Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

FORMATION OF THE COMPETITIVENESS OF THE FUTURE SPECIALIST IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Тенилов Е.А.
Понятие конкурентоспособности выпускника вуза в последние годы активно разрабатывается в педагогике. Формирование конкурентоспособности выпускника является важнейшей задачей современного вуза. Формирование конкурентоспособности будущего педагога возможно, если в процессе его обучения в вузе осуществляются следующие условия: а) осуществляется формирование социально и профессионально значимых ценностных ориентаций в системе учебно-воспитательной работы вуза; б) происходит актуализация и развитие профессионально-личностных потребностей студентов (в самореализации, деятельности, коммуникации и проч.); в) осуществляется формирование у студентов установки на профессионально-личностное саморазвитие и самообразование как основы конкурентоспособности. Ключевые слова: конкурентоспособность, качества личности, педагогическая модель, педагогические условия, профессиональное общение
The concept of competitiveness of a graduate student is actively developed nowadays in pedagogic. The formation of competitiveness of a future specialist is possible if university fulfills the next conditions: а) formation of socially important and professionally important values in the educational system of the university; b) actualization and development of professional and personal needs of students (self-actualization, activity, communication, etc.); c) formation of professional and personal self-actualization and self-education of students as a basis of competitiveness. Keywords: competitiveness, personal qualities, pedagogical model, professional communication

Понятие конкурентоспособности выпускника вуза в последние годы активно разрабатывается в педагогике. В настоящее время сложилось представление о сущности качества конкурентоспособности личности, позволяющее осуществлять работу по его формированию в учебно-воспитательном процессе вуза. Когда речь идет о качестве конкурентоспособности, исследователи подразумевают не только высокий уровень результатов ее деятельности или знаний, умений и навыков, достигнутый в процессе профессионального образования, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе на рынке труда. Среди многих качеств, определяющих конкурентоспособность, В.И.Андреев обоснованно выделяет десять приоритетных: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта труда [1]. То есть, в качестве базовых компонентов, характеризующих конкурентоспособную личность, выделяются следующие: мотивационно-потребностный, деловой, организационно-волевой, интеллектуальный, общекультурный, коммуникативный, нравственный. Данные компоненты подлежат формированию, воспитанию и развитию уже в процессе профориентации, на этапе школьного обучения. Тем более важно их целенаправленное формирование у студентов вуза - будущих специалистов.

Психолого-педагогические основы формирования конкурентоспособности будущего педагога на этапе его обучения в вузе мы рассматриваем как комплекс элементов, включающий: гуманистические установки современной педагогики и требования, предъявляемые обществом к современному специалисту; ведущие идеи компетентностного, средового и личностно ориентированного подходов; сущность конкурентоспособности специалиста и особенности ее формирования в условиях вуза; результаты диагностических констатирующих срезов, дающих представление о качествах личности студентов и уровне их профессионально-образовательных потребностей. Высшее учебное заведение, как подвижный и технологичный элемент системы образования, позволяет реализовать данные психолого-педагогические основы в виде целостной педагогической модели формирования конкурентоспособной личности будущего педагога, если обеспечивает следующие условия:

- формирование социально и профессионально значимых ценностных ориентаций в системе учебно-воспитательной работы вуза;

- актуализацию и развитие профессионально-личностных потребностей студентов (в самореализации, деятельности, коммуникации и проч.);

- формирование у студентов установки на профессионально-личностное саморазвитие и самообразование как основу конкурентоспособности.

Констатируя необходимость создания педагогической модели формирования конкурентоспособности будущего специалиста, мы основываемся на убеждении, что успех в решении данной задачи кроется не в изолированном подборе методических механизмов или отдельных технологий, а в построении целостной методико-технологической системы, последовательно реализуемой в учебно-воспитательном процессе вуза и составляющей ядро данной модели.

В процессе изучения вопроса формирования конкурентоспособности будущего педагога в вузе мы пришли к заключению, что как всякая сложная система, работа по формированию конкурентоспособности должна включать ряд подсистем. В качестве таких подсистем мы определяем следующие: социальную, целевую, содержательную, функциональную, организационно-методическую, критериально-оценочную. Остановимся на их краткой характеристике.

Целевая подсистема отражает базовую цель - формирование конкурентоспособности будущего педагога. Любое педагогическое влияние на личность не является самодостаточным, оно нуждается в некотором внешнем обосновании. Поэтому целевой компонент определяется двумя основными факторами: социальным заказом на конкурентоспособного специалиста, с одной стороны, и потребностями в конкурентоспособности самих молодых людей - выпускников вуза, с другой. Задачи, решаемые в рамках данной цели определяются трехчастной системой ключевых компетенций выпускника, суммирующих характеристики конкурентоспособности и целенаправленно формируемых в вузе: субъектно-личностных, организационно-деятельностных, социально-коммуника-тивных.

Содержательная подсистема определяется основными показателями ключевых компетенций и включает в себя совокупность соответствующих им знаний, умений, навыков, качеств, способностей и опыта деятельности: а) субъектно-лично-стные компетенции включают качества, характеризующие человека как личность и субъект общения и педагогической деятельности (компетенции: в области здоровья и физического состояния, ценностно-смысловых ориентаций, гражданственности, социальной интеграции, личностной и деятельностной рефлексии); б) организационно-деятельностнын компетенции включают качества, характеризующие человека как субъекта профессиональной деятельности и самоорганизации (компетенции в области учения и познания, деятельности, информации); в) социально-коммуникативные компетенции включают качества, характеризующие отношения человека и социума (компетенции общения, коммуникации и социального взаимодействия).

Функциональная подсистема работы по формированию конкурентоспособности студентов отражает ее функции в образовательном процессе вуза: когнитивную, коммуникативную, рефлексивную, ценностно-смысловую, мировоззренческую, социально-адаптационную, персонификации.

Организационная подсистема структурирована совокупностью форм и методов организации процесса формирования конкурентоспособного педагога. Формы организации представляют собой комплекс индивидуальных, групповых, самостоятельно организуемых студентами форм социально значимой деятельности, а методы при этом являются способами развития и активизации личности, способствуя также развитию информационной компетенции студентов.

Результатом применения указанной системы должно стать формирование ключевых компетенций как базовых элементов конкурентоспособности будущего педагога. Основой критериально-оценочной подсистемы, таким образом, выступают показатели наличия ключевых компетенций у студентов.

Базовые принципы построения и реализации педагогической модели формирования конкурентоспособного специалиста в вузе: а) принцип субъектно-личностной развивающей направленности (или приоритета развития профессионально-личностных и индивидуально-личностных ценностных ориентаций студентов); б) принцип социальной обусловленности воспитательно-образовательной работы (то есть развития социальной компетентности студентов); в) принцип открытой педагогической среды вуза (то есть открытость требованиям рынка труда как позитивного фона для реализации педагогического обеспечения модели).

Психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования конкурентоспособности будущих педагогов решает следующие задачи:

- ориентация и самоориентация студентов на формирование конкурентоспособности;

- осуществление психологического настроя на профессиональный поиск;

- формирование системы знаний в области достижения конкурентоспособности, а также - в области совершенствования профессиональной деятельности и саморазвития;

- стимулирование интереса к саморазвитию, созданию перспективных программ саморазвития личности, а также - к участию в студенческих инновационных проектах развития образования и перспектив совершенствования профессиональной педагогической деятельности;

- формирование совокупности умений и навыков эффективного осуществления профессиональной деятельности, межличностного и профессионального общения.

В практическом плане психолого-педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность целевых обучающих программ и тренингов, направленных на формирование знаний в области психологии, коммуникации и общения, диагностирование затруднений и возможностей их преодоления (к примеру: «Самообразование специалиста как фактор его конкурентоспособности», «Социально-психологи-ческий тренинг коррекции профессиональных установок», «Самооценка, ее определение и формирование» и т.д.).

Умеет ли педагог находить правильные решения, оптимально строить свое поведение по отношению к другим людям - коллегам, ученикам, окружающим? Каково его собственное самочувствие в этих контактах? Совершенно очевидно, что проблема профессионального успеха педагога в значительной степени заключена в его способности к профессиональному педагогическому общению, в котором реальной силой становятся такие свойства его личности, как открытость, искренность, уважительное отношение к человеку, способность рефлексивного и эмпатийного слушания, позитивный настрой на «другого», уверенное поведение 
и т.п. Данный комплекс свойств специалиста-педагога определяет как успешность его педагогического взаимодействия и воздействия, так и его конкурентоспособность по сравнению с другими претендентами на данное рабочее место.

Оптимальное профессиональное общение, с одной стороны, представляет собой выражение отношения к своей профессиональной деятельности и другим людям, так или иначе включенным в нее, а с другой стороны - это система специальных профессиональных качеств и особых умений: устанавливать и поддерживать профессионально целесообразные контакты (отношения) с людьми, понимать их намерения и потребности, чувствовать их состояния, учитывая это в своей работе и т.п.

Мы выделяем три основных направления в формировании способности к профессиональному общению: а) воспитание собственной личности педагога как главной воздействующей силы в процессе профессионального взаимодействия; б) формирование системы знаний, умений и навыков межличностного общения; в) формирование техники, мастерства взаимодействия в процессе общения. Поскольку деление педагогического обеспечения на указанные три аспекта весьма условно и сделано в аналитических целях при разработке педагогической модели, то все формы и методы, разработанные в процессе исследования, решали комплексную задачу формирования конкурентоспособности посредством создания условий для профессионально-личностного развития студентов.

Овладение всем комплексом качеств, составляющих конкурентоспособность специалиста, является долгим и сложным процессом. Его эффективность определяется, прежде всего, постоянной и глубокой заинтересованностью студентов в поиске, формировании и упрочении в собственной личности качеств и свойств, которую должно обеспечивать высшее учебное заведение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань, 1996.-343 с.

2.   Atkinson J.W. Motivational Determinants of Taking Behavior. N.Y., 1987.

3.   Маркова А.К. Психология профессионализма.- М.1996.

4.   Виноходова А.Ф., Васильева И.Н. Пути преодоления финансового кризиса в России // Фундаментальные исследования", № 1, 2009. - С. 59-61.