Одним из основных направлений инновационного развития экономики страны являются государственные программы Российской Федерации [2]. От эффективности их реализации зависит получение в сжатые сроки важнейших прорывных научных результатов и прогрессивных технических решений, имеющих стратегическое значение для развития экономики России. В большинстве случаев целевая результативность и экономическая эффективность программ зависят от уровня и полноты метрологических мероприятий, включающих многочисленные высокоточные измерения с использованием принципиально новых методов и средств измерений, контроля и диагностики, высокотехнологичных стендов и эталонов нового поколения, а также с разработкой новых стандартов, норм и правил. Стоимость проведения таких мероприятий может составлять 10-40% от объема финансирования всей программы. Мониторинг государственных программ Российской Федерации показал, что метрологические мероприятия, выполнение которых связано с использованием современных измерительных технологий, присутствуют во всех 12 государственных программах по проблеме - инновационное развитие и модернизация экономики, а также в отдельных программах по проблемам - новое качество жизни, обеспечение национальной безопасности и сбалансированное региональное развитие [1]. Результаты мониторинга, представленные в таблице 1, позволили установить основные направления государственных программ по проблеме инновационного развития и модернизации экономики, для выполнения которых необходимо использование конкурентоспособной измерительной техники.
Обязательная метрологическая экспертиза содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений установлена ст. 14 п. 1. Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06-2008 № 102-ФЗ. Необходимость количественного определения значений целевых индикаторов и показателей государственных программ определена требованиями «Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. N 817, в которых указано, что при постановке целей и задач программ необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого целевые индикаторы и показатели должны соответствовать требованиям адекватности, точности, объективности, достоверности, однозначности, экономичности и сопоставимости. Используемые метрологические характеристики должны допускать проверку их достоверности в ходе независимой экспертизы, подтверждающей, что показатели точности не выходят за установленные границы и обеспечивают одинаковое понимание измеряемых характеристик с использованием четких общепринятых определений и допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин, что должно исключить получение недостоверной информации о результатах реализации программы.
Однако из-за отсутствия единого методологического подхода и четких нормативно-методических указаний по формированию метрологических разделов и построению метрологических индикаторов в утвержденных Правительством Российской Федерации государственных программах отсутствуют как метрологические мероприятия, так и метрологические индикаторы. Поэтому можно констатировать, что сегодня в полной мере не удалось выполнить требования действующего законодательства, в том числе сформировать метрологические мероприятия и определить метрологические индикаторы, позволяющие обеспечить проверку эффективности и подтверждения возможности их достижения.
Таблица 1. Направления государственных программ, реализация которых связана с использованием измерительных технологий
Наименование государственной программы | Исполнитель | Основные направления реализации государственных программ |
Развитие науки и технологий | Минобрнауки России | Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России, реализация комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства |
Развитие промышленности и повышение ее конкуренто-способности | Минпромторг России | Повышение конкурентоспособности ба-зовых и среднетехнологичных отраслей промышленности |
Развитие авиационной про-мышленности на 2013-2025 годы | Минпромторг России | Развитие самолетостроения, двигателе-строения, вертолетостроения и авионики |
Развитие судостроения на 2013-2020 годы | Минпромторг России | Развитие судостроительной промыш-ленности, разработка и освоение новых технологий |
Развитие электронной и ра-диоэлектронной промыш-ленности на 2013-2025 годы | Минпромторг России | Развитие технологического потенциала радиоэлектронного комплекса |
Развитие фармацевтической и медицинской промыш-ленности на 2013-2020 годы | Минпромторг России | Развитие фармацевтической и медицинской промышленности |
Космическая деятельность России | Роскосмос | Развитие и использование системы ГЛОНАСС, оборонно-промышленного комплекса и космической программы |
Развитие атомного энерго-промышленного комплекса | Государствен-ная корпорация по атомной энергии «Росатом» | Формирование машиностроительной и ресурсной базы ядерного топливного цикла, обеспечение безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии |
Информационное общество (2011-2020 годы) | Минкомсвязь России | Формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций |
Развитие транспортной системы | Минтранс России | Развитие дорожного, внутреннего водного, железнодорожного, морского транспорта, гражданской авиации |
Развитие рыбохозяйственно-го комплекса | Минсельхоз России | Обеспечением безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота |
Развитие лесного хозяйства на 2013-2020 годы | Минприроды России | Обеспечение государственной инвентаризации лесов |
Энергоэффективность и развитие энергетики | Минэнерго России | Энергосбережение и повышение энергетической эффективности |
Предложение использовать экспертный метод оценки результативности программ на основе применения апробированных в ряде стран процедур с широким привлечением зарубежных экспертов и специалистов не всегда оправданно при выборе приоритетов фундаментальных исследований, но еще более сомнительно, что окажется эффективным инструментом для выбора и оценки конкурентоспособности и перспективности высокотехнологичной измерительной техники и технологий, используемых в государственных программах.
В сложившихся условиях эффективным инструментом подтверждения целевой результативности и экономической эффективности, возможности выполнения запланированных метрологических мероприятий, получения достоверных результатов измерений, контроля и диагностики и соответственно исключения принятия необоснованных решений и совершения ошибочных действий на основе недостоверной измерительной информации может стать комплексная система метрологического обеспечения государственных программ [5; 7]. Ключевые элементы комплексной системы метрологического обеспечения программ инновационного развития и модернизации экономики основаны на результатах научно-исследовательских работ по разработке научно-технических, информационно-методических и нормативно-организационных решений по созданию механизмов оценки конкурентоспособности разрабатываемых или используемых измерительных технологий, правильности установления и соблюдения метрологических требований, влияющих на результаты и показатели точности измерений, характеристик измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а также условий, при которых эти характеристики должны быть обеспечены.
Важнейшими системными задачами, которые необходимо решить при разработке комплексной системы метрологического обеспечения государственных программ, являются:
- повышение квалификации в области метрологического и нормативного обеспечения программ по приоритетным направлениям инновационного развития и модернизации экономики работников, участвующих в разработке, экспертизе и реализации государственных программ, с целью приобретения необходимых компетенций для квалифицированного выполнения работ по формированию и реализации метрологических мероприятий [5];
- создание механизма, позволяющего проводить мониторинг, анализ и выбор измерительных технологий, разрабатываемых или используемых в государственных программах, и оценку уровня их метрологического обеспечения [7];
- развитие нормативно-правовой базы [2-4], в том числе разработка нормативно-правовых и нормативно-технических документов, устанавливающих и обеспечивающих порядок формирования, экспертизы и реализации метрологических мероприятий государственных программ, комплексность, полноту и достаточность метрологических индикаторов и достоверность метрологических показателей.
Рис. 1. Структура комплексной системы метрологического обеспечения инновационных программ
Основная цель комплексной системы метрологического обеспечения заключается в повышении целевой результативности и экономической эффективности государственных программ и крупных высокотехнологичных проектов, реализуемых в их рамках, за счет разработки и использования конкурентоспособных и перспективных измерительных технологий, подтверждения соблюдения обязательных метрологических требований и выполнения запланированных метрологических мероприятий, получения достоверных и сопоставимых результатов измерений, контроля и диагностики и, соответственно, исключения принятия необоснованных решений и совершения ошибочных действий на основе недостоверной измерительной информации. Структура комплексной системы метрологического обеспечения инновационных программ построена из системно увязанных подсистем научно-образовательного, информационно-аналитического и нормативно-правового обеспечения (рис. 1).
Научно-образовательная подсистема обеспечивает реализацию специализированных программ повышения квалификации специалистов, принимающих непосредственное участие в формировании, экспертизе или реализации государственных программ и комплексных межотраслевых проектов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики [6; 7]. Основная задача подсистемы заключается в подготовке специалистов к компетентному выбору конкурентоспособных измерительных технологий, проведению оценки соответствия содержащихся в государственных программах требований к измерениям, эталонам величин единиц, стандартным образцам и средствам измерений требованиям действующего законодательства в области единства измерений. В составе подсистемы разработан учебно-методический комплекс повышения квалификации высшего звена руководителей организаций, участвующих в разработке и реализации государственных программ, включающий программы повышения квалификации, интерактивные формы и методы образовательного процесса. Структура и содержание программ построены на основе гармоничной интеграции профессиональных знаний в области метрологии, стандартизации, квалиметрии, инноватики и оценки соответствия в проектную работу по подготовке метрологического обеспечения программ инновационного развития ведущих отраслей промышленности. Базовую часть подсистемы составит разработанный МГУПИ учебно-методический комплекс повышения квалификации «Нормативное и метрологическое обеспечение инновационных программ и проектов по приоритетным направлениям развития экономики России».
Информационно-аналитическая подсистема метрологического обеспечения измерительных технологий включает новые методы информационного обеспечения и идентификации инновационных измерительных технологий и обеспечивает проведение мониторинга измерительных технологий, используемых или разрабатываемых в государственных программах, а также получение оперативной и достоверной информации о разрабатываемых и производимых в стране средствах измерения, контроля и диагностики. При создании информационно-аналитической подсистемы использованы математические методы анализа и оценки альтернативных вариантов метрологического обеспечения, результаты разработки и реализации информационно-аналитической системы каталогизации приборов для научных исследований, а также опыт разработки систем каталогизации предметов снабжения военной техники, системы управления корпоративными знаниями атомной отрасли [5]. Основными целями электронной информационно-аналитической системы являются автоматизированный учет номенклатуры конкурентоспособной измерительной техники, производимой в стране и используемой в государственных программах, обеспечение участников разработки, экспертизы, принятия и реализации государственных программ оперативной и достоверной аналитической информацией об измерительной технике и ее основных характеристиках. Разработка и реализация информационно-аналитической системы также будет способствовать исключению из государственных программ мероприятий, связанных с разработкой неконкурентоспособной измерительной техники или проведением близких по тематике или просто дублирующих друг друга научных исследований и технологических разработок измерительных технологий.
Нормативно-правовая подсистема метрологического обеспечения государственных программ устанавливает и обеспечивает порядок, содержание и организацию работ по разработке, экспертизе, принятию и реализации метрологических мероприятий, определяет требования и методические рекомендации по формированию метрологических индикаторов и разработке метрологических показателей и включает нормативно-правовые документы и научно-методические указания и рекомендации, согласованные и принятые в установленном порядке. Документы подсистемы разрабатываются на основе действующего законодательства в области обеспечения единства измерений, указаний по разработке и реализации государственных программ, рекомендаций головных научно-исследовательских институтов Росстандарта (ВНИИМС, ВНИИстандарт), разработанных с участием ученых и специалистов Минобрнаука России, Минэкономразвития России, Минобороны России, Российской академии наук [3; 4; 7].
Реализация комплексной системы метрологического обеспечения государственных программ позволит решить не только задачи по повышению их целевой результативности и экономической эффективности, а также будет способствовать расширению их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, проведению маркетинговых исследований, определению рынков сбыта и формированию кооперации производителей измерительной техники. Особенностью системы является взаимно увязанный комплексный подход к решению проблемы метрологического обеспечения государственных программ, включающий научно-образовательную, информационно-аналитическую и нормативно-правовую подсистемы. Попытки решения задачи метрологического обеспечения инновационных программ, принимаемые ранее, заканчивались, как правило, неудачно из-за того, что образовательный, информационно-измерительный и правовой элементы системы разрабатывались различными исполнителями независимо друг от друга. Поэтому можно рассчитывать, что реализация комплексной системы метрологического обеспечения государственных программ окажется возможной на основе единых подходов и корпоративного партнерства: университет – научный метрологический центр – научно-производственное объединение при поддержке и участии федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку и реализацию государственных программ.
Рецензенты:
Шкатов П.Н. д.т.н., профессор, директор Научно-учебного центра «Каскад» Московского государственного университета приборостроения и информатики, г. Москва.
Лысенко В.Г., д.т.н., профессор, начальник отдела Всероссийского научно-исследовательского института метрологической службы, г. Москва.