Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VALUE ANALYSIS ASAN IMPORTANT ELEMENT OF TARGET-COSTING ON THE EXAMPLE OF THE PRODUCTION OF POLYPROPYLENE PIPES

Devyataeva N.V. 1 Aniskina E.V. 1 Kolesnichenko M.S. 1
1 Mordovia State University n.a. N.P.Ogareva
The article revealed the meaning of value analysis, the advantages over traditional systems of accounting of expenses. The interrelation of the VA with the target-costing, the application of this analysis at the stage of product design.Analyzed the market of polypropylene pipes in Russia and the possibility of entering this market.Appliedvalue analysis. Identified significant for consumers functions polypropylene pipes (the material from which they are made; the diameter of PP pipes; adaptability to the environment (the degree of satisfaction of consumers ´ needs). Further, these functions are arranged in order of decreasing importance for consumers. The most significant were the material and adaptability to the environment. On the basis of this proposed measures to improve the product: - to improve the material used; to monitor the statistics of consumption and desires of the consumers about the size of the diameter of the pipes, and, in accordance with the results of the analysis to adjust the production of certain types of pipes; using improved technologies to influence the form of pipes, to apply innovations to the connecting parts of pipes to minimize the risk of leakage.
polypropylene pipes
target-costing
value analysis

Введение. Одним из важнейших элементов таргет-костинга, как целостной концепции управления и снижения производственных затрат, является функционально-стоимостной анализ. При использовании в цельной совокупности именно двух этих методов возможно осуществление поддерживающей стратегии управления затратами, предупреждающего контроля издержками производства и рационального калькулирования себестоимости продукта в рыночной экономике.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой технологию, позволяющую оценить реальную стоимость продукта с помощью анализа его функций и сделать его максимально привлекательным для потребителя. Это как раз и отличает ФСА от традиционных систем учета затрат, которые оценивают продукт с точки зрения исполнения бюджета компании вне зависимости от того, приносит ли она пользу клиенту. Наиболее полно ФСА раскрывается при использовании его в совокупности с таргет-костингом.

Система таргет-костинг — это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, предупреждающего контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями [5]. Особенностью таргет-костинга является то, что он применяется на стадии проектировки продукта.

Ключевой идеей системы таргет-костинга является принципиальное изменение традиционного соотношения

Цена = Себестоимость + Прибыль

на качественно иное:

Себестоимость = Цена – Прибыль.

Рассмотрим более подробно применение ФСА в совокупности с таргет-костингом на примере производства полипропиленовых труб. В последние годы из‐за высоких цен на сырье для производства полипропиленовых труб (ПП‐труб) в России и, как следствие, на конечную трубную продукцию на российском рынке ПП‐труб обосновались иностранные компании – нестабильность российских цен делает импорт дешевых ПП‐труб выгодным. Импортные ПП‐трубы на 2013 год занимали около 50% российского рынка (этот показатель варьируется от года к году в пределах ±10%). Объем рынка потребления канализационных ПП-труб в России в 2013 году составил 44,5 тыс. тонн, или 6,5 млрд руб. По оценкам экспертов и участников рынка, ежегодный рост рынка ПП‐труб прогнозируется на уровне 12–17%. Ожидается, что в 2017 году российский рынок потребления канализационных ПП‐труб составит около 76 тыс. тонн, или в денежном выражении – 11,3 млрд руб.

Для поддержания конкурентоспособности продукта важно применить функционально-стоимостной анализ, исследовать характеристики продукта, а также выявить значимость функций, важных для потребителей. Использование таргет-костинга ориентирует экономический субъект на глубокий анализ внешней среды (конкурентов и потребителей), а ФСА включает в себя методы и методики этого анализа. 

Известно, что ФСА включает в себя несколько этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и этап внедрения. Остановимся более подробно на аналитическом и творческом этапах, так как именно в них можно проследить взаимосвязь ФСА с таргет-костингом.

Так как рассматриваемым продуктом в нашем исследовании являются ПП-трубы, то нужно рассматривать такие характеристики, как материал, из которого они изготовлены; диаметр ПП-труб;  приспосабливаемость к среде (степень удовлетворения потребителей в их потребностях).

Для того чтобы понять, какой материал самый выгодный при производстве ПП-труб, необходимо провести анализ положительных и отрицательных сторон полипропилена, полиэтилена, поливинилхлорида, полибутилена.

Проведенный анализ металлических и полимерных материалов, использующихся для производства труб, позволил выявить основные достоинства полипропилена перед аналогами:

  • срок службы канализационных трубопроводов из полипропилена не менее 50 лет;
  • температуростойкость (в зависимости от толщины стенок — до 75 °С), способность выдерживать кратковременное повышение температуры рабочей жидкости до 95 °С.
  • полипропилен химически невосприимчив к агрессивным средам;
  • трубы экологически чистые;
  • по сравнению с трубами из ПВХ  ПП-трубы более ударопрочные (особенно при низких температурах), что очень важно в условиях российского климата при транспортировке, хранении и монтаже.

Преимущества полипропилена имеют больший вес, нежели другие материалы,  поэтому ПП-трубы являются на сегодняшний день одним из лучших материалов для использования в системах внутренней канализации.

Следующая исследуемая функция – диаметр труб.

Сравним два вида полипропиленовых (ПП-гомополимер) канализационных труб диаметром (D) 50 и 110 мм.

Продукт № 1: ПП D50 х 1.8 х 150-3000 (трубы диаметром 50 мм,   толщиной 1,8 мм, длиной от 150 до 3000 мм).

Продукт № 2: ПП D110 х 2.7 х 150-3000 (трубы диаметром 110 мм, толщиной 2,7 мм, длиной от 150 до 3000 мм).

В таблице 1 приведена номенклатура планируемых к выпуску ПП-труб ООО «Пласт».

Таблица 1 – Номенклатура планируемых к выпуску ПП-труб

Наименование

Диаметр (D),

мм

Толщина (e),

мм

Длина (L),

мм

Труба D-50 mm, L-150 mm, e-1,8 mm

50

1,8

150

Труба D-50 mm, L-250 mm, e-1,8 mm

50

1,8

250

Труба D-50 mm, L-500 mm, e-1,8 mm

50

1,8

500

Труба D-50 mm, L-1000 mm, e-1,8 mm

50

1,8

1000

Труба D-50 mm, L-1500 mm, e-1,8 mm

50

1,8

1500

Труба D-50 mm, L-2000 mm, e-1,8 mm

50

1,8

2000

Труба D-50 mm, L-3000 mm, e-1,8 mm

50

1,8

3000

Труба D-110 mm, L-150 mm, e-110mm

110

2,7

150

Труба D-110 mm, L-250 mm, e-2,7 mm

110

2,7

250

Труба D-110 mm, L-500 mm, e-2,7 mm

110

2,7

500

Труба D-110 mm, L-2000 mm, e-2,7 mm

110

2,7

2000

Труба D-110 mm, L-3000 mm, e-2,7 mm

110

2,7

3000

Проанализировав предпочтения потребителей с помощью маркетингового анализа, были выявлены наиболее популярные виды труб. Такими продуктами являются труба D-50 mm, L-1000 mm, e-1,8 mm и труба D-110 mm, L-2000 mm, e-2,7 mm.

Для того чтобы оценить значимость третьей функции – приспосабливаемость к среде (степень удовлетворенности потребителей в их потребностях), был проведен анализ потребностей потребителей.

Просуммировав два основных источника возникновения потребности в ПП-трубах - ввод нового жилья в эксплуатацию и ремонт изношенного жилищного фонда – была получена общая потребность рынка в ПП-трубах в 2013 году по географии сбыта с разбивкой по регионам  Приволжского федерального округа (таблица 2).

Таблица 2 – Потребность рынка в канализационных ПП-трубах по географии сбыта в 2013 г., руб.

Регион

Потребность в

 ПП-трубе D50, руб.

Потребность в ПП-трубе D110, руб.

Общая потребность, руб.

Республика Мордовия

9 361 260

13 528 320

22 889 580

 Пензенская область

20 338 245

29 377 400

49 715 645

Ульяновская область

15 498 315

22 386 520

37 884 835

Нижегородская область

33 543 000

48 451 000

81 994 000

Республика Чувашия

18 153 900

26 215 800

44 369 700

Республика Татарстан

45 203 400

65 293 800

110 497 200

Тамбовская область

14 151 600

20 441 200

34 592 800

Самарская область

37 243 800

53 796 600

91 040 400

Саратовская область

35 865 000

51 805 000

87 670 000

Итого

229 358 520

331 295 640

560 654 160

Таким образом, объем рынка потребления ПП-труб по географии сбыта в 2013 году был равен 560 654 160 руб., в том числе ПП-труба D50 – 229 358 520 руб., ПП-труба  D110 – 331 295 640 руб.

Общая масса ПП-труб в 2013 году составила в совокупности 4 077 тонны (D50 – 1529 тонн, D110 – 2 548 тонн), что свидетельствует о том, что доля рынка сбыта проекта по минимальным оценкам составила 9% от рынка канализационных труб России. Ежегодный рост рынка ПП‐труб прогнозируется на уровне 12-17%. Ожидается, что объем рынка потребления проекта в 2017 году составит около 990 млн р. (7 182 тонны). Данные, приведенные выше, говорят о высоком потенциале рынка канализационных ПП-труб и о привлекательности данной сферы.

После анализа всех функций на аналитическом этапе ФСА, которые важны для потребителя в данном продукте, необходимо определить значимость этих функций. Процентное соотношение представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Значимость функций канализационных ПП-труб (материала, диаметра, приспосабливаемости к среде).

Наибольшую значимость для потребителя представляет в канализационных трубах используемый материал. На определении значимости функций заканчивается аналитический этап ФСА  и начинается творческий этап, который характеризуется достаточной сложностью. Экономическому субъекту на этом этапе предстоит найти пути, по которым необходимо улучшить те функции, которые были выявлены с помощью аналитического этапа.

Меры, принимаемые на творческом этапе, относительно канализационных ПП-труб должны быть следующими:

  • усовершенствовать используемый материал, использовать новейшие технические разработки для улучшения характеристик товара, увеличения его долговечности;
  • следить за статистикой потребления и желаний потребителей относительно размеров диаметра труб и в соответствии с результатами анализа корректировать производство тех или иных видов труб;
  • при помощи усовершенствованных технологий влиять на формы труб, применить инновации к соединительным частям труб для минимизации риска протекания.

Заключение. Таким образом, проведенный анализ металлических и полимерных материалов, использующихся для производства труб, позволил выявить основные достоинства полипропилена перед другими его аналогами.  Следует отметить, что все этапы функционально-стоимостного анализа, как важнейшего элемента таргет-костинга, призваны выполнять одну цель – создание продукта с наилучшими характеристиками и минимальными затратами. Глубокий предварительный функционально-стоимостной анализ способен создать данный продукт еще на стадии проектировки продукции, т.е. с применением таргет-костинга.

Рецензенты:

Колесник Н.Ф., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НИ МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск.

Осипов В.И., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НИ МГУ им. Н.П. Огарева, г. Саранск.