Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SIMULATION OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE IN THE FUTURE WORKERS OF STRUCTURAL SHAPE IN THE ESTABLISHMENT OF THE VOCATIONAL EDUCATION

Obukhov S.V. 1 Komelina V.A. 1
1 Mari State University
The essence of the professional culture of working structural shape is shown as the category, which characterizes the degree of mastery of professional group, by its representatives by the specific form of working activity in any sphere of public production. The structure of professional culture is examined, which includes the value regulators of activity (axiological component); the possession of methods and the tools of professional activity (activity, technological component); the personal qualities of professional (personal component). The model of the formation of professional culture in future construction workers in the process of their instruction in the establishment of vocational education is represented. The filling of model units (the purpose, meaningful, processual, successful blocks) is revealed.
the establishment of vocational education.
the model of formation
the worker of structural shape
professional culture

Введение

Современная сфера строительства нуждается в квалифицированных рабочих, готовых осуществлять профессиональную деятельность в условиях усиления роли ее интеллектуальной составляющей. Работодатели хотят иметь работников, ответственно относящихся к качеству результатов своего труда, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры. Задача подготовки таких рабочих стоит перед учреждениями профессионального образования. В настоящее время наблюдается значительный разрыв между потребностями строительной отрасли и возможностями образовательных учреждений в подготовке рабочих, соответствующих этим потребностям.

Цель исследования

Комплексное решение проблемы, предполагающее определение сущности профессиональной культуры рабочего сферы строительства и построение модели ее формирования в учреждении профессионального образования.

Материал и методика исследования

В процессе исследования были проанализированы определения понятия «профессиональная культура», данные Г.И. Железовской, И.М. Моделем, Т.А. Третьяковой и др. Осуществлялся анализ научных трудов по исследуемой проблеме, опрос студентов и преподавателей учреждений профессионального образования, моделирование исследуемого процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема овладения профессиональным мастерством и культурой профессионального труда занимает особое место среди проблем культуры как высшего уровня овладения человеком каким-либо видом деятельности в различных сферах бытия. В педагогической литературе существуют различные понимания исследуемого феномена. Мы поддерживаем мнение И. М. Моделя, определяющего профессиональную культуру как категорию, «характеризующую степень овладения профессиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства» [6, с. 10]. В приведенном определении отражен деятельностный подход к феномену профессиональной культуры, отмечается ее коллективный (профессиональная группа) и индивидуальный (ее представители) характер.

Профессиональная культура представляет собой интегративную характеристику специалиста. При определении ее особенностей относительно рабочего строительного профиля мы учитывали требования современного этапа развития производства.

Современная сфера строительства испытывает влияние технического прогресса, что проявляется в широком применении автоматизированных систем, электронной и микропроцессорной техники, изменении функционального содержания труда. От работников требуются повышенные затраты умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Основной характеристикой рабочего высокой квалификации становятся широкие общеобразовательные, общетехнические и профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности, ориентацию в производстве и в любой новой производственной обстановке, овладение новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для исполнения изменяющихся трудовых функций.

В условиях современного производства возрастает значение профессиональной и общей культуры рабочего, его умение воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня рабочих обеспечивает развитие производства, так как рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

Одной из задач нашего исследования явилось выявление структуры профессиональной культуры. Для решения этой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую литературу, а также провели опрос преподавателей, занимающихся подготовкой рабочих строительного профиля.

Существуют различные подходы к рассмотрению структуры профессиональной культуры. Первый подход ограничивает ее содержание профессиональными навыками, умениями, знаниями, общей культурой индивида. Подход, предложенный И.М. Моделем, предполагает выделение в структуре профессиональной культуры праксиологической (профессиональные навыки, умения, знания, профессиональное сознание, мировоззрение) и духовной (профессиональная мораль и профессиональная эстетика) составляющих [6, с. 12].

В своем исследовании мы придерживаемся второго подхода. При этом мы исходим из убеждения, что профессиональная культура специалиста носит целостный характер, представляя собой неразрывное единство ее составляющих. Духовная составляющая профессиональной культуры, включающая профессиональные ценности, нормы и отношения, систему нравственных требований к представителям профессиональных групп, регулирует профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности. Только при наличии обеих составляющих можно говорить о сформированной профессиональной культуре работника.

Выявив структуру изучаемого феномена, мы обратились к более детальному рассмотрению содержания каждой составляющей.

Содержательное наполнение понятия «профессиональная культура», по мнению Г.И. Железовской и Т.А. Третьяковой, конкретизируется в контексте той или иной профессии. Соответственно они сделали вывод, что профессиональная культура может выступать как совокупность ценностей-регуляторов деятельности (аксиологический компонент); как предпосылка, цель, способ, инструмент профессиональной деятельности (деятельностный, технологический компонент); как концентрированное выражение личности профессионала (личностный компонент) [2].

Мы выделяем в содержании профессиональной культуры рабочих строительного профиля знание современных технологий, применяемых в строительстве, свойств строительных и отделочных материалов, осведомленность в области инноваций в сфере строительства, знание рабочим и соблюдение им требований к современному рабочему-строителю, знание и соблюдение правил техники безопасности, активность в овладении новыми знаниями в профессиональной области. Вторая группа характеристик профессиональной культуры современного рабочего-строителя, по нашему мнению, включает интерес к профессии строителя, стремление к повышению своего мастерства, понимание важности профессиональной культуры. Третью группу характеристик составляют умения выполнения производственных операций, умения взаимодействия в профессиональной деятельности, умения получения необходимой информации о свойствах отделочных материалов, технологиях выполнения производственных операций. Например, для мастера отделочных строительных работ - это умение выполнять отделку поверхностей различными отделочными материалами, а также производить ремонт окрашенных, оклеенных, облицованных поверхностей и штукатурки. Наконец, следующее качество - это развитое чувство ответственности за результаты и качество своего труда.

Профессиональную культуру мы рассматриваем как базовую составляющую содержания профессиональной подготовки рабочих строительных специальностей. Предпринятое нами изучение опыта работы учебных заведений начального профессионального образования показало, что реализации этого компонента содержания подготовки будущих рабочих уделяется недостаточно внимания. При этом зачастую имеют место противоречия между преобладанием теоретического обучения и необходимостью усиления практикоориентированности профессиональной подготовки рабочих, между важностью отработки обучающимися практических умений и навыков, накопления опыта профессиональной деятельности и отсутствием современной материально-технической базы учебных заведений и базы для организации производственной практики.

С учетом вышесказанного была разработана модель процесса формирования у будущих рабочих строительного профиля профессиональной культуры в педагогическом процессе учреждения профессионального образования.

Моделирование представляет собой один из основных путей теоретического познания, метод прогностического решения проблемы, так как дает возможность проецировать систему процесса обучения в целом. Модель как система объектов или знаков является отражением сущностных признаков изучаемого объекта, его свойств, структуры, динамики, особенностей функционирования реальных объектов.

Разработанная нами модель имеет блочную структуру и включает взаимосвязанные целеориентационный, содержательный, процессуальный и результативный блоки.

Целеориентационный блок включает цель, задачи, подходы и принципы формирования профессиональной культуры у будущих рабочих строительного профиля.

Цель - достижение высокого уровня сформированности профессиональной культуры у будущих рабочих-строителей. Для ее достижения были определены следующие задачи:

  • формирование интереса к профессиональной деятельности, мотивирование будущих рабочих на овладение профессиональной культурой;
  • соверщенствование профессиональной подготовки путем повышения ее практикоориентированности и многопрофильности;
  • формирование у будущих строителей профессиональной ответственности.

Мы предположили, что решение поставленных задач требует учета положений компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного подходов.

Под компетентностным понимается подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве которого рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер [3], И.А. Зимняя [4]) связан с постановкой акцента в педагогическом процессе на студента и ожидаемые результаты образования. Реализация этого подхода предъявляет свои требования не только к формулировке учебных целей, содержанию образовательного процесса, но и к другим компонентам образовательного процесса - технологиям обучения, которые должны создавать ситуации включения обучающихся в разные виды профессиональной деятельности.

Деятельностный подход (Л.С. Выготский [1], А.Н. Леонтьев [5]) основан на положении о том, что деятельность является одним из основных факторов становления человека. Этот подход предполагает организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности обучающихся, так как именно через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, формирует и совершенствует личностные качества. Согласно положениям деятельностного подхода, деятельность в ее многообразных формах вызывает изменения в структуре личности; личность, в свою очередь, одновременно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющей потребностям ее развития.

Мы предположили, что формирование профессиональной культуры у будущих рабочих должно осуществляться в соответствии с положениями личностно ориентированного подхода.

Личностно ориентированный подход обеспечивает высокий уровень освоения ценностей и норм профессиональной этики, сформированности потребностей и мотивов в организации взаимодействия в профессиональном коллективе, овладения технологиями профессиональной деятельности. Реализация этого подхода требует ориентации на личность каждого студента, учета его индивидуальных особенностей. Это требует отказа от усредненного подхода к обучению и воспитанию, создания условий для максимального проявления положительных задатков, оригинальности человека обучаемого.

Целеориентационный компонент модели процесса формирования профессиональной культуры у будущих рабочих-строителей также включает принципы, в соответствии с которыми должны решаться поставленные задачи: индивидуализации, культуросообразности, систематичности и последовательности, оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса.

Принцип систематичности и последовательности. При реализации этого принципа необходимо учитывать уровень развития физических сил и познавательных возможностей студентов. Систематизация знаний студентов достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых умений и навыков на теоретические знания.

Принцип оптимального сочетания различных форм организации учебного процесса. Правильный выбор определенных форм организации учебного процесса (формы обучения, контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов, научно-исследовательской работы) происходит при учете следующих признаков: видов взаимосвязи преподавателей и студентов, характера деятельности педагога и обучаемого, количественного состава студентов на занятиях, места и условия проведения занятий.

При определении наполнения содержательного блока модели мы учитывали как структуру формируемой характеристики (профессиональной культуры), так и особенности учебного плана учреждения профессионального образования. Соответственно было выделено три аспекта содержания: знаниевый, деятельностный, личностный. Знаниевый аспект реализуется преимущественно в процессе теоретического обучения, деятельностный - в процессе производственного обучения, личностный - в процессе внеаудиторной воспитательной работы.

Разрабатывая деятельностный аспект содержания формирования профессиональной культуры у будущих рабочих-строителей, мы опирались на требования принципа систематичности и последовательности. Соответственно были выделены следующие этапы: приобретение вначале достаточно простых навыков выполнения работ конкретного вида под руководством мастера производственного обучения; выполнение более сложных работ в парах или микрогруппах с периодическим консультированием педагога; самостоятельное выполнение комплексного задания.

Процессуальный блок разработанной модели включает формы, методы и средства, необходимые для формирования у будущих рабочих профессиональной культуры. Мы отобрали следующие формы обучения: групповую (обучающиеся работают в группах, создаваемых на различных основах), индивидуальную (взаимодействие педагога с одним студентом), фронтальную (взаимодействие преподавателя со всеми студентами группы в едином темпе для достижения общих задач). Мы предположили, что для организации исследуемого процесса оптимальными являются следующие формы: практические занятия, самостоятельная работа, лабораторная работа, лекции; тесты, зачеты, экзамен как формы контроля и оценки знаний; проведение олимпиад, выставок и конференций; экскурсии, экспедиции; встречи с мастерами производства; конкурсы творческих работ студентов и др.

Следующим компонентом процессуального блока выступают методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж), наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ технологических приемов), практические методы (метод проектов, упражнения, лабораторные работы). Исследования показывают, что эффективным для профессионально-творческого развития личности является проектный метод обучения, который способствует приобретению специальных знаний, освоению технологических умений, совершенствованию личностных качеств студента.

Средствами формирования профессиональных компетенций будущих учителей технологии и предпринимательства являются Госстандарт профессионального образования, учебные планы, программы, учебные пособия и учебники, учебно-материальная база учреждения и т.п.

Результативный блок модели включает результат педагогической деятельности - высокий уровень сформированности профессиональной культуры будущих рабочих строительного профиля.

В целях формирования мотивации овладения профессиональной культурой проводились беседы, встречи с работодателями, экскурсии на производство. Эту работу проводили мастера производственного обучения, преподаватели спецдисциплин, кураторы учебных групп.

На совершенствование обучения спецдисциплинам было направлено введение в учебный процесс активных методов обучения. Деловые игры, викторины, решение профессиональных задач применялись на практических занятиях. В качестве методов теоретического обучения применялись лекции-беседы, лекции с запланированными ошибками. Проблемная подача учебного материала способствовала формированию у обучающихся познавательного интереса и прочному усвоению информации.

Центральным направлением работы было практическое овладение будущими рабочими умениями выполнения производственных операций. Практика показывает, что основное внимание при этом следует уделять выработке навыков соблюдения последовательности их выполнения. С этой целью были разработаны алгоритмические предписания, которые предъявлялись учащимся. Алгоритмы способствовали отработке отдельных операций и в целом овладению профессиональной деятельностью.

Проведенный эксперимент позволил установить положительное влияние реализованных методов на формирование у будущих рабочих-строителей профессиональной культуры. Если на начало эксперимента уровень профессиональной культуры у учащихся как экспериментальной, так и контрольной групп был преимущественно низким, то по его завершении в экспериментальной группе был достигнут высокий ее уровень у значительной части обучающихся (72 %). Сравнение полученных результатов с аналогичными данными в контрольной группе показало, что имеются устойчивые и значимые корреляционных связи между применением разработанных методов и эффективностью формирования профессиональной культуры у будущих рабочих строительного профиля.

Заключение

Профессиональная культура является важным показателем профессионализма современного рабочего строительного профиля. Её эффективное формирование у будущих рабочих в учреждении профессионального образования возможно при условии внедрения в образовательный процесс модели, включающей целеориентационный, содержательный, процессуальный и результативный блоки, наполнение которых определено с учетом положений компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного подходов.

Рецензенты:

Арефьева С.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Павлов И.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.