Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP: FEATURES DEVELOPMENT AND REGULATORY

Osipova I.V. 1 Reshetnikova E.V. 1
1 FGOBU VPO Lipetsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
In the article there are authors’ opinions about the features of the current state and development of innovative entrepreneurship in Russia and its regions, The contents aspects of innovation types and their notions are disclosed. The article defines the innovative entrepreneurship that is seen as economic issue and process simultaneously. The emphasis is on the necessity of solutions of how to improve the efficiency of the Russian enterprises and their competitiveness as the basis for sustainable growth of the national economy and improving living standards. Nowadays Russia has the important prerequisites for guaranteeing of sustainable development of innovation and a gained potential for innovation. In this regard, the government support measures for participants in the innovation process, focused on the creation of high-tech products are revealed.
entrepreneurship
innovation policy
innovation
Происходящие в текущем десятилетии институционально-рыночные изменения в российской экономике способствовали улучшению делового климата, развитию предпринимательства, активизации хозяйственной деятельности, выходу страны из глубокого и продолжительного кризиса 1990-х годов, во многом вызванном ошибками в проведении рыночных реформ. Однако достижение высоких темпов экономического роста в настоящее время не основывается на использовании долговременных факторов, связанных с задействованием инновационных ресурсов [1], а осуществляется преимущественно за счет возникновения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на рынках топливно-сырьевых ресурсов, применения традиционных технологий и традиционных производств.

В настоящее время особую значимость имеет решение  проблемы  повышения  эффективности  работы  российских предприятий и их конкурентоспособности как основы обеспечения устойчивого роста национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Важно понимать, что промышленные предприятия не могут конкурировать со многими развивающимися странами по ценовым параметрам. У них низки расходы на рабочую силу, а также имеются большие возможности перетока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность по мере развития экономики и повышения производительности. Если динамичный рост экономик Китая и Индии сохранится на протяжении еще десяти-двенадцати лет, они смогут обойти Россию по уровню развития, особенно с учетом огромных инвестиций в исследования и разработки.

Сейчас Россия обладает важными предпосылками для обеспечения устойчивого инновационного развития и определенным накопленным инновационным потенциалом [4]. Однако при приближении к группе развитых стран по основным макроэкономическим показателям отставание от них по эффективности использования инновационного потенциала не уменьшается.

В текущем десятилетии российская экономика росла высокими темпами, но абсолютный разрыв с развитыми странами по объему ВВП на душу населения продолжает увеличиваться, снижалась доля высокотехнологического экспорта. [5] Таким образом, обобщая опыт изучения государств с наиболее успешным применением механизмов регулирования инновационного предпринимательства в регионах, следует выделить следующие моменты.

  1. Политика крупных городов и регионов носит в большей степени структурный, а не перераспределительный характер.
  2. Регионы в результате реализации инновационной политики получают широкий спектр инициатив и  полномочий.
  3. Инновационная политика отличается разнообразием практических подходов.
  4. Для ускорения инновационных процессов на региональном уровне широко используется практика создания свободных экономических зон.
  5. Распространение инновационных технологий переносится с центрального уровня на периферийные, т.е. ядром инноваций становятся регионы.

Развитие предпринимательства и активизация инновационных процессов в промышленности в настоящее время приобретают всё большую значимость [6], основной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и более полное удовлетворение потребностей в высококачественных товарах  и  услугах [7].

Государственное регулирование инновационного предпринимательства осуществляется на трех уровнях:

  • федеральном (разработка государственной инновационной политики, определение приоритетов в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, создание федеральных целевых программ по развитию приоритетных отраслей и сфер экономики);
  • региональном (реализация  и подготовка региональных программ по развитию инновационной деятельности за счет средств бюджета субъектов РФ, оказание содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации программ по развитию инновационной деятельности);
  • муниципальном (разработка и реализация муниципальных программ за счет местных бюджетов, принимают участие в реализации федеральных и  региональных программ, проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности, на территории муниципальных образований создаются условия для развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности).

Основным документом, определяющим перспективные направления развития инновационной деятельности в регионе и их согласованность с политикой федеральных органов государственной власти, является программа развития инновационной деятельности. В настоящее время не во всех регионах РФ приняты подобные программы.

Наиболее часто используемые механизмы регулирования инновационной деятельности регионов приведены в таблице 1 (по данным исследования, проведенного Институтом региональных инновационных систем) [2].

Таблица 1

Основные механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства

Механизмы содействия развитию инновационного предпринимательства

Количество регионов

Создание территорий инновационного развития

27

Создание благоприятного инновационного климата

20

Кадровая поддержка инновационной деятельности

5

Содействие развитию инновационной инфраструктуры

13

Продвижение высокотехнологичной продукции на рынке сбыта

9

Информационная поддержка инновационной деятельности

4

Международное и межрегиональное сотрудничество

2

Прямое финансирование инновационной деятельности

27

Создание территорий инновационного развития и прямая финансовая поддержка служат наиболее часто используемым инструментом регулирования инновационного предпринимательства в регионах России [3]. Это обусловлено тем, что данные механизмы предполагают привлечение дополнительных средств федерального бюджета на территорию региона.

Липецкая область относится к регионам, где формирование инновационной экономики социально ориентированного типа является основным направлением социально-экономического развития. В условиях глобализации и выхода экономики на постиндустриальный уровень развитие инноваций превращается в важнейший фактор конкурентоспособности [8]. Способность к созданию и практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста. В области сформировано законодательство об инновационной деятельности. Принят закон «Об инновационной деятельности в Липецкой области» (№ 425-ОЗ от 27.10.2010 г.), которым предусмотрено формирование областного реестра инновационных проектов.

Предприятия, реализующие такие проекты, могут воспользоваться государственной поддержкой в виде:

  • субсидий на развитие инновационной деятельности;
  • налоговых льгот (налог на имущество, прибыль, транспортный);
  • государственных гарантий при получении банковских кредитов;
  • предоставления на льготных условиях зданий, строений, помещений, находящихся в собственности области других преференций. А также Постановлением администрации Липецкой области от 17.02.2011 г. № 243 утверждена областная целевая комплексная программа «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2011- 2015 годы», мероприятиями которой предусмотрены меры государственной поддержки для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции - предоставление субсидий предприятиям и организациям области на компенсацию:
  • части затрат по реализации проектов, включенных в областной реестр инновационных проектов, направленных на создание инновационных, нанотехнологических или энергосберегающих продукции и технологий;
  • части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, направленным на реализацию проектов, включенных в областной реестр инновационных проектов, по внедрению инновационных технологий, повышению энергоэффективности и ресурсо-, энергосбережения, созданию безотходных, экологически чистых производств;
  • части затрат по проектам, включенным в областной реестр инновационных проектов, на выполнение работ, оказание услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, энергообследованию, разработке и проектированию новых образцов инновационной продукции;
  • затрат по обучению специалистов по программам инновационного развития, повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, экологичности производств;
  • части затрат по регистрации патентов, лицензий, торговых марок и иной интеллектуальной собственности;
  • затрат, связанных с участием в выставках, конкурсах по инновационной деятельности, изобретательству и рационализаторству, проводимых в регионах РФ и за рубежом.

Реализация программы будет способствовать взаимодействию научных и образовательных организаций, центров инновационного развития с крупными промышленными предприятиями, активному спросу со стороны реального сектора экономики на высокие технологии. Все это позволит обеспечить реальный переход экономики к модели, позволяющей достичь опережающего развития, а на его основе - дальнейшего повышения качества и уровня  жизни  населения  области.                                            

Результативность инновационной деятельности в решающей мере зависит от человеческого фактора, в связи с чем персонал предприятий необходимо рассматривать как главную движущую силу реализации нововведений. Вместе с тем, как об этом свидетельствует хозяйственная практика, в современных условиях возникают значительные трудности при выработке реалистичных подходов к формированию благоприятной для предпринимательства деловой среды, а также эффективных форм и методов управления промышленными предприятиями. Все это требует дальнейшей теоретической проработки вопросов предпринимательской деятельности и развития инновационных процессов.

Предпринимательство можно определить как творческую деятельность, направленную на поиск новых сфер вложения капитала, создание новых и совершенствование имеющихся продуктов, производств, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. В этом случае  предпринимательство характеризуется обязательным использованием - будь то производство нового для рынка товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия или отрасли.

Современное понимание предпринимателя как новатора сложилось в середине XX века. В своей работе «Теория экономического развития» Й. Шумпейтер писал, что задача предпринимателей - реформировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реализации  прежней и создания новой отрасли промышленности [9].

Таким образом, считается, что новаторство и новизна - неотъемлемая черта предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация - это одна из самых важных, но при этом и сложных задач предпринимателя, потому что в данном случае от предпринимателя требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и мыслить перспективно, предвидя будущие потребности, которые формируются в обществе.

Что в настоящее время понимают под инновациями? Это специфический инструмент предпринимательства, т.е. направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

В экономической литературе выделяют три основных вида инновационного предпринимательства -  деятельность, нацеленная на: инновации продукции; инновации технологии; социальные инновации.

Инновации продукции -  это вид, который ориентирован на процесс обновления сбытового потенциала предприятия, который, в свою очередь, обеспечивает увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.

Технологические инновации - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что дает возможность увеличить объем прибыли предприятия, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды.

Социальные инновации - это процесс планомерного улучшения социальной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия, а достижение поставленных целей укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия.

Инновационное предпринимательство - одновременно и экономическое явление, и процесс. В качестве экономического явления выступает как форма производственных отношений по поводу производства и реализации потребителям конкретных товаров (работ, услуг) необходимого качества и получение запланированного результата. Как экономическое явление оно выражает всю систему отношений, которые возникают у предпринимателя во взаимоотношениях с потребителями в процессе реализации товаров (работ, услуг), с поставщиками, другими хозяйствующими субъектами, наемными работниками и, наконец, с государственными и иными органами управления.

Предпринимательство как процесс представляет собой  сложную цепочку действий - от поиска (зарождения) предпринимательской идеи до её воплощения в конкретный проект предприятия, позволяющий производить необходимые  потребителям товары. Закачивается этот процесс получением определенного объема прибыли. Таким образом, предпринимательство, как процесс,  включает четыре основные стадии:

  1. поиск новых идей и их оценка;
  2. составление подробного бизнес-плана;
  3. поиск необходимых ресурсов;
  4. управление созданным предприятием.

В заключение  хотелось бы отметить, что новаторство является одной из основных функций предпринимателя, и соответственно в предпринимательской  деятельности всегда должен присутствовать инновационный момент. Любая инновационная деятельность, конечно же, является предпринимательской, однако не всякое предпринимательство является  инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания инновационного продукта. В свою очередь инновационное предпринимательство включает в себя несколько этапов, которое, как правило, осуществляются последовательно друг за другом, однако достаточно часто отдельные этапы выполняются параллельно, и это только ускоряет процесс инновационной деятельности. Поэтому выбирая инновационную идею, предприниматель должен учитывать не только эффективность инновационного проекта, но и то, насколько реально его осуществление, поскольку если отсутствуют средства, необходимые навыки, или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая инновационная идея может оказаться нереализуемой.

Рецензенты:

Графов А.В., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» Липецкого филиала Финуниверситета, г. Липецк.

Нарижный И.Ф., д.э.н., профессор, профессор Липецкого государственного технического университета, г. Липецк.