Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POPULATION AND CIVIL SERVICE: RELATIONSHIP PROBLEMS AND THE ATTRAKTIVENNESS OF THE CIVIL SERVICE TO THE POPULATION

Kiseleva O.V. 1 Surtseva Yu.A. 1
1 Ulyanovsk State University
The article raises the problem of the formation of positive attitude towards public servants, as well as the problem of the attitude of civil servants to its mission. The authors recorded the results of the survey population and government officials on public attitudes towards officials , as well as problems that need to be addressed to officials, the problems of their subordination to public scrutiny on the characteristics of the civil service, based on the preferences of civil servants , the social prestige of their work, the effectiveness of the personnel policy in government , civil servants working conditions satisfaction. The analysis is accompanied by the conclusions of the need to improve the quality of public service through the improvement of its social prestige. It is important to move on to the formation of a new conception of public service as a full-fledged wage labor with a decent financial reward.
satisfaction with working conditions of civil servants
social prestige
promote the work of civil servants
public loyalty to the civil service personnel policy in the civil service
effectiveness of public service
the relationship of the public and of public servants

Проблема взаимоотношения общества и чиновников в России существовала всегда и сегодня является предметом многих исследований [1, 2]. Среди причин народной «нелюбви» к чиновникам наиболее существенным фактором выступает феномен инфор­мационного обмена, а также результат практически однонаправленной деятельности средств массовой информации.

В массовом сознании образ чиновника имеет психологическое основание. Государственный служащий олицетворяет государство, в связи с этим представляется образ человека заботливого, возможно, строгого, но справедливого, умного. Люди желают доверять чиновнику, они идут к нему со своими бедами и проблемами, за добрым советом. Чиновник должен защищать интересы граждан и государства по закону и справедливости. Он поступает достойно и действует уверенно. Чиновник должен быть максимально компетентен в своей работе, что законодательно закреплено. Описанный образ соответствует традиционному патерналистскому типу поведения, типичному для чиновника среднего и старшего класса дореволюционного периода. Для такого образа присущи некоторая элитарность, кастовость, узнаваемость и существование в определенной общественной нише.

С целью выявления современного отношения населения к госслужащим, а также отношения самих госслужащих к своей высокой миссии нами проводилось исследование по теме «Население и госслужба: проблемы взаимоотношений и привлекательности госслужбы для населения». В ходе исследования были опрошены жители г. Ульяновска разных возрастных категорий и социального статуса, а также государственные служащие, работающие в государственных органах исполнительной власти Ульяновской области. Для проведения исследования было разработано 2 анкеты. Первая анкета содержит такие вопросы, как: «Кто такие чиновники? Как Вы относитесь к чиновникам? Какими качествами должен обладать госслужащий?» и др. Проанализировав ответы по этому опроснику, мы сделали некоторые выводы об отношении жителей г. Ульяновска к госслужащим. Вторая анкета содержит вопросы, ответы на которые выявляют отношение самих государственных служащих к выполнению своих обязанностей.

По полученным данным на январь 2014 года можно утверждать, что отношение населения к госслужащим нейтральное, хотя большинство ульяновцев признаёт, что и в госаппарате работают разные люди. На вопрос «Кто такие чиновники?» получены интересные ответы: среди респондентов нашлись те, кто уверен, что чиновник – человек, который удачно устроился и хорошо зарабатывает (19 %); 4 % уверены, что чиновники – служащие, которые служат не народу, а исполнению правил, норм и законов; 2 % опрошенных считают слово «чиновник» ругательным. На вопрос «Как Вы относитесь к чиновникам?» большинство респондентов ответили, что у них нейтральное отношение (68 %), негативно к чиновникам относятся 22 % и положительное отношение у 10 % опрошенных. Стоит отметить, что положительное отношение к сотрудникам государственного аппарата высказывали в основном лишь те, кто сами в нем работают, а вот у молодых людей преобладает нейтральное отношение к чиновникам.

Максимально негативную оценку госслужащим дают пенсионеры, что предсказуемо, так как именно эта категория в большей степени рассчитывает на социальную поддержку, но получает её в меньшем размере. Работающие граждане категорически не согласны с тем, что чиновники работают на благо общества (58 % ответов), студенты придерживаются прямо противоположного мнения (31 % ответов), пенсионеры, безработные и люди иного социального статуса воздержались от ответа (11 % ответов).

Среди качеств, которыми должен обладать госслужащий, большинство выделили «образованность и грамотность», затем идут «следование интересам граждан», «стратегическое мышление», «владение политической ситуацией», и в последнюю очередь госслужащие должны обладать предприимчивостью.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Какими качествами должен обладать госслужащий?», в %

Возможно, именно общим негативным отношением к чиновникам объясняется тот факт, что, несмотря на сравнительно стабильное и относительно «благополучное» положение, только 23,8 % ульяновцев говорят о том, что госслужба остаётся привлекательной, однако 30,3 % респондентов так не считают. Обнадеживает то, что госслужба остаётся привлекательной для самых молодых (36,5 %) представителей группы молодых людей возраста до 30 лет. Однако как бы парадоксально это ни звучало, стоит отметить, что именно молодые люди до 30 лет и люди, не находящиеся на госслужбе, говорят о том, что заработная плата чиновников должна зависеть от качества их работы, а их работу необходимо подчинить общественному контролю.

О том, что работа чиновников должна быть «прозрачна» для населения, заявляет большинство респондентов (86 % ответов), при этом 14 % считают, что помощь населению должна сосредотачиваться не только в городе, но и в глубинке – там тоже люди.

На вопрос «Какие первоочередные проблемы необходимо решить чиновникам?» – 52 % опрошенных утверждают, что самая важная проблема – коррупция, 22 % – проблемы в медицинском обслуживании; 16 % респондентов считают, что необходимо решать проблемы в ЖКХ; 5 % – проблемы с дорогами и 5 % – проблемы в образовании и науке.

Несомненно, на формирование позитивного отношения современного общества к чиновникам и государственным служащим влияют средства массовой информации, исключением не стали и СМИ Ульяновской области. Как отметили ульяновцы, в СМИ Ульяновской области преобладает негативная информация о чиновниках (71 %), преобладание позитивной информации наблюдает 21 % респондентов, и 8 % опрошенных считают, что в СМИ нет никакой информации о чиновниках. К причинам преобладания негативной информации большинство отнесли «общую тенденцию по России» (82 %), некоторые отметили, что «скандалы отвлекают людей от других проблем» (17 %), и 1 % респондентов считают, что причина негатива в СМИ – это политический заказ.

Несмотря на то, что существует множество проблем, которые необходимо решить чиновникам, и многие крайне недовольны работой представителей власти, население твёрдо уверено, что можно улучшить отношение общества к чиновникам, так считают 79 % опрошенных, 20 % придерживаются противоположного мнения и 1 % респондентов ответили «не знаю».

Вот только прежде, чем менять отношение общества к государственным служащим, может, стоит изменить отношение самих госслужащих к их высокой миссии?

Не случайно замечено, что начинать нужно с самих госслужащих, и на это есть все основания!

Работа на службе у государств во все времена считалась престижной. Имелось мнение, что людей привлекает высокий общественный статус и работа на благо общества. Сегодня, как показывают результаты исследования, преобладают несколько иные подходы при оценке мотивов поступления на государственную службу. Не секрет, что для многих госслужба является местом, где приобретается определенный уровень профессионализма, необходимый для перехода на другую, более высокооплачиваемую работу. Именно поэтому этот вариант на первом месте среди мотивов поступления на госслужбу, так ответил 51 % респондентов. Следующее обстоятельство, привлекающее людей на эту работу, – возможность карьерного роста (30 %). Третьим по значимости преимуществом госслужбы является стабильность, её отметили 9 % опрошенных. Интересная работа, возможность приобрести полезные связи, дружный коллектив – каждый из этих вариантов около 3 % респондентов рассматривает как преимущество государственной службы. Список продолжают: изменение сферы деятельности, возможность самореализации (от 2 до 4 %). И на самом последнем месте остаётся служба на благо общества – 1 %.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Что для Вас является мотивом для поступления на госслужбу?», в %

Таким образом, очевидным становится обстоятельство, что современная госслужба не обладает какими-то явными преимуществами с практической точки зрения. По полученным данным можно сделать вывод, что на госслужбу в основном идут люди, стремящиеся повысить уровень профессионализма и добиться карьерного роста, всё остальное уходит на задний план.

Чтобы лучше понять то, что сегодня представляет собой государственный служащий, был проведен анализ целей, которые перед собой ставят госслужащие. Большинство респондентов (57 %) ответили, что главная их цель – самореализация, на втором месте оказалось повышение знаний и навыков – 27 %. Профессиональный и карьерный рост занял третью ступень пьедестала у опрошенных – 16 %. Стоит отметить, что ни один госслужащий не ответил, что самая главная его цель – это служба государству!

Рассматривая материальную сторону привлекательности работы на госслужбе, мы убедились, что ожидания респондентов совсем не совпадают с реальностью. Большинство опрошенных желают иметь заработную плату от 30 до 50 тысяч рублей (48 %), на заработную плату от 15 до 30 тысяч рублей претендует 39 % респондентов, и только 13 % опрошенных считают, что за такой нелёгкий труд необходимо получать от 50 до 100 тысяч рублей.

Также государственным служащим предлагалось проранжировать характеристики их службы, исходя из их предпочтений, и вот какие результаты мы получили.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Назовите характеристики Вашей работы, исходя из Ваших предпочтений?», в %

Возникает вопрос о том, что побуждает к увольнению с государственной гражданской службы. Результаты анализа полученных в ходе опроса ответов показывают, что наиболее важными факторами неудовлетворенности госслужащих являются низкая заработная плата, отсутствие карьерного роста, отсутствие профессионального роста, далекое расположение места работы от дома, плохая организация труда, плохие отношения с руководством, неудовлетворённость условиями труда и плохие отношения с коллегами.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что современная государственная служба с точки зрения корпоративного менеджмента является неконкурентоспособной. Госслужащие не чувствуют себя социально защищенными, многие не видят реальных перспектив для продвижения наверх. Единственными существенными обстоятельствами, стимулирующими работу госслужащих, являются благоприятный микроклимат в коллективе и преданность непосредственному руководству. Однако в соответствии с принципами менеджмента эти обстоятельства явно недостаточны, чтобы добиться от сотрудников эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

Несомненно, низкая удовлетворенность доходами накладывает свой отпечаток на социальное восприятие и самочувствие госслужащих.

Низкий уровень удовлетворенности и слабые мотивирующие факторы объясняют то обстоятельство, что многие госслужащие не испытывают сильной привязанности к своему месту работы.

В оном из вопросов исследования респондентам было предложено оценить вероятность их перехода на работу в частный сектор, в случае поступления им соответствующего предложения. 36 % ответов прозвучали: «да, скорее всего, перешел бы», 32 % – «нет, скорее всего, не перешел бы» и 32 % – «затрудняюсь ответить». Такое распределение ответов на данный вопрос показывает низкий уровень лояльности госслужащих по отношению к своей службе, что является, несомненно, тревожным признаком. Ситуация, когда больше 30 % госслужащих находятся в состоянии поиска лучшего места работы, говорит о низком социальном престиже и о неэффективности проводимой кадровой политики. Мы видим, что сегодня только 36 % госслужащих сообщает о преданности своей профессии.

Общий вывод по результатам проведенного исследования, цель которого состояла в выявлении отношения госслужащих к своей работе, весьма неутешителен. Можно отметить, что у работников госсектора, к сожалению, недостаточно стимулов для выполнения своей работы на более высоком уровне. Факторами, формирующими у современного госслужащего низкий уровень лояльности к своей работе, являются: невысокая зарплата, незначительный социальный пакет и весьма туманные перспективы карьерного роста в совокупности с абстрактным представлением о себе, как о служителе обществу. Как следствие такого отношения к работе, распространено мнение о госслужбе как о некотором перевалочном пункте на пути к более доходной работе в негосударственном секторе.

Таким образом, исследование показало необходимость повышение качества госслужбы через улучшение ее социального престижа. Для повышения позитивного отношения как общества к госслужащим, так и самих госслужащих к своей работе необходимы меры усовершенствования системы мотивации их труда, переход к формированию нового представления о госслужбе как о полноценном наемном труде, когда достойное материальное вознаграждение предлагается взамен профессионализму. Повышение уровня заработной платы – это не единственный подход к мотивации государственных гражданских служащих. Существует масса методов нематериального характера: организация досуга для госслужащих и членов их семей (посещение театров, кинотеатров, выставок, концертов), предоставление льгот на санаторно-курортное лечение, льгот на поездки в транспорте, предоставление абонементов на посещение спортивно-оздоровительных комплексов, проведение тренингов и деловых игр на сплочение и командообразование и т.п. Отдача и ориентация на качественный результат возможны только в том случае, если госслужащий будет уверен в том, что он служит государству, а государство в свою очередь даёт ему и членам его семьи своего рода гарантии достойной жизни. Только когда у самих государственных гражданских служащих изменится отношение к своему предназначению, вот только тогда можно будет изменить мнение общества и сформировать у него позитивное отношение к государственной гражданской службе.

Рецензенты:

Лапин А.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономического анализа и государственного управления Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.

Романова И.Б.., д.э.н., профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.