Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICITY OF UNDERSTANDING THE WORD «MOTHERLAND» BY STUDENTS OF SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Kolesnik M.A. 1
1 Siberian Federal University
This article presents the results of the associative experiment conducted by professors and students of the Department of Culturology of Siberian Federal University in 2011. The aim of the experiment was to determine what the meanings of the word «Motherland» are formed of students in the modern cultural situation. The actuality of this study is connected with the fact that in the modern world actively processes of migration. The result of migration processes is cultural exchange and changes in formation of the all-Russian and regional identities. Presents the analysis of groups of words associations, which were obtained during the experiment.. As word-incentive, it was suggested that the word «Motherland». The conclusions about the ideas associated with the concept of «homeland», contained in the minds of students, how they define self-identification of youth as citizens of Russia and Siberia.
ethnos
religion
regional identity
Russian identity
migration
cultural studies
identity
Association experiment
association
В современной России, которая исторически унаследовала многонациональное население, в научной среде обсуждаются вопросы и проблематика, связанные с вопросами миграции населения. Поскольку процесс миграции протекает активно как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, возникает множество различных проблем, связанных с формированием общероссийской и региональной идентичностей, тем более что столкновение различных культур часто приводит к обострению конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.

Исследования, посвященные вопросам миграции и идентичности, проводятся в Сибирском федеральном университете, опубликованы статьи, посвященные данной проблематике,  Копцевой Н.П., Семеновой А.А., Замараевой Ю.С., Лузана В.А. [1-8].

В частности, подробно о том, как с помощью метода ассоциативного эксперимента исследуется феномен миграции, изложено в статье Замараевой Ю.С. [9]. В данной статье обосновывается актуальность применения методики «Серии тематических ассоциаций» авторства А.И. Назарова и Р.В. Соколова в изучении феномена миграции, того, как изучаемый процесс влияет на культуру, на формирование идентичности.

То, каковы особенности общероссийской и о региональной идентичности, можно выявить через проведение ассоциативного эксперимента, для которого были выбраны следующие слова-стимулы: «Россия», «Родина», «Сибирь», «сибирский вкус», «сибирский запах». В данной статье представлено исследование, цель которого  - выявить то, как современная молодежь определяет слово «Родина», какие смыслы вкладываются в это понятие.

Пример

В сентябре 2011 г. преподавателями и студентами кафедры культурологии был проведен ассоциативный эксперимент, целью которого являлось выявление специфики общероссийской и сибирской идентичности. В эксперименте приняли участие студенты СФУ в количестве 200 человек, обучающиеся на гуманитарных и технических направлениях с 1 до 4 курсов обучения. В студенческой группе есть представители разных этносов и религий,  что особенно привлекло внимание: возможность понять, присутствует ли в повседневном молодежном сознании понимание смысла понятия «Родина» Какие актуальные смыслы содержатся в молодежном сознании в слове «Родина»?

 В процессе обработки полученных от респондентов ассоциаций на слово «Родина» было выявлено соотношение положительных и отрицательных оценок: всего  39 отрицательных оценок и 81 положительная оценка из 200 полученных ассоциаций.

Общее количество полученных ассоциаций к слову «Родина» - 1743 слова.

В результате обработки анкет на слово «Родина» определены наиболее часто встречающиеся  ассоциации: дом  - 91 (45,5 %), Россия  - 67 (33,5 %),  любовь  - 52 (26 %),

 мать - 51(25,5 %), патриотизм - 45 (22,5 %),  друзья  - 43 (21,5 %), рождение  - 37 (18,5 %), гордость  - 35 (17,5 %),  семья  - 34 (17 %), родители  - 33 (16,5 %), Сибирь  - 32 (16 %),  защита  - 31 (15,5 %), мама  - 31 (15,5 %), страна  - 29 (14,5 %),  земля  - 28 (14 %), тепло  - 27 (13,5 %), родные люди  - 23 (11,5 %),  детство  - 24 (12 %), природа  - 22 (11 %).

В целом соотношение положительных и отрицательных оценок в ассоциациях составляет 1:2: 39 отрицательно и 81 положительно окрашенных ассоциаций из всех полученных. Среди положительных присутствуют следующие характеристики: лучшее, героизм, защита, патриотизм, тепло, счастье, любовь, покой, благополучие, забота, комфорт, надежда, родное, оптимизм, справедливость, свобода, уют. Отрицательные характеристики: бедность, война, многострадальный народ,  неудачи, беззащитность, негатив, отсталость, неидеальная, гибель, безысходность. Положительные ассоциации, указывающие на эмоциональный настрой и чувства, более вариативны по сравнению с негативными. Самая распространенная ассоциация - «любовь» (62). На негативное восприятие указывают всего четыре ассоциации, частота повторения которых не велика. Также выделены слова-ассоциации, которые определяют Родину как сферу дружественную, приветливую. Преобладание положительных ассоциаций свидетельствует о позитивном восприятии Родины, которая характеризуется как дом, пространство комфортной и защищённой жизни.

Результатом обработки анкет явилось распределение слов в несколько ассоциативных групп, которые определяют особенности понимания студентами слова «Родина».

Самая большая группа слов среди ассоциаций на слово «Родина» соотносится с политической сферой.

Политическая сфера: Отчизна - 43 (1,94 %), гордость - 43  (1,94 %), война - 35 (1,58 %), патриотизм - 33 (1,49 %), защита - 32 (1,44 %), героизм - 28 (1,26 %), сила - 22 (0,99 %), история - 17 (0,76 %), долг - 15 (0,67 %), мощь - 12 (0,54 %), честь  - 11 (0,49 %), свобода - 9 (0,4 %), победа  - 9 (0,4 %), достоинство - 9 (0,4 %), уважение - 8 (0,36 %), отвага - 8 (0,36 %), солдат - 6 (0,27 %), ответственность - 6 (0,27 %), отсталость - 6 (0,27 %), власть - 6 (0,27 %), слава - 5 (0,22 %), почитание - 4 (0,18 %), президент - 4 (0,18 %), победа - 4 (0,18 %), бедность - 4 (0,18 %), защищённая дедами - 4 (0,18 %), преданность - 4 (0,18 %), правительство - 4 (0,18 %),  сражения  - 3 (0,13 %), коррупция  - 3 (0,13 %), принуждение - 3 (0,13 %), гражданство - 2 (0,09 %), паспорт - 2 (0,09 %), храбрость - 2 (0,09 %), уверенность  - 2 (0,09 %), стабильность - 2 (0,09 %), менталитет  - 2 (0,09 %), держава - 2 (0,09 %), миграция - 2 (0,09 %), смелость - 2 (0,09 %), справедливость - 2 (0,09 %), сплочённость - 2 (0,09 %), бюрократия - 2 (0,09 %), демократия - 2 (0,09 %). Итого: 416 (18,84 %).

В данной группе понимание смысла «Родины» предстает в историческом контексте, в связи с событиями военной истории, героическим прошлым страны, поскольку наиболее часто повторяются следующие слова: Отчизна (43), война (35), патриотизм (33), защита (32), героизм (28), история (17).

В этой группе выделяются слова, соотносимые с современной ситуацией:  уверенность (2), стабильность (2), справедливость (2), сплоченность (2); отсталость (6), бедность (4), коррупция (3), принуждение (3), бюрократия (2). Родина ассоциируется с определенными рамками, которые устанавливает государство: паспорт (2), держава (2), демократия (2), правительство (4), гражданство (2), президент (4), власть (6). Следовательно, для части участников эксперимента «Родина» - синоним «Государства», соотносится с определенным политическим и государственным строем. Выделяется группа слов, которая говорит о чувствах, которые можно испытывать по отношению к Родине, все они положительно оценены: преданность (4), достоинство (4/5), почитание (4), гордость (43),  патриотизм (33), ответственность (6), уважение (8). Такие понятия, как сила, героизм, мощь, честь, достоинство формируют особое представление о родине как об источнике гордости  и уважения. Понятие Отчизны (43) предстает как особая национальная ценность.

Символика: флаг - 11 (0,49 %), гимн  - 7 (0,31 %),  герб  - 4
(0,18 %), знамя  -  2 (0,09 %), серп - 0,04 %, молот - 0,04 %.
 В данной группе слов (ассоциаций) выделены ориентиры, которые важны в качестве знаков, символов Родины.

Природная сфера: земля - 34 (1,53 %), лес - 32 (1,44 %),  красивая  природа - 25 (1,13 %), поля - 22 (0,99 %), просторы - 18 (0,81 %),  реки - 12 (0,54 %), берёза - 12 (0,54 %), тайга - 9 (0,4 %), горы - 9 ( (0,4 %),  солнце  - 9 (0,4 %), небо  - 9 (0,4 %),  снег - 8 (0,36 %),  озёра  - 6 (0,27 %), трава - 5 (0,22 %),  медведь  -  5 (0,22 %),  Енисей - 4 (0,18 %), ручьи - 4 (0,18 %), птицы - 4 (0,18 %), северное сияние - 3 (0,13 %),  собака - 3 (0,13 %),  пшеница - 3 (0,13 %),  урожай - 3 (0,13 %),  ромашки - 3 (0,13 %), животные - 3 (0,13 %), радуга - 2 (0,09 %), листья - 2 (0,09 %),дерево - 2 (0,09 %), одуванчик - 2 (0,09 %),  Ангара - 2 (0,09 %),  кошки - 2 (0,09 %), лужи и грязь - 2 (0,09 %), пейзажи - 2 (0,09 %),  хвоя - 2 (0,09 %),  кусты голубики - 2 (0,09 %), мороз  - 2 (0,09 %),  вода - 2 (0,09 %), водопады - 2 (0,09 %),  дождь - 2 (0,09 %), ягоды  - 2 (0,09 %).  Итого: 275 (12, 45 %).

Чаще всего повторяются слова, связанные с универсальными характеристиками родной природы, которые могут фигурировать в представлениях любого жителя России: земля (34), лес (32),  красивая  природа (25),  поля (22),  просторы (18), реки (12). Большое разнообразие слов связано со спецификой родной природы, обозначающих привычные для респондентов явления, названия растений и животных, географические названия. Многие слова-ассоциации указывают именно на сибирскую природу: кусты голубики, мороз, ягоды, Ангара, Енисей, северное сияние, медведь, тайга, хвоя, снег.

Достаточно много ассоциаций встретилось в анкетах, определяющих Родину как территорию. Россия - 85 (3,84 %), Сибирь - 41 (1,85 %),страна - 34 (1,53 %), деревня  - 21 (0,95 %), город - 20 (0,9 %),  Красноярский край - 16 (0,72 %), Красноярск - 12 (0,54 %), село - 7 (0,31 %),территория - 7 (0,31 %), деревни - 6 (0,27 %), Москва - 5
(0,22 %), центр - 4 (0,18 %), Иркутская область - 3 (0,13 %), Саянск -
3 (0,13 %), Красноярск - 3 (0,13 %), Хакасия - 2 (0,09 %), посёлок -
2 (0,09 %), Ачинск - 2 (0,09 %), Братск - 2 (0,09 %).
Итого: 275 (12,45 %).    
         Наиболее часто встречающимися словами здесь являются те, которые  указывают на огромные территории: Россия (85), Сибирь (41), страна (29). «Родина» воспринимается прежде всего как огромная территория.

Социальные привязанности:  Дом - 102 (4,61 %), друзья - 44 (1,99 %), родные - 33 (1,49 %), народы - 33 (1,49 %), близкие - 19 (0,86 %), семейный очаг - 7 (0,31%), знакомые - 5 (0,22 %), привязанность - 3 (0,13 %), привычка - 2 (0,09 %). Итого: 248 (11,23 %).

Большинство респондентов ассоциирует слово «Родина» с домом. В данном контексте «Дом» понимается как сообщество людей, живущих вместе, Родина - общий для многих людей дом. Дом как большая семья. Дом как строение, определённая организация, структура. В этой же группе ассоциаций часто называемыми являются слова народы (33) и родные (33), а также друзья (44) как главные жители одного большого дома. «Родина» связана в сознании студентов больше со структурой, организацией, т. е. эмоциональная, душевная и духовная сферы оказываются на втором плане.

Также были выделены следующие эмоционально окрашенные слова-ассоциации: любовь - 62 (2,8 %), тепло - 23 (1,04 %),   счастье - 19 (0,86 %), радость - 16 (0,72 %), уют - 14 (0,63 %), забота - 13 (0,58 %), надежда - 8 (0,39 %), комфорт - 6 (0,27 %), уверенность - 6 (0,27%), тоска - 4 (0,18 %), слёзы - 4 (0,18 %), уважение - 4 (0,18 %), трепет - 4 (0,18 %), вера - 4 (0,18 %), верность - 3 (0,13 %),  благодарность - 3 (0,13 %), поддержка - 3 (0,13 %), помощь - 3
(0,13 %), холодно - 3 (0,13 %), преданность - 2 (0,09 %), добро - 2
(0,09 %), улыбка - 2 (0,09 %), эмоции - 2 (0,09 %), позитив - 2 (0,09 %),  красота - 2 (0,09 %) , тревога - 2 (0,09 %), определённость - 2 (0,09 %),  понимание - 2 (0,09 %),  забавно - 2 (0,09 %).
Итого: 230 (10,41%).

В данной группе ассоциаций большинство составляют те, что отражают положительный эмоциональный настрой. Самая распространенная ассоциация - любовь (62). Среди положительных ассоциаций данное слово было названо наибольшее количество раз. На негативное восприятие указывают всего четыре ассоциации, частота повторения которых не велика: тоска (4),   слезы (4), трепет (4),  холодно (3). Выделяются слова-ассоциации, которые определяют Родину как сферу дружественную, приветливую: поддержка (3), забота (13), преданность (2), добро (2), улыбка (2), помощь (3), понимание (2).

Ассоциации, указывающие на родственные связи: мать - 93 (4,21 %), родители - 28 (1,26 %), дети - 11 (0,49 %), бабушка - 8 (0,36 %), родственники - 8 (0,36 %), папа - 7 (0,31 %), предки - 5 (0,22 %), братья и  сёстры - 4 (0,18 %), дедушка - 2 (0,09 %), род - (0,04 %). Итого: 167 (7,56 %).

Характерно, что ассоциации со словом «мать» являются вторыми по частоте упоминания после слова «дом» в анкетах. Связь данного понятия с женским образом на сегодня по-прежнему актуальна, но в то же время говорит и о стереотипности образа Родины.

В анкетах встречается большое разнообразие ассоциаций, связанных со сферой искусства и культуры, хотя в общем количестве ассоциаций они составляют небольшую группу. Образ Родины поэтический, так как несколько раз в анкетах повторяются следующие слова: поэзия, поэт, песня.

Связь Родины и духовной сферы выявлена очень небольшой, по сравнению с  другими группами ассоциаций, в группе слов. Это может говорить о том, что духовность образа Родины практически исчезла, уступив место социальной доминанте.

В определении времени, с которым ассоциируется слово-стимул «Родина», характерно, что слово зима (8), указывает на сибирскую и российскую одновременно особенности восприятия времени, поскольку на большей части территории России зима длится более трёх месяцев в году.

Родину студенты ассоциируют также с некоторыми известными людьми, большинство из которых являлось или является правителями: главы государства, военачальники, политические деятели. Есть также имена знаменитых поэтов и художников: Лермонтов, Пушкин, Рубцов, Есенин. Фамилия Есенина встретилась наибольшее количество раз, и это может являться указанием на то, что образ Родины в его творчестве наиболее адекватно отвечает представлениям студентов о ней, возможно, наиболее тонко обозначает весь спектр чувств, эмоционального настроя и проблематики, возникающих в связи с этим словом.

Единственный цвет, который ассоциируется со словом «Родина», - красный. Скорее всего, данная ассоциация говорит о стереотипах, которые существуют в представлении студентов о том, что называется «Родина». С другой стороны, сохраняется традиция ассоциации родной страны именно  с красным цветом.

Выводы

В результате обработки данных ассоциативного эксперимента сформулированы следующие выводы:

1. На основании полученных результатов можно говорить о положительном образе Родины, который существует в сознании студентов, поскольку количество положительных ассоциаций превышает количество негативных примерно в два раза. На уровне чувств и эмоций практически отсутствуют ассоциации, которые можно интерпретировать как негативные. Все отрицательные характеристики относятся к сфере быта и к политической ситуации, о России как в прошлом, так и в настоящее время.

2. На формирование образа Родины во многом оказывают воздействие стереотипы, связанные с советским прошлым, на что указывают ассоциативные ряды, относящиеся к политической и социальной сферам. Ключевым аспектом понимания слова Родина является её восприятие в качестве государства как определённой формы организации общества со всеми необходимыми атрибутами, политическими и социальными институтами, собственной символикой.  В данном случае для большинства опрошенных при слове Родина возникают ассоциации, связанные именно с Российским государством, причём как с атрибутами современной Российской Федерации, так и с советской тематикой.

3. Понимание того, что такое «Родина», сильнее и ярче проявляется в историческом контексте, тогда как современность не даёт возможности зафиксировать определённое понимание смысла, содержащегося в понятии «Родина» у молодёжи.

4. «Родина» понимается в первую очередь как политическая организация, и только потом возникают ассоциации, соотносимые с душевной и духовной сферами, с внутренним миром человека, с культурой и искусством. Таким образом, можно зафиксировать наличие разрыва бытового и духовного аспектов понятия «Родина».

5. В понимание «Родины» вкладывается также патриотическое чувство. Такие понятия, как сила, героизм, мощь, честь, достоинство, формируют особое представление о Родине как об источнике гордости  и уважения. Понятия Отчизна, Отечество предстают как особая национальная ценность.

6. С понятием «Родина» как «Дома» связанны особые эмоционально окрашенные слова-ассоциации у большого количества опрошенных. Это положительные ассоциации, представляющие Родину как место дружественного проживания народов, отдельных людей, где нет места экстремизму, так как понятие «Родина» связано с такими понятиями, как «друзья», «родные», «семейный очаг». В целом это отражает толерантность студентов, которые понимают Родину как дом для разных народов, разных людей и по религиозным убеждениям.

По итогам ассоциативного эксперимента, можно говорить о том, что понятие «Родина» среди молодежи не включает в себя смыслов, связанных с этническим и религиозным экстремизмом.

Рецензенты:

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.