Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FRANCHISING IN LATIN AMERICA: BRAZIL SUCCESS

Berdina M.Yu. 1 Torosyan E.K. 2
1 Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
2 Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies
This article discusses Brazil, as one of the most dynamically developing markets in Latin America. The main macroeconomic indicators of the development of the Latin American region analyzed, showing positive growth and role of the region in general on the world stage. The development of franchising in the world and main geo-graphical regions showed. It was analyzed the current state and development of franchising in Brazil by the main sectors of the economy. Authors did the conclusions about the more active development of franchising in Brazil compared with the GDP growth of the country. On the basis of statistical data was showed predominance of franchise networks Brazil in the sphere of services and retail trade. Authors showed directly franchise networks in comparison with foreign networks on the Brazilian market. The main franchise brands Brazil, and their rating were illustrated.
franchising network; Brazil Franchise Association; rating of well-being in America; franchising channel; franchising of the goods and the trade mark; franchising business format; service franchising; Latin America region; franchising in Brazil.

Введение. На сегодняшний день регион Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) последовательно укрепляет свои позиции на международной арене, как экономические, так и политические. Разумеется, сейчас ни одна из стран Латинской Америки не входит в группу мировых лидеров первой линии, но в совокупности регион оказывает существенное влияние на глобальную политику и экономику благодаря растущему хозяйственному потенциалу, значительному населению и огромным природным ресурсам.

Латинская Америка демонстрировала уверенное развитие в течение последнего десятилетия, в среднем около 4,5 % ежегодно по сравнению с 2,8 % в 1980-х и 1990-х годах. Это позволило миллионам людей вырваться из бедности и подтолкнуло безработицу к рекордным минимумам. Но основная часть этих достижений основывалась на внешних факторах, в том числе сыграл свою роль бум спроса и цен на сырьевые товары, которые производят страны Латинской Америке, такие как уголь, железо, соя, медь, золото и кофе.

В 2013 году у стран Латинской Америки и Карибского бассейна экономические показатели поднялись выше среднего мирового показателя (табл.1). Мексика, Панама и Чили обогнали Бразилию по экономическим показателям. Панама продвинулась вверх на 11 позиций до 31-го места в 2013 году по экономике.

Таблица 1

Темпы роста ВВП в странах Латинской Америки, % [13, p.154]

Страна

1995-2004

2005-2009

2010

2011

2012

Латинская Америка

2,6

3,8

6,1

4,6

3,0

Аргентина

1,1

6,8

9,2

8,9

1,9

Бразилия

2,5

3,6

7,5

2,7

0,9

Венесуэла

1,0

6,2

-1,5

4,2

5,5

Колумбия

2,3

4,7

4,0

6,6

4,0

Мексика

2,5

1,3

5,3

3,9

3,9

Перу

3,5

6,8

8,8

6,9

6,3

Чили

4,7

3,9

5,8

5,9

5,5

Повышению динамики экономического развития помогла благоприятная конъюнктура на мировых рынках, обеспечившая растущий спрос и относительно высокие цены на сырьевые и продовольственные товары – главную статью латиноамериканского экспорта. Именно сопряжение внутренних усилий и внешних факторов привело к тому, что в 2000‒2012 гг. региональный ВВП вырос в 2,5 раза, в три раза увеличился товарный экспорт, в четыре – накопленный объем прямых иностранных инвестиций, более чем в пять раз – валютные резервы [11]. В эти годы латиноамериканские страны настолько экономически и финансово окрепли, что сами превратились в заметных экспортеров капитала. Накопленный объем прямых зарубежных инвестиций «транслатинас» [10] (региональных транснациональных корпораций) в 2011 г. перешагнул отметку в 1 трлн долл., что означало превышение в пять раз показателя 2000 г. Одновременно произошло заметное снижение размера государственного долга по отношению к ВВП (табл. 2).

Таблица 2

Макроэкономические показатели Латинской Америки, млрд долл. [12]

Показатель

1991

2000

2010

2012

ВВП

1219,0

2133,0

5007,4

5607,5

Товарный экспорт

143,5

364,2

889,2

1120,0

Товарный импорт

141,5

387,1

895,4

1134,1

Внешнеторговый оборот

285,0

751,3

1784,6

2254,1

Годовой приток ПИИ

11,6

97,8

187,4

217,0

Накопленный объем ПИИ

123,0

507,4

1963,6

2048,1

Годовой размер ПЗИ

4,1

49,9

119,9

99,7

Накопленный объем ПЗИ

61,9

205,3

893,4

1005,9

Валютные резервы

49,2

157,8

638,8

829,4

Государственный долг (% ВВП)

-

43,3

30,4

29,9

Примечание: данные по ВВП, ПИИ и ПЗИ относятся к 2011 г.

Уроки кризиса подтвердили, что нынешняя модель хозяйственного развития латиноамериканских стран несет в себе немалый потенциал поддержания сравнительно высоких темпов роста и способна обеспечить необходимый запас внутренней прочности и устойчивости.

В странах Латинской Америки и Карибского бассейна за исключением здравоохранения с 2009 года наблюдается увеличение всех индексов. Это привело к росту общего благосостояния в регионе за последние пять лет. Парагвай, Тринидад и Тобаго, а также Боливия больше всего улучшили общее благополучие с 2009 г., а Уругвай занимает наивысшее место в рейтинге (28-е) из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Канада и США по-прежнему возглавляют регион (3 и 11-е места) в Индексе благополучия (табл. 3), демонстрируя большой отрыв в уровне благополучия Северной Америки и остальной части Америки.

Учитывая ключевое направление настоящей статьи – развитие международного франчайзинга, – необходимо отметить, что данный вид бизнес-операций по трансферу нематериальных активов [9] активно распространяется не только в развитых странах, о чем убедительно свидетельствуют отчеты ведущих ассоциаций по франчайзингу (британской, американской, российской и пр.), но и значительно усилил свои позиции в регионе Латинской Америки. Общей тенденцией глобального рынка франчайзинга является тот факт, что он демонстрирует положительные факторы роста благодаря растущему среднему классу в развивающихся странах Южной Америки, Восточной Европы и Азии (рис.1).


Таблица 3

Рейтинг благополучия в регионе Северной и Южной Америки (по итогам 2013 г.) [8]

http://j-times.ru/wp-content/uploads/2013/11/index5.jpg

Рис.1. Доли регионов мира по количеству франчайзеров, 2010 – I полугодие 2011 гг. [3]

Франчайзеры заинтересованы в расширении своего присутствия на новых рынках, предлагая европейские, американские и японские товары и услуги, которые пользуются высоким спросом по всему миру. По данным Franchise Direct, в 2012 году в целом было зафиксировано увеличение доли франчайзинга на глобальном рынке, что прямо и косвенно способствует уменьшению посткризисной безработицы и росту ВВП [1].

В Латинской Америке Бразилия – ключевое государство. Она является крупнейшим рынком мира (сырьевые ресурсы, рынок сбыта) и наиболее перспективной экономикой в мире – уступает по привлекательности инвестиций лишь Китаю и Индии. Бразилия является очень привлекательной страной для ведения своего бизнеса: более 70 % населения проживает в черте города, 20 бразильских городов имеют население более миллиона человек, развитое законодательство в сфере франчайзинга и защиты частной собственности и инвестиций, большой спрос на франшизы в сфере услуг, образования, медицины, фаст-фуда и ресторанного бизнеса – все это способствует активному развитию франчайзинга в стране (рис. 2, табл. 4).

Карта Бразилии и ее регионов.

Легенда: Доля франчайзеров по регионам Бразилии от общей территории: Юго-восток – 70,7 %, Юг – 16,9 %, Северо-восток – 7,7 %, Средний Запад – 3,9 %, Север – 0,8 %

Рис. 2. Расположение штаб-квартир франчайзеров по штатам Бразилии (по состоянию на 2012 г.) [6]

Таблица 4

Соотношение франчайзеров по штатам Бразилии [6]

Штат Бразилии

% доля к общей территории

% доля с начала года

Сан Паулу (SP)

51,5%

51,5%

Рио де Жанейро (RJ)

12,2%

63,7%

Парана (PR)

7,8%

71,5%

Мато Гроссо (MG)

6,0%

77,5%

Санта Катарина (SC)

4,7%

82,2%

Рио Гранде де Сул (RS)

4,4%

86,6%

Пернамбуко (PE)

2,4%

89,0%

Федеральный район Бразилиа (DF)

1.9%

90,9%

Сеара (СЕ)

1,8%

92,7%

Баийя (Б.А.)

1,6%

94,3%

Гроссо де Сул (GO)

1,3%

95,6%

Прочие

4,3%

100,0%

Так, в 2004 году на государственном уровне была принята программа развития франчайзинга, которая позволила местным предпринимателям выйти на международный рынок. Исполнительный директор Бразильской Ассоциации Франчайзинга (БАФ) Риккардо Камарго считает, что положительная динамика в указанных отраслях объясняется повышением уровня доходов в большинстве слоев населения и увеличением экономической активности женщин, что провоцирует рост предложения услуг в сферах общественного питания, бытовых услуг населению. Бразильские бренды (их около 90) сегодня продаются в 58 странах, и эта тенденция только увеличивается.

Безусловно, развитие сектора франчайзина в бразильской экономике явилось результатом благоприятного стечения обстоятельств и своевременного создания БАФ, которая сыграла определяющую роль в становлении франчайзинговой сети в стране. Ассоциация оказывает посильную консалтинговую помощь начинающим предпринимателям, помогает им развиваться. Постоянное взаимодействие с предпринимателями по всему миру помогает ассоциации и входящим в нее фирмам находить деловых партнеров.

Законодательство в области франчайзинга начало своё становление в 1994 году, когда был принят «Бразильский закон о франчайзинге», определяющий основные понятия франчайзинга. Так же все компании, занятые во франчайзинге, обязаны регистрироваться в «Циркуляре франчайзинговых предложений» [4].

Закон о франчайзинге Бразилии гласит, что франчайзеры или их мастер-франчайзи должны предоставить всем потенциальным франчайзи документ – Circular de Oferta de Franquia (циркуляр франчайзинговой оферты). Этот документ должен содержать информацию о финансовом состоянии франчайзера, а также о любых незавершенных судебных исках.

Зарубежным франчайзерам в Бразилии следует серьезно позаботиться о защите своей интеллектуальной собственности. Для этого необходимо зарегистрировать свой бренд в Бразильском институте интеллектуальной собственности (INPI) [5]. Невыполнение этого требования может привести к судебным тяжбам с лицами, которые преднамеренно или непреднамеренно зарегистрировали торговую марку раньше фактического владельца или создателя бренда.

Франчайзинг в Бразилии находится в постоянном развитии. На рис. 3 видно, что на протяжении многих лет темпы роста в франчайзинговом секторе намного превышают темпы роста экономики в целом. Например, в 2010 году франчайзинговый рынок вырос более чем на 20 % при среднем уровне по стране 7,5 %. Даже в кризисный 2009 год франчайзинговые предприятия демонстрировали рост почти в 18 %, тогда как экономика страны показала отрицательную динамику (-0,6 %). Эти данные свидетельствуют о том, каким высоким потенциалом роста обладает франчайзинговый сектор страны.

pic_braz1

Рис. 3. Темпы роста в секторе франчайзинга и ВНП Бразилии [2]

Успех Бразилии на рынке франчайзинга доказывает тот факт, что она входит в 4-ку крупнейших рынков франчайзинга, по данным за 2012 год, приведённым Всемирным Советом по франчайзингу [7] БАФ, в стране насчитывается более 2000 брендов (табл.5). На рынке франчайзинге занято порядка 20000 человек. Наибольшую популярность франчайзинг имеет в сфере общественного питания, производства одежды и обуви, образовании, в услугах салонов красоты и спорта, туризме, производстве мебели, охране, производстве автомобилей. Более 50 % предприятий заняты в сфере производства обуви и аксессуаров (рис.4, рис.5, рис.6).

Таблица 5

Динамика развития франчайзинга в Бразилии по секторам экономики [6]

Сегмент

Прибыль

(млрд долл.)

Количество

брендов

Количество магазинов (франчайзеры и франчайзи)

 

2011

2012

Рост,%

2011

2012

Рост,%

2011

2012

Рост,%

Обувь и аксессуары

5477

6286

14,8%

138

166

20,3%

4717

5260

12,0%

Общественное питание

17499

20576

17,6%

481

573

19,1%

13866

16029

16,0%

Образование и тренинги

5902

6509

10,3%

234

270

15,4%

12845

13376

4,0%

Спорт, красота, здоровье и досуг

14715

17866

21,4%

371

435

17,3%

16983

19767

16,0%

Фото и типография

1580

1605

1,6%

22

23

4,5%

1925

1953

1,0%

Туризм и отдых

2774

5487

97,8%

27

36

33.3%

864

1848

114.0%

IT и электроника

1198

1588

32,5%

83

102

22,9%

1834

2548

39,0%

Услуги по уборке и ремонту

0730

1055

44,5%

58

75

29,3%

2105

2742

30,0%

Мебель, декор и подарки

4743

5523

16,4%

100

125

25,0%

4285

4680

9,0%

Бизнес, услуги и ритейл

24,087

24,718

2,6%

200

249

24,5%

23519

24457

4,0%

Транспорт

3076

3699

20,2%

82

99

20,7%

4501

5224

16,0%

Одежда

7066

8375

18,5%

235

273

16,2%

5654

6659

18,0%

Всего

88,854

103,291

16,2%

2031

2426

19,4%

93098

104543

12,3%

Распределение выручки от франчайзинга промышленности по сегментам в 2012 году.

Рис.4. Распределение доходов в сфере франчайзинга по секторам (по состоянию на 2012 г.) [6]

Распределение франшизы цепей на сегменте франчайзинга в 2012 году.

Рис. 5. Доля франчайзинговых сетей по секторам (по состоянию на 2012 г.) [6]

Распределение количества франчайзинговых единиц по сегментам франчайзинга в 2012 году.

Рис.6. Доля франчайзинговых точек по секторам (по состоянию на 2012 г.) [6]

Для большинства россиян бразильские бренды малоизвестны, поэтому кратко упомянем самые важные из них.

Одежда и мода: рост в этом секторе происходит в основном за счет консолидации брендов, которые недавно освоили франчайзинг как основной метод выхода на рынок. Среди них можно отметить Tip Top, Mar Rio, а также O Poderoso Timão, который является сетью магазинов по продаже официально лицензированной продукции футбольных команд – сборной Бразилии по футболу и второй по популярности команды Corinthians. Среди более традиционных франчайзинговых брендов заслуживают внимания Caverna do Dino, Hering Store, Hope, PUC, Puket, Scala.

Обувь и аксессуары: данный сегмент показывал стабильный рост доходности, в основном за счет традиционных брендов Arezzo, Lupa Lupa, World Tennis, Havaianas и Baloné.

Информатика и электроника: этот сектор показывал очень высокие темпы роста доходности за счет таких новых брендов, как Oi Franquias и Amigo Computador. Стоит подчеркнуть, что потребительский компьютерный рынок Бразилии входит в тройку крупнейших рынков мира, что стало следствием непрерывной модернизации различных отраслей промышленности, снижения цен на персональные компьютеры, популяризации цифровых камер, снижения налогов на ряд товаров, а также распространения сотовой связи. Кроме того, правительственная программа действий против пиратов сократила «серый» рынок компьютеров, программного обеспечения и других устройств.

Но Бразилия – средоточие ресурсов, и здесь необходимы специалисты по разведке и добыче ископаемых. Кроме того, многие бизнесмены начинают своё дело в производстве и продаже мяса, которого здесь предостаточно. Кроме того, в Бразилии очень легко приобрести землю и, например, начать свой бизнес по посадке и последующей продаже эвкалиптовых лесов.

По данным Международного совета по франчайзингу (WFC) Бразилия занимает 4-е место в мире по количеству франчайзинговых брендов, уступая лишь Южной Корее, США и Китаю. «Мы верим, что благодаря многопрофильному портфолио бразильские бренды имеют большие перспективы и могут представлять интерес для самых разных российских предпринимателей», – отмечает исполнительный директор Бразильской Ассоциации Франчайзинга Рикардо Камарго [6]. Ниже приведены рейтинги 25 крупнейших франчайзинговых сетей Бразилии по объему продаж и по количеству единиц (табл. 6). Данные наглядно демонстрируют доминирование местных брендов на бразильском рынке. Как видно из таблицы, только два из топ-10 брендов являются зарубежными (MCDONALD'S и SUBWAY).


Таблица 6

Рейтинг бразильских сетей по объему продаж (2012) [6]

Место

Франчайзнговый бренд

Сегмент экономики

Число франчайзинговых точек

1

BOTICÁRIO

Косметика и парфюмерия

3626

2

MATTRESSES Ortobom

Домашняя мебель и предметы декора

1801

3

MCDONALD'S

Общественное питание

1646

4

KUMON

Образование и обучение

1565

5

COCOA SHOW

Кондитерская

1549

6

SUBWAY

Общественное питание

1408

7

AM PM MINI MARKET

Бизнес-услуги

1377

8

BOB'S

Общественное питание

1267

9

WIZARD LANGUAGE

Языковые школы

1264

10

L'ACQUA DI FIORI

Косметика и парфюмерия

1166

11

SCHOOLS FISK

Языковые школы

1002

12

HOKEN

Природная косметика

896

13

JET OIL

Автомобильные услуги

887

14

BR MANIA

Бизнес-услуг

801

15

CCAA

Языковые школы

698

16

PROFESSIONAL PREPARATION COURSES

Образование и обучение

633

17

OPTICAL DINIZ

Оптика

613

18

OPTICAL CAROL

Оптика

597

19

CNA

Языковые школы

589

20

CHILLI BEANS

Обувь и аксессуары

566

21

SEGURALTA - INSURANCE EXCHANGE

Бизнес-услуги

565

22

Hering

Одежда

557

23

RESOLVE DOCTOR

Бизнес-услуги

550

24

DAY%

Бизнес-услуги

538

25

LOCATION RENT A CAR

Автомобильные услуги

513

Как мы уже отмечали, бразильские франчайзинговые сети доминируют на своем рынке, составляя в 2012 г. почти 95 % (рис. 7). При этом тенденция последних лет состоит в постоянном уменьшении доли иностранцев и расширении бразильских брендов. Это особенно важно учитывать зарубежным предпринимателям, рассматривающим перспективы выхода на бразильский рынок. Чтобы воспользоваться преимуществами растущего рынка в Бразилии, зарубежным франчайзерам необходимо не только локализовать свою продукцию/услуги, но также вкладывать средства в маркетинговые исследования, а также использовать различные пилотные проекты для проверки чувствительности рынка.

pic_braz4

Рис. 7. Распределение бразильского рынка между местными и зарубежными сетями [2]

Бразильские франчайзеры не только активно развиваются на своем внутреннем рынке, но и сами с успехом выходят на международный уровень. На сегодняшний день 79 бразильских брендов являются международными, что составляет почти 5 % от общего числа брендов страны. Бразильские сети присутствуют в 49 странах мира на всех континентах. Наибольших успехов бразильцы добились в странах, наиболее близких к ней по социокультурным аспектам. Прежде всего, это Португалия, где доля бразильских франчайзинговых брендов достигает почти 40 %. Велика доля бразильских брендов и в США, где она достигает 25 %. Эти достижения на рынках развитых стран говорят о том, что бразильские франчайзинговые сети ни в чем не уступают своим конкурентам из США и Западной Европы.

Таким образом, в заключение настоящей статьи можно сделать следующие выводы. Увеличение численности населения и экономического веса в мировой экономике стран Латинской Америки – объективно неизбежный процесс, и франчайзинговые сети США, Канады, Европы и Австралии уже сейчас внесли данный регион в планы развития как перспективный внешний рынок и важный объект для расширения франчайзинговых сетей. Для успешного освоения данного региона необходимо всегда серьёзно подходить к адаптации сети к местным условиям (чередование в экономике резких спадов и подъёмов, политическая нестабильность, особенности менталитета и климата). Наиболее подходящие страны для экспансии американских франчайзинговых сетей – Мексика, Бразилия, Пуэрто-Рико. Европейским и азиатским франчайзерам следует действовать максимально осторожно и быть готовыми к серьёзной конкуренции как со стороны франчайзеров США (действующих в странах Латинской Америки), так и со стороны преуспевающих локальных франчайзинговых брэндов. Франчайзинговый сектор бразильской экономики является одним из крупнейших и наиболее развитых в мире. Темпы роста этого сектора стабильно превышают средний показатель по экономике, благодаря чему франчайзинговый сектор превратился в одно из ведущих направлений роста. Сильные позиции местных брендов создают непростые условия для вхождения на рынок зарубежных игроков, однако сегодняшний объем рынка и перспективы роста бразильской экономики и внутреннего потребления ставят Бразилию на одно из первых мест в списке приоритетов для каждого бизнеса, заинтересованного в международной экспансии на развивающихся рынках.

Секрет успеха на латиноамериканском рынке – адаптация сетей под местные условия, долговременные инвестиции и постоянная образовательная и информационная поддержка местных франчайзи.

Рецензенты:

Васюхин О.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой прикладной экономики и маркетинга ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г.Санкт-Петербург.

Власова В.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов ФГАОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург.