Введение. Гражданская война в Ливии стала крупнейшей по количеству жертв конфликта в ходе Арабской весны. Страна претерпела большой экономический ущерб. Прямым следствием конфликта стал фактический развал страны. Также следствием гражданской войны стала дестабилизация в других странах региона. Результатом войны стало уничтожение ливийской государственности. Вместе с тем, в процессе восстановления и обновления национальной экономической системы Ливии важную роль играют научные работы, направленные на тщательное исследование новых перспектив торговых отношений Ливии с традиционными для страны торговыми партнерами и предложения новых концепций развития экономических отношений страны.
Именно это обуславливает актуальность выбранной темы и предусматривает всестороннее исследование торгово-экономических отношений современной Ливии.
Через имманентно сложную политическую ситуацию в Ливии, в академических кругах исследованию экономических процессов в этой стране посвящены многочисленные работы преимущественно западных экономистов, среди которых следует выделить С. Колуччело [8], С. Массе [8], С. Ричардсона [11] и т.д.
В украинской научной литературе исследуются преимущественно политические и военные процессы, происходящие в Ливии. В частности, С.М. Палинский [3] отмечает, что очень важно международному сообществу не оставить Ливию наедине со своими проблемами, предоставить неотложную помощь в борьбе против повстанцев, чтобы завершить начатый процесс, не упустить ситуацию из-под контроля. Для Ливии сейчас важнее стабилизировать ситуацию, дать возможность народу вернуться к нормальной жизни [3]. Мы согласны с этим выводом и считаем приоритетным для восстановления ситуации в Ливии именно нормализацию торговых отношений страны, в частности с традиционным партнером – ЕС, а также с Украиной и Россией с которыми существуют устойчивые отношения, которые были заложены еще во времена СССР.
Целью данной статьи выявить тенденции и перспективы развития торговых отношений Ливии с экономическими партнерами, в частности с ЕС.
Результаты исследования. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, экономика Ливии по итогам 2014 года сократится на 5 % из-за серьезных проблем в сфере нефтедобычи.
До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Большая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, малопродуктивном из-за дефицита атмосферных осадков и нехватки пригодных для обработки земель. С обнаружением запасов нефти в конце 1950-х годов Ливия вступила на путь экономического процветания. Уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения вырос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставил далеко позади все другие отрасли хозяйства, однако политический кризис и начало гражданской войны серьезно затормозили эти процессы [5].
Результатом гражданской войны стал фактический развал Ливии как единого государства. Реальная власть в стране принадлежит множеству ополчений, созданных по территориально-племенной принципу [4].
Вместе с тем, в течение длительного периода времени главным торгово-экономическим партнером для Ливии оставался Европейский Союз. Отношения между Европейским сообществом и Ливией до сих пор проводились с учетом особенностей правовой базы, которая регулировала двусторонние отношения.
Несмотря на политическое противостояние, торговые отношения с ЕС развивались динамично (рис. 1). Переговоры о рамочном соглашении между ЕС и Ливией начались в ноябре 2008 года. Цель состояла в том, чтобы включать подписать соглашение о свободной торговле, что охватывает торговлю товарами, услугами и инвестициями. Это позволило бы обеспечить новые экспортные возможности и высшее юридическое предсказуемость для экспортеров ЕС, в основном в таких областях, как услуги, государственные закупки и сотрудничество буровых рынках [9].
Рис. 1 Динамика экспорта и импорта Ливии с ЕС
Однако, после событий 2011 года в Ливии переговоры были прекращены. Таким образом, Ливия является единственной средиземноморской страной – за исключением Сирии – до сих пор не заключила соглашения о свободной торговле с ЕС.
Несмотря на прекращение переговоров по подписанию соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, торговля имеет определенные отличительные характеристики. В течение длительного периода времени (с 2003 по 2008 год) экспорт в ЕС интенсивно увеличивался, через растущие потребности европейской экономики в энергоносителях. ЕС до сих пор остается главным партнером Ливии. Первым спадом в двусторонней торговле является период мирового финансово-экономического кризиса, после которого наблюдался подъем к событиям Арабской весны 2011.
Рис. 2 Структура экспорта Ливии в ЕС
Анализируя структуру ливийского экспорта (рис. 2), следует подчеркнуть, что он почти на 100% носит сырьевой характер. Это обуславливает высокую волатильность ливийского экспорта через прямую зависимость от внешних факторов спроса внутри ЕС.
Рис. 3 Структура ливийского импорта из ЕС
Противоположная ситуация наблюдается с ливийским импортом с ЕС (рис. 3). Наряду с традиционными товарными позициями – машиностроением, химией, лубрикантами, ЕС экспортирует пищу, напитки и табак и продукцию сельского хозяйства.
Следует отметить, что объемы импорта из ЕС в постконфликтный период полностью восстановлен (рис. 1).
Ливия не является членом ВТО. Переговоры о присоединении Ливии в ВТО начались в 2004 году. Переговоры по Рамочной соглашении о торговле между ЕС и Ливией могли бы стать стимулирующим фактором к ливийской вступления в ВТО.
Таким образом, мы считаем, что заключение соглашения о свободной торговле с Ливией приведет к увеличению согласованности торговой политики ЕС в регионе, закрыв брешь в создании зоны свободной торговли Евромед ( TheEuro – MediterraneanPartnership ).
Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество Ливии и Украины в период ливийского вооруженного конфликта почти не развивалось. Поэтому пока не удалось реализовать некоторые из ранее планируемых проектов, в частности, о начале работы постоянно действующей выставки оптовой продажи товаров украинского производства в Ливии, инвестирования в ливийские промышленные зоны. Не было создано украинско-ливийскую двустороннюю рабочую группу с целью разработки программ сотрудничества в различных сферах использования ядерной энергии в мирных целях. Кроме того, на территории Ливии не проводились международные тендеры, в частности, на разработку нефтегазовых месторождений в этой стране [6].
Из-за экономического и гражданского кризиса, украинские и российские товары не пользуются спросом в Ливии, а отсутствие единого центра власти не позволяет продолжать совместные энергетические проекты с Украиной и Россией.
Таким образом, Ливия столкнулась с экономическим кризисом, из-за того, что вооруженные ополченцы в течение нескольких месяцев блокируют работу нефтяных объектов страны. Доходы казны от экспорта энергоресурсов упали на 80 процентов [1].
Отряды бывших революционеров, активисты местных племен и персонал с июля 2013 г. препятствуют нормальной работе нефтяной отрасли Ливии. Добыча и экспорт «черного золота» сильно снизились с 1,5 млн. до 250 тысяч баррелей в сутки. Протестующие добиваются не только повышения зарплаты и улучшения условий труда, но и удовлетворения своих политических амбиций [1].
Нефтяной сектор в Ливии обеспечивает около 96 процентов доходов государства. До войны 2011 года в Ливии, которая является членом Организации стран-экспортеров нефти, добывалось 1,6 млн. баррелей ежедневно [1] .
Переход Ливии на применение законов шариата должен будет иметь определенное влияние на финансовое регулирование страны и правила инвестирования.
В связи с протестными выступлениями и забастовками в нефтяной отрасли составляет основу пополнения бюджета страны, с конца июля 2013 идет резкое падение доходов в этой индустрии, оценивается в 13 млрд. долларов. Этот кризис затрагивает также и газовую индустрию. Так, в результате многодневных демонстраций на северо-западных терминалах были прерваны поставки газа в Италию [2] .
В этих условиях, в связи с отсутствием таких необходимых основ делового сотрудничества с иностранными инвесторами, как Конституция (было отменено в результате революционных событий 2011 г.), и действующее национальное законодательство правительства страны следует принять быстрые действия на восстановление внешнеэкономической деятельности.
Выводы. На основе проведенного анализа следует сделать следующие наиболее значимые выводы. В настоящее время Ливия почти полностью остановила производство нефти, так как правительство теряет контроль над большей частью страны. Это непосредственно влияет на состояние торгово-экономического сотрудничества страны и требует незамедлительных действий ливийского правительства.
Несмотря на эти проблемы, в Ливии все еще достаточно мощным потенциалом, который заключается в девятом по величине запасами нефти в мире и, следовательно, имеет основание для финансирования национальной кампании по восстановлению экономики.
Другим фактором для восстановления экономики Ливии – хорошо образованное население. Дальнейшее развитие экономических отношений с ЕС возможен через подписание Соглашения о зоне свободной торговли и новых членов ВТО.
Рецензенты:
Якубовский С.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Министерства образования и науки Украины, г. Одесса.
Воробьев Е.М., д.э.н., профессор, зав. кафедры экономической теории Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Министерства образования и науки Украины, г. Харьков.