В юношеский период происходит приобретение знаний о требованиях к специалистам в определенной области, формирование целей, проектов, планов и представлений, связанных с профессиональным и личностным путем развития. В современном быстро меняющемся, рыночном мире необходимо помочь молодым людям определить цели, смыслы, потребности, относящиеся к осуществлению профессиональной деятельности, осознать общественный и духовно-нравственный смысл профессионального труда. В этой связи особую значимость приобретает исследование особенностей ценностных ориентаций молодежи в области профессиональной деятельности (так называемых карьерных ориентаций). Нами была поставлена цель проанализировать и обобщить данные психологических и педагогических исследований последних лет, посвященных карьерным предпочтениям учащихся юношеского возраста, наметить перспективы дальнейших исследований.
Карьерные ориентации определяются как представления о своих способностях, ценностных ориентациях, мотивах, смыслах и потребностях, относящихся к продвижению в профессиональной деятельности [15], рассматриваются в качестве важнейшей составляющей Я-концепции [15], [5]. Карьерные ориентации возникают в процессе социализации, актуализируются в ситуации выбора, ими субъект руководствуется при выборе и моделировании своего профессионального и в целом жизненного пути [5]. В структуре профессиональной Я-концепции индивида присутствует не одна, а определенная иерархия карьерных ориентаций, которая может незначительно меняться под воздействием жизненных обстоятельств при низкой степени изменчивости тех или иных доминирующих ориентаций [5].
Наиболее востребованной концепцией при изучении карьерных ориентаций стала якорная теория Э.Шейна, а его методика диагностики карьерных ориентаций, адаптированная и переведенная Л.Г. Почебут и В.А. Чикер (тест «Якоря карьеры»), нашла широкое применение в практике. Э.Шейн рассматривает карьеру как внутренний процесс раскрытия личностного потенциала, «карьерные якоря» - это ряд представлений сотрудника о себе, ключевые ценности, мотивы, навыки, определяющие выбор карьеры и способ жизни. Автор выделяет восемь таких «якорей карьеры»: 1) автономия: стремление к свободе и независимости и самостоятельности; 2) стабильность: карьерная ориентация, обусловленная потребностью в безопасности и стабильности, предсказуемости будущих жизненных событий, при этом различают два типа стабильности - стабильность места жительства и стабильности места работы; 3) предпринимательство: стремление работать на себя, а не на других, преодолевать препятствия, идти на риск; 4) вызов: ориентация на конкуренцию, победу над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач; 5) профессиональная компетентность: стремление быть мастером своего дела, развивать свои способности, добиться высокой квалификации, признания своего профессионализма (ориентация на горизонтальную карьеру); 6) менеджмент: ориентация на управленческую деятельность (вертикальную карьеру); 7) служение: стремление работать с людьми, служить человечеству; 8) интеграция стилей жизни: стремление к тому, чтобы в жизни было все сбалансировано (семья, работа и саморазвитие), и ничто не доминировало. Э. Шейн связывает карьерные ориентации с различными потребностями.
Несмотря на популярность использования опросника «Якоря карьеры» Э.Шейна в адаптации Л.Г. Почебут и В.А. Чикер, рядом исследователей обоснована необходимость модификации методики для проведения исследований карьерных ориентаций учащейся молодежи [9], [10]. А.С. Новгородовым, Е.А. Могилевкиным предложена модификация методики («Якоря карьеры студентов»), обусловленная тем, что позволяет выявить карьерную установку на будущее, но не в полной мере отражает актуальную ситуацию карьерного самоопределения студента в вузе. Модификация заключается в специальном подборе тестовых вопросов, относящихся к реальным ситуациям повседневной жизни студентов [10]. Авторская версия методики была также разработана А.С. Мироновой-Тихомировой, поскольку анализ результатов привел к предположению об определённой декларативности выбора карьерных установок учащихся. Модификация состояла в переформулировании высказываний опросника с включением проективного механизма [9]. В работе А.А. Жданович доказывается несоответствие опросника Э.Шейна, адаптированного Л.Г. Почебут и В.А. Чикер, некоторым из требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам, и предлагается реадаптированная версия [5], [6]. Опросник, реадаптированный А.А. Жданович, представляется нам наиболее надежным, стандартизированным, валидным инструментом для изучения карьерных ориентаций, наряду с тем, что опыт применении модифицированных методик позволяет более глубоко проанализировать реальные и идеальные представления студентов о своих карьерных предпочтениях.
Российские исследования карьерных ориентаций с использованием теории Э. Шейна начались в 2000-х годах с работы Л.Г. Почебут, В.А. Чикер [15]. Авторы представили результаты исследования карьерных ориентаций в России. Карьерные предпочтения российской молодежи оказались таковы: у школьников доминировала ориентация на интеграцию стилей жизни, автономию и служение; у учащихся колледжа - на интеграцию стилей жизни, автономию, стабильность; у студентов - на служение, интеграцию стилей жизни, автономию [15]. Cходные данные по выборке студентов были описаны в работах А.В. Халудоровой [19; 20]. Молодежь ценит баланс работы и других сторон жизни, свободу, возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели, для многих значимы потребности в безопасности и защищенности, лежащие в основе выбора карьерного якоря «стабильность». Ведущие карьерные предпочтения учащейся молодежи носят социальный характер, в целом не связаны с профессиональной направленностью на конкретную специальность, на наш взгляд, могут отражать возрастные особенности.
Вместе с тем очевидна неоднородность интересующей нас выборки. Результаты исследований показывают значительные вариации карьерных предпочтений молодежи, зависящие от курса обучения, направленности обучения и рода деятельности, гендера и пола.
Так, О.Л. Поминовой было проведено исследование карьерных ориентаций учащихся Санкт-Петербургского техникума пищевой промышленности и ряда техникумов, сходных по отраслевому признаку (большинство в выборке были девушки). Наибольшее количество выборов получили карьерные ориентации «стабильность работы», «служение» и «интеграция стиля жизни», значительно реже выбирались «якоря карьеры» «предпринимательство» и «менеджмент», ориентации на «автономию» и «вызов» вообще не получили выборов. Сходные результаты по ведущим карьерным предпочтениям были получены Головневой И.В., Домбровской К.Ю. при проведении пилотажного исследования особенностей карьерных ориентаций 35 студенток старших курсов обучения, что авторами рассматривается как типичные выборы для женского пола, связанные с потребностью в безопасности и предсказуемости будущих событий, желанием помогать другим, стремлением к сбалансированности работы и других сторон жизни [19], [4].
В работе А.С. Мироновой-Тихомировой были рассмотрены особенности карьерных ориентаций выпускников-железнодорожников [9]. Отмечались расхождения между декларируемыми и реальными предпочтениями в отношении ориентации на «служение», которое в реальности имеет несколько меньшее значение, чем декларируется. Результаты ранжирования реальных карьерных ориентаций оказались следующими: 1) «стабильность места работы», 2) «менеджмент», 3) «интеграция стилей жизни», 4) «служение» (при декларируемом выборе было на 3-м месте), 5) «автономия», 6) «вызов», 7) «профессиональная компетентность», 8) «предпринимательство», 9) «стабильность места жительства». Автором были выделены типы выпускников с разным уровнем карьерной готовности. Показана связь между карьерной готовностью и мотивацией достижения. Для студентов-железнодорожников значима стабильность, при этом часть из них ориентирована на вертикальную карьеру, для других учащихся карьера оказывается не важной. Характерно, что деловой успех не связывается с профессиональными компетенциями:
Карьерные ориентации студентов в целом соответствуют характеру будущей профессиональной деятельности, однако отличаются противоречивостью, слабой дифференцированностью, малоосознанностью, что особенно ярко отражено в исследованиях карьерных предпочтений студентов экономических, управленческих, педагогических и психологических специальностей.
Результаты независимых исследований карьерных ориентаций студентов-экономистов и менеджеров оказались сходны у ряда авторов: Могилёвкина Е.А., Новгородова А.С. [10], Чуркина С.Д., Дубовицкой Т.Д., Маслова Е.Б. [21], Цариценцевой О.П. [22]. Для студентов-менеджеров характерно доминирование карьерных ориентаций, соответствующих содержанию их будущей профессии. Лидирующей карьерной ориентацией для студентов этой специальности является «менеджмент», отмечается высокий уровень выраженности карьерных выборов «менеджмент», «предпринимательство», «интеграция стилей жизни», «автономия». Это свидетельствует о том, что будущая карьера связывается с управлением, предпринимательством, а также со сбалансированностью разных сторон жизни, свободой от организационных правил, предписаний и ограничений [10]. Представления о будущей карьере оказываются приукрашенными; у учащихся нет осознания, что деловой успех в будущем будет во многом определяться профессиональными достижениями (низкий ранг с существенным отрывом у «профессиональной компетентности») [10]. Карьерные предпочтения, желаемые в будущем, не совпадают с текущими выборами карьерных ориентаций [10]. Большинство студентов в будущем желают вертикальной управленческой карьеры, но в ситуации обучения показатели по карьерной ориентации «менеджмент» ниже, и студенты не развивают необходимые компетенции. На текущий момент значительно доминирует выбор «интеграции стилей жизни»: во время учебы студенты предпочитают баланс разных сторон жизни (учебы, творческой самореализации, отдыха). Хотя в будущем студенты готовы признавать важность элемента служения в экономической и управленческой профессии, однако на текущий момент ориентация на «служение» занимает последнее место в иерархии карьерных ориентаций. В учебной деятельности и общении студенты-экономисты и управленцы не ориентируются на социально значимые мотивы деятельности, а видят, прежде всего, личную выгоду и нацелены на прагматизм. В настоящий момент многие студенты готовы развивать профессиональную компетентность (значим карьерный якорь «профессиональная компетентность»), но в будущем не видят себя в выбранной профессии, не готовы совершенствоваться в конкретной профессиональной области и развивать горизонтальную (профессиональную) карьеру. Противоречия отмечаются и в отношении якоря «вызов». Если после окончания вуза студенты готовы ставить перед собой амбициозные карьерные цели, работать над неразрешимыми проблемами, то в настоящем не отмечается стремления отвечать на текущие «вызовы» внутренней образовательной и внешней профессиональной среды. Для снятия противоречий в карьерном целеполагании и карьерной мотивации между текущей и будущей карьерной ситуацией авторами разработана и успешно апробирована программа формирования профессиональных и карьерных компетенций студентов - «Карьерное самоопределение: личность и профессия» [10].
Особенности карьерных ориентаций студентов-педагогов первого и пятого курсов были описаны в работах О.П. Терновской (Цариценцевой) [17], [22]. Типичной карьерной ориентацией для большинства студентов-выпускников педагогического вуза оказалась «стабильность работы»; нехарактерными - ориентации на «вызов» и «автономию», предполагающие конкуренцию, свободу от ограничений и предписаний, что вполне соответствует будущей работе педагога, связанной с сотрудничеством и работой в стабильной организации. При этом у студентов-гуманитариев наиболее значимой оказывается ориентации на «служение», у студентов естественных специальностей - на «стабильность работы», у студентов математических специальностей - на «предпринимательство». Значимые различия между начальным и выпускным курсом обнаруживались в отношении карьерных ориентаций «профессиональной компетентности» и «предпринимательства»: у студентов первого курса выбор «профессиональной компетентности» был более выражен, для выпускников же становилась более значимой ориентация на «предпринимательство» [22]. Результат объясняется многочисленными исследованиями динамики представлений о профессии, согласно которым на I курсе наблюдается максимальная удовлетворенность профессией, поэтому чаще встречаются ориентации на стремление стать мастером своего дела; а в дальнейшем наблюдается тенденция к снижению удовлетворенности профессией, которое вызывается как объективными причинами (уровнем преподавания), так и субъективными (выявление теневых сторон будущей профессии). На завершающем этапе обучения у студентов обнаруживался низкий уровень осознанности карьерных ориентаций, наличие внутренних конфликтов, связанных с карьерными замыслами студентов. Самые низкие показатели осознанности карьерных предпочтений отмечалась у студентов психологического и экономического факультетов, что выражалось в постановке неопределенных целей («когда-нибудь», «как-нибудь»), желании одновременно достичь успеха по многим направлениям, порождая ситуацию неопределенности профессионального выбора.
Особенности карьерных ориентаций студентов-психологов отражены в работах Тереховой Т.А. [16], Чуркина С.Д., Дубовицкой Т.Д., Маслова Е.Б. [21]; Кужненковой А.С. [8], Барышевой Т.Д. [1]. Анализ независимых исследований показывает, с одной стороны, общие особенности карьерных ориентаций данной выборки, с другой - противоречивость данных, касающиеся выборов «профессиональной компетентности» и «менеджмента». В целом для студентов-психологов наиболее значимы ориентации на «интеграцию стилей жизни», «служение», «автономию». Другими словами, для учащихся важен баланс интересов семьи, карьеры, разных сторон жизни; ценности служения; свобода от организационных рамок. В исследовании Т.А. Тереховой карьерная ориентация «профессиональная компетентность» у студентов-психологов оказалась среди ведущих (хотя у выпускников отмечалось её снижение) [16]. В других выборках карьерное предпочтение «профессиональной компетентности» было средним по значимости или даже самым незначимым среди других групп, равно как низка профессиональная направленность [8], [21]. С одной стороны, студентами предпочиталась горизонтальная карьера, с другой - у многих психологов в числе ведущих оказывалась ориентация на «менеджмент», при этом были выявлены отрицательные связи этого предпочтения с профессиональной направленностью [16], [21]. В целом у студентов-психологов всех курсов обучения отмечалась недостаточная сформированность карьерных ориентаций. Было выявлено, что у большинства студентов сформировано положительное отношение к получаемой специальности, даже если учащийся и не планирует реализовывать именно в ней свои карьерные устремления [21], [1]. Учащимися и исследователями выделялись объективные и субъективные факторы, которые не позволяют студентам-психологам в полной мере самореализоваться в специальности: «повышенная ответственность в профессии и большая нагрузка» [1]; реакция на первую пробу себя как профессионала во время прохождения производственной практики [16]; неразвитость психологической службы в стране, низкий уровень оплаты работы в социальной сфере при необходимости дополнительного образования по данной специальности и серьезных материальных затрат, помощи со стороны старших коллег, что может быть обеспечено только в психологических центрах и лабораториях, число которых в стране очень ограничено [21].
В исследовании Чуркина С.Д., Дубовицкой Т.Д., Масловой Е.Б. были получены данные по карьерным ориентациям студентов физико-математического факультета и студентов-юристов [21]. У будущих юристов оказались самые высокие показатели по ориентации «профессиональная компетентность», высокие показатели по ориентации на «служение». Для них важно стать профессионалами высокого уровня, они готовы к постоянному совершенствованию в своей профессии, ориентированы на работу с людьми, желают «сделать мир лучше» и т.п., что соответствует профессии социономического типа. С профессиональной направленностью у студентов-юристов положительно коррелируют карьерные ориентации «профессиональная компетентность», «менеджмент», «служение» и «вызов». Другими словами, чем выше профессиональная направленность студента-юриста, тем больше выражено желание стать мастером своего дела, достичь управляющей должности, приносить пользу людям, конкурировать, бороться и побеждать. У студентов физико-математического факультета профессиональная направленность оказалась связанной с карьерной ориентацией «профессиональная компетентность», при этом самые высокие среди других групп показатели выбора «служение», что свидетельствует о важности для физиков и математиков возможности использовать свои умения и таланты для «служения человечеству».
В статье Э.Н. Ломакиной представлены результаты исследования карьерных ориентаций и профессиональной направленности выпускников инженерных специальностей [21]. В работе были выделены пять групп с различной направленностью на вид инженерной деятельности, для каждой из групп сложилась определенная иерархия карьерных ориентаций. При этом исключение составляют карьерные ориентации «стабильность работы» (1 ранг во всех группах) и «стабильность места жительства» (последний ранг во всех группах), что в целом характерно для молодежной выборки. Ориентации на «профессиональную компетентность», «интеграцию стилей жизни», «автономию» во всех группах оказалась либо в числе ведущих, либо в числе значимых. При этом учащиеся, направленные на проектно-конструкторский вид инженерной деятельности или не ориентированные на инженерную деятельность, чаще выбирают карьерный якорь «служение»; направленные на производственный и организационный вид инженерной деятельности и без выраженной направленности на определенный вид деятельности часто выбирают ориентацию «менеджмент». Таким образом, видно, что задачи и цели профессиональной деятельности накладывают отпечаток на иерархию карьерных ориентаций.
Вместе с тем специфические результаты исследования карьерных ориентаций студентов-инженеров первого курса факультета нефти и нефтехимии КНИТУ были получены Юртаевой Н.И. после прохождения курса «Технологии построения карьеры» [23]. Ведущими карьерными ориентациями (по убыванию) оказались «автономия», «менеджмент» и «интеграция стилей жизни», в то время как карьерная ориентация «профессиональная компетентность» заняла последнее место. В данной группе по сравнению с предыдущей оказалось более выраженным стремление к самостоятельности, готовность к риску и конкуренции, стремление к руководству и меньшая ориентация на карьеру в пределах конкретной технической сферы. Особенности карьерных ориентаций этой группы оказались внутренне противоречивыми, результаты работы требуют более глубокого анализа.
Предметом исследования Ю.А. Бурмаковой стали индивидуально-личностные особенностей рекламистов разных специализаций и студентов первого курса, выбравших в качестве будущей профессии рекламную деятельность [3]. Установлены значимые различия по степени выраженности профессиональных ценностей и мотивов: у будущих менеджеров и маркетологов преобладает стремление координировать усилия других людей и организовывать их деятельность; дизайнеры и копирайтеры ценят независимость и автономию. Данные различия отражают особенности деятельности маркетологов и менеджеров в рекламе, являющихся представителями социономических профессий, а также дизайнеров и копирайтеров, ориентированных на творческое самовыражение. Полученные результаты показали, что выбор профессии в юношеском возрасте во многом обусловлен интересами, склонностями, способностями, индивидуальными особенностями, ценностями, что проявляется в особенностях карьерных ориентаций студентов первого курса.
Наш вклад в разработку проблемы был осуществлен в исследовании карьерных ориентаций студентов первого курса разной направленности обучения: управление, политология, инженерные специальности (110 человек: из них 60 девушек, 50 юношей в возрасте от 18 до 23 лет [11], [12], [13].Результаты оказались характерными для студенческой выборки в целом, получена следующая иерархия карьерных выборов студентов: 1) «стабильность работы»; 2) «менеджмент»; 3) «служение»; 4) «автономия»; 5) «интеграция стилей жизни»; 6) «предпринимательство»; 7) «вызов»; 8) «профессиональная компетентность»; 9) «стабильность места жительства». Отмечались индивидуально-типические варианты сочетаний карьерных предпочтений (отличающиеся между собой средними значениями и иерархией), которые были сопоставлены с основными параметрами учебной деятельности и профессиональной направленностью обучения.
Наиболее многочисленной оказалась группа студентов, для которых характерны максимальные средние показатели по всем изучаемым карьерным ориентациям (36,4 % выборки). Иерархия ориентаций в данной подгруппе подобна групповым данным, описанных выше. Характерно, что половину этой группы составили студенты-менеджеры (50 %), с большим отрывом от них оказалась часть инженеров (26,8 %), и в меньшей степени - политологов (21,7 %). Представители данной группы оказались карьерно-ориентированными максималистами, для них высока значимость достижений в совершенно разных сферах (или это декларируется), система карьерных ориентаций оказывается противоречивой (хотят объять необъятное, совместить несовместимое), что сходно с результатами других авторов. При этом в учебной деятельности они успешны, активны, с готовностью выполняют творческие задания.
Вторая по численности группа характеризовалась доминированием ориентаций на «менеджмент» и «предпринимательство» (27,3 % выборки). Примерно в равной степени группа была представлена студентами-инженерами (29,3 %), политологами (26,1 %), менеджерами (26,1 %). Представителей данной группы привлекает руководство и бизнес, они мало ориентированы на «стабильность» (гарантии, защищенность, предсказуемость будущих событий). Их отличала самая высокая активность на семинарах, инициативность, склонность решать учебные проблемы в «авральном» режиме, компенсируя недостаток систематичности посещения занятий и уровня выполнения контрольных работ. Следует отметить, что в работе Терновской О.П. [17] ориентация на «менеджмент» в большей степени оказалась характерна для личности маскулинного типа. В группу «управленцев-предпринимателей» вошло 46,6 % юношей и 53,3 % девушек, что дает нам основание предположить распространенность маскулинного типа личности у девушек, поступающих на инженерные специальности, политологию и управление.
В третью группу вошли студенты, у которых преобладают ориентации на «стабильность места работы», «интеграцию стилей жизни», «служение», малозначимы ориентации на «предпринимательство» и «менеджмент» (24,5 % выборки). В этой группе преобладали девушки (59,2 % девушек к 40,7 % юношей). Примечательно, что эта группа была представлена в большей степени инженерами (34,1 %), в меньшей степени - политологами (21,7 %), и в еще меньшей - менеджерами (17,4 %). Представители этого типа имели самый высокий процент посещений, уровень выполнения контрольных работ, частоту выполнения конспектов среди других групп при самой низкой частоте устных ответов на вопросы. При низкой вербальной активности на занятиях, они оказывались наиболее дисциплинированными, успешными в учебной деятельности, лучше усваивающими знания. Следует отметить, что низкие показатели по ориентации на «менеджмент» противоречили выбору специальности некоторых студентов-менеджеров, что может свидетельствовать о неадекватном выборе профессии.
Четвертая группа (условно можно назвать её «отклоняющиеся») оказалась самой малочисленной (11, 8 % выборки). В данной группе значительно преобладали юноши (61,5 % юношей к 38,5 % девушек), по направленности обучения - студенты-политологи (30,4 %). Для инженеров и управленцев данный тип оказался малохарактерным (7,3 % и 6,5 %). Здесь отмечалось преобладание минимальных (или близких к минимальным) показателей по выраженности карьерных ориентаций. Иерархия ориентаций и показатели учебной деятельности резко отличались от среднегрупповых данных: доминировала ориентация на «автономию», значимы «предпринимательство», «вызов», «интеграция стилей жизни». В группу вошло большинство неуспевающих студентов (все из них были представителя кавказского региона), исключение составили единичные российские студенты, в любом случае стиль учебной деятельности отражал свойственное типу стремление к свободе относительно организационных правил и предписаний. Предполагаем, что эти студенты склонны к независимости, готовы к риску, готовы отвечать на «вызовы» среды при слабой значимости карьеры. Не исключено, что подобные особенности могут проявляться и в «негативизме», желании «быть свободным» от требований общества. Специфичность выборки требует дополнительного исследования для более глубокого анализа результатов.
Таким образом, нами подтверждены и дополнены данные об особенностях карьерных ориентаций студентов: максимализм карьерных устремлений большой части учащихся при слабой их дифференцированности, наличие разных типов сочетания карьерных ориентаций, которые по-разному соотносятся с полом, гендером и направленностью обучения, проявляются в особенностях учебной деятельности.
Анализ и обобщение данных эмпирических исследований карьерных ориентаций современной российской молодежи позволяет сделать ряд выводов.
1. Ведущие карьерные предпочтения школьников, учащихся техникумов, студентов сходны, имеют социальный характер, возможно, отражают возрастные особенности: желание баланса разных сторон жизни, независимости (выбор карьерных ориентаций «интеграция стилей жизни», «автономия»). Среди учащихся колледжа, техникума и вузов высока популярность карьерного якоря «стабильность работы», отражающего потребности в стабильности, предсказуемости будущих жизненных событий.
2. Исследований карьерных ориентаций школьников, учащихся колледжа и техникумов крайне мало, большей частью изучается студенческая выборка, что оправдано: ценности в области карьеры только начинают формироваться и даже у студентов отличаются слабой дифференцированностью.
3. На протяжении всех этапов профессионального обучения у большой части студентов и учащихся техникума отмечается низкий уровень осознанности карьерных предпочтений, их внутренняя противоречивость, несформированность, отсутствие четкой иерархии, декларативность, текущие предпочтения не совпадают с идеализированными представлениями о будущей карьере.
4. Иерархия карьерных предпочтений может незначительно меняться от первого к выпускному курсу при низкой степени изменчивости доминирующих ориентаций.
5. Карьерные ориентации отчасти могут быть связаны с полом и гендером, но в большей степени - с направленностью обучения и видом деятельности. При этом обнаруживаются индивидуально-типические варианты сочетаний карьерных предпочтений, по-разному соотносящиеся с направленностью обучения, проявляющиеся в поведении и особенностях учебной деятельности.
6. Половые и гендерные особенности карьерных ориентаций проявляются в том, что девушки в целом стремятся к стабильности, безопасности, сбалансированности карьеры и семьи, ориентированы на служение, их не привлекает независимость, борьба и победа над другими (выражены карьерные ориентации «стабильность», «интеграция стилей жизни», «служение», мало выражены - «вызов», «автономия»). При этом исключение составляет часть студенток, выбравших профессиональные направления «менеджмент», «политология», инженерные специальности. Ориентация на «менеджмент» чаще всего доминирует у юношей, личностей маскулинного типа
7. Карьерные ориентации студентов в целом соответствуют характеру получаемой профессии, специальности или роду деятельности. Учащиеся по специальностям, связанным с организацией и управлением, чаще выбирают ориентацию на «менеджмент»; студенты творческих специальностей - «автономию»; социономических, гуманитарных специальностей - «служение». Тип студентов, ориентированных на управление/ бизнес, не придающих значение стабильности работы, преобладает среди студентов экономических, управленческих специальностей, встречается у части инженеров и политологов. Тип, ориентированный на горизонтальную карьеру и стабильность, преобладает среди студентов-педагогов и инженеров.
8. Ориентация на «менеджмент» может встречаться у студентов без выраженной направленности на определенный вид деятельности.
9. Ориентация на «служение» выражена у школьников и студентов-гуманитариев, психологов, учащихся железнодорожных специальностей, техникума пищевой промышленности (и ряда техникумов, сходных по отраслевому признаку), инженеров-проектировщиков, студентов физико-математического факультета, юристов, и недостаточно представлена у студентов рекламных, экономических и управленческих специальностей.
10. Ориентация на «профессиональную компетентность» является ведущей или значимой у студентов-юристов, копирайтеров, инженеров, может служить показателем профессиональной направленности студента. Однако в целом среди молодежи карьерная ориентация «профессиональная компетентность» наименее популярна, также декларируется низкая значимость «стабильности места жительства», готовность совершать какие угодно географические перемещения, связанные с работой. Многие студенты не видят себя в выбранной профессии по окончании учебного заведения, не готовы совершенствоваться в конкретной профессиональной области и развивать горизонтальную (профессиональную) карьеру. Ориентация на «профессиональную компетентность» претерпевает значительное изменение от первого до последнего курса: в начале обучения желание стать мастером своего дела более выражено, на последнем - снижается. Наиболее «уязвимыми» в карьерном развитии оказываются студенты-психологи, экономисты и управленцы, несмотря на то, что в своем большинстве их карьерные ориентации вполне соответствуют характеру профессии.
11. Перспективы дальнейших исследований видятся в изучении и влияния различных факторов на формирование карьерных ориентаций молодежи; применении системного подхода к анализу проблем профессионализации молодежи; более глубоком анализе причин низкой ориентации большинства молодежи на профессиональную компетентность; дальнейшей разработке, апробации и проверке эффективности программ, направленных на развитие рефлексии и осознанности карьерных ориентаций, соотнесение их со своими индивидуальными особенностями, преодоление выявленных проблем и противоречий в системе карьерных ориентаций современных юношей и девушек. При этом наиболее надежным исследовательским инструментом нам представляется опросник «Якоря карьеры», реадаптированный А.А. Жданович, целесообразно использование модификаций опросника для применения на молодежной выборке. Также следует отметить, что остается много направлений профессиональной подготовки, не охваченных исследованиями карьерных предпочтений учащихся (социологи, музыканты и проч.).
Рецензенты:Санина Е.И., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, г. Москва.
Гагарин А.В., д.п.н., профессор некоммерческой образовательной организации «Международный акмеологический институт», г. Москва.