Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF FINANCING OF INVESTMENT ACTIVITY IN AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

Kuzmina E.V. 1
1 Volgograd State University
In article the analysis of features of financing of investment projects of the agrarian and industrial complexes enterprises is carried out.Priorities of the state support of investment activity in modern conditions in the agrarian and industrial complex sphere are systematized.The algorithm of an assessment of efficiency of the investment projects aimed at the development of agro-industrial complex is offered.Basic elements of system of financing of investment activity in agrarian and industrial complex are considered.Experience of development of schemes of financing of investment projects is generalized. Sources of financing of investments in agrarian and industrial complex and methods of impact on their formation on macro and at micro level are systematized. The main problems of use of external sources of financing of activity of the agrarian and industrial complexes enterprises are revealed.The technique of a comparative assessment of efficiency of external sources of financing of investments is offered.The procedure of payments of an effective rate on the credits, loans and leasing payments with various conditions and maturity dates is offered
a state program
the state support of agrarian and industrial complex
financing sources
financing of investment activity in agrarian and industrial complex
investments
the investment project

Развитие инвестиционной деятельности в сфере АПК в силу специфики и повышенной рискованности агропроизводства связано со многими проблемами, среди которых в современных условиях необходимо отметить: недостаточное развитие производственной и рыночной инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров, как производственных, так и управленческих, недостаточный уровень научно-обоснованных форм ведения хозяйствования, низкая привлекательность для инвесторов. В этих условиях при разработке новых направлений деятельности агропредприятий и новых инвестиционных проектов особое внимание необходимо уделять выработке оптимальных схем финансирования с использованием внешних источников и, по возможности, максимально использовать меры государственной поддержки.

С 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК», основной целью которого являлось развитие агропромышленного сектора российской экономики и обеспечение продовольственной безопасности страны, трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (ГП).

ГП на 2013–2020 годы предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В таблице 1 отражены объемы финансирования основных подпрограммГП и систематизированы приоритеты, связанные с инвестиционной деятельностью.

Таблица 1 - Объемы финансирования и основные приоритеты подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020[2]

Подпрограммы

Объем финансирования, млн руб.

Приоритеты, связанные с инвестиционной деятельностью

1

Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства

466 557,6

- комплексная модернизация материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства;

- строительство, реконструкция и модернизация мощностей по подработке, хранению и перевалке продукции растениеводства, сырья и продовольствия;

- развитие институтов агропродовольственного рынка;

2

Развитие подотраслиживотноводства, переработки и реализации продукции животноводства

499 373,5

- формирование племенной базы;

- развитие молочного скотоводства;

- развитие овцеводства;

- развитие переработки продукции животноводства;

3

Развитие мясного скотоводства

65 389,5

- развитие племенной базы мясного скотоводства;

- увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных;

- внедрение новых технологий содержания и кормления животных;

4

Поддержка малых форм хозяйствования

83 667,0

- создание фермерских хозяйств;

- развитие семейных животноводческих хозяйств;

5

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие

23 696,0

- техническая и технологическая модернизация производства;

- инновационные проекты;

- развитие биотехнологий;

6

Обеспечение реализации государственной программы

202 454,8

- инновационное развитие системы управления АПК;

- социальное развитие села.

Кроме отраженных подпрограмм разработаны федеральные целевые программы, направленные на социальное развитие сельских территорий и мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения. Также в регионах принимаются ведомственные целевые программы, например, в 2013 году по Волгоградской области были приняты программы по развитию мясного скотоводства, молочного скотоводства, производства по убою свиней и глубокой переработке мясосырья, развитию логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции[5].

Таким образом, при разработке инвестиционной стратегии и инвестиционных проектов предприятиями АПК необходимо учитывать региональные особенности и указанные приоритеты, что позволит максимально использовать меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в современных условиях.

При разработке инвестиционных проектов в сфере АПК можно предложить следующий алгоритм оценки эффективности проекта (рис. 1), который включает два этапа.

На первом этапе проводится оценка эффективности проекта в целом: оценивается общественная значимость и коммерческая эффективность. С учетом того, что основная часть инвестиционных проектов, направленных на развитие агропроизводства, является общественно значимой, особую роль имеет оценка вариантов и возможностей господдержки проектов. Первый этап позволяет создать условия для поиска потенциальных инвесторов.

На втором этапе определяются источники и условия финансирования, уточняется состав участников, оценивается финансовая реализуемость проекта. Здесь важно не только выработать оптимальную схему финансирования, но и определить финансовую реализуемость и эффективность участия в проекте для каждого участника, особенно бюджетную эффективность и социальные последствия реализации проекта.

Одной из важнейших составляющих стратегии любого экономического субъекта, в том числе и предприятий агропромышленного комплекса, является определение эффективной формы финансирования его инвестиционной деятельности. От того, насколько правильно будет выбрана схема финансирования, зависит не только финансовая реализуемость проекта и уровень кредитного риска, но и успех или «неуспех» проекта и реализующих его инвесторов в целом.

Рис. 1.Алгоритм оценки эффективности инвестиционного проекта в АПК [1]

Инвестиционная деятельность в сфере АПК больше чем в других отраслях сопряжена с риском, что обусловлено, прежде всего, спецификой сельскохозяйственного производства. При разработке и реализации инвестиционного проекта в АПК необходимо осознавать, что эта деятельность осуществляется не только в условиях повышенных макроэкономических, природно-климатических, социальных, международных торгово-политических и законодательных рисков [4], но и в условиях растущей неопределенности.

Снижению рисков, наряду с распространенными в агробизнесе методами, такими как: страхование,диверсификацияи кооперация деятельности, способствует и обеспеченность текущей и инвестиционнойдеятельности финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла инвестиционного проекта. При этом нельзя допускать финансирования инвестиционной деятельности из средств на текущие расходы.

Рассматривая систему финансирования инвестиционной деятельности в АПК, необходимо в первую очередь выделить ее основные элементы:

- источники инвестиционных ресурсов;

- механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в новые проекты;

- механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.

Источники финансирования инвестиционных проектов в АПК и методы воздействия на их формирование на различных уровнях представлены в таблице2.

Таблица 2 - Источники финансирования инвестиций в АПК

Виды источников

Состав источников

Методы воздействия на формирование источников на микроуровне

Методы воздействия на формирование источников на макроуровне

Собственные финансовые ресурсы

Уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления, средства от реализации имущества, паевые и иные взносы

Амортизационная политика, налоговая политика, система налогообложения, инвестиционная политика

Бюджетно-налоговая политика, ценовая политика

Заемные финансовые ресурсы

Банковские кредиты, бюджетные кредиты,коммерческие кредиты (векселя), займы, облигацион-ные займы, лизинг

Кредитная политика, инвестиционная политика

Денежно-кредитная политика, внешнеэкономическая политика, конъюнктура рынка ценных бумаг, фондовая политика

Привлеченные финансовые ресурсы

Дополнительные паи в уставный капитал; эмиссия обыкновенных и привилегированных акций; средства, предоставляемые на безвозвратной основе, субсидии, благотворительные взносы

Эмиссионная политика, дивидендная политика, инвестиционная политика

Инвестиционная политика, социальная политика, система государственной поддержки и регулирования, государственные программы, федеральные и ведомственные целевые программы

Наиболее значимыми собственными источниками финансирования являются прибыль и амортизационные отчисления, формирование которых тесно связано с состоянием производственно-технической базы, требующей обновления у большинства предприятий АПК.Недостаточность собственных источников для эффективного развития предопределяет необходимость использования внешних финансовых ресурсов: заемных и привлеченных.

Среди заемных ресурсов необходимо выделить инвестиционные и бюджетные кредиты, а такжеагролизинг как специфический метод долгосрочного финансирования сельскохозяйственного производства,активно используемый в последние годы.

Особенностью большинства привлеченных ресурсов является их безвозвратная основа. Наиболее востребованными мерами государственной поддержки инвестиционной деятельности в АПК является возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и возмещение части инвестиционных затрат по приоритетным проектам. Также необходимо отметить значимость для предприятий АПК дополнительных паевых взносов, особенность которых заключается в том, что паи могут быть в виде участков земель сельскохозяйственного назначения, совокупность которых может стать основой нового производства.

Выбор источников финансирования зависит от многочисленных факторов, таких как: размер предприятия, отрасль и сфера деятельности, технологические особенности, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с рынками и др.

Проблемы использования внешних источников финансирования деятельности предприятий АПК обусловлены следующими факторами:

- отсутствием свободных денежных средств у большинства предприятий АПК;

- значительной кредиторской задолженностью и низкой платежеспособностью;

- отсутствием ликвидной залоговой базы;

- низкой доступностью «проектного финансирования»;

- использованием механизма «перекредитования»;

- отсутствием специалистов, способных разработать эффективный метод финансирования инвестиционной деятельности АПК;

- отсутствием взаимодействия между институтами, обеспечивающими финансирование и кредитование сельскохозяйственной отрасли.

Необходимо отметить, что любое привлечение кредитных ресурсов, даже бюджетных илисубсидируемых, должно быть обосновано, а предприятие должно быть платежеспособным.При этом видно, что вопросы привлечения заемных источников и использования мер государственной поддержки взаимосвязаны.

Выбор источников финансовых ресурсов и обоснование эффективности их использования должны проводиться на основе сравнительного анализа, например, предложений банков по предоставлению инвестиционного кредита по нескольким основным критериям, таким, как: процентная ставка, дополнительные платежи за открытие кредитной линии или ведение счета, залоговая база, залоговый коэффициент, дополнительные условия (страхование, оценка, поручительства)[3].

Для оптимизации управления финансовыми ресурсами присравнительной оценкеразличных вариантов использования заемных источников финансирования инвестиций целесообразно построить ежемесячные потоки движения денежных средств с учетом специфики и всех дополнительных оттоков и притоковпо каждому варианту финансирования: комиссий за предоставление кредита, за ведение ссудного счета, за заключение договора лизинга, условий обязательного и дополнительного страхования, условий займа, возможности субсидирования части процентной ставки.

При этом целесообразно сравнить несколько вариантов привлечения кредитов, займов иагролизинга, отличающихся не только по условиям и контрагентам, но и по срокам договоров. Эффективную ставку по различным вариантам привлечения внешних источников финансирования можно рассчитать по денежным потокам по формуле1:

Эффективная ставка = ЧИСТВНДОХ (денежный поток; даты платежей)(1)

Данная эффективная ставка позволит сравнить различные варианты привлечения заемных финансовых ресурсов и выбрать оптимальный с точки зрения минимизации затрат по его привлечению.

Таким образом, развитие АПК невозможно без инвестиций, которые целесообразно предоставлять предприятиям, производящим конкурентоспособную продукцию. Действенный кредитно-финансовый механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования с учетом мирового опыта и особенностей сельскохозяйственного производства в России, будет способствовать решению проблем развития сельского хозяйства как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Повышению привлекательности инвестиционных проектов в АПК могут способствовать, в том числе и меры, направленные на снижение рисков путем развития кооперации на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований, которые могут включать и финансовые структуры.

Необходимо активизировать государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий, продукция которых пользуется устойчивым спросом и деятельность которых обеспечивает загрузку производственных мощностей смежных и обслуживающих производств, которые могут стать в дальнейшем «точками роста».

Государственная поддержка и стимулирование инвестиционного финансирования позволит обеспечить конкурентоспособность предприятий АПК и их продукции в условиях ВТО. Такой подход позволит обеспечить реализацию госпрограммы, объединив и эффективно используя финансовые ресурсы всех потенциальных инвесторов АПК.

Рецензенты:

Аникина И.Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности ВолГУ, г.Волгоград.

Гукова А.В., д.э.н., профессор, директор Института дополнительного образования ВолГУ, г.Волгоград.