Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZATION OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY IN CONDITIONS OF RECESSION OF THE NATIONAL ECONOMY

Fedorova E.N. 1 Vazhorov V.A. 1
1 FSEI HPE «the Chuvash state University I.N. Ulyanov»
The peculiarities of implementation of industrial policy in the regions in conditions of fall in the rate of economic growth, the deterioration of the macroeconomic situation in the country. The attempt of justification of measures to improve the situation in industries, which is reflected in the refinement of existing approaches to the formation of the industrial policy of the region: the organizational mechanism of formation and development of industrial policy, development of scientifically-grounded selection of priority directions of development of the industrial complex. And also involves the development of objectives and choice of the optimal set of instruments for implementation of industrial policy adequate to the existing level of development of region´s industrial complex and the goals and objectives of the strategy of socio-economic development of the region and economic security in the conditions of recession of economic growth of the national economy.
industrial policy uncertainty
dynamics
macroeconomics
recession
stagnation
Slowdown of growth

Цели федеральной государственной промышленной политики определяются задачами экономической политики, а также задачами обеспечения макротехнологических приоритетов и стратегической конкурентоспособности, создающими базу для высокого уровня рыночного (обменного) потенциала страны. Эти цели трансформируются на региональном уровне с учетом целей и задач развития соответствующей территории. Отраслевая и территориальная привязка вызвана необходимостью решения задачи последовательной трансформации концептуальной идеи до конкретных исполнителей.

Перспективное развитие промышленного комплекса в ближайшем будущем будут определять две основные тенденции:

  • глобализация экономики, характеризующаяся «стиранием» национальных границ и национальной принадлежности продукции, ростом интеграционных тенденций и усилением роли транснациональных компаний, возрастанием роли информационной среды и усилением потребности в росте знаний, образования, интеллектуального капитала;
  • наличие системных проблем, характерных для всех отраслей промышленного комплекса: несбалансированность спроса и предложения на рынке труда и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей, отсталость технологического уклада, недостатком доступных «длинных» кредитов, неконкурентоспособность продукции большинства предприятий на внешнем рынке и т.д.

Это требует уточнения существующих подходов к формированию промышленной политики Чувашской Республики, которые должны касаться:

  • организационного механизма формирования и разработки промышленной политики;
  • выработки научно-обоснованного выбора приоритетных направлений развития промышленного комплекса.

С точки зрения управленческого цикла организационный механизм формирования и реализации промышленной политики включает в себя следующие этапы: анализ; прогноз и планирование; организация; мотивация; контроль.

Совершенствованию в настоящее время подлежат все указанные этапы.

Установлению целей и задач региональной промышленной политики должен предшествовать комплексный анализ внешней и внутренней среды развития региона, выявление его сильных и слабых сторон, потенциальных угроз и возможностей развития промышленного комплекса региона, его конкурентных преимуществ при помощи прикладных инструментариев (PEST-анализ, SWOT-анализ и т.д.).

При этом под факторами внешней среды понимаются мировые тенденции социально-экономического и технологического развития, а также тенденции социально-экономического и научно-технического развития Российской Федерации. Под факторами внутренней среды понимаются региональные тенденции социально-экономического развития региона и его муниципальных образований и тенденции развития крупнейших промышленных предприятий региона. При этом внутренние и внешние факторы должны быть четко структурированы.

Комплексный анализ основных тенденций развития по четко структурированным факторам должен дополняться ретроспективным анализом официальных статистических данных, в том числе с использованием регрессионного анализа, результатами эмпирических исследований, анализом зон привлекательности.

Подобный комплексный анализ возможно организовать с использованием Объединенных государственных информационных ресурсов «Мониторинг-Аналитика-Прогноз» (ОГИР-МАП) на базе Ситуационного центра Чувашской Республики. При этом в целях анализа тенденций промышленных предприятий республики, вошедших в Перечень крупных социально или экономически значимых организаций Чувашской Республики и подписавших Соглашение об информационном взаимодействии между промышленным предприятием и Кабинетом Министров Чувашской Республики, необходимо организовать высокоскоростной удаленный доступ для всех участников системы, а также обеспечить промышленным предприятиям доступ к общеотраслевой статистической информации, содержащейся в базе данных.

Совершенствование системы стратегического планирования требует обеспечения системы взаимного согласования долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, а также увязки федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных программных документов социально-экономического развития территорий.

Таким образом, разработка прогноза развития промышленного комплекса должна:

  • базироваться на проведенном комплексном анализе внешней и внутренней среды развития региона;
  • учитывать существующий природный, ресурсный, трудовой, экологический, инновационный и другой потенциал региона и тенденции их развития;
  • конкретные прогнозные значения индикаторов развития промышленного комплекса должны взаимосвязываться с основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, а также близлежащих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований региона, перспективами развития крупнейших компаний в соответствующих секторах промышленности.

При этом прогноз развития промышленного комплекса должен включать в себя комплекс показателей:

  • стоимостные показатели, характеризующие объем отгруженной продукции собственного производства, в том числе в разрезе основных видов экономической деятельности;
  • натуральные показатели, характеризующие выпуск важнейших видов продукции, определяющих «профиль» региона, в натуральном выражении;
  • прогноз потребности в кадрах.

В разработке прогноза развития промышленного комплекса должны принимать участие как органы исполнительной власти, координирующие соответствующую сферу деятельности, так и промышленные предприятия, учебные и научные заведения, общественные и некоммерческие организации.

Предполагает выработку целей и задач и выбор наиболее оптимального комплекса инструментов реализации промышленной политики, адекватной сложившемуся уровню развития промышленного комплекса региона и целям и задачам стратегии социально-экономического развития региона и обеспечения экономической безопасности в условиях спада темпов экономического роста национальной экономики [4, с.105].

Разработка промышленной политики должна осуществляться с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая непосредственно промышленные предприятия, учебные и научные заведения, а также общественные и некоммерческие организации.

Реализация программно-целевого подхода путем разработки среднесрочных программ развития промышленного комплекса на срок до 5 лет, а также разработка муниципальных программ развития промышленного комплекса, либо включение в состав муниципальных программ социально-экономического развития полноценного раздела, касающегося развития промышленного комплекса, позволит повысить эффективность проводимой региональными органами власти промышленной политики, обеспечить «привязку» предполагаемых мероприятий к конкретной территории.

Практика формирования программ развития отраслей промышленного комплекса показывает, что разработка стратегий и программ развития отдельных отраслей (лесопромышленного комплекса, легкой промышленности, химической промышленности, машиностроительного комплекса, развития энергетики) не решает универсальных системных проблем управления развитием (таким как отсталость технологических укладов, низкая инновационная активность, дефицит квалифицированных кадров, низкая эффективность и т.д.), имеющих равное отношение ко всем отраслям промышленности, приводит к дублированию целей, задач и мероприятий в различных отраслевых программах, распыляемости бюджетных средств, фрагментарности управляющих воздействий, отсутствию комплексного подхода к развитию промышленного комплекса региона в целом, снижению эффекта от реализации мероприятий [4, с.127].

В связи с этим представляется целесообразным принятие единого документа, устанавливающего концептуальные основы развития промышленного комплекса - Закона «О региональной промышленной политике Чувашской Республике». Закон должен предусматривать активное инициативное государственное воздействие на промышленный комплекс, способствующего формированию динамичных конкурентных преимуществ, с приоритетным косвенным воздействием государства на промышленный комплекс.

При этом инструменты промышленной политики могут быть самыми разнообразными: содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, стимулирование экспорта, поддержка отдельных отраслей («точек» или «локомотивов роста») или инвестиционных проектов, использование государственного заказа, государственное финансирование научных исследований, развитие частно-государственного партнерства и т.д. [5].

Дополнять закон «О региональной промышленной политике Чувашской Республики» должна Республиканская целевая программа промышленного развития Чувашской Республики на среднесрочный (от 3 до 5 лет) период, предусматривающая реализацию конкретных мероприятий по достижению следующих стратегических ориентиров:

  • позиционирование Чувашской Республики на российском и мировом промышленных и энергетическом рынках;
  • модернизация и создание новых институтов промышленности и энергетики;
  • управление развитием промышленного и энергетического потенциала;
  • развитие и обеспечение конкурентоспособности кластеров, способствующих оптимальному размещению производительных сил на территории республики и устойчивое развитие ее территорий.

При этом организационная поддержка реализации промышленной политики со стороны органов власти должна осуществляться путем координации усилий участников при решении отдельных вопросов, поддержки создания и развития инфраструктуры, межведомственном взаимодействии.

Любое целенаправленное управленческое воздействие должно подкрепляться адекватными, стимулирующими объект управления на выполнение определенных действий, методами. Отсутствие стимулирующих воздействий приводит к превращению программных документов в «список благих намерений» и не позволяет получить эффект от их реализации.

При реализации промышленной политики целесообразно использовать:

  • регулирующие, включая запретительные, методы воздействия. Например, установление ответственности за несоблюдение санитарно-защитных зон при размещении промышленных предприятий, за превышение предельно-допустимых норм выбросов;
  • материальные методы воздействия. Например, грантовая система поддержки реализации инновационных и инвестиционных проектов, предоставление налоговых льгот при привлечении инвестиций, внедрении энерго- и ресурсосберегающих технологий;
  • моральные методы воздействия. Например, применение экономического соревнования между предприятиями промышленного комплекса, составление рейтинга ведущих предприятий промышленности, республиканские конкурсы профессионального мастерства по основным промышленным специальностям [1,с. 91].

Эффективность реализации промышленной политики должна отслеживаться путем организации контроля за выполнением конкретных мероприятий, обозначенных в региональных программах развития промышленного комплекса, оценки эффективности работы промышленного комплекса. Результаты оценки эффективности реализации промышленной политики используются в последующем для корректировки прогнозов развития промышленного комплекса, целей, задач, инструментов и конкретных мероприятий региональной промышленной политики [2, с.16].

В настоящее время система контроля за эффективностью реализации программ развития отраслей промышленного комплекса в Чувашской Республике предусматривает лишь внутреннюю систему отчетности (от органа исполнительной власти - органу исполнительной власти), а сами отчеты остаются недоступными широкому кругу заинтересованных лиц. Информация об итогах реализации отраслевых программ развития, размещаемая на официальных сайтах органов власти республики, как правило, содержит лишь положительные итоги развития отрасли, не включает в себя анализ причин невыполнения индикаторов эффективности реализации программы.

Таким образом, введение обязательной системы отчетности по стандартизированным формам в разрезе индикаторов оценки эффективности реализации программных мероприятий позволит повысить ответственность органов власти за реализацию программных мероприятий, обеспечит прозрачность реализации промышленной политики в регионе.

Выработать промышленную политику - это значит, в первую очередь, определить приоритеты, реализация которых должна обеспечивать экономическую безопасность региона при любых условиях макроэкономической ситуации.

Рецензенты:

Малютин А.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов Российского государственного университета, г. Чебоксары.

Данилов И.П., д.э.н., профессор кафедры региональной экономики и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.