Содержание образования ориентируется на создание условий для самосовершенствования, самореализации личности, осознание себя как субъекта образовательного процесса. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, одним из ведущих качеств будущих специалистов является самооценка.
Исследованию самооценки посвящены работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов: А.М. Байбакова, B.C. Магун, Л.М. Митиной, С.Е. Рескиной, Е.О. Федотовой, М.Б. Хакимовой, М. Розенберга, H.W. Mersh, Va Uerand и др.
Формирование образовательной самооценки профессионально значимых личностных качеств студента в учебно-воспитательном процессе означает осознание личностной значимости и смысла учебно-профессиональной деятельности [3]. Тенденция современного образования, как полагают исследователи, состоит в переходе от «знаниевой» к личностной парадигме образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская, Ю.А. Гороховатский, Э.Н. Гусинский, В.И. Данильчук, В.П. Зинченко, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, B.C. Шубинский, И.С. Якиманская), ориентированной на целостное личностное развитие человека, что невозможно без опыта самооценивания. Студенту необходимо приобретение данного опыта, в результате чего он должен уметь анализировать собственные действия, поступки и адекватно оценивать их. Формируется он благодаря субъектной позиции студента в учебно-воспитательном процессе колледжа. Благодаря этой позиции обеспечивается качественно более высокий уровень освоения всех элементов содержания образования. Однако преподаватели пока еще не располагают эффективными средствами актуализации и поддержки такой позиции, вследствие чего проблема формирования образовательной самооценки у студентов профессионально значимых личностных качеств продолжает оставаться актуальной.
Для достижения этой важной цели образование должно обеспечивать: максимальную гибкость и разнообразие организационных форм взаимодействия образования; опору на креативность и инициативность личности как на важнейший ресурс экономического и социального развития; смену основ профессионального позиционирования современного выпускника (от узкого освоения одной специальности - к способности адаптации в меняющихся условиях инновационной экономики) на основе сформированной образовательной самооценки.
Таким образом, успешность овладения необходимыми знаниями и умениями, способность применения их на практике в условиях перехода к новому поколению стандартов связана с сформированностью определенных представлений у студентов о своих потенциальных и реальных профессиональных возможностях, а также идеальном образе деятельности специалиста (возможно, связанным с образом конкретного человека, воплощающего в себе черты «идеального» специалиста). Адекватное представление о себе, своих индивидуальных чертах, необходимых для успешности профессионального становления и самореализации в профессиональной деятельности связаны с такими процессами, как самопознание и самосовершенствование и обусловлены формированием образовательной самооценки. Самооценка, кроме того, является одним из основополагающих механизмов, определяющих адаптацию человека к меняющейся социальной и профессиональной среде, одной из характеристик качества подготовки специалиста.
Самооценка играет огромную роль на протяжении всей жизни личности. Являясь важной частью самосознания, она определяет место молодого человека в окружающем мире, определяет характер взаимоотношений с родителями, сокурсниками, преподавателями.
Анализ феномена формирования образовательной самооценки студентов в учебно-воспитательном процессе и ее психолого-педагогическое обоснование показывает, что проблема рассматривается в междисциплинарном контексте различными науками. Согласно исследованиям Б.Г. Ананьева, Р. Берне, Л.И. Божович, А.И. Кочетова, М.А. Ларионовой, А.И. Липкина, Г.В. Лозовой, А.Г. Спиркина, И.И. Чеснокова и др., те или иные аспекты проблемы формирования образовательной самооценки личности студента все чаще оказываются в фокусе внимания ученых-педагогов, а целый ряд авторов ставит самооценку в ряд основных понятий теории и методики профессионального образования (И.В. Аткинсон, Т.Ю. Андрущенко, Н.Е. Анкудинова, А.М. Байбаков, Н.М. Борытко, А.В. Захарова, В.Л. Леви, В.М. Мясшцев, Е.И. Савоныш и др).
Анализ психолого-педагогической литературы и имеющихся исследований по проблеме показал, что образовательная самооценка признаётся как навык, необходимый профессионалу, поскольку она позволяет наиболее эффективно и адекватно реализовать себя и свои способности, обеспечивая процесс развития и саморазвития, способствуя творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности. Однако сущность образовательной самооценки, благодаря которой осуществляется профессиональное становление и развитие личности студента, а также совокупность условий, способствующих формированию данного навыка, недостаточно изучены в педагогике.
Годы обучения в колледже совпадают с периодом юности, отличающимся сложностью становления личностных черт (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Есарева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др.). Способность молодого человека к сознательной регуляции собственного поведения в 17-19 лет недостаточно развита. Самооценка осуществляется с помощью сравнения «Я»-идеального и «Я»-реального, в то время как «Я»-идеальное не проанализировано, а «Я»-реальное не оценено самой личностью. Такое противоречие создает у молодого человека внутреннюю неуверенность в собственных силах.
Образовательная самооценка понимается нами как отражение студентами своей образовательной истории и построение проекта собственного образования, создание образа себя в будущем. Основным процессом образовательной самооценки является процесс самоопределения. Самооценка - это непостоянный конструкт, она изменяется, обусловливаясь знанием личности о себе и своем мировоззрении [5, с. 214]. Являясь стержнем самоопределения личности на всех этапах ее становления, самооценка включается в структуру мотивации профессиональной подготовленности студентов, определяет направленность саморегуляции и выбор форм и средств обучения. Следовательно, между образовательной самооценкой и социальным поведением, а также успешностью учебно-профессиональной деятельности студента можно выявить прямую зависимость.
Исследование опирается на понимание образовательной самооценки как механизма обратной связи качества хода и результатов образовательного процесса (учения и развития студента), который осуществляется при помощи механизмов идентификации. Также образовательная самооценка проявляется при возникновении рефлексивных позиций и опирается на мотивирующие компоненты сознания как умение анализировать способы и результаты своей деятельности.
Еще одной важной характеристикой для образовательной самооценки является осознаваемость личных и профессиональные качеств у других. Образовательная самооценка означает не только оценку уровня развития личности, но и предполагает удовлетворенность положительными качествами и необходимость их закрепления, но и неудовлетворенность отрицательными или недостаточно развитыми личностными качествами и желание изменить их к лучшему.
На основании анализа исследований Л.Н. Корнеевой, С.Л. Рубинштейна, Н.В. Самоукиной, С.В. Славнова, А.Р. Фонарёва, Т. Шибутани и других исследователей можно сформулировать следующий вывод: успех деятельности специалиста напрямую зависит от уровня образования и чувства собственного достоинства. По их мнению, неоптимальная (завышенная или заниженная) самооценка негативно сказывается на профессиональной деятельности личности и ее поведении в обществе [1, с. 16]. Исследователи отмечают, что основными факторами, которые определяют адекватность образовательной самооценки как условие подготовки студентов, являются отношение студента к профессиональным знаниям, труду, успеху в работе, уверенность в себе, уровень самоуважения и чувства собственного достоинства.
Под профессиональной подготовкой в педагогике понимается ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности студента и являющихся условием успешного выполнения профессиональной деятельности. По мнению Н.Д. Левитова, к ним относятся: способность к передаче знаний; способность понимать окружающих, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость и быстрая точная ориентировка; организаторские способности.
Следует подчеркнуть, что специального исследования, посвященного формированию образовательной самооценки студентов в учебно-воспитательном процессе колледжа, не проводилось.
Рассматривая вопрос о целесообразности формирования образовательной самооценки студентов, мы исследовали возрастные характеристики студентов юношеского возраста (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и пришли к заключению, что центральным новообразованием в этом возрасте становится личностная самооценка, которая основывается на сопоставлении своих личностных особенностей. Личностная самооценка - это исследование самим человеком, в первую очередь, своей аффективно-потребностной сферы. Она возникает и проявляется в процессе общения, в основном в конфликтных ситуациях. Осуществляя личностную самооценку, человек исследует себя как субъекта общения и получает о себе, как о личности, новое знание. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональная, следовательно, необходимо осознанно направлять образовательную самооценку студентов в мыследеятельнностный и чувственно переживаемый процесс для осознания субъектом образования своей профессиональной подготовленности.
Основным направлением, определяющим формирование образовательной самооценки студентка в условиях колледжа - это единство воспитания и обучения, всегда бывшего одним из принципов работы отечественного просвещения [2]. В последние годы воспитание в колледжах фактически пущено на самотек, наблюдается явный крен в сторону приоритета образования. При этом предполагается даже, что определенный уровень воспитанности и нравственности складывается сам собой на базе знаний и вообще получаемой информации. Это противоречит тому факту, что именно воспитание, как сознательная, целенаправленная деятельность образовательного учреждения создает благоприятные условия для освоения знаний. Нет этих условий не будет и эффективного обучения. Ведь прежде всего у студента должна сформироваться установка на обучение, что достигается преимущественно воспитательными средствами.
Особое значение имеет взаимодействие преподавателей и студентов, обеспечивающих формирование образовательной самооценки в учебно-воспитательном процессе колледжа, где большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов. Форм, методов и средств обучения при этом немало: проблемные лекции, лекции-диалоги; индивидуальная работа на семинарских, практических занятиях; организация спецсеминаров практикумов; подготовка докладов и рефератов; выполнение курсовых и дипломных работ; постановка экспериментов моделирование, деловые-игры и т.д.; анкетирование и тестирование студентов; конкурсы научных и творческих работ, дискуссии, пресс-конференции и др.
Современная ситуация как никогда фактически требует «поштучной» подготовки специалиста, с перспективой перевода большинства студентов на индивидуальное обучение, лучшие из которых должны получить реальные шансы на построение профессиональной карьеры. Совместная работа преподавателей и студентов - лучшая форма индивидуальной подготовки специалистов среднего профессионального образования, что позволяет глубоко раскрыть способности студента, сформировать творческие навыки, трудолюбие и ответственность.
Важным дидактическим аспектом
формирования самооценки и средством закрепления теоретических знаний студентов
является совершенствование практики студентов в соответствии с деятельностным
принципом подготовки.
Как отмечает Л.Н. Корнеева, на начальном этапе профессиональной подготовки
самооценка, обычно, недостаточно адекватна, снижается её устойчивость, что
создаёт благоприятные возможности для начала её целенаправленного формирования.
Оптимизация профессиональной самооценки в этот период во многом зависит от
качества исполнения профессиональных обязанностей: если она неудовлетворительна
или недостаточна, то за период обучения стихийно формируется и закрепляется не
самооценка профессиональных возможностей, а самооценка успешной учебной
деятельности, которая затем переносится на профессиональную деятельность.
Следовательно, адекватную самооценку необходимо формировать с первого курса
обучения будущих специалистов [6].
Формирование образовательной самооценки возможно только при активном использовании результативных методов её развития и условий обучения: тренингов, деловых игр, анкетирования, бесед, самостоятельной работы студентов, самообразования, свободы выбора в учебном процессе. Чем активнее студент включается в эту работу и принимает его, тем адекватнее его самооценка [4, с. 13].
Реализация педагогических условий обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса при кооперативном взаимодействии педагога и студентов, основанном на возможности самостоятельно учиться, посильном вкладе каждого участника в достижение поставленной цели, овладение материалом в оптимальном для него темпе. Формирование образовательной самооценки студентов представляет собой длительный процесс, требующий согласованности личностных и профессиональных навыков самооценки.
Рецензенты:Александрова Н.С., д.п.н., профессор, начальник отдела науки и аспирантуры, НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров;
Маури А.А., д.п.н., заведующий производственной кафедры НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.