Исследования, посвященные вопросам миграции и идентичности, проводятся в Сибирском федеральном университете, опубликованы статьи, посвященные данной проблематике, Копцевой Н.П., Семеновой А.А., Замараевой Ю.С., Лузана В.А. [1-8].
В частности, подробно о том, как с помощью метода ассоциативного эксперимента исследуется феномен миграции, изложено в статье Замараевой Ю.С. [9]. В данной статье обосновывается актуальность применения методики «Серии тематических ассоциаций» авторства А.И. Назарова и Р.В. Соколова в изучении феномена миграции, того, как изучаемый процесс влияет на культуру, на формирование идентичности.
То, каковы особенности общероссийской и о региональной идентичности, можно выявить через проведение ассоциативного эксперимента, для которого были выбраны следующие слова-стимулы: «Россия», «Родина», «Сибирь», «сибирский вкус», «сибирский запах». В данной статье представлено исследование, цель которого - выявить то, как современная молодежь определяет слово «Родина», какие смыслы вкладываются в это понятие.
Пример
В сентябре 2011 г. преподавателями и студентами кафедры культурологии был проведен ассоциативный эксперимент, целью которого являлось выявление специфики общероссийской и сибирской идентичности. В эксперименте приняли участие студенты СФУ в количестве 200 человек, обучающиеся на гуманитарных и технических направлениях с 1 до 4 курсов обучения. В студенческой группе есть представители разных этносов и религий, что особенно привлекло внимание: возможность понять, присутствует ли в повседневном молодежном сознании понимание смысла понятия «Родина» Какие актуальные смыслы содержатся в молодежном сознании в слове «Родина»?
В процессе обработки полученных от респондентов ассоциаций на слово «Родина» было выявлено соотношение положительных и отрицательных оценок: всего 39 отрицательных оценок и 81 положительная оценка из 200 полученных ассоциаций.
Общее количество полученных ассоциаций к слову «Родина» - 1743 слова.
В результате обработки анкет на слово «Родина» определены наиболее часто встречающиеся ассоциации: дом - 91 (45,5 %), Россия - 67 (33,5 %), любовь - 52 (26 %),
мать - 51(25,5 %), патриотизм - 45 (22,5 %), друзья - 43 (21,5 %), рождение - 37 (18,5 %), гордость - 35 (17,5 %), семья - 34 (17 %), родители - 33 (16,5 %), Сибирь - 32 (16 %), защита - 31 (15,5 %), мама - 31 (15,5 %), страна - 29 (14,5 %), земля - 28 (14 %), тепло - 27 (13,5 %), родные люди - 23 (11,5 %), детство - 24 (12 %), природа - 22 (11 %).
В целом соотношение положительных и отрицательных оценок в ассоциациях составляет 1:2: 39 отрицательно и 81 положительно окрашенных ассоциаций из всех полученных. Среди положительных присутствуют следующие характеристики: лучшее, героизм, защита, патриотизм, тепло, счастье, любовь, покой, благополучие, забота, комфорт, надежда, родное, оптимизм, справедливость, свобода, уют. Отрицательные характеристики: бедность, война, многострадальный народ, неудачи, беззащитность, негатив, отсталость, неидеальная, гибель, безысходность. Положительные ассоциации, указывающие на эмоциональный настрой и чувства, более вариативны по сравнению с негативными. Самая распространенная ассоциация - «любовь» (62). На негативное восприятие указывают всего четыре ассоциации, частота повторения которых не велика. Также выделены слова-ассоциации, которые определяют Родину как сферу дружественную, приветливую. Преобладание положительных ассоциаций свидетельствует о позитивном восприятии Родины, которая характеризуется как дом, пространство комфортной и защищённой жизни.
Результатом обработки анкет явилось распределение слов в несколько ассоциативных групп, которые определяют особенности понимания студентами слова «Родина».
Самая большая группа слов среди ассоциаций на слово «Родина» соотносится с политической сферой.
Политическая сфера: Отчизна - 43 (1,94 %), гордость - 43 (1,94 %), война - 35 (1,58 %), патриотизм - 33 (1,49 %), защита - 32 (1,44 %), героизм - 28 (1,26 %), сила - 22 (0,99 %), история - 17 (0,76 %), долг - 15 (0,67 %), мощь - 12 (0,54 %), честь - 11 (0,49 %), свобода - 9 (0,4 %), победа - 9 (0,4 %), достоинство - 9 (0,4 %), уважение - 8 (0,36 %), отвага - 8 (0,36 %), солдат - 6 (0,27 %), ответственность - 6 (0,27 %), отсталость - 6 (0,27 %), власть - 6 (0,27 %), слава - 5 (0,22 %), почитание - 4 (0,18 %), президент - 4 (0,18 %), победа - 4 (0,18 %), бедность - 4 (0,18 %), защищённая дедами - 4 (0,18 %), преданность - 4 (0,18 %), правительство - 4 (0,18 %), сражения - 3 (0,13 %), коррупция - 3 (0,13 %), принуждение - 3 (0,13 %), гражданство - 2 (0,09 %), паспорт - 2 (0,09 %), храбрость - 2 (0,09 %), уверенность - 2 (0,09 %), стабильность - 2 (0,09 %), менталитет - 2 (0,09 %), держава - 2 (0,09 %), миграция - 2 (0,09 %), смелость - 2 (0,09 %), справедливость - 2 (0,09 %), сплочённость - 2 (0,09 %), бюрократия - 2 (0,09 %), демократия - 2 (0,09 %). Итого: 416 (18,84 %).
В данной группе понимание смысла «Родины» предстает в историческом контексте, в связи с событиями военной истории, героическим прошлым страны, поскольку наиболее часто повторяются следующие слова: Отчизна (43), война (35), патриотизм (33), защита (32), героизм (28), история (17).
В этой группе выделяются слова, соотносимые с современной ситуацией: уверенность (2), стабильность (2), справедливость (2), сплоченность (2); отсталость (6), бедность (4), коррупция (3), принуждение (3), бюрократия (2). Родина ассоциируется с определенными рамками, которые устанавливает государство: паспорт (2), держава (2), демократия (2), правительство (4), гражданство (2), президент (4), власть (6). Следовательно, для части участников эксперимента «Родина» - синоним «Государства», соотносится с определенным политическим и государственным строем. Выделяется группа слов, которая говорит о чувствах, которые можно испытывать по отношению к Родине, все они положительно оценены: преданность (4), достоинство (4/5), почитание (4), гордость (43), патриотизм (33), ответственность (6), уважение (8). Такие понятия, как сила, героизм, мощь, честь, достоинство формируют особое представление о родине как об источнике гордости и уважения. Понятие Отчизны (43) предстает как особая национальная ценность.
Символика: флаг - 11
(0,49 %), гимн - 7 (0,31 %), герб -
4
(0,18 %), знамя - 2 (0,09 %), серп - 0,04 %, молот - 0,04 %. В
данной группе слов (ассоциаций) выделены ориентиры, которые важны в качестве
знаков, символов Родины.
Природная сфера: земля - 34 (1,53 %), лес - 32 (1,44 %), красивая природа - 25 (1,13 %), поля - 22 (0,99 %), просторы - 18 (0,81 %), реки - 12 (0,54 %), берёза - 12 (0,54 %), тайга - 9 (0,4 %), горы - 9 ( (0,4 %), солнце - 9 (0,4 %), небо - 9 (0,4 %), снег - 8 (0,36 %), озёра - 6 (0,27 %), трава - 5 (0,22 %), медведь - 5 (0,22 %), Енисей - 4 (0,18 %), ручьи - 4 (0,18 %), птицы - 4 (0,18 %), северное сияние - 3 (0,13 %), собака - 3 (0,13 %), пшеница - 3 (0,13 %), урожай - 3 (0,13 %), ромашки - 3 (0,13 %), животные - 3 (0,13 %), радуга - 2 (0,09 %), листья - 2 (0,09 %),дерево - 2 (0,09 %), одуванчик - 2 (0,09 %), Ангара - 2 (0,09 %), кошки - 2 (0,09 %), лужи и грязь - 2 (0,09 %), пейзажи - 2 (0,09 %), хвоя - 2 (0,09 %), кусты голубики - 2 (0,09 %), мороз - 2 (0,09 %), вода - 2 (0,09 %), водопады - 2 (0,09 %), дождь - 2 (0,09 %), ягоды - 2 (0,09 %). Итого: 275 (12, 45 %).
Чаще всего повторяются слова, связанные с универсальными характеристиками родной природы, которые могут фигурировать в представлениях любого жителя России: земля (34), лес (32), красивая природа (25), поля (22), просторы (18), реки (12). Большое разнообразие слов связано со спецификой родной природы, обозначающих привычные для респондентов явления, названия растений и животных, географические названия. Многие слова-ассоциации указывают именно на сибирскую природу: кусты голубики, мороз, ягоды, Ангара, Енисей, северное сияние, медведь, тайга, хвоя, снег.
Достаточно много ассоциаций встретилось в анкетах, определяющих Родину
как территорию. Россия - 85 (3,84 %),
Сибирь - 41 (1,85 %),страна - 34 (1,53 %), деревня - 21 (0,95 %), город - 20 (0,9 %), Красноярский край - 16 (0,72 %), Красноярск -
12 (0,54 %), село - 7 (0,31 %),территория - 7 (0,31 %), деревни - 6 (0,27 %),
Москва - 5
(0,22 %), центр - 4 (0,18 %), Иркутская область - 3 (0,13 %), Саянск -
3 (0,13 %), Красноярск - 3 (0,13 %), Хакасия - 2 (0,09 %), посёлок -
2 (0,09 %), Ачинск - 2 (0,09 %), Братск - 2 (0,09 %). Итого: 275 (12,45 %).
Наиболее часто встречающимися словами
здесь являются те, которые указывают на
огромные территории: Россия (85), Сибирь (41), страна (29). «Родина» воспринимается прежде всего как
огромная территория.
Социальные привязанности: Дом - 102 (4,61 %), друзья - 44 (1,99 %), родные - 33 (1,49 %), народы - 33 (1,49 %), близкие - 19 (0,86 %), семейный очаг - 7 (0,31%), знакомые - 5 (0,22 %), привязанность - 3 (0,13 %), привычка - 2 (0,09 %). Итого: 248 (11,23 %).
Большинство респондентов ассоциирует слово «Родина» с домом. В данном контексте «Дом» понимается как сообщество людей, живущих вместе, Родина - общий для многих людей дом. Дом как большая семья. Дом как строение, определённая организация, структура. В этой же группе ассоциаций часто называемыми являются слова народы (33) и родные (33), а также друзья (44) как главные жители одного большого дома. «Родина» связана в сознании студентов больше со структурой, организацией, т. е. эмоциональная, душевная и духовная сферы оказываются на втором плане.
Также были выделены следующие эмоционально
окрашенные слова-ассоциации: любовь - 62 (2,8 %), тепло - 23 (1,04
%), счастье - 19 (0,86
%), радость - 16 (0,72 %), уют - 14 (0,63 %), забота - 13 (0,58 %), надежда - 8
(0,39 %), комфорт - 6 (0,27 %), уверенность - 6 (0,27%), тоска - 4 (0,18 %),
слёзы - 4 (0,18 %), уважение - 4 (0,18 %), трепет - 4 (0,18 %), вера - 4 (0,18
%), верность - 3 (0,13 %), благодарность
- 3 (0,13 %), поддержка - 3 (0,13 %), помощь - 3
(0,13 %), холодно - 3 (0,13 %), преданность - 2 (0,09 %), добро - 2
(0,09 %), улыбка - 2 (0,09 %), эмоции - 2 (0,09 %), позитив - 2 (0,09 %), красота - 2 (0,09 %) , тревога - 2 (0,09 %),
определённость - 2 (0,09 %), понимание -
2 (0,09 %), забавно - 2 (0,09 %). Итого: 230 (10,41%).
В данной группе ассоциаций большинство составляют те, что отражают положительный эмоциональный настрой. Самая распространенная ассоциация - любовь (62). Среди положительных ассоциаций данное слово было названо наибольшее количество раз. На негативное восприятие указывают всего четыре ассоциации, частота повторения которых не велика: тоска (4), слезы (4), трепет (4), холодно (3). Выделяются слова-ассоциации, которые определяют Родину как сферу дружественную, приветливую: поддержка (3), забота (13), преданность (2), добро (2), улыбка (2), помощь (3), понимание (2).
Ассоциации, указывающие на родственные связи: мать - 93 (4,21 %), родители - 28 (1,26 %), дети - 11 (0,49 %), бабушка - 8 (0,36 %), родственники - 8 (0,36 %), папа - 7 (0,31 %), предки - 5 (0,22 %), братья и сёстры - 4 (0,18 %), дедушка - 2 (0,09 %), род - (0,04 %). Итого: 167 (7,56 %).
Характерно, что ассоциации со словом «мать» являются вторыми по частоте упоминания после слова «дом» в анкетах. Связь данного понятия с женским образом на сегодня по-прежнему актуальна, но в то же время говорит и о стереотипности образа Родины.
В анкетах встречается большое разнообразие ассоциаций, связанных со сферой искусства и культуры, хотя в общем количестве ассоциаций они составляют небольшую группу. Образ Родины поэтический, так как несколько раз в анкетах повторяются следующие слова: поэзия, поэт, песня.
Связь Родины и духовной сферы выявлена очень небольшой, по сравнению с другими группами ассоциаций, в группе слов. Это может говорить о том, что духовность образа Родины практически исчезла, уступив место социальной доминанте.
В определении времени, с которым ассоциируется слово-стимул «Родина», характерно, что слово зима (8), указывает на сибирскую и российскую одновременно особенности восприятия времени, поскольку на большей части территории России зима длится более трёх месяцев в году.
Родину студенты ассоциируют также с некоторыми известными людьми, большинство из которых являлось или является правителями: главы государства, военачальники, политические деятели. Есть также имена знаменитых поэтов и художников: Лермонтов, Пушкин, Рубцов, Есенин. Фамилия Есенина встретилась наибольшее количество раз, и это может являться указанием на то, что образ Родины в его творчестве наиболее адекватно отвечает представлениям студентов о ней, возможно, наиболее тонко обозначает весь спектр чувств, эмоционального настроя и проблематики, возникающих в связи с этим словом.
Единственный цвет, который ассоциируется со словом «Родина», - красный. Скорее всего, данная ассоциация говорит о стереотипах, которые существуют в представлении студентов о том, что называется «Родина». С другой стороны, сохраняется традиция ассоциации родной страны именно с красным цветом.
Выводы
В результате обработки данных ассоциативного эксперимента сформулированы следующие выводы:
1. На основании полученных результатов можно говорить о положительном образе Родины, который существует в сознании студентов, поскольку количество положительных ассоциаций превышает количество негативных примерно в два раза. На уровне чувств и эмоций практически отсутствуют ассоциации, которые можно интерпретировать как негативные. Все отрицательные характеристики относятся к сфере быта и к политической ситуации, о России как в прошлом, так и в настоящее время.
2. На формирование образа Родины во многом оказывают воздействие стереотипы, связанные с советским прошлым, на что указывают ассоциативные ряды, относящиеся к политической и социальной сферам. Ключевым аспектом понимания слова Родина является её восприятие в качестве государства как определённой формы организации общества со всеми необходимыми атрибутами, политическими и социальными институтами, собственной символикой. В данном случае для большинства опрошенных при слове Родина возникают ассоциации, связанные именно с Российским государством, причём как с атрибутами современной Российской Федерации, так и с советской тематикой.
3. Понимание того, что такое «Родина», сильнее и ярче проявляется в историческом контексте, тогда как современность не даёт возможности зафиксировать определённое понимание смысла, содержащегося в понятии «Родина» у молодёжи.
4. «Родина» понимается в первую очередь как политическая организация, и только потом возникают ассоциации, соотносимые с душевной и духовной сферами, с внутренним миром человека, с культурой и искусством. Таким образом, можно зафиксировать наличие разрыва бытового и духовного аспектов понятия «Родина».
5. В понимание «Родины» вкладывается также патриотическое чувство. Такие понятия, как сила, героизм, мощь, честь, достоинство, формируют особое представление о Родине как об источнике гордости и уважения. Понятия Отчизна, Отечество предстают как особая национальная ценность.
6. С понятием «Родина» как «Дома» связанны особые эмоционально окрашенные слова-ассоциации у большого количества опрошенных. Это положительные ассоциации, представляющие Родину как место дружественного проживания народов, отдельных людей, где нет места экстремизму, так как понятие «Родина» связано с такими понятиями, как «друзья», «родные», «семейный очаг». В целом это отражает толерантность студентов, которые понимают Родину как дом для разных народов, разных людей и по религиозным убеждениям.
По итогам ассоциативного эксперимента, можно говорить о том, что понятие «Родина» среди молодежи не включает в себя смыслов, связанных с этническим и религиозным экстремизмом.
Рецензенты:Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Минеев В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.