Введение. На сегодняшний день регион Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) последовательно укрепляет свои позиции на международной арене, как экономические, так и политические. Разумеется, сейчас ни одна из стран Латинской Америки не входит в группу мировых лидеров первой линии, но в совокупности регион оказывает существенное влияние на глобальную политику и экономику благодаря растущему хозяйственному потенциалу, значительному населению и огромным природным ресурсам.
Латинская Америка демонстрировала уверенное развитие в течение последнего десятилетия, в среднем около 4,5 % ежегодно по сравнению с 2,8 % в 1980-х и 1990-х годах. Это позволило миллионам людей вырваться из бедности и подтолкнуло безработицу к рекордным минимумам. Но основная часть этих достижений основывалась на внешних факторах, в том числе сыграл свою роль бум спроса и цен на сырьевые товары, которые производят страны Латинской Америке, такие как уголь, железо, соя, медь, золото и кофе.
В 2013 году у стран Латинской Америки и Карибского бассейна экономические показатели поднялись выше среднего мирового показателя (табл.1). Мексика, Панама и Чили обогнали Бразилию по экономическим показателям. Панама продвинулась вверх на 11 позиций до 31-го места в 2013 году по экономике.
Таблица 1
Темпы роста ВВП в странах Латинской Америки, % [13, p.154]
Страна |
1995-2004 |
2005-2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Латинская Америка |
2,6 |
3,8 |
6,1 |
4,6 |
3,0 |
Аргентина |
1,1 |
6,8 |
9,2 |
8,9 |
1,9 |
Бразилия |
2,5 |
3,6 |
7,5 |
2,7 |
0,9 |
Венесуэла |
1,0 |
6,2 |
-1,5 |
4,2 |
5,5 |
Колумбия |
2,3 |
4,7 |
4,0 |
6,6 |
4,0 |
Мексика |
2,5 |
1,3 |
5,3 |
3,9 |
3,9 |
Перу |
3,5 |
6,8 |
8,8 |
6,9 |
6,3 |
Чили |
4,7 |
3,9 |
5,8 |
5,9 |
5,5 |
Повышению динамики экономического развития помогла благоприятная конъюнктура на мировых рынках, обеспечившая растущий спрос и относительно высокие цены на сырьевые и продовольственные товары – главную статью латиноамериканского экспорта. Именно сопряжение внутренних усилий и внешних факторов привело к тому, что в 2000‒2012 гг. региональный ВВП вырос в 2,5 раза, в три раза увеличился товарный экспорт, в четыре – накопленный объем прямых иностранных инвестиций, более чем в пять раз – валютные резервы [11]. В эти годы латиноамериканские страны настолько экономически и финансово окрепли, что сами превратились в заметных экспортеров капитала. Накопленный объем прямых зарубежных инвестиций «транслатинас» [10] (региональных транснациональных корпораций) в 2011 г. перешагнул отметку в 1 трлн долл., что означало превышение в пять раз показателя 2000 г. Одновременно произошло заметное снижение размера государственного долга по отношению к ВВП (табл. 2).
Таблица 2
Макроэкономические показатели Латинской Америки, млрд долл. [12]
Показатель |
1991 |
2000 |
2010 |
2012 |
ВВП |
1219,0 |
2133,0 |
5007,4 |
5607,5 |
Товарный экспорт |
143,5 |
364,2 |
889,2 |
1120,0 |
Товарный импорт |
141,5 |
387,1 |
895,4 |
1134,1 |
Внешнеторговый оборот |
285,0 |
751,3 |
1784,6 |
2254,1 |
Годовой приток ПИИ |
11,6 |
97,8 |
187,4 |
217,0 |
Накопленный объем ПИИ |
123,0 |
507,4 |
1963,6 |
2048,1 |
Годовой размер ПЗИ |
4,1 |
49,9 |
119,9 |
99,7 |
Накопленный объем ПЗИ |
61,9 |
205,3 |
893,4 |
1005,9 |
Валютные резервы |
49,2 |
157,8 |
638,8 |
829,4 |
Государственный долг (% ВВП) |
- |
43,3 |
30,4 |
29,9 |
Примечание: данные по ВВП, ПИИ и ПЗИ относятся к 2011 г.
Уроки кризиса подтвердили, что нынешняя модель хозяйственного развития латиноамериканских стран несет в себе немалый потенциал поддержания сравнительно высоких темпов роста и способна обеспечить необходимый запас внутренней прочности и устойчивости.
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна за исключением здравоохранения с 2009 года наблюдается увеличение всех индексов. Это привело к росту общего благосостояния в регионе за последние пять лет. Парагвай, Тринидад и Тобаго, а также Боливия больше всего улучшили общее благополучие с 2009 г., а Уругвай занимает наивысшее место в рейтинге (28-е) из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Канада и США по-прежнему возглавляют регион (3 и 11-е места) в Индексе благополучия (табл. 3), демонстрируя большой отрыв в уровне благополучия Северной Америки и остальной части Америки.
Учитывая ключевое направление настоящей статьи – развитие международного франчайзинга, – необходимо отметить, что данный вид бизнес-операций по трансферу нематериальных активов [9] активно распространяется не только в развитых странах, о чем убедительно свидетельствуют отчеты ведущих ассоциаций по франчайзингу (британской, американской, российской и пр.), но и значительно усилил свои позиции в регионе Латинской Америки. Общей тенденцией глобального рынка франчайзинга является тот факт, что он демонстрирует положительные факторы роста благодаря растущему среднему классу в развивающихся странах Южной Америки, Восточной Европы и Азии (рис.1).
Таблица 3
Рейтинг благополучия в регионе Северной и Южной Америки (по итогам 2013 г.) [8]
Рис.1. Доли регионов мира по количеству франчайзеров, 2010 – I полугодие 2011 гг. [3]
Франчайзеры заинтересованы в расширении своего присутствия на новых рынках, предлагая европейские, американские и японские товары и услуги, которые пользуются высоким спросом по всему миру. По данным Franchise Direct, в 2012 году в целом было зафиксировано увеличение доли франчайзинга на глобальном рынке, что прямо и косвенно способствует уменьшению посткризисной безработицы и росту ВВП [1].
В Латинской Америке Бразилия – ключевое государство. Она является крупнейшим рынком мира (сырьевые ресурсы, рынок сбыта) и наиболее перспективной экономикой в мире – уступает по привлекательности инвестиций лишь Китаю и Индии. Бразилия является очень привлекательной страной для ведения своего бизнеса: более 70 % населения проживает в черте города, 20 бразильских городов имеют население более миллиона человек, развитое законодательство в сфере франчайзинга и защиты частной собственности и инвестиций, большой спрос на франшизы в сфере услуг, образования, медицины, фаст-фуда и ресторанного бизнеса – все это способствует активному развитию франчайзинга в стране (рис. 2, табл. 4).
Легенда: Доля франчайзеров по регионам Бразилии от общей территории: Юго-восток – 70,7 %, Юг – 16,9 %, Северо-восток – 7,7 %, Средний Запад – 3,9 %, Север – 0,8 %
Рис. 2. Расположение штаб-квартир франчайзеров по штатам Бразилии (по состоянию на 2012 г.) [6]
Таблица 4
Соотношение франчайзеров по штатам Бразилии [6]
Штат Бразилии |
% доля к общей территории |
% доля с начала года |
Сан Паулу (SP) |
51,5% |
51,5% |
Рио де Жанейро (RJ) |
12,2% |
63,7% |
Парана (PR) |
7,8% |
71,5% |
Мато Гроссо (MG) |
6,0% |
77,5% |
Санта Катарина (SC) |
4,7% |
82,2% |
Рио Гранде де Сул (RS) |
4,4% |
86,6% |
Пернамбуко (PE) |
2,4% |
89,0% |
Федеральный район Бразилиа (DF) |
1.9% |
90,9% |
Сеара (СЕ) |
1,8% |
92,7% |
Баийя (Б.А.) |
1,6% |
94,3% |
Гроссо де Сул (GO) |
1,3% |
95,6% |
Прочие |
4,3% |
100,0% |
Так, в 2004 году на государственном уровне была принята программа развития франчайзинга, которая позволила местным предпринимателям выйти на международный рынок. Исполнительный директор Бразильской Ассоциации Франчайзинга (БАФ) Риккардо Камарго считает, что положительная динамика в указанных отраслях объясняется повышением уровня доходов в большинстве слоев населения и увеличением экономической активности женщин, что провоцирует рост предложения услуг в сферах общественного питания, бытовых услуг населению. Бразильские бренды (их около 90) сегодня продаются в 58 странах, и эта тенденция только увеличивается.
Безусловно, развитие сектора франчайзина в бразильской экономике явилось результатом благоприятного стечения обстоятельств и своевременного создания БАФ, которая сыграла определяющую роль в становлении франчайзинговой сети в стране. Ассоциация оказывает посильную консалтинговую помощь начинающим предпринимателям, помогает им развиваться. Постоянное взаимодействие с предпринимателями по всему миру помогает ассоциации и входящим в нее фирмам находить деловых партнеров.
Законодательство в области франчайзинга начало своё становление в 1994 году, когда был принят «Бразильский закон о франчайзинге», определяющий основные понятия франчайзинга. Так же все компании, занятые во франчайзинге, обязаны регистрироваться в «Циркуляре франчайзинговых предложений» [4].
Закон о франчайзинге Бразилии гласит, что франчайзеры или их мастер-франчайзи должны предоставить всем потенциальным франчайзи документ – Circular de Oferta de Franquia (циркуляр франчайзинговой оферты). Этот документ должен содержать информацию о финансовом состоянии франчайзера, а также о любых незавершенных судебных исках.
Зарубежным франчайзерам в Бразилии следует серьезно позаботиться о защите своей интеллектуальной собственности. Для этого необходимо зарегистрировать свой бренд в Бразильском институте интеллектуальной собственности (INPI) [5]. Невыполнение этого требования может привести к судебным тяжбам с лицами, которые преднамеренно или непреднамеренно зарегистрировали торговую марку раньше фактического владельца или создателя бренда.
Франчайзинг в Бразилии находится в постоянном развитии. На рис. 3 видно, что на протяжении многих лет темпы роста в франчайзинговом секторе намного превышают темпы роста экономики в целом. Например, в 2010 году франчайзинговый рынок вырос более чем на 20 % при среднем уровне по стране 7,5 %. Даже в кризисный 2009 год франчайзинговые предприятия демонстрировали рост почти в 18 %, тогда как экономика страны показала отрицательную динамику (-0,6 %). Эти данные свидетельствуют о том, каким высоким потенциалом роста обладает франчайзинговый сектор страны.
Рис. 3. Темпы роста в секторе франчайзинга и ВНП Бразилии [2]
Успех Бразилии на рынке франчайзинга доказывает тот факт, что она входит в 4-ку крупнейших рынков франчайзинга, по данным за 2012 год, приведённым Всемирным Советом по франчайзингу [7] БАФ, в стране насчитывается более 2000 брендов (табл.5). На рынке франчайзинге занято порядка 20000 человек. Наибольшую популярность франчайзинг имеет в сфере общественного питания, производства одежды и обуви, образовании, в услугах салонов красоты и спорта, туризме, производстве мебели, охране, производстве автомобилей. Более 50 % предприятий заняты в сфере производства обуви и аксессуаров (рис.4, рис.5, рис.6).
Таблица 5
Динамика развития франчайзинга в Бразилии по секторам экономики [6]
Сегмент |
Прибыль (млрд долл.) |
Количество брендов |
Количество магазинов (франчайзеры и франчайзи) |
||||||
|
2011 |
2012 |
Рост,% |
2011 |
2012 |
Рост,% |
2011 |
2012 |
Рост,% |
Обувь и аксессуары |
5477 |
6286 |
14,8% |
138 |
166 |
20,3% |
4717 |
5260 |
12,0% |
Общественное питание |
17499 |
20576 |
17,6% |
481 |
573 |
19,1% |
13866 |
16029 |
16,0% |
Образование и тренинги |
5902 |
6509 |
10,3% |
234 |
270 |
15,4% |
12845 |
13376 |
4,0% |
Спорт, красота, здоровье и досуг |
14715 |
17866 |
21,4% |
371 |
435 |
17,3% |
16983 |
19767 |
16,0% |
Фото и типография |
1580 |
1605 |
1,6% |
22 |
23 |
4,5% |
1925 |
1953 |
1,0% |
Туризм и отдых |
2774 |
5487 |
97,8% |
27 |
36 |
33.3% |
864 |
1848 |
114.0% |
IT и электроника |
1198 |
1588 |
32,5% |
83 |
102 |
22,9% |
1834 |
2548 |
39,0% |
Услуги по уборке и ремонту |
0730 |
1055 |
44,5% |
58 |
75 |
29,3% |
2105 |
2742 |
30,0% |
Мебель, декор и подарки |
4743 |
5523 |
16,4% |
100 |
125 |
25,0% |
4285 |
4680 |
9,0% |
Бизнес, услуги и ритейл |
24,087 |
24,718 |
2,6% |
200 |
249 |
24,5% |
23519 |
24457 |
4,0% |
Транспорт |
3076 |
3699 |
20,2% |
82 |
99 |
20,7% |
4501 |
5224 |
16,0% |
Одежда |
7066 |
8375 |
18,5% |
235 |
273 |
16,2% |
5654 |
6659 |
18,0% |
Всего |
88,854 |
103,291 |
16,2% |
2031 |
2426 |
19,4% |
93098 |
104543 |
12,3% |
Рис.4. Распределение доходов в сфере франчайзинга по секторам (по состоянию на 2012 г.) [6]
Рис. 5. Доля франчайзинговых сетей по секторам (по состоянию на 2012 г.) [6]
Рис.6. Доля франчайзинговых точек по секторам (по состоянию на 2012 г.) [6]
Для большинства россиян бразильские бренды малоизвестны, поэтому кратко упомянем самые важные из них.
Одежда и мода: рост в этом секторе происходит в основном за счет консолидации брендов, которые недавно освоили франчайзинг как основной метод выхода на рынок. Среди них можно отметить Tip Top, Mar Rio, а также O Poderoso Timão, который является сетью магазинов по продаже официально лицензированной продукции футбольных команд – сборной Бразилии по футболу и второй по популярности команды Corinthians. Среди более традиционных франчайзинговых брендов заслуживают внимания Caverna do Dino, Hering Store, Hope, PUC, Puket, Scala.
Обувь и аксессуары: данный сегмент показывал стабильный рост доходности, в основном за счет традиционных брендов Arezzo, Lupa Lupa, World Tennis, Havaianas и Baloné.
Информатика и электроника: этот сектор показывал очень высокие темпы роста доходности за счет таких новых брендов, как Oi Franquias и Amigo Computador. Стоит подчеркнуть, что потребительский компьютерный рынок Бразилии входит в тройку крупнейших рынков мира, что стало следствием непрерывной модернизации различных отраслей промышленности, снижения цен на персональные компьютеры, популяризации цифровых камер, снижения налогов на ряд товаров, а также распространения сотовой связи. Кроме того, правительственная программа действий против пиратов сократила «серый» рынок компьютеров, программного обеспечения и других устройств.
Но Бразилия – средоточие ресурсов, и здесь необходимы специалисты по разведке и добыче ископаемых. Кроме того, многие бизнесмены начинают своё дело в производстве и продаже мяса, которого здесь предостаточно. Кроме того, в Бразилии очень легко приобрести землю и, например, начать свой бизнес по посадке и последующей продаже эвкалиптовых лесов.
По данным Международного совета по франчайзингу (WFC) Бразилия занимает 4-е место в мире по количеству франчайзинговых брендов, уступая лишь Южной Корее, США и Китаю. «Мы верим, что благодаря многопрофильному портфолио бразильские бренды имеют большие перспективы и могут представлять интерес для самых разных российских предпринимателей», – отмечает исполнительный директор Бразильской Ассоциации Франчайзинга Рикардо Камарго [6]. Ниже приведены рейтинги 25 крупнейших франчайзинговых сетей Бразилии по объему продаж и по количеству единиц (табл. 6). Данные наглядно демонстрируют доминирование местных брендов на бразильском рынке. Как видно из таблицы, только два из топ-10 брендов являются зарубежными (MCDONALD'S и SUBWAY).
Таблица 6
Рейтинг бразильских сетей по объему продаж (2012) [6]
Место |
Франчайзнговый бренд |
Сегмент экономики |
Число франчайзинговых точек |
1 |
BOTICÁRIO |
Косметика и парфюмерия |
3626 |
2 |
MATTRESSES Ortobom |
Домашняя мебель и предметы декора |
1801 |
3 |
MCDONALD'S |
Общественное питание |
1646 |
4 |
KUMON |
Образование и обучение |
1565 |
5 |
COCOA SHOW |
Кондитерская |
1549 |
6 |
SUBWAY |
Общественное питание |
1408 |
7 |
AM PM MINI MARKET |
Бизнес-услуги |
1377 |
8 |
BOB'S |
Общественное питание |
1267 |
9 |
WIZARD LANGUAGE |
Языковые школы |
1264 |
10 |
L'ACQUA DI FIORI |
Косметика и парфюмерия |
1166 |
11 |
SCHOOLS FISK |
Языковые школы |
1002 |
12 |
HOKEN |
Природная косметика |
896 |
13 |
JET OIL |
Автомобильные услуги |
887 |
14 |
BR MANIA |
Бизнес-услуг |
801 |
15 |
CCAA |
Языковые школы |
698 |
16 |
PROFESSIONAL PREPARATION COURSES |
Образование и обучение |
633 |
17 |
OPTICAL DINIZ |
Оптика |
613 |
18 |
OPTICAL CAROL |
Оптика |
597 |
19 |
CNA |
Языковые школы |
589 |
20 |
CHILLI BEANS |
Обувь и аксессуары |
566 |
21 |
SEGURALTA - INSURANCE EXCHANGE |
Бизнес-услуги |
565 |
22 |
Hering |
Одежда |
557 |
23 |
RESOLVE DOCTOR |
Бизнес-услуги |
550 |
24 |
DAY% |
Бизнес-услуги |
538 |
25 |
LOCATION RENT A CAR |
Автомобильные услуги |
513 |
Как мы уже отмечали, бразильские франчайзинговые сети доминируют на своем рынке, составляя в 2012 г. почти 95 % (рис. 7). При этом тенденция последних лет состоит в постоянном уменьшении доли иностранцев и расширении бразильских брендов. Это особенно важно учитывать зарубежным предпринимателям, рассматривающим перспективы выхода на бразильский рынок. Чтобы воспользоваться преимуществами растущего рынка в Бразилии, зарубежным франчайзерам необходимо не только локализовать свою продукцию/услуги, но также вкладывать средства в маркетинговые исследования, а также использовать различные пилотные проекты для проверки чувствительности рынка.
Рис. 7. Распределение бразильского рынка между местными и зарубежными сетями [2]
Бразильские франчайзеры не только активно развиваются на своем внутреннем рынке, но и сами с успехом выходят на международный уровень. На сегодняшний день 79 бразильских брендов являются международными, что составляет почти 5 % от общего числа брендов страны. Бразильские сети присутствуют в 49 странах мира на всех континентах. Наибольших успехов бразильцы добились в странах, наиболее близких к ней по социокультурным аспектам. Прежде всего, это Португалия, где доля бразильских франчайзинговых брендов достигает почти 40 %. Велика доля бразильских брендов и в США, где она достигает 25 %. Эти достижения на рынках развитых стран говорят о том, что бразильские франчайзинговые сети ни в чем не уступают своим конкурентам из США и Западной Европы.
Таким образом, в заключение настоящей статьи можно сделать следующие выводы. Увеличение численности населения и экономического веса в мировой экономике стран Латинской Америки – объективно неизбежный процесс, и франчайзинговые сети США, Канады, Европы и Австралии уже сейчас внесли данный регион в планы развития как перспективный внешний рынок и важный объект для расширения франчайзинговых сетей. Для успешного освоения данного региона необходимо всегда серьёзно подходить к адаптации сети к местным условиям (чередование в экономике резких спадов и подъёмов, политическая нестабильность, особенности менталитета и климата). Наиболее подходящие страны для экспансии американских франчайзинговых сетей – Мексика, Бразилия, Пуэрто-Рико. Европейским и азиатским франчайзерам следует действовать максимально осторожно и быть готовыми к серьёзной конкуренции как со стороны франчайзеров США (действующих в странах Латинской Америки), так и со стороны преуспевающих локальных франчайзинговых брэндов. Франчайзинговый сектор бразильской экономики является одним из крупнейших и наиболее развитых в мире. Темпы роста этого сектора стабильно превышают средний показатель по экономике, благодаря чему франчайзинговый сектор превратился в одно из ведущих направлений роста. Сильные позиции местных брендов создают непростые условия для вхождения на рынок зарубежных игроков, однако сегодняшний объем рынка и перспективы роста бразильской экономики и внутреннего потребления ставят Бразилию на одно из первых мест в списке приоритетов для каждого бизнеса, заинтересованного в международной экспансии на развивающихся рынках.
Секрет успеха на латиноамериканском рынке – адаптация сетей под местные условия, долговременные инвестиции и постоянная образовательная и информационная поддержка местных франчайзи.
Рецензенты:Васюхин О.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой прикладной экономики и маркетинга ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», г.Санкт-Петербург.
Власова В.М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов ФГАОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург.