На современном этапе развития экономики на смену прежней экономической системе, невосприимчивой к новым технологиям, отличающейся ресурсоемкостью, должна прийти новая, более устойчивая. Перспективы развития экономики в настоящее время принято связывать с освоением новых технологий, производственных, информационных, социальных. Состояние и перспективы научно-технологического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство и местное самоуправление для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский климат, институциональная среда, качество управления и другие. Качество технологического потенциала предопределяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг, а также основных факторов – ресурсов.
Научно-технический потенциал региона создается усилиями как национальных организаций, так и мировых достижений науки и техники. От данного фактора во многом предопределен уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка потенциала позволяют сделать выводы об уровне экономического развития региона и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научного сотрудничества [4].
В Сибирском федеральном округе инновационная деятельность составляет неотъемлемую часть социально-экономической жизни региона. В научно-технологическую сферу вовлечены все социальные группы населения.
В 2010–2020 годах в Сибири будет развиваться инновационная система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечат взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций во всех сферах экономики и общественной жизни.
Основными приоритетными отраслями социально-экономического развития Сибири в 2010–2020 годах будут являться [7]:
- информационные телекоммуникационные технологии, нанопромышленность, биотехнологии;
- машиностроение, авиастроение, производство медицинского оборудования и точное приборостроение;
- добывающая промышленность и увеличение добычи полезных ископаемых;
- перерабатывающая промышленность;
- агропромышленный комплекс;
- энергетический комплекс;
- инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта;
- промышленность строительных материалов и др.
Инновационная сфера в регионах СФО развивается с момента принятия областных целевых программ и стратегий. Основные реализуемые программы:
1. Красноярский край:
1.1. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край – 2020» (правительство Красноярского края – 2011);
1.2. Концепция создания технопарка в сфере высоких технологий на территории Красноярского края (г. Красноярск, 2013).
4. Иркутская область:
4.1. Ведомственная целевая программа «развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области» на 2012 год;
4.2. Муниципальная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске на 2009–2012 годы»;
4.3. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы».
2. Новосибирская область:
2.1. Концепция развития инновационной деятельности в экономике и социальной сфере на территории Новосибирской области, утвержденная Распоряжением Губернатора Новосибирской области от 19.10.2009 № 254-Р;
2.2. «Развитие инновационной системы Новосибирской области на 2013–2015 годы».
3. Томская область:
3.1.Долгосрочная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в томской области на 2011 - 2014 годы";
3.2. Стратегия развития Томской области до 2020 года.
Помимо региональных программ развития принята «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года», в которой поставлена стратегическая цель, выявлены приоритеты и долгосрочные задачи развития регионов Сибири в 2010–2020 годах. Рассмотрена экономическая специализация и конкурентные преимущества регионов Сибири.
В рамках формирования инновационной системы представляется необходимым стимулирование инициативного создания территориально-производственных комплексов как совокупности предприятий в регионах, крупных и средних городах (в строительстве, пищевой и легкой промышленности), а также инновационного предпринимательства, в том числе за счет развития интеграции и кооперации компаний малого инновационного бизнеса с крупными производственными предприятиями и научно-образовательными комплексами [7].
Успешное выполнение вышеуказанных программ позволило выявить основные элементы региональной инновационной системы и достичь следующих результатов, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Научные исследования и инновации Сибирского федерального округа за 2012 год [6]
№ п/п |
Показатели |
Сибирский федеральный округ |
Красноярский край |
Алтайский край |
Иркутская область |
Новосибирская область |
Омская область |
Томская область |
Другие регионы[1] |
||
2000 |
2012 |
Темп роста, % |
|||||||||
1 |
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки |
464 |
424 |
91,4 (-8,6%) |
52 |
40 |
49 |
113 |
38 |
53 |
79 |
2 |
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками , чел. |
62477 |
52685 |
84,3 (-15,7 %)
|
6353 |
2714 |
5384 |
21590 |
4436 |
8802 |
3406 |
3 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн.руб. |
4826,9 |
47011,7 |
в 9 раз |
11109,5 |
1174,2 |
4897,7 |
16029,3 |
3226,5 |
8206,7 |
2367,8 |
4 |
Число созданных передовых производственных технологий |
52 |
151 |
в 3 раза |
38 |
1 |
53 |
31 |
11 |
3 |
14 |
5 |
Число используемых передовых производственных технологий |
6434 |
15897 |
в 2,5 раза |
2261 |
1709 |
977 |
2538 |
2698 |
1878 |
3836 |
6 |
Инновационная активность организаций, % |
6,1 |
8,5 |
139,3 (+39,3) |
9,5 |
10,5 |
6,9 |
8,6 |
8,2 |
11,4 |
48,4 |
7 |
Затраты на технологические инновации, млн. руб. |
3502,2 |
83554,5 |
в 24 раза |
24979,5 |
3569,6 |
7448,8 |
5745,8 |
20329,3 |
6710,3 |
14771,2 |
8 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб. |
4990,3 |
117118,0 |
в 23,5 раза |
35800,1 |
5830,4 |
7787,8 |
24042,4 |
15831,8 |
69,14 |
21,0 |
Проведенный авторами анализ показал положительную динамику в научно-технологической сфере. По всем показателям идет прирост в абсолютном и процентном соотношении. Однако резкий спад наблюдается в числе организаций и численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками. За 12 лет данные показатели уменьшились на 8,6 % и 15,7 % соответственно (с 464 до 424 организаций и 62477 до 52685 человек). Начиная с 2002 года возобновился отток кадров из науки. Эти процессы были вызваны резким сокращением государственных расходов на исследования и разработки, а также бурным развитием банковского финансового бизнеса, телекоммуникационного сектора экономики, предлагавших существенно лучшие условия оплаты труда для квалифицированного персонала. Подобный уровень оттока научных кадров наблюдался только в 2006 году, когда еще не действовали государственные программы поддержки инновационного развития и ученые не чувствовали уверенности в завтрашнем дне. В результате только в США, по данным Национального научного фонда США, сейчас работают 20 тысяч русских ученых [1]. Низкий уровень численности исследователей сдерживает темпы развития науки региона.
Число созданных и использованных передовых производственных технологий в СФО возрастает в 3 раза. По сравнению с 2000 годом идет существенный рост внутренних затрат на научные исследования и разработки в 9 раз (с 4826,9 млн руб до 47011,7 млн руб.). Данные факты говорят о переходе регионов на инновационный путь развития, укрепление научно-технологической сферы.
Что касается инновационной активности организаций СФО, она увеличивается на 39,3 %. Высокие показатели в Красноярском крае 35800,1 млн руб., Новосибирской и Омской областях 24042,4 млн руб. и 15831,8 млн руб. соответственно (рисунок 1).
Общий объем затрат на технологические инновации в 2012 году составил 83554,5 млн руб., что на 23,5 раза больше, чем в 2000 году. На рисунке 2 представлены «Затраты на технологические инновации СФО за 2000–2012 гг.», высокий показатель преобладает в Красноярском крае 35800,1 млн руб.и Омской области 15831,8 млн руб., в целом по округу составляет 117118,0 млн руб., что в 23,5 раза больше 2000 года.
Результатом инновационной деятельности является выпуск товаров, работ и услуг инновационного характера. В 2012 г. было произведено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 117,1 млрд руб., что больше по сравнению с 2000 годом в 23,5 раза (рисунок 3).
Таким образом, в тройку лидеров по показателям научных исследований и инноваций входят следующие регионы: Новосибирская и Томская области, Красноярский край.
В инновационном развитии Новосибирской области можно выделить следующие тенденции. Основным инновационным ресурсом региона является научно-технологическая база Академгородка, а также система физико-математического образования. Среди хай-тек кластеров, которые развиваются в регионе, можно назвать приборостроение, биотехнологии (основу для развития этой платформы составили такие институты, как НПО «Вектор) и IT-кластер (математика и информационные технологии) [2].
Томская область является признанным лидером инновационного развития Российской Федерации, на территории области создаются инновационные предприятия на базе ведущих университетов и научных организаций. В рейтинге регионов Томская область в рассматриваемый период устойчиво занимает второе место, на долю которой приходится более 15 % поданных заявок в Сибирском федеральном округе [3].
В Красноярском крае в течение ряда лет реализуются проекты по развитию инновационной системы в рамках научных и образовательных учреждений, организаций. Кроме того, создан Краевой региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Формируется Красноярский технопарк. Созданы собственные финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности, налажено взаимодействие с крупными общероссийскими финансовыми институтами поддержки инноваций. Впервые
с 2010 года в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства в крае реализуются меры поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. Кроме того, в крае осуществляется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства [5].
Сибирь, как и Россия в целом, значительно отстает по показателям качества, возрастной структуры ученых, финансирования и результативности научной деятельности от мировых лидеров в этой сфере при сопоставимых количественных показателях занятости в науке. Реализация политики, сосредоточенной на технологическое развитие регионов Сибирского федерального округа, будет содействовать рождению принципиально новых форм экономического взаимодействия среди регионов, целесообразно выстраивать элементы инновационной инфраструктуры, эффективно распределять финансовые и организационные ресурсы, способствуя тем самым формированию эффективных инновационных систем как в отдельных регионах, так и всего округа.
Рецензенты:
Ерыгина Л.В., д.э.н., профессор, декан инженерно-экономического факультета ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск.
Лукьянова А.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой Менеджмента организации КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.
[1]Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Кемеровская область.