Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IDENTIFYING RISK FACTORS FOR DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL RAW AGGLOMERATIONS IN THE NORTHERN REGIONS

Eremeev E.I. 1
1 VPO "Syktyvkar State University"
Relevance of the work: it is determined that the lack of an effective system of risk management in the companies within the industrial raw agglomerations in the northern regions relates to key aspects of corporate governance , retarding the development of industrial raw agglomerations in the northern regions . As an object of research are industrial complexes within industrial agglomerations raw northern region , the subject of research is the process of formation evaluation and development risks leveling industrial raw agglomerations in the northern regions . Evaluation of content : the study author made consideration of the main risk factors in the area of corporate governance within the framework of industrial raw agglomerations in the northern regions and their possible leveling.
complex commodity businesses
territorial and sectoral planning
business processes
risk management
internal control
Public-private partnerships
the northern region
industrial raw material agglomeration
corporate governance

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что отсутствие эффективной системы управления рисками в компаниях в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах относится к основным аспектам корпоративного управления, тормозящим процесс развития промышленно-сырьевых агломераций. Проблемой исследования данного направления является необходимость  определения принципов системы внутреннего контроля и риск-менеджмента.

В качестве объекта исследования выступают промышленные комплексы в рамках промышленно-сырьевых агломераций северного региона, предметом исследования является процесс формирования системы оценки и нивелирования рисков развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.

Целью исследования являлось определение основных факторов риска  в области корпоративного управления в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах и возможных способов их нивелирования.

 Данная цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

  1. выявления, описания и оценки возможных рисков;
  2. предложения способов оптимизации существующих бизнес-процессов;
  3. выполнения мероприятий и процедур по снижению до приемлемого уровня потенциальных рисков (финансовых, натуральных, снижения репутации), связанных с реализацией идентифицированных рисков.

Методологию исследования составляет совокупность качественных и количественных методов системного и статистического анализа.

По результатам исследования обозначились принципы системы внутреннего контроля и риск-менеджмента, по нашему мнению должны включать:

  1. Общность подходов при определении и оценке рисков, а также осуществлении анализа бизнес-процессов и предложении мероприятий по применению и организации работы системы контроля и управления рисками.
  2. Координация действий системы внутреннего контроля и управления рисками агломерации из общего центра - Агентства внутреннего контроля промышленно-сырьевых агломераций северного региона в качестве территориально-отраслевого органа государственного управления осуществляющего функции оперативного финансового реагирования на изменения экономического положения комплекса предприятий сырьевых отраслей, с учетом как внешних, так и внутренних факторов влияния.
  3. Управление рисками проводится на основе анализа экономической эффективности проведения соответствующих мероприятий по реализации бизнес - проектов в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах. При этом, важным критерием является то, что ожидаемый положительный социально-экономический эффект от внедрения проектов должен превышать стоимость данных мероприятий для комплекса предприятий[8,с.63].

Определено, что создание системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах состоит из  двух этапов.

Первый этап. Действия, осуществляемые Агентством внутреннего контроля промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах:

  1. разработка нормативной базы[7, с.719];
  2. создание функциональных подразделений и расширение функции уже действующих в целях осуществления необходимых шагов по формированию системы внутреннего контроля и риск-менеджмента, осуществления мониторинга функционирования данной системы в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах.

Второй этап. Действия, проводимые непосредственно в рамках промышленных комплексов предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах:

  1. определение мер по снижению операционных, среднесрочных и стратегических рисков по бизнес-процессам;
  2. составление карты рисков верхнего уровня в разрезе компании;
  3. стандартизация контрольных процедур компании;
  4. доведение до сведения ответственных лиц информации, необходимой для построения корпоративной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах (например, карты рисков, перечня стандартных контрольных процедур и т.п.).

Финансовая устойчивость межотраслевых предпринимательских конгломератов подвержена влиянию различных факторов, которые и определяют критерии ее оценки[8,с.63]. Результатом деятельности по оценке данных факторов будет являться создание корпоративной системы внутреннего контроля и риск-менеджмента на предприятиях в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [10,c.163].

В рамках мер, позволяющих снизить негативное влияние внутренних и внешних факторов на комплекс предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах автором предлагается[2,с.26]:

  • изменением нормативных требований таможенного регулирования и  сбора пошлин, что повлечет изменение вывозных таможенных пошлин в сторону уменьшения и будет позитивно влиять на финансовые результаты деятельности предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [5,с.86];
  • упрощение требований по регистрации основной деятельности предприятия промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах[6,с.68], либо регламента использования объектов недвижимого имущества, нахождение которых в обороте ограничено (в том числе природных ресурсов Севера) [4,с.168];
  • изменением правоприменительной и административной практики касаемо предмета деятельности предприятий, которые могут повлиять на финансовые результаты его деятельности, а также на результатах текущих судебных процессов, в которых участвует предприятие или комплекс предприятий промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах в целях защиты прав собственности акционеров и прав заинтересованных в сотрудничестве в рамках ГЧП структур[3,с.61].

В целях снижения уровня рисков необходимо проанализировать  ситуацию в рамках отрасли, имея ввиду базовые  тенденции, проблемы и перспективы,  существующие в отрасли, включая решение которых направлен реализацию практических задач в рамках инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [1,с.55]. Это даст возможность более основательно и детально дать краткую характеристику субъекта-инициатора инвестиционного проекта, предложить наиболее подходящую в данных конкретных обстоятельствах организационно-правовую форму, определить учредителей, имеющих наиболее значительный опыт воплощения проектов по данному направлению, подготовить материально-техническую базу и набрать квалифицированные кадровые ресурсы, позволяющие раскрыть на практике суть проекта, в том числе описать в рамках инвестиционного предложения потенциальным инвесторам предполагаемую продукцию, товары, работы, услуги, технологические решения, обеспечивающие экологическую безопасность и конкурентные преимущества предлагаемых инвестиционных решений[4,с.168].

В целях снижения уровня рисков также необходимо разработать производственный план инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, включая  последовательно этапы реализации проекта, техническую суть процесса производства, предполагаемый  уровень выпуска продукции распределенный по годам;  маркетинговый план, в том числе анализ рынка с выделением целевого сегмента и оценкой величины спроса, с предложением схемы коммерциализации, обозначив каналы сбыта продукции потенциальным контрагентам, потребители итогов проекта); организационная структура предприятия должна содержать информацию о контрагентах, инвесторах; план доходов и расходов, включая схему финансирования проекта с указанием общих объемов и источников финансовых средств, распределенных по годам, расчет экономической эффективности внедрения проекта, включая анализ чувствительности, с выделением слабых и сильных сторон, конкурентный анализ[5,с.86].

В процессе анализа факторов и уровня рисков при оценке экономической эффективности внедрения инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах необходимо последовательно оценивать его коммерческую, бюджетную и социальную эффективность. Социальная эффективность проекта оценивается по показателям, характеризующим положительное изменение уровня занятости; уровня здравоохранения; качества образования и его доступности; повышение уровня обеспечения населения жильем; улучшение качества товаров, работ, услуг, потребляемых населением Республики Коми;  улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду в купе представляют собой факторы социальной эффективности[9,с.24].

Определение факторов риска развития промышленно-сырьевых агломераций в рамках северного региона производится на основании следующих нормативных актов: оценка уровня рисков реализации проектов, претендующих на получение государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми - в соответствии с критериями в рамках постановления Правительства Республики Коми от 10 февраля 2010 года  № 29 «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки деятельности на территории Республики Коми», при этом оценка уровня рисков проводится посредством количественных и качественных оценок; оценку соответствия основным критериям экономического и социального развития Республики Коми, основным направлениям  внедрения их в процесс производства товаров народного потребления в рамках Республике Коми, возможно производить на базе показателей Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года.

Заключение

Использование на практике авторских предложений позволит системно оценить уровень рисков реализации проектов развития промышленно-сырьевых агломераций в рамках региона, их влияние на повышение конкурентоспособности и  инвестиционной привлекательности бизнеса северных регионов. Провести оценку рыночной потребности в результатах проекта на практике предлагается осуществлять, прежде всего, органам исполнительной власти, так как именно на них возложены функции по координации гармоничного развития отраслей региональной экономики и снижение уровня рисков рамках корпоративного управления.

Также в целях снижения уровня рисков необходимо обеспечить правовую охрану результатов инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, которая подразумевает составление детального списка, в том числе и заверенных копий официальных документов[7, с.719].

При этом, указываются общие сведения об участниках реализации инвестиционного проекта рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, в том числе: руководитель или организатор, разработчики проекта, а также специалисты, ответственные за его исполнение,  в их состав входят также привлекаемые по договорам подряда специалисты. Персональные данные специалистов включают место работы и занимаемую должность, а также информацию о наличии профессионального образования, сертификатов о переподготовке и повышении квалификации, ученых степеней и званий, опыте работы в рамках научно-технической сферы по данному профилю, также необходимо указать роль каждого в реализации инвестиционного проекта[3,с.61].

Рецензенты:

Шихвердиев Ариф Пирвелиевич (научный руководитель)д.э.н., профессор кафедры экономической теории и корпоративного управления факультета управления Сыктывкарского государственного университета, Тел.:(8212)43-48-49, 32-26-29, [email protected], 167001 г. Сыктывкар, ул. Старовского, 55, каб. 305 (3 этаж, деканат Факультета Управления);

Болотов Сергей Питиримовичд.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга факультета управления Сыктывкарского государственного университета, Тел.:(8212)43-48-49, 32-26-29, [email protected], 167001 г. Сыктывкар, ул. Старовского, 55, каб. 305 (3 этаж, деканат Факультета Управления).