Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

BASIC DIRECTIONS OF THE STATE REGIONAL POLICY IN THE SPHERE OF INCREASE OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

Letyagina E.N. 1 Belyaev P.N. 1
1 Nizhny Novgorod state University of N.I. Lobachevsky
One of the main directions of development of the Russian economy is increasing its efficiency. Not an exception and fuel and energy complex. The article deals with topical issues of development of energy sector, identified the key problems of the complex, indicated the priority program of the state policy in this sphere. As a study object selected Nizhny Novgorod region, which is a volatile region. In this regard, this region is extremely topical issue of reducing the energy intensity of the fuel and energy complex and of the whole of industrial production. This factor is an important strategic direction and one of the key principles for ensuring that the projected growth of the economy of the region. Analyzed the regional target program «energy Saving and energy efficiency increase in the Nizhny Novgorod region for 2010-2014 and in perspective to 2020».
government
industry
economy
effectiveness
fuel and energy complex
public policy

Введение

Ни для кого не секрет, что одним из основополагающих векторов развития экономики Российской Федерации на текущем этапе является повышение ее энергоэффективности, а также снижение удельной нормы энергопотребления. 17 ноября 2008 года данная стратегия нашла свое нормативно-правовое оформление по средствам принятия Правительством Российской Федерации Распоряжения № 1663-р, в соответствии с которым были определены стратегические направления деятельности Правительства в области повышения энергоэффективности ТЭК России на период до 2015 и в перспективе до 2020 года [6].

В соответствии с данным распоряжением одной из основ развития экономики страны является снижение к 2020 году удельной энергоемкости экономики страны на 40 % от уровня 2009 года. Подобная постановка вопроса предполагает решение сложных структурных задач, а также комплексное реформирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК) как всей страны в целом, так и каждого региона в частности [3].

ТЭК, по сути, являя собой уникальный предмет правового регулирования, характеризуется свойственными только ему признаками и особенностями, которые отличают его от иных предметов и явлений текущей российской действительности [1]. Данные характеристики во многом и предопределяют необходимость государственного регулирования процессов производства, транспортировки и потребления энергии, включающих в себя весь механизм от превращения энергии природных ресурсов в блага человечества до их непосредственного распределения и эффективности использования.

Рассматривая ситуацию, складывающуюся в сфере ТЭК Нижегородской области, можно сделать выводы, что ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов играет повышение энергосбе­режения, а также энергоэффективности. В то же время в условиях сценария развития эконо­мики, основанного на внедрении инноваций, снижение удельной энергоемкости внутреннего валового продукта является, на мой взгляд, единственно возможной формой полной реализации всех производственных мощностей страны.

Также следует учесть, что Нижегородская область является энергозависимым регионом.

На сегодняшний день ТЭК в целом и повышение его энергоэффективности в частности в большинстве случаев регулируются с помощью непосредственного государственного воздействия. Данные меры осуществляются посредством разработки, принятия и исполнения региональных целевых программ, а также целевых программ хозяйствующих субъектов. В экономической науке данную систему мер принято именовать программно-целевым методом [3].

В этой связи основополагающими моментами реформирования системы ТЭК должны стать такие меры, как: проведение на постоянной основе энергетических обследований с дальнейшим повышением их эффективности, учет потребления энергии и контроль за его эффективностью, повсеместное внедрение системы нормирования, особенно в бюджетной сфере, поэтапное ее совершенствование, постоянный мониторинг вновь организуемых мероприятий, направленных на энергосбережение, разработка и применение мер, оказывающих значительный стимул к снижению энергоемкости, формирование условий, благоприятствующих появлению, и механизмов, способствующих реализации новых проектов в области энергосбережения.

Так, в Нижегородской области концепция применения программно-целевого метода в сфере регулирования ТЭК и повышения его энергоэффективности реализована в качестве областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Нижегородской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года» [5]. Данная программа полностью соответствует требованиям и направлениям развития, описанным в государственной программе Российской Федерации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности экономики страны до 2020 года, а также в определенном роде являет собой региональный элемент общегосударственной стратегии, обусловленной данной программой.

В соответствии с задачами, обозначенными в вышеуказанной государственной программе Российской Федерации, задачами Правительством Нижегородской области разработана соответствующая региональная программа, направленная на повышение энергоэффективности экономики региона. Данная программа проходит в 2 этапа: первый - с 2010 по 2014 г. и второй с 2015 по 2020 г. [4].

Первый этап данной программы (бюджет 35,8 млрд руб.) предполагает реализацию и финансирование следующих задач.

На первоначальной стадии это разработка комплекса норм правового и организационно-методического характера. Данная мера призвана надлежащим образом обеспечить условия по регулированию проведения энергетических обследований, созданию паспортов объектов и внедрению приборов учета. Также необходимо создать четкую нормативно-правовую базу, направленную на содействие разработке программ по энергосбережению в организациях, деятельность которых подлежит регулированию, а также организациях с государственным либо муниципальным участием [6].

Кроме того, немаловажное значение имеет массовое оснащению потребителей энергии соответствующими приборами учета тепловой и электрической энергии, воды и природного газа. Многоквартирные дома следует оснастить общедомовыми приборами учета.

На сегодняшний день в рамках всестороннего сбора первичных данных о состоянии ТЭК региона проводятся процедуры обязательного энергетического обследования, а также паспортизации основных потребителей энергии. На основании полученной информации производятся планирование и внедрение системы мер, предполагающих постепенный добровольный отказ от чрезмерного расходования энергетических ресурсов.

Также очень важную роль играет разработка и использование в Нижегородской области системы контрольных факторов, стимулирующих и способствующих активному участию субъектов и объектов энергетики в повышении энергоэффективности экономики региона и сокращении издержек, связанных с затратами на энергетику бюджетной сферы.

Кроме того, на территории области активно проводятся внедрение и реализация ряда технических и технологических мероприятий, которые в совокупности направлены на увеличение генерации, повышение эффективности передачи и рационализации потребления энергии как в сельском хозяйстве и промышленности, так и в бюджетной сфере и ЖКХ. Полным ходом идет процесс разработки основных положений, технических решений и проектной документации для внедрения проектов энергосбережения, развития объектов «малой» энергетики, а также энергетики, основанной на возобновляемых источниках.

Также неотъемлемым пунктом программы является создание системы мониторинга и контроля мероприятий со стороны уполномоченных на то органов. На базе полученных данных планируется проведение анализа и корректировки действий, с учетом изменения внешних и внутренних факторов, а также политики центра в области энергоэффективности и энергосбережения.

Немаловажную роль имеет общественный контроль. Данная система мер подразумевает освещение хода выполнения программы в СМИ, а также опубликование достигнутых успехов и выявленных недостатков [5].

По состоянию на 01 января 2014 года на территории Нижегородской области успешно реализована большая половина первого этапа вышеуказанной областной целевой программы по стимулированию энергосбережения и повышению эффективности ТЭК. Активно идет процесс стимулирования к снижению температуры возвращаемого теплоносителя как непосредственно потребителей, так и теплоснабжающих организаций. Осуществляется комплекс мер, направленных на содействие заключению энергосервисных договоров как с населением, так и с бюджетными учреждениями, а также активной реализации данных соглашений путем установки систем автоматизированного учета электроэнергии на коммерческой основе. Осуществлена смена методики регулирования тарифов, которая на настоящий момент основана на долгосрочных параметрах регулирования. Данная методика также подразумевает наличие социальной нормы потребления, дифференцированных цен на энергетические ресурсы в пределах и свыше установленной социальной нормы, а также коэффициентов воздействия на расценки на электроэнергию в зависимости от времени суток, дней недели.

Однако, несмотря на очевидный прорыв, осуществленный в сфере повышения общей энергоэффективности экономики области, вышеупомянутого комплекса мер все же недостаточно.

Вследствие этого, в рамках дополнительной корректировки вышеупомянутой региональной программы были обозначены следующие векторы развития, которые должны помочь достичь максимального эффекта, такие как:

  1. Увеличение в общерегиональном балансе электроэнергетики процента потребления и производства энергии, полученной по средствам возобновляемых источников (за исключением ГЭС установленной мощностью более 25 МВт): к 2015 году до 2,5 процентов; а к 2020 году до показателя более 4,5 процентов.
  2. Комплексное снижение (в сопоставимых условиях) объема топливно-энергических ресурсов, потребляемых учреждениями и организациями с участием муниципалитетов. Так, к 2015 году планируется снизить уровень потребления каждого из указанных ресурсов не менее чем на 6 % от фактического объема 2013 года.

Кроме того, важным шагом по повышению энергоэффективности муниципального хозяйства станет более широкое замещение бензина, используемого автотранспортом, услуги которого подлежат тарифному регулированию, природным газом. Данная программа уже апробирована на базе парка автобусов одного из пассажирских автотранспортных предприятий города Нижний Новгород в 2013 году и показала свою эффективность как с экономической, так и с экологической точки зрения [8].

Одновременно с этим с начала 2013 года стартовало создание типовых проектов энергетической эффективности. Данная концепция применяется с целью демонстрации совокупного эффекта от комплексного применения передовых технологий в области специального оборудования по энергосбережению.

Завершить первый этап планируется всесторонним подведением итогов выполнения программы, а также комплексным анализом ее эффективности.

Что касаемо второго этапа программы, то он, согласно утвержденному плану, должен начаться в 2015 году. Основные его цели и задачи планируется сформулировать во второй половине 2014-го по окончании проведения энергетических обследований всех организаций с государственным либо муниципальным участием.

Таким образом, реализация активной общегосударственной и региональной политики в области энергосбережения и повышения эффективности ТЭК, а также рационального использования энергии, уже в настоящее время дает свои ощутимые положительные результаты. В дальнейшем же следование данной политике может позволить значительно сократить издержки производства и расходы населения на энергоносители, а, следовательно, в перспективе повысить конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в регионе как на общероссийских, так и на внешних рынках. Тем самым органы государственной власти, воздействуя на повышение эффективности ТЭК и увеличение энергоэффективности в целом, оказывают значительное позитивное воздействие на экономику страны и региона.

Рецензенты:

Голубцов А.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики Нижегородского института управления РАНХиГС при Президенте РФ, г. Нижний Новгород;

Трифонов Ю.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической информатики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.