В последнее время все большее внимание специалистов привлекает физическое воспитание студентов в связи с тенденцией ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи, увеличения количества студентов отнесенных к специальной медицинской группе. По мнению целого ряда исследователей, негативные тенденции в изменении состояния здоровья студенческой молодежи во многом объясняются недостаточной мотивацией с их стороны к предлагаемым вузами содержанию и формам организации физкультурно-оздоровительной деятельности [2, 3, 4. 5].
Отмеченный факт актуализирует необходимость поиска эффективных средств решения проблемы на основе использования эффективных педагогических технологий и оздоровительных возможностей физической культуры. Одной из таких технологий является персональное проектирование деятельности здоровьеобеспечения. Она отличается от технологий дифференцированного и индивидуального подходов противоположным вектором направленности взаимодействия участников педагогического процесса. В условиях индивидуально-дифференцированного подхода взаимодействие характеризуется вектором «преподаватель – студент», а в условиях персонального подхода вектором «студент – преподаватель».
Одним из наиболее эффективных путей решения обозначенной выше цели – это реализация личностно-деятельностной концепции организационно-содержательного обеспечения учебного процесса. Основой данной концепции является содействие в организации и осуществлении студентами самостоятельной работы посредством создания соответствующих педагогических условий, базирующихся на индивидуально-дифференцированном подходе.
Одна из таких возможностей основана на привлечении студентов к разработке программ регуляции физического состояния «для себя», которые предполагают использование совместного с преподавателем проектирования, как одного из направлений личностно-деятельностного подхода. Этот подход позволяет соотнести средства и методы физического воспитания, определить приоритеты и систему их реализации, исходя, в большей мере, из персональных возможностей и предпочтений студентов, т.е. не вообще, а для себя. Важно, чтобы процесс достижения результата оздоровления был персонально значимым для студентов и была сформирована установка на личную ответственность за результат.
Исходя из этого, реализация оздоровительного направления физической культуры со студентами на основе персонального проектирования, можно определить как необходимое и эффективное действие в развитии возможностей индивидуально-дифференцированного подхода и реализующих его технологий для решения задач физкультурно-оздоровительной деятельности. Можно полагать, что разработка персональных программ является механизмом, который будет способствовать самореализации личности в пределах ее потенциальных возможностей.
В качестве основного способа образовательной деятельности выбран метод самопроектирования. Этот метод основан на самодеятельности обучаемых и достаточно хорошо вписывается в многоуровневую систему подготовки бакалавров и магистров.
Метод самопроектирования является деятельностным, личностно-ориентированным, проблемным. В основе метода находится проблема, для решения которой требуется поиск, обоснованный выбор средств и их практическая реализация в физкультурно-оздоровительной деятельности (ФОД).
Учебный процесс, основанный на данном методе, определяет совместное сотрудничество преподавателя и студента в процессе физического воспитания на всём протяжении обучения. При этом основой для совместной работы преподавателей и студентов являются следующие педагогические условия:
-
совместное целеполагание – предусматривает постановку и корректировку преподавателем и студентом реальной личной цели по улучшению своего физического состояния, исходя из выявленного исходного уровня и с учетом полученных знаний. Разработка цели связана с формулировкой итогового и желаемого результата, определением его количественных и качественных характеристик;
-
предоставление студентам возможности свободы выбора и свободы творчества самоопределения и самореализации ФОД. Самореализация – это одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи обучающемуся раскрыть свои задатки и возможности. Самоопределение – то же, что самооценка, это субъект осознавший, что он хочет (цели, задачи, планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, интересы, предпочтения), что он есть (свои личностные и физические свойства), действия посредством которых индивид оценивает себя самого посредством различных способов (наблюдения за собой, сравнения себя с другими), адекватное восприятие и реализация своих потенциальных возможностей, способностей, знаний и умений, стремление к тому, чего можно достигнуть в процессе осуществления персональной физкультурно-оздоровительной деятельности;
-
организация самостоятельного поиска информации – информационное обеспечение для студентов рекомендуется дифференцировать по трём источникам ее получения: базовая учебная информация, представляемая преподавателем (спецкурс-практикум, лекции, консультации, информационные материалы); информация, собранная студентами самостоятельно по заданию преподавателя; информация, собранная самостоятельно по личной инициативе студента. В определении содержания базовой информации следует исходить из необходимости активизации с её помощью самодеятельности студентов, путём проектирования (самопроектирования) физкультурно-оздоровительной деятельности;
-
организация познавательной деятельности в сфере физической культуры – формирование положительного отношения к обучению формируется благодаря познавательным интересам – важнейшим побудителем любой деятельности. Познавательный интерес, возникающий и формирующийся в образовательной деятельности, проявляется в усилении внимания, целеустремленности, информационном обогащении обучаемых. Наличие познавательных интересов является необходимой предпосылкой формирования готовности обучающихся к самодеятельности;
-
формирование самостоятельности, ответственности, организованности, целеустремлённости – преподаватель, стремящийся воспитать у обучающихся данные качества, соблюдает по отношению к ним следующие педагогические правила: не делать за них то, чему они должны научиться, а лишь обеспечить условия для успеха их учебной деятельности; активизировать самостоятельную работу и вызывать у них чувство радости от достигнутого; ничего не решать за обучающихся, а лишь подводить их к рациональным решениям и добиваться непременного осуществления принятых решений. Обучающемуся для формирования данных качеств следует ставить только достижимые цели, не браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены; поставленная цель должна быть достигнута, любое дело надо доводить до конца, не откладывать его выполнение на неопределенное время; не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности, надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия, если не получается какое-либо задание, следует не бросать его, а начать сначала, по возможности исправить допущенные ошибки, придумать более рациональные способы и приемы его осуществления; приступая к выполнению заданий, желательно спланировать его выполнение, предусмотрев возможные трудности и способы их преодоления;
-
проектирование и прогнозирование ФОД – метод проектирования относится к числу деятельностных (обучение через самостоятельную деятельность), проблемных (в основе метода находится проблема, для решения которой требуется поиск, обоснованный выбор и реализация средств (телевидение, газеты, журналы, видеоинформация, интернет и т.д.), личностно-ориентированных (предусматривает вариативность и индивидуализацию результатов и способов прогнозирования ФОД). Прогнозирование ФОД отвечает на вопросы «что?» и «каким образом?» делать, чтобы достичь желаемой цели, т.е. это описание возможного или желаемого Прогнозирование определяется как содействие в развитии возможных достижений ФОД индивидуально каждого обучаемого;
-
организация системы персональной ФОД усиливается в условиях организации самопроектирования. В условиях самопроектирования обучающемуся предлагается набор «кирпичиков – средств» (алгоритм), придерживаясь которого он в задаваемой последовательности и по определенным критериям формирует (под контролем и при помощи преподавателя, реализует и прогнозирует персональную систему ФОД). Персональная ФОД – это процесс самостоятельной разработки обучающегося программы самостоятельных действий (на основе алгоритма), которая определяет персональные цели, задачи, средства, методы (в соответствии с алгоритмами проектирования заданных и контролируемых преподавателем), и индивидуальной системы ее реализации в условиях сочетания унифицированных требований и вариативных предпосылок.
Основными требованиями предъявляемые к студентам с отклонениями в состоянии здоровья в процессе формирования их готовности к физкультурно-оздоровительной самодеятельности следующие:
- овладеть информацией необходимой для самопроектирования персональной системы двигательной активности;
- самостоятельно определять и оценивать своё физическое состояние с помощью предложенных функциональных проб и тестов;
- самостоятельно регулировать нагрузочные воздействия в процессе физкультурно-оздоровительных занятий, исходя из оценки состояния своего здоровья, на основе консультаций с преподавателем и врачом;
- проявлять интерес по отношению к физической культуре вообще и к занятиям физической культурой в частности.
Данные требования подробно рассмотрены в разработанном и предложенном нами алгоритме проектирования персональной программы по коррекции физического состояния студентов специальных медицинских групп [6, 7]. Он включает в себя следующие блоки: диагностический, информационный, деятельностный и контролирующий блоки и сам проект, состоящий из двух этапов: первый этап разработка проекта (принятие решения); второй – апробация проекта (коррекция). Оба они включают определенное число действий, а те в свою очередь – набор операций (рисунок 1).
Рис. 1 Схема алгоритма проектирования
На рисунке 1 представлена схема взаимодействия алгоритма проектирования. Под проектированием образовательного процесса подразумевается структурирование и оформление его содержания по известному алгоритму деятельности, по модели-образцу, лично определяемой субъектом проектирования, т.е. студентом. Алгоритм процедуры проектирования состоит из ряда последовательных шагов. Каждый из них является необходимым для осуществления следующего шага, а все вместе они достаточны для деятельности самопроектирования в целом. Игнорирование какого-либо шага в алгоритме проектирования не позволит довести до конца эту процедуру или снизит продуктивность получаемого результата [1].
Придерживаясь данного алгоритма и следуя его очередности, студенты в проектировании персональной программы определяют для себя цель, задачи и выбирают соответствующие для их решения средства и доступные методы анализа (контроля) достигнутых результатов.
Смысл данной модели и возможности ее реализации определены интеграцией составных частей. Отсутствие любого из блоков или связей между ними нарушает технологию проектирования персональной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Рассмотрим более подробно содержание каждого блока предложенного студентам специального отделения.
Диагностический блок предусматривает детальное обследование здоровья, физической и теоретической подготовленности студентов, включающее: данные медицинского осмотра (диагноз заболевания, показания и противопоказания к различным видам физических упражнений, антропометрические данные, уровень физического здоровья); результаты педагогического тестирования (оценка развития физических качеств, а также уровня теоретических знаний по физической культуре).
Данный блок предусматривает индивидуальное обсуждение со студентом результатов диагностики: анализ полученных результатов; выявление причин, мешающих ему улучшить здоровье, физическую подготовленность и психоэмоциональное состояние; осознание студентом того, что с помощью индивидуальной программы можно улучшить общее состояние своего организма.
Информационный блок решает задачи обеспечения студентов необходимой и достаточной информацией для ознакомления с особенностями своего заболевания и возможностью коррекции своего физического состояния с адресацией на соответствующую литературу, различные программы, практические рекомендации и освоение специального курса теоретико-методической подготовки в процессе физического воспитания.
Деятельностный блок включает следующие компоненты: эмоционально-личностный (мотивация, активизация, благоприятный психологический климат на занятиях); формирование способов физкультурно-оздоровительной деятельности и самостоятельности в применении различных средств двигательной активности в связи с заболеванием; формирование способов поиска информации в связи с физкультурно-оздоровительной деятельностью; материально-техническое обеспечение на занятиях.
Контролирующий блок предусматривает измерение, оценку и сопоставление результатов, полученных в ходе исходного, текущего, итогового контроля и самоконтроля. Для фиксации результатов физкультурно-оздоровительной деятельности студентов СМГ, применялась технология «портфолио». Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку уровня усвоения знаний и способов деятельности. Заполнение портфолио проводится в начале и в конце каждого семестра в течение всего периода обучения.
Предлагаемый алгоритм проектирования позволяет проанализировать достигнутые результаты в организации учебного процесса студентов специального отделения, оценить динамику формируемых показателей физкультурно-оздоровительной деятельности, использовать полученные результаты для оценки индивидуальных достижений студентов.
Проект персональной программы разрабатывается последовательно на каждый семестр, начиная с первого семестра (с помощью преподавателя) и заканчивая последним годом обучения.
Что такое персональная программа, для чего и какие функции она выполняет? Персональная программа – это комплекс систематизированных, совместных и последовательных действий направленных лично на определенного человека с учётом его интересов, потребностей и мотивов. В этом значении проектирование персональной программы особую актуальность представляет для студентов специальной медицинской группы. Она позволяет оптимизировать процесс физкультурного образования данной категории студентов, т.к. обеспечивает проявление инициативности и самостоятельности в организации индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Рецензенты:
Чичикин В.Т., д.п.н., профессор, Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород.
Дмитриев С.В., д.п.н., профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород.