по годам; маркетинговый план, в том числе анализ рынка с выделением целевого сегмента и оценкой величины спроса, с предложением схемы коммерциализации, обозначив каналы сбыта продукции потенциальным контрагентам, потребители итогов проекта); организационная структура предприятия должна содержать информацию о контрагентах, инвесторах; план доходов и расходов, включая схему финансирования проекта с указанием общих объемов и источников финансовых средств, распределенных по годам, расчет экономической эффективности внедрения проекта, включая анализ чувствительности, с выделением слабых и сильных сторон, конкурентный анализ[5,с.86].
В процессе анализа факторов и уровня рисков при оценке экономической эффективности внедрения инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо последовательно оценивать его коммерческую, бюджетную и социальную эффективность. Социальная эффективность проекта оценивается по показателям, характеризующим положительное изменение уровня занятости; уровня здравоохранения; качества образования и его доступности; повышение уровня обеспечения населения жильем; улучшение качества товаров, работ, услуг, потребляемых населением Республики Коми; улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду в купе представляют собой факторы социальной эффективности[9,с.24].
Определение факторов риска развития промышленно-сырьевых агломераций в рамках северного региона производится на основании следующих нормативных актов: оценка уровня рисков реализации проектов, претендующих на получение государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми - в соответствии с критериями в рамках постановления Правительства Республики Коми от 10 февраля 2010 года № 29 «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми», при этом оценка уровня рисков проводится посредством количественных и качественных оценок; оценку соответствия основным критериям экономического и социального развития Республики Коми, основным направлениям внедрения их в процесс производства товаров народного потребления в рамках Республике Коми, возможно производить на базе показателей Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года.
Заключение
Использование на практике авторских предложений позволит системно оценить уровень рисков реализации проектов развития промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона, их влияние на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса северных регионов. Провести оценку рыночной потребности в результатах проекта на практике предлагается осуществлять, прежде всего, органам исполнительной власти, так как именно на них возложены функции по координации гармоничного развития отраслей региональной экономики и снижение уровня рисков рамках корпоративного управления.
Также в целях снижения уровня рисков необходимо обеспечить правовую охрану результатов инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, которая подразумевает составление детального списка, в том числе и заверенных копий официальных документов[7, с.719].
При этом, указываются общие сведения об участниках реализации инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, в том числе: руководитель или организатор, разработчики проекта, а также специалисты, ответственные за его исполнение, в их состав входят также привлекаемые по договорам подряда специалисты. Персональные данные специалистов включают место работы и занимаемую должность, а также информацию о наличии профессионального образования, сертификатов о переподготовке и повышении квалификации, ученых степеней и званий, опыте работы в рамках научно-технической сферы по данному профилю, также необходимо указать роль каждого в реализации инвестиционного проекта[3,с.61].
Рецензенты:
Шихвердиев Ариф Пирвелиевич (научный руководитель)д.э.н., профессор кафедры экономической теории и корпоративного управления факультета управления Сыктывкарского государственного университета, Тел.:(8212)43-48-49, 32-26-29, [email protected], 167001 г. Сыктывкар, ул. Старовского, 55, каб. 305 (3 этаж, деканат Факультета Управления);
Болотов Сергей Питиримовичд.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга факультета управления Сыктывкарского государственного университета, Тел.:(8212)43-48-49, 32-26-29, [email protected], 167001 г. Сыктывкар, ул. Старовского, 55, каб. 305 (3 этаж, деканат Факультета Управления).