Развитие инвестиционной деятельности в сфере АПК в силу специфики и повышенной рискованности агропроизводства связано со многими проблемами, среди которых в современных условиях необходимо отметить: недостаточное развитие производственной и рыночной инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров, как производственных, так и управленческих, недостаточный уровень научно-обоснованных форм ведения хозяйствования, низкая привлекательность для инвесторов. В этих условиях при разработке новых направлений деятельности агропредприятий и новых инвестиционных проектов особое внимание необходимо уделять выработке оптимальных схем финансирования с использованием внешних источников и, по возможности, максимально использовать меры государственной поддержки.
С 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК», основной целью которого являлось развитие агропромышленного сектора российской экономики и обеспечение продовольственной безопасности страны, трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (ГП).
ГП на 2013–2020 годы предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В таблице 1 отражены объемы финансирования основных подпрограммГП и систематизированы приоритеты, связанные с инвестиционной деятельностью.
Таблица 1 - Объемы финансирования и основные приоритеты подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020[2]
№ |
Подпрограммы |
Объем финансирования, млн руб. |
Приоритеты, связанные с инвестиционной деятельностью |
1 |
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства |
466 557,6 |
- комплексная модернизация материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства; - строительство, реконструкция и модернизация мощностей по подработке, хранению и перевалке продукции растениеводства, сырья и продовольствия; - развитие институтов агропродовольственного рынка; |
2 |
Развитие подотраслиживотноводства, переработки и реализации продукции животноводства |
499 373,5 |
- формирование племенной базы; - развитие молочного скотоводства; - развитие овцеводства; - развитие переработки продукции животноводства; |
3 |
Развитие мясного скотоводства |
65 389,5 |
- развитие племенной базы мясного скотоводства; - увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных; - внедрение новых технологий содержания и кормления животных; |
4 |
Поддержка малых форм хозяйствования |
83 667,0 |
- создание фермерских хозяйств; - развитие семейных животноводческих хозяйств; |
5 |
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие |
23 696,0 |
- техническая и технологическая модернизация производства; - инновационные проекты; - развитие биотехнологий; |
6 |
Обеспечение реализации государственной программы |
202 454,8 |
- инновационное развитие системы управления АПК; - социальное развитие села. |
Кроме отраженных подпрограмм разработаны федеральные целевые программы, направленные на социальное развитие сельских территорий и мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения. Также в регионах принимаются ведомственные целевые программы, например, в 2013 году по Волгоградской области были приняты программы по развитию мясного скотоводства, молочного скотоводства, производства по убою свиней и глубокой переработке мясосырья, развитию логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции[5].
Таким образом, при разработке инвестиционной стратегии и инвестиционных проектов предприятиями АПК необходимо учитывать региональные особенности и указанные приоритеты, что позволит максимально использовать меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в современных условиях.
При разработке инвестиционных проектов в сфере АПК можно предложить следующий алгоритм оценки эффективности проекта (рис. 1), который включает два этапа.
На первом этапе проводится оценка эффективности проекта в целом: оценивается общественная значимость и коммерческая эффективность. С учетом того, что основная часть инвестиционных проектов, направленных на развитие агропроизводства, является общественно значимой, особую роль имеет оценка вариантов и возможностей господдержки проектов. Первый этап позволяет создать условия для поиска потенциальных инвесторов.
На втором этапе определяются источники и условия финансирования, уточняется состав участников, оценивается финансовая реализуемость проекта. Здесь важно не только выработать оптимальную схему финансирования, но и определить финансовую реализуемость и эффективность участия в проекте для каждого участника, особенно бюджетную эффективность и социальные последствия реализации проекта.
Одной из важнейших составляющих стратегии любого экономического субъекта, в том числе и предприятий агропромышленного комплекса, является определение эффективной формы финансирования его инвестиционной деятельности. От того, насколько правильно будет выбрана схема финансирования, зависит не только финансовая реализуемость проекта и уровень кредитного риска, но и успех или «неуспех» проекта и реализующих его инвесторов в целом.
Рис. 1.Алгоритм оценки эффективности инвестиционного проекта в АПК [1]
Инвестиционная деятельность в сфере АПК больше чем в других отраслях сопряжена с риском, что обусловлено, прежде всего, спецификой сельскохозяйственного производства. При разработке и реализации инвестиционного проекта в АПК необходимо осознавать, что эта деятельность осуществляется не только в условиях повышенных макроэкономических, природно-климатических, социальных, международных торгово-политических и законодательных рисков [4], но и в условиях растущей неопределенности.
Снижению рисков, наряду с распространенными в агробизнесе методами, такими как: страхование,диверсификацияи кооперация деятельности, способствует и обеспеченность текущей и инвестиционнойдеятельности финансовыми ресурсами на всех стадиях жизненного цикла инвестиционного проекта. При этом нельзя допускать финансирования инвестиционной деятельности из средств на текущие расходы.
Рассматривая систему финансирования инвестиционной деятельности в АПК, необходимо в первую очередь выделить ее основные элементы:
- источники инвестиционных ресурсов;
- механизм накопления финансовых средств и их инвестирование в новые проекты;
- механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.
Источники финансирования инвестиционных проектов в АПК и методы воздействия на их формирование на различных уровнях представлены в таблице2.
Таблица 2 - Источники финансирования инвестиций в АПК
Виды источников |
Состав источников |
Методы воздействия на формирование источников на микроуровне |
Методы воздействия на формирование источников на макроуровне |
Собственные финансовые ресурсы |
Уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления, средства от реализации имущества, паевые и иные взносы |
Амортизационная политика, налоговая политика, система налогообложения, инвестиционная политика |
Бюджетно-налоговая политика, ценовая политика |
Заемные финансовые ресурсы |
Банковские кредиты, бюджетные кредиты,коммерческие кредиты (векселя), займы, облигацион-ные займы, лизинг |
Кредитная политика, инвестиционная политика |
Денежно-кредитная политика, внешнеэкономическая политика, конъюнктура рынка ценных бумаг, фондовая политика |
Привлеченные финансовые ресурсы |
Дополнительные паи в уставный капитал; эмиссия обыкновенных и привилегированных акций; средства, предоставляемые на безвозвратной основе, субсидии, благотворительные взносы |
Эмиссионная политика, дивидендная политика, инвестиционная политика |
Инвестиционная политика, социальная политика, система государственной поддержки и регулирования, государственные программы, федеральные и ведомственные целевые программы |
Наиболее значимыми собственными источниками финансирования являются прибыль и амортизационные отчисления, формирование которых тесно связано с состоянием производственно-технической базы, требующей обновления у большинства предприятий АПК.Недостаточность собственных источников для эффективного развития предопределяет необходимость использования внешних финансовых ресурсов: заемных и привлеченных.
Среди заемных ресурсов необходимо выделить инвестиционные и бюджетные кредиты, а такжеагролизинг как специфический метод долгосрочного финансирования сельскохозяйственного производства,активно используемый в последние годы.
Особенностью большинства привлеченных ресурсов является их безвозвратная основа. Наиболее востребованными мерами государственной поддержки инвестиционной деятельности в АПК является возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и возмещение части инвестиционных затрат по приоритетным проектам. Также необходимо отметить значимость для предприятий АПК дополнительных паевых взносов, особенность которых заключается в том, что паи могут быть в виде участков земель сельскохозяйственного назначения, совокупность которых может стать основой нового производства.
Выбор источников финансирования зависит от многочисленных факторов, таких как: размер предприятия, отрасль и сфера деятельности, технологические особенности, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с рынками и др.
Проблемы использования внешних источников финансирования деятельности предприятий АПК обусловлены следующими факторами:
- отсутствием свободных денежных средств у большинства предприятий АПК;
- значительной кредиторской задолженностью и низкой платежеспособностью;
- отсутствием ликвидной залоговой базы;
- низкой доступностью «проектного финансирования»;
- использованием механизма «перекредитования»;
- отсутствием специалистов, способных разработать эффективный метод финансирования инвестиционной деятельности АПК;
- отсутствием взаимодействия между институтами, обеспечивающими финансирование и кредитование сельскохозяйственной отрасли.
Необходимо отметить, что любое привлечение кредитных ресурсов, даже бюджетных илисубсидируемых, должно быть обосновано, а предприятие должно быть платежеспособным.При этом видно, что вопросы привлечения заемных источников и использования мер государственной поддержки взаимосвязаны.
Выбор источников финансовых ресурсов и обоснование эффективности их использования должны проводиться на основе сравнительного анализа, например, предложений банков по предоставлению инвестиционного кредита по нескольким основным критериям, таким, как: процентная ставка, дополнительные платежи за открытие кредитной линии или ведение счета, залоговая база, залоговый коэффициент, дополнительные условия (страхование, оценка, поручительства)[3].
Для оптимизации управления финансовыми ресурсами присравнительной оценкеразличных вариантов использования заемных источников финансирования инвестиций целесообразно построить ежемесячные потоки движения денежных средств с учетом специфики и всех дополнительных оттоков и притоковпо каждому варианту финансирования: комиссий за предоставление кредита, за ведение ссудного счета, за заключение договора лизинга, условий обязательного и дополнительного страхования, условий займа, возможности субсидирования части процентной ставки.
При этом целесообразно сравнить несколько вариантов привлечения кредитов, займов иагролизинга, отличающихся не только по условиям и контрагентам, но и по срокам договоров. Эффективную ставку по различным вариантам привлечения внешних источников финансирования можно рассчитать по денежным потокам по формуле1:
Эффективная ставка = ЧИСТВНДОХ (денежный поток; даты платежей)(1)
Данная эффективная ставка позволит сравнить различные варианты привлечения заемных финансовых ресурсов и выбрать оптимальный с точки зрения минимизации затрат по его привлечению.
Таким образом, развитие АПК невозможно без инвестиций, которые целесообразно предоставлять предприятиям, производящим конкурентоспособную продукцию. Действенный кредитно-финансовый механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования с учетом мирового опыта и особенностей сельскохозяйственного производства в России, будет способствовать решению проблем развития сельского хозяйства как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны. Повышению привлекательности инвестиционных проектов в АПК могут способствовать, в том числе и меры, направленные на снижение рисков путем развития кооперации на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований, которые могут включать и финансовые структуры.
Необходимо активизировать государственную поддержку на федеральном и региональном уровнях конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий, продукция которых пользуется устойчивым спросом и деятельность которых обеспечивает загрузку производственных мощностей смежных и обслуживающих производств, которые могут стать в дальнейшем «точками роста».
Государственная поддержка и стимулирование инвестиционного финансирования позволит обеспечить конкурентоспособность предприятий АПК и их продукции в условиях ВТО. Такой подход позволит обеспечить реализацию госпрограммы, объединив и эффективно используя финансовые ресурсы всех потенциальных инвесторов АПК.
Рецензенты:
Аникина И.Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой корпоративных финансов и банковской деятельности ВолГУ, г.Волгоград.
Гукова А.В., д.э.н., профессор, директор Института дополнительного образования ВолГУ, г.Волгоград.