Экспериментальное диагностическое исследование супервизорских возможностей проводилось с педагогами, педагогами-психологами и преподавателями психологии средних и высших образовательных учреждений. Объектом диагностики был определен процесс гуманитаризации психологической постподготовки педагога в системе послевузовского психологического образования [2]. Предмет диагностики - определение уровней постподготовки педагога внутри ее стадий и этапов. Цель диагностического исследования - построение модели условий реализации технологических средств в процессе гуманитаризации психологической постподготовки педагога [1].
При этом мы определили, что в образовательной среде школы и вуза в процессе гуманитаризации психологической постподготовки специалисту необходимо прохождение следующих видов супервизии: наставнической, коррекционной, консультативной и экспертной.
Мы исходили из гипотезы, что:
1. В процессе наставнической супервизии, осуществляемой внутри стадии становления компонентов психологической компетентности на этапе практико-ориентированной психологической подготовки в соответствии с принципом непрерывности, супервизоры-наставники не готовы проводить с молодым специалистом в период его профессиональной адаптации наставническую супервизию, что определяет проявление затруднений в комплексном становлении и развитии у молодого специалиста компонентов психологической компетентности.
2. На стадии развития компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки в соответствии с принципом системности в ходе коррекционной супервизии могут иметь место затруднения в становлении и развитии у супервизора-наставника данных компонентов. Речь идет о прохождении педагогом двух уровней: а) уровня насыщения внутриличностных компонентов собственно психологической культуры через расширение границ профессионального опыта (свое-временная профилактика и минимизация синдрома психического выгорания; б) уровня развития супервизором-наставником внутриличностных компонентов в процессе обучения коррекционной супервизии.
3. В связи с тем, что благодаря обучению коррекционной супервизии супервизор-наставник становится супервизором-корректором, возникает необходимость в прохождении педагогом этапа насыщения опытом и развития межличностных компонентов собственно психологической культуры. На данном этапе мы выделяем два его уровня: а) уровень насыщения межличностных компонентов собственно психологической культуры эффективным профессиональным опытом в процессе консультативной супервизии; б) уровень развития межличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе обучения педагога консультативной супервизии. При этом в осуществлении и обучении консультативной супервизии проявляются проблемы в освоении педагогом возможностей построения рефлексивных партнерских отношений в полисубъектной общности взаимодействия супервизора-корректора и супервизора-консультанта по поводу профессиональной деятельности супервизора-наставника.
4. На следующей стадии модели процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога определяется необходимость ориентации на принцип целостности, что содержательно выражается в совершенствовании специалистом составляющих и целостной общей психологической культуры. На этапе совершенствования компонентов собственно психологической культуры в процессе заключительной психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-консультанта ему следует освоить уровень интеграции компонентов собственно психологической культуры в процессе экспертной супервизии, осуществляемой супервизором-экспертом. В процессе экспертной супервизии должен развернуться своеобразный внутренний полилог между прежними и новыми образами значимых Других во внутреннем диалоге, что определяет взаимопроникновение этих позиций. Сложности в интеграции компонентов собственно психологической культуры затрудняют вхождение супервизора-консультанта во внутренний полилог и выбор направления совершенствования компонентов собственно психологической культуры через объединение внутренних объектов в более общие категории, обладающие новой целостностью, требующей нового совершенствования.
Таким образом, диагностическое исследование супервизорских возможностей и способностей позволит определить степень освоения специалистом соответствующих этапов и уровней внутри стадийной модели с целью разработки технологических оснований процесса гуманитаризации психологической постподготовки в системе непрерывного психологического образования педагога.
В диагностическом исследовании приняли участие: 1) педагоги средних общеобразовательных учреждений (111 чел.); 2) педагоги-психологи средних общеобразовательных учреждений (108 чел.); 3) преподаватели психологии вузов (47 чел.). Общее количество испытуемых - 266 человек. Диагностика проводилась с помощью метода анкетирования.
Педагоги средних общеобразовательных учреждений достаточно высоко оценивают свои возможности и способности в реализации себя в качестве супервизоров-наставников и супервизоров-консультантов. Ниже - в качестве супервизоров-корректоров и супервизоров-экспертов. Следовательно, имеются выраженные затруднения в прохождении уровней этапа насыщения и развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки педагога в качестве супервизора-наставника в ходе коррекционной супервизии.
В целом педагоги-психологи наиболее высоко оценивают свои супервизорские возможности и способности по качеству наставничества и консультирования, ниже - по коррекции и экспертизе. Педагоги-психологи также испытывают затруднения в освоении этапа насыщения и развития внутриличностных компонентов собственно психологической культуры, но уже на уровне обучения коррекционной супервизии. Это создает проблемы и на уровнях этапа насыщения и развития межличностных компонентов в процессе психологической постподготовки педагога-психолога в качестве супервизора-корректора.
Преподаватели психологии определяют приоритет в освоении наставнической, консультативной и экспертной супервизии. Наименьшее среднее значение зафиксировано по оценке состояния коррекционной супервизии. Следовательно, имеются затруднения в обучении преподавателей психологии как супервизоров-корректоров консультативной супервизии на уровне развития межличностных компонентов собственно психологической культуры в процессе психологической постподготовки. Соответственно, имеют место проблемы в прохождении следующей стадии по совершенствованию составляющих и целостной общей психологической культуры в ходе психологической самоподготовки и самообразования.
Анализ средних показателей позволил определить, что все респонденты достаточно высоко оценивают качество наставнического опыта, обучение которому происходит на этапе комплексного становления компонентов психологической компетентности в процессе практико-ориенти-рованной психологической подготовки молодого специалиста во взаимодействии с супервизором-наставником на соответствующей стадии. Сложности всех испытуемых локализованы на этапах стадии развития компонентов собственно психологической культуры: у педагогов в процессе прохождения коррекционной супервизии; у педагогов-психологов в процессе обучения коррекционной супервизии; у преподавателей психологии в процессе прохождения и обучения консультативной супервизии. Соответственно, прохождение и обучение педагогов и педагогов-психологов экспертной супервизии на этапе следующей стадии (совершенст-вование компонентов собственно психологической культуры) также проблематично, а для преподавателей психологии - освоение уровней заключительного этапа по совершенствованию составляющих и целостной психологической культуры.
Представленные ниже данные свидетельствуют о статистически достоверных различиях средних показателей оценок специалистов собственных супервизорских возможностей и способностей (р≥0,0001), подтверждаемых расчетами по критерию Крускалла-Уоллиса (см. рис. 1; таблица 1).
Матрицы интеркорреляций подтверждают наличие положительной корреляционной связи, определяющей тенденцию взаимообусловленности изменений показателей супервизии у специалистов: если значения одной из четырех переменных возрастают, то значения других имеют также тенденцию к возрастанию. Другими словами, если педагог успешно осваивает коррекционную супервизию, то и другие виды супервизии имеют тенденцию к повышению эффективности (см. таб. 2).
Таблица 1. Результаты расчетов по критерию Крускалла-Уоллиса
|
Наставничество |
Коррекция |
Консультирование |
Экспертиза |
Значение критерия |
12,297 |
9,244 |
16,110 |
71,153 |
Число степеней свободы |
2 |
2 |
2 |
2 |
Уровень значимости |
0,002 |
0,010 |
0,000 |
0,000 |
Таблица 2. Матрица интеркорреляций показателей супервизии у всех респондентов (коэффициент корреляции Пирсона)
|
|
Наставничество |
Коррекция |
Консультирование |
Экспертиза |
Наставничество
|
Коэффициент корреляции |
1 |
0,569(**) |
0,644(**) |
0,422(**) |
Уровень Значимости |
. |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
Коррекция |
Коэффициент корреляции |
0,569(**) |
1 |
0,555(**) |
0,703(**) |
Уровень значимости |
0,000 |
. |
0,000 |
0,000 |
|
Консультирование |
Коэффициент корреляции |
0,644(**) |
0,555(**) |
1 |
0,555(**) |
Уровень значимости |
0,000 |
0,000 |
. |
0,000 |
|
Экспертиза |
Коэффициент корреляции |
0,422(**) |
0,703(**) |
0,555(**) |
1 |
Уровень значимости |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
. |
** Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed)
Рис. 1. Значимость различий средних значений оценок специалистов
Таким образом, не подтвердилось предположение о том, что педагоги не готовы использовать собственные возможности и способности в реализации себя в качестве супервизора-наставника (1). Следовательно, комплексное состояние компонентов психологической компетентности позволяет специалистам осуществлять наставническую супервизию. Полностью нашло свое подтверждение предположение о выраженных затруднениях педагогов в прохождении и обучении коррекционной (2) и частичное - в консультативной и экспертной супервизии (3,4).
На основании результатов диагностического исследования было разработано экспериментальное содержание модели условий гуманитаризации психологической постподготовки специалиста в системе непрерывного психологического образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. М., 2008.
- 2. Моложавенко, А.В. Модель процесса гуманитаризации психологической подготовки педагога в системе его непрерывного образования // Известия Волгоградского государственного университета. Серия «Педагоги-ческие науки». 2008. №6(30). С. 153 - 157.
- 3. Наследов, А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. М., СПб., 2005.