Введение
Кластерная политика в настоящее время - один из наиболее популярных подходов к развитию региональной экономики. Это один из наиболее эффективных методов стимулирования инновационного развития отраслей народного хозяйства, он становится все более популярным в мире подходом к развитию экономики и стимулированию инновационного развития, в частности. Исследование кластерной политики в Европе показало, что из 31 страны, вошедшей в исследование, 26 имеют национальные кластерные программы, и кластерная политика является частью инновационной политики.
Кластерная политика стала широко распространяться в регионах России. Менее чем за 5 лет в РФ создано более 100 отраслевых кластеров, что является серьезным прорывом в кластерном развитии. Пензенская область активно включилась в процесс создания кластеров, и в настоящее время в регионе функционируют 7 кластеров: кондитерский, приборостроительный, стекольный, IT, мебельный, биомедицинский, туристический. Особенность создания кластеров в Пензенской области - формирование собственного практического опыта в связи с отсутствием лучших российских практик.
В настоящее время разработан значительный теоретический и методологический аппарат по проблеме кластерного развития регионов. Исследованы процессы инновационной деятельности в кластерах, вопросы внутрикластерного взаимодействия, однако многие вопросы остаются открытыми, в частности проблема формирования комплексной кластерной политики в регионе, захватывающей в себя все отрасли, имеющие потенциал кластерообразования, учитывающей территориальные, отраслевые особенности развития региона.
Целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по формированию региональной кластерной политики.
При осуществлении исследования были применены методы системного, статистического анализа, метод экспертных оценок.
Цели и задачи региональной кластерной политики
Реализация кластерной политики начинается с постановки целей и задач, которые она должна решать в рамках региона и отрасли. Основной целью реализации кластерной политики Пензенской области является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики региона за счет повышения конкурентоспособности и увеличения экспортного потенциала предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры; стимулирование развития элементов инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала Пензенской области в рамках возможностей кластерного подхода; интенсификация механизмов частно-государственного партнерства путем формирования основы для совместных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и общественных организаций; привлечение инвестиций и активизации процессов интеграции предприятий, входящих в кластер, в региональный, национальный и глобальный уровни экономики.
Задачи кластерной политики Пензенской области
Определение кластерного потенциала Пензенской области.
Широкомасштабное обучение всех заинтересованных участников кластерной методологии, популяризация кластерного подхода.
Выявление существующих и потенциально необходимых элементов кластера.
Формирование инициативных кластерных групп.
Развитие сотрудничества внутри кластера и между участниками кластеров.
Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.
Развитие взаимодействия между государственными организациями, образовательными учреждениями и участниками кластера, четкое определение ролей и функций.
Развитие механизмов эффективной поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет фокусирования и координации и с учетом приоритетов развития кластеров.
Обеспечение формирования в Пензенской области благоприятных условий для развития кластеров, обеспечивающих устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластера.
Выстраивание системы оценки эффективности кластерной политики.
Обеспечение развития инновационной инфраструктуры Пензенской области в рамках реализации кластерного подхода.
С целью выявления кластерного потенциала Пензенской области осуществляется обоснование необходимости кластерной политики в регионе. Для этого нужно проводить анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики; осуществить выбор типа кластерной политики для региона; создать информационную базу для реализации кластерной политики. Анализ стартовых предпосылок для формирования кластера предполагается проводить по следующей схеме.
Наличие конкурентоспособных предприятий в отрасли. Показатели оценки: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономически показатели деятельности компаний.
Наличие региональных конкурентных преимуществ (географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, поставщиков комплектующих и связанных услуг, специализированных вузов и образовательных программ, специализированных организаций, проводящих НИОКР, необходимой инфраструктуры и др. факторов). Показатели оценки: сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий и секторов, входящих в кластер.
Географическая концентрация и близость. Показатели оценки: показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
Организационное и методическое развитие кластера осуществляется на основе формирования инициативных кластерных групп; инициирования и поддержки создания, организации специализированной организации кластерного развития Пензенской области; установления эффективного взаимодействия между участниками кластера; развития сотрудничества между кластерами; обеспечения координации деятельности представителей власти, бизнеса, образовательных учреждений по реализации кластерной политики.
Обеспечение формирования в Пензенской области благоприятных условий развития кластера предполагает повышение эффективности систем профессионального образования и качества жизни, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной, транспортной, социальной инфраструктур Пензенской области, реализованных с учетом задач развития кластеров; содействие развитию инновационной инфраструктуры Пензенской области в рамках компетенций кластерного подхода; развитие особых экономических зон регионального уровня, предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством и снижение административных барьеров; стимулирование прикладных исследований, направленных на выявление потенциала различных кластеров; продвижение зонтичного бренда; обеспечение возможности выхода на внешние рынки.
Формирование кластеров должно проходить посредством реализации следующих основных этапов.
Этап 1. Определение кластера
- Идентификация потенциальных участников кластера по принципу производства однородной продукции, конкуренции, геостратегических возможностей.
- Коммуникации с предприятиями: организация общих встреч, визиты на предприятия с целью выявления потребностей потенциальных участников кластера.
Этап 2. «Низко висящие плоды»
- Создание протокластера на основе реализации простых совместных проектов с государственным софинансированием.
- Коммуникации в процессе реализации проекта. Формирование доверия.
Этап 3. Кластерные проекты
- Формирование системы управления кластером.
- Разработка комплекса совместных мероприятий и проектов, инициированных участниками кластера (стратегия, дорожные карты).
- Реализация совместных инвестиционных проектов.
- Расширение круга участников кластера, вовлечение новых предприятий в совместные проекты.
Основными направлениями развития кластера на начальных этапах должны являться следующие:
- продвижение продукции кластера;
- повышение компетенций участников кластера;
- ресурсное обеспечение кластеров;
- информационное обеспечение кластеров.
Эти направления развития должна осуществлять управляющая компания кластера.
Оценка эффективности реализации региональной кластерной политики
С целью оценки эффективности создания кластерной политики Пензенской области разработана система показателей.
1. Показатели экономического роста и диверсификации продукции
- рост добавленной стоимости на уровне компании, кластера,
- вклад предприятий кластера в ВРП,
- рост объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров,
- рост стоимости основных фондов организаций - участников кластера,
- рост объемов реализации (в том числе за счет расширения целевых рынков как в географическом, так и в отраслевом разрезе),
- объем налоговых поступлений от участников кластера,
- уровень занятости экономически активного населения (% занятых в кластере).
2. Показатели оценки экспортного потенциала кластера
- динамика роста объемов экспорта продукции (работ, услуг) организаций - участников кластеров,
- количество сделок, заключенных предприятиями - участниками кластера,
- рост объемов продаж продукции предприятиями - участниками кластера за пределами области,
- рост объемов операций с иностранной валютой,
- число совместных предприятий, промышленных союзов, маркетинговых консорциумов,
- число внешних обменов.
2. Показатели развития инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры
- объем привлеченных венчурных средств,
- объем государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры,
- показатели объемов средств, вовлеченных из государственных и частных источников в НИОКР в рамках кластера,
- количества патентов и заключенных лицензионных соглашений, зарегистрированных компаниями - участниками кластера,
- объем инвестиций в новые технологии,
- количество новых продуктов, выпущенных предприятиями кластера,
- доля инновационной продукции в общем объеме производства организаций - потенциальных участников кластеров,
- количество созданных организаций содействия развитию кластеров,
- показатели увеличения доли инновационной продукции в объеме реализации.
- количество общекластерных и межкластерных инновационных проектов.
3. Показатели развития трудового потенциала
- уровень производительности труда,
- количество человек, вовлеченных в деятельность кластера через участие в программах проф. подготовки,
- количество дипломированных специалистов, привлеченных в кластер,
- количество программ сотрудничества бизнеса и университетов в области подготовки специалистов для нужд кластера,
- количество практикантов и учащихся, вовлеченных в кластер,
- создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня заработной платы.
4. Показатели кластерной динамики
- количество участников кластеров, заключивших соглашения об участии,
- рост объемов продукции, произведенной участниками кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации,
- показатели количества профессиональных, деловых и торговых ассоциаций, количество участников в каждой, уровень активности ассоциаций,
- количество привлеченных консультантов,
- количество компаний, предоставляющих продукцию и услуги для нужд кластера,
- количество реализованных совместных кластерных проектов, включая временные, производственные, маркетинговые, образовательные и др. организациями - участниками кластеров.
Оценка кластера на основе указанных показателей может показать, насколько эффективно развивался кластер за время своего существования, определить тренд его развития, стать ключевым фактором, влияющим на принятие решения о государственной поддержке кластера, а также об эффективности деятельности управляющей компании кластера.
Основными результатами реализации кластерной политики Пензенской области станут повышение конкурентоспособности экономики региона и ускорение темпов инновационного развития за счет роста объемов производства, доли инновационной продукции и производительности труда участников кластеров; увеличение объемов прямых инвестиций в экономику региона; повышение экспортного потенциала, развития инновационной инфраструктуры.
Рецензенты:
Хрусталев Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.
Баронин С.А., д.э.н., профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г.Пенза.