Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL ASPECTS OF URBAN ENVIRONMENT ECODESIGN

Kamerilova G.S. 1 Demidova N.N. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Based on design paradigm sredovye worldview revealed theoretical aspects of environmental design of urban environment metropolis in the logic of the ideas of universal unity continuous and continuous world of nature and man, considered in the context of sustainable development. Project environmental studies ideology urbanized environment metropolis embraces her art modeling, composite forming, smysloobrazovanie. Considered related instrumental, ideological and value- , cultural- linguistic design art positional aspects of the environment. Found that their implementation is determined by existing cultural paradigms. The specificity of positional aspects of the modern era with new cultural ideas postnonclassical science, attention to integration, problematization, greening, systematic and synergetic approach. In postmodern aesthetics become the main trend of eclecticism, mixing styles from different eras and national subcultures, international flows of multi-valued cultural and ecological significance.
ecological design
urban environment
instrumental
ideological and evaluative
cultural and linguistic aspects of design and artistic environment
Введение

Город - ведущая форма человеческого поселения, концентрирующая мощный культурный, научно-производственный, инфраструктурный, социально-демографический потенциалы, острые экологические противоречия. Урбанизированная среда крупного города - это мир возможностей, где непосредственно, повседневно и в достаточном объеме происходит воспроизводство физических, социальных, культурных потенций населения. Это определяет высокую плотность предметно-пространственной среды, генерирования ее культурных смыслов, различных видов деятельности, контактов, необходимое для личностного развития разнообразие форм и содержание деятельности. Вместе с тем, именно в среде больших городов в своей наивысшей степени проявляется острота и драматизм экологических проблем: природно-ланшафтных, ресурсно-хозяйственных, антропоэкологических, что увеличивает экологический риск и не гарантирует экологической безопасности  населения [6].

Цель исследования: обоснование теоретических аспектов экологического дизайна урбанизированной среды крупного города как значимого фактора повышения ее качества.

Материалы и методы исследования

Исследование опирается на солидную информационную урбоэкологическую базу и методологический инструментарий коэволюционного, культурно-экологического, системно-средового, синергетического подходов; методов теоретического анализа и синтеза, моделирования, прогнозирования, инструментарий творческого проектирования.

Результаты и их обсуждение

Высокое предназначение экодизайна, объединяющего экологически ориентированные гуманитарно-художественное и научно-техническое направления культуры, состоит в проектировании новой целостной урбоэкологической картины современного мира на идеях коэволюции и устойчивого развития, гармонии взаимоотношений человека и природы. Картины, воплощающей идеи постнеклассической науки  через расширение познания и освоения городской среды за счет рациональных и иррациональных способов, нелинейности  процессов мышления, дискурсивности, актуализации аксиологичности, искусства, экологической культуры. Аксиологическая  экогуманистическая составляющая постепенно становится центром проектной деятельности, определяя эколого-этические и эстетические предпочтения и ориентиры.

Экодизайн завершает и дополняет архитектурно-планировочные градостроительные решения, обеспечивая своеобразную экологическую «аранжировку» городской среды. Именно дизайн с его творческим потенциалом, по мнению А. Бранци, является сегодня  режиссером градостроительного повествования, в котором человек выступает в качестве нового «активного героя», ответственного за качество среды своей жизни. Реализованные  экодизайн-проекты позволяют оценить необходимость и достаточность образно-смысловых культурно-экологических ключей к освоению человеком городского пространства и понимания  необходимости  их взаимного сотворчества.

Концептуальное осмысление экодизайна урбанизированной среды опиралось на научные положения о городской среде (В.Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, К. Зитте, К.Линч); теорию дизайна, в которой обосновывается его проектная сущность через синтез художественного образа, научно обоснованную системную организацию, инновационность (О.И. Генисаретский, К.М. Кантор, Г.Г. Курьерова, К.А. Кондратьева, Т. Мальдонадо, Г. Рид, И.А. Розенсон, В.Ф. Сидоренко, Б. Фуллер), а также общие подходы к экодизайну как способу гармонизации отношений «человек - природа» [1; 5; 9].

В основу нашего исследования положены современные идеи проектной парадигмы средовой картины мира (И.А. Розенсон). На их основе сформулированы основополагающие культурологические идеи:

- идея всеобщего единства непрерывного и континуального мира природы и человека, рассматриваемого в логике концепции устойчивого развития;

- урбоэкологический мир понимается как среда, обладающая системной целостностью, отличающаяся открытостью, динамичностью, историчностью, эмерджентностью, качество которой определяется здоровьем человека - объективным состоянием и субъективным чувством физического, психологического (психического) и социального комфорта;

- урбоэкологическая среда как социоприродное образование представляет пространственно-временное единство природы, населения, хозяйства, развивающееся по вероятностным (не строго детерминированным) законам причинности на основе  коэволюционных принципов;

- идея сотворчества человека и среды как показатель их взаимосвязанной  целостности («качества личности - качества среды»), когда о качестве среды судят по экологической культуре ее жителей. Урбанизированная среда интериоризируется субъектом, а субъект экстериоризируется в среде;

- исследование урбоэкологической среды предполагает единство рационально-логических и иррациональных (интуитивных) способов познания и стиля мышления, ориентированного на проблематизацию, междисциплинарность, прогностичность, феноменологичность, антиредукционизм;

- урбанизированная среда как сверхсложная система обладает собственными законами развития, познание и проектирование которой осуществляется изнутри погруженным в нее  сознанием исследователя;

- структурной единицей проектирования урбанизированной среды выступает развивающаяся по вероятностным законам «поведенческая ситуация», отражающая экологические идеи, исторические реалии, местные традиции;

- городской дизайн, охватывая многоплановое порубежье  искусства и науки, требует органичного синтеза образного и научного системного подходов, вносящего в среду новые социо-экокультурные смыслы, объединяющие исторически сложившееся архитектурное пространство и мир современного человека. В нем сочетаются традиции в виде объектов культурного и природного наследия и прогностические тенденции будущих форм  культурного экологически безопасного проживания в урбанизированной среде. Экодизайн  формирует экологическую культуру, изменяя ценностные общественные установки  посредством художественных образов дизайна, распространяет этические модели организации предметно-пространственной среды, содержащие мудрость поколений о рациональности, гармоничном равновесии, органичности сосуществования с природой, возможность использования природных форм и конструкций в объектах  дизайна.

В теории экологического дизайна тесно переплетены идеи художественно-образного представления, научной системности, проектной инновационности в моделировании  урбанизированной среды.

Художественная образность. Представляя метод художественно-образного моделирования среды, экодизайн связан с творчеством в любом виде высокого искусства, связанным с природой. В данном контексте он опирается, прежде всего, на эмоциональное, интуитивное и целостное создание визуального образа среды [4]. Методика образного подхода обладает высоким эвристическим потенциалом, так как основывается на воображаемом представлении среды в различных смысловых контекстах. В результате расширяется смысловое поле исследования, способствуя дивергенции научно-экологической проблемы и конструированию ряда вариантов ее возможного решения. В литературе  предлагаются различные смысловые контексты, в рамках которых возможно проектирование урбанизированной среды [7].

Смысловые контексты художественно-образного представления урбанизированной среды объединяют, как минимум, образцы современной культуры, определяющие  экологически ориентированный стиль и городской образ жизни; исторические прототипы с их культурно-экологическими смыслами; ролевой контекст, учитывающий представления жителей и специалистов в отношении экологизации городского окружения; внутренняя логика самой урбанизированной среды; сценография жизни; аналогия с существующими в других областях искусства приемами повышения  выразительности.

Научная системность в концептуальном виде представляет собой творческий системный поиск организации среды в направлении от смыслообразования к формообразованию. Форматирование предметно-материальной среды в соответствие с  установленными смыслами осуществляется с помощью логических приемов рационального подхода, учитывающего последовательный учет всех необходимых экологических факторов.

Проектная инновационность, отражающая новую методологическую идеологию, новый взгляд на объект дизайн-деятельности, согласно которому к началу 1980-х гг. объект дизайна видится не только как отдельная вещь или их ансамбль, а целостный фрагмент действительности - урбанизированной среды. В основе его парадигма целостности и всеобщей связи процессов и явлений в обществе и природе, понимание человека как неотъемлемой части этой среды, их взаимного влияния друг на друга; признание человека не только потребителем средовых возможностей, но активным деятелем в освоении и созидании среды. Именно это определило учет интерактивности как взаимодействия, взаимовлияния человека и городской среды.

Таким образом, проектная экологическая идеология урбанизированной среды охватывает ее художественное моделирование, композиционное формообразование на принципах целостности, гармоничности, экологичности;  смыслообразование.

В процессе культурно-эволюционных парадигмальных изменений трансформируются специфические стили научного мышления и художественного восприятия в искусстве. Экодизайн впитывает эти изменения, которые в условиях современности касаются, прежде всего, приоритетных векторов системности, культурно-экологической направленности, историчности, прогностичности.

В соответствие с системными представлениями, общие свойства урбанизированной среды не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных частей, что определяет необходимость в дизайн-проектировании инновационной проектно-экологической  идеологии. Непререкаемые идеи тотального проектирования уступают место «включенному» экологически направленному средовому проектированию. Вместе с тем, мы понимаем, что экологическая дизайн - картина мира городской среды должна стать достоянием массового сознания, поэтому она не может быть резко противопоставлена мировосприятию городских жителей. В противном случае она не будет понята и востребована ни умом, ни чувствами. Так что степень новизны дизайн-проеков должна коррелироваться с возможностями их восприятия конкретными людьми. Эта принципиальная особенность отличает дизайн от произведений высокого искусства, рассчитанного на века, и определяет необходимость массового экологического образования.

Каждая культурно-экологическая модель среды может рассматриваться с разных позиций. Выделяют, по крайней мере, три типа проектно-художественных позиционных аспекта: инструментальный (материальные процессы жизнедеятельности); идейно-ценностный (ценностно смысловые ориентации); культурно-языковый (выразительность форм художественными приемами). На основе общих подходов нами рассмотрены  аналогичные аспекты применительно к урбанизированной среде.      

Инструментальный аспект отражает преимущественно утилитарно-полезные функции среды, ее комфортность, целесообразность, удобство пользования, санитарно-гигиенические условия, экологическую безопасность. Их реализация определяется существующими культурными парадигмами эпохи. Индустриально общество с рациональностью подходов к пространственной и художественной организации среды, определяло доминирование данного аспекта проектирования. Отсюда - жесткость функционального зонирования городской среды, буквально реализующую взаимосвязь  видов жизнедеятельности (отдельно труд, отдельно быт, отдельно отдых), с промышленной, селитебной, рекреационной зонами. Экономичность диктовала необходимость типового, преимущественно панельного и малометражного, домостроения в жилых районах всех  городов страны, скупого на цвет, разнообразие силуэта, выразительность ритма и динамичность. Искусство носило в основном декоративный характер и концентрировалось в  музеях, концертных залах, художественных галереях.

Переход к постиндустриальному (информационному) обществу - обществу масштабных научно-технических прорывов, сочетающихся с глубокими социальными, экономическими и экологическими конфликтами и разочарованиями, ознаменовался  новыми культурными идеями постнеклассической науки с вниманием к интеграции, проблематизации, экологизации, системному и синергетическому подходам. Произошли  кардинальные изменения во всех сферах деятельности города: выросли новые микрорайоны, в строительные сооружения вошел цвет, силуэт, динамика. Масштабной доминантой  урбанизированной среды становится ее «каркас» - дорожно-транспортная сеть [2; 3]. Благодаря своей актуальности и экологическому воздействию она выходит на первый план и требует не только качественного покрытия и оптимального режима эксплуатации, но композиционного решения магистралей, узлов и развязок, их освещения, информационного оформления, защитного озеленения.

Мощный толчок для своего развития получил урбодизайн [8]. Будучи сопряженным с  архитектурой, монументальным искусством, садово-парковым хозяйством, которые акцентируют внимание на панорамном видение города, урбодизайн определил перенос  внимания на соразмерный человеку ближний план среды. Именно с ним происходит непосредственное взаимодействие человека, поэтому урбодизайн ориентирован не на уникальные художественные шедевры, а на реальные потребности городского жителя. Урбоэкодизайн городской среды касается не только экологически безопасного материального (утилитарно полезного) окружения, но и эстетики среды, стиля поведения.

Идейно-ценностный аспект обращает внимание на возможном символическом значении среды для горожанина. В урбоэкодизайнпроекте в этом случае выявляются ее знаковые, символические функции, а сама она рассматривается как символ и воплощение  определенных социально-культурных ожиданий и ценностей. Становится очевидным  изучение жизнедеятельности человека во всех ее проявлениях с окружающей средой, в том числе возрастных, профессиональных, социальных. Так, формируемый экологический каркас  города для горожанина - это возможность духовной релаксации, приятного общения с живой природой родного города. Объекты природного и культурного наследия означают  погружение в культурно-историческую «ткань» города, мотивируют на историческую  рефлексию.

Культурно-языковый аспект - сопоставительный  анализ и оценка городской среды со сложившимся  художественно-образным языком. Важно помнить, что в культурно-экологической среде происходит не только процесс накапливания выразительных возможностей, но и их эстетический износ [7]. Так ушел в прошлое романтизм и восторги по  поводу индустриальных пейзажей промышленных городов.

Закономерная тенденция в интеграции художественно-позиционных аспектов состоит в том, что любая новаторская инструментальная идея несет в себе обновленные культурно-экологические ценностные смыслы внутри современного эстетического стиля.

Характерной особенностью культуры всех предыдущих исторических эпох было наличие одного «Большого» художественного стиля. Так, рациональная технократическая культура индустриальной цивилизации связана, главным образом, с модернизмом в искусстве. Страстная увлеченность техническим прогрессом привела к убеждению об отсутствии какой бы то ни было связи архитектурного проекта с конкретной эпохой, историей, природной средой города. Сложилось убеждение, что любое технически совершенное изобретение можно применять везде и в любое время, то есть была создана так называемая универсальная архитектура вне времени и вне пространства.

В современной жизни с ее динамикой общественных событий, скоростным ритмом, экологической напряженностью, обострением чувственного восприятия, происходит  беспрецендентная связь искусства с действительностью. Искусство, приобретая массовый характер, «выходит из музеев на городские площади и улицы, осваивает подземные пространства», стирая различия между художником и зрителем. Активно формируется градостроительный партер - достаточно независимое от общей архитектурной композиции пространство в уровне 2-х первых этажей застройки. Одной из ярких форм синтеза дизайна, архитектуры и градостроительства стало развитие суперграфики, отличающейся экологически ориентированной сюжетной направленностью.

Происходит обогащение среды экологически ориентированными арт-объектами (городские светильники в виде деревьев).

В эстетике постмодернизма главными становятся тенденции эклектичности, смешения стилей разных эпох и национальных субкультур, интернациональных течений (граффити, поп-арт, минимальное искусство, конструктивизм, этнодизайн).

Выводы. Таким образом, урбанизированная среда крупного города должна отличаться инструментальной экологически-безопасной состоятельностью, культурно-экологической осмысленностью, природно-языковой выразительностью. Она гармонично  включается в предметно-пространственный ансамбль сложившейся культуры, поддерживает в ней господствующие символы и экологические ценности, отражая их понятным языком художественных форм.

Подготовлено в рамках научно-исследовательского проекта «Теория и методология исследований экодизайна урбанизированной среды мегаполиса: научно-образовательный дискурс», выполняемого НГПУ им. К.Минина в рамках государственного задания на оказание услуг.

Рецензенты:

Картавых М.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Папуткова Г.А., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.