Глобализация международных отношений, основной сутью которой выступает усиление взаимосвязей государств, их национальных хозяйств, способствует формированию целостной мировой экономической системы. Глобальная экономическая система, развиваясь все более быстрыми темпами, имеет свои позитивные последствия: ускорение внедрения и распространение технических достижений и современных методов управления, новые экономические перспективы для государств, возможности обеспечения более высокого уровня жизни населения [3]. Но при этом появились и общие проблемы, – это проблема недостаточно быстрого экономического роста, макроэкономической нестабильности, распределения доходов и роста бедности, безработицы, управления глобальной экономикой. Поэтому международные отношения переживают переходный период и на передний план выдвигаются, наряду с военной мощью, такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности.
Мировая система ищет новую равновесную точку одновременно в трех глобальных измерениях: геополитическом, геостратегическом и геоэкономическом [8]. Строится новая модель мироустройства, в основе которой лежат воспроизводственные системы, вышедшие за национальные границы. Формируется новое поле оперирования этих структур – геоэкономический атлас мира, так как геоэкономика во многом предопределяет зоны национальных интересов и устремлений государств, формирует основу для интеграционных подвижек и альянсов различного содержания. Использование геоэкономических и геофинансовых технологий обеспечивает доступ к мировому доходу и позволяет доминировать в геоэкономическом пространстве. В этой связи ключевое значение приобретает вопрос о том, в какой форме Россия может прийти к новому стратегическому равновесию и какое место может занять в геоэкономическом пространстве.
Единая геоэкономическая платформа диктует необходимость соединения внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, дает принципиально новые базовые точки отсчета для внесения существенных корректив в политику безопасности России. Однако в России гипотеза об открытости национальной экономики оказалась не подкрепленной адекватными преобразованиями и выработкой соответствующих механизмов функционирования внешнеполитической, внешнеэкономической и военной системы в новых условиях. Поэтому национальные интересы России нередко вступают в конфликт с целями геоэкономики, в частности из-за слабых конкурентных преимуществ и уязвимой экономической безопасностью. Как известно, экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Исходя из определения сущности экономической безопасности как надежной защищенности национальных, государственных интересов, в частности в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми несводимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры, устанавливаются показатели ее уровня. Система макроэкономических показателей позволяет определить уровень экономической безопасности государства (табл. 1), а также провести оценку макроэкономических результатов и провести анализ предпосылок их получения [6].
Таблица 1
Динамика показателей экономической безопасности РФ за 2008-2013 гг.[1]
Показатели экономической безопасности |
Фактические значения показателей экономической безопасности |
|||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
Объем ВВП, млрд. руб. |
41276,8 |
38807,2 |
46308,5 |
55799,5 |
62599,1 |
103203,9 |
Индекс промышленного производства, % |
100,6 |
90,7 |
108,2 |
104,7 |
102,6 |
100 |
Сбор зерна, тонн |
108,2 |
97,1 |
90,1 |
93,9 |
72,9 |
91,3 |
Инвестиции в основной капитал, в млн. руб. |
8781616 |
7976013 |
9152096 |
11035652 |
12568835 |
9522502 |
Отгруженная инновационная продукция, в млн.руб. |
1103366 |
934589,0 |
1243712,5 |
2106740,7 |
2872905,1 |
371677,6 |
Добыча полезных ископаемых, млрд.руб. |
2657,6 |
2398,7 |
3096,2 |
4118,2 |
4693,6 |
4411.9 |
Расходы федерального бюджета на национальную оборону, млрд. руб. |
959,6 |
1191,2 |
1279,7 |
1516,0 |
1812,4 |
2345,7 |
Расходы на гражданскую науку, млрд. руб. |
152,2 |
200,1 |
237,7 |
319,3 |
328,0 |
278.8 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, (в % от общей численности населения) |
13,4 |
13,0 |
12,5 |
12,7 |
11,0 |
12, 1 |
Соотношение среднедушевого денежного дохода населения с величиной прожиточного минимума, в % |
323,6 |
327,9 |
333,3 |
326,3 |
351,5 |
325,4 |
Децильный коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов, в разах) |
16,6 |
16,6 |
16,6 |
16,2 |
16,4 |
16, 2 |
Уровень безработицы населения по РФ, в% |
6,2
|
8,3
|
7,3
|
6,5
|
5,5
|
6,3 |
Уровень монетизации на конец года (М2), в % к М0 |
28,8 |
29,2 |
26,4 |
25,3 |
24,3 |
24,0 |
Объем золотовалютных резервов на конец года, в млрд. руб. |
598,1 |
404,9 |
478,6 |
498,6 |
516,7 |
509,5 |
Государственный долг РФ, млрд. руб. |
2 402,8 |
2 6 92,0 |
3 923,4 |
5 499,2 |
7 026,8 |
9624,7 |
Расходы по обслуживанию госдолга, в % к расходам бюджета |
1,3 |
1,8 |
2,7 |
3,7 |
4,6 |
4,9 |
Уровень инфляции, % |
13,2 |
8,8 |
8,78 |
6,1 |
6,6 |
6,5 |
Дефицит федерального бюджета, млн.руб. |
170,5 |
232,2 |
181,1 |
134,3 |
87,6 |
310,52? |
Объем импорта, млн. руб. |
9,1 |
8,0 |
9,8 |
12,2 |
13,8 |
9,4 |
Рассмотрим основные из них в условиях мирового экономического кризиса, который оказал сильное влияние на социально-экономическое развитие России.
Ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере в 2009 году, когда спад достиг своего максимального уровня. Такие показатели, как ВВП, объем производства в промышленности, реальная заработная плата, оборот розничной торговли, имели тенденцию к повышению после «дна» кризиса в 1 квартале 2009 г. Объем инвестиций и реальная заработная плата имели тенденцию к незначительному снижению. Но реализация антикризисных мер Правительства РФ способствовала стабилизации социально-экономической ситуации в стране и переходу к положительным темпам экономического роста. В результате в июне-июле 2009 года произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП, а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт. В июне-августе оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления выпуска в большинстве производств, ориентированных на внутренний рынок. Российская экономика перешла от спада к оживлению, однако из-за малого инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости. В 2010 году темпы роста инфляции по-прежнему сдерживались низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранились на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский спрос рос очень медленно. Сдерживающее влияние на инфляцию также оказало снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. К 2012 году инфляция снизилась до 6,6% (рис. 1).
Рис. 1. Уровень инфляции за 2008-2013 гг.
Рис 2. Динамика ВВП РФ за 2008-2013 гг.
В условиях сохранения умеренного роста цен на сырье на мировых рынках снижению инфляции способствовало значительное замедление роста денежной массы и потребительских расходов по сравнению с докризисным ростом. Также возобновился тренд на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю и склонности населения к сбережению. В 2010-2013 годах была продолжена работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами. Основные задачи этого этапа состояли в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений. В 2012 году рост ВВП России составил 3,7% (рис. 2), а в 2013 году – 6,1% (возрос на 2,4%). По прогнозам МВФ, общемировой рост должен составлять 3,3%, а российская экономика должна расти быстрее глобальной экономики, чтобы сократить отставание от экономических лидеров. Поэтому этот показатель ниже показателей, которые необходимы России для устойчивого развития, хотя выше, чем в других странах.
Рассматривая уровень безработицы в России, которая на протяжении последних трех лет имела тенденции к снижению, в начале 2013 года начинает расти (рис. 3). Если по итогам 2012 года были данные о том, что работу ищут всего 5,5% экономически активного населения страны, то в конце 2013 года уровень безработицы составил 6,3%.
Рис. 3. Уровень безработицы за 2008-2013гг.
Рис. 4. Расходы федерального бюджета на национальную оборону за 2008-2013 гг.
Кроме того, наблюдается стабильный рост расходов на национальную оборону (рис. 4). В 2013 году расходы увеличились до 2345,7 млрд. рублей, т.е. на 23% по сравнению с аналогичными расходами федерального бюджета в 2012 году, составившими 1812,4 млрд. рублей. При этом доля в общем объеме расходов составила в 2013 году соответственно 32,5%. Понятно, что с ростом экономики России внешний долг должен уменьшаться. Тем не менее, за анализируемый нами период долг только растет (рис. 5, 5а). Государственный внешний долг России за 2012 год увеличился на 41,8% в долларовом выражении, о чем свидетельствуют данные Минфина РФ (рис. 5, 5а).
Рис. 5. Государственный долг Российской Федерации за 2008-2013 гг.
Рис. 5 а. Расходы по обслуживанию государственного долга за 2008-2013 гг.
На 1 января 2013 года объем внешнего госдолга страны составил 50,769 млрд. долларов. За январь 2013 года внешний долг России несколько сократился, он снизился до 50,645 млрд. За сентябрь 2013 года внешний госдолг России вырос на 12,6 % и достиг отметки в 55,78 млрд. долларов. Рост внешнего госдолга России связывают в первую очередь с увеличением задолженности по государственным гарантиям страны в валюте и долга по внешним облигационным займам. Перед Парижским клубом кредиторов задолженность России составляет всего 185 миллионов долларов, перед бывшими странами Совета экономической взаимопомощи – 960 миллионов долларов. По госгарантиям в иностранной валюте долги увеличились до 11,3 млрд. долларов. С 2009 года наблюдалось снижение дефицита федерального бюджета России (рис. 6). Согласно предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2013 году составил 310,52 млрд. руб. или 0,5% ВВП (доходы бюджета – 13,02 трлн. рублей, расходы – 13,33 трлн. руб.). Основной причиной некоторого подъема дефицита является снижение доходной базы. Цены на нефть оказались ниже, чем в первые месяцы 2012, но все же выше цены на нефть, заложенной в бюджете. Кроме этого, страны Европейского союза, являющиеся основными торговыми партнерами России, находятся в рецессии, результатом чего является снижение не только количественного объема экспорта нефти, но и налоговых поступлений от крупных металлургических компаний.
Рис. 6. Дефицит федерального бюджета за 2008-2013 гг.
Рис. 7. Добыча полезных ископаемых за 2008-2013 гг.
Также в условиях замедления роста мировой экономики Россия нуждается в увеличении расходов на внутренние инвестиции, которые ввиду плохого инвестиционного климата будут сильно зависимы от расходов государства. Большое влияние на доходы страны оказывает и цены на природные ресурсы, где Россия в числе первых по их добыче и потреблению (рис. 7). Высокие цены на нефть позволили преодолеть последствия мирового финансового кризиса, но долгосрочные экономические перспективы выглядят проблематичными ввиду существенной зависимости от колебаний мировых цен на сырье.
Анализируя выше рассмотренные макроэкономические показатели и процессы, происходящие в российской экономике можно утверждать, что сложная ситуация, переживаемая Россией, носит системный, локальный (территориальный) и комплексный характер. Подтверждением этому служат следующие факторы: преимущественно сырьевой характер экспорта и производства; нарастание долгового характера экономики; неустойчивость политической организации общества; резкий рост расходов на оборону страны; разрушение традиционной системы ценностей; резкое расслоение общества; низкие показатели уровня и качества жизни; коррупция, клановость; межрелигиозные противоречия. Тем не менее, особенностями российской экономики являются: неформальная, творческая мысль; специфическая культурно-творческая среда; «острова» высокотехнологичного производства; квалифицированные инженерные и рабочие кадры; эффективная научно-образовательная система России в целом – сообщество творчески ориентированных личностей. Сохранение и развитие имеющегося инновационного и человеческого капитала, в значительной мере сосредоточенного сегодня в военно-промышленном комплексе, что является стратегической задачей национальной безопасности. Это необходимо умело использовать для сохранения устойчивости во все более нестабильном мире, либо надолго утратим в нем свои позиции.
Другое направление актуальной хозяйственной ориентации – это ресурсно-сырьевое, то есть торговля природными ресурсами. Эта пассивная геоэкономическая ниша, подвержена воздействию других государств. Возрастает конкуренция вокруг распределения стратегических ресурсов, которая лихорадит сырьевые рынки. И для обеспечения экономической безопасности государств необходима диверсификация их присутствия на мировых рынках. Долгий промышленный спад, хрупкость развивающегося экономического организма концентрируют внимание на вопросе о российской геоэкономической специфике, превращая его в актуальнейший императив, предопределяющий место России в системе мировых координат XXI века. Учитывая мировой опыт, можно сказать, что механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации должен реализовываться посредством государственной стратегии, которая должна учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Только в рамках национальной стратегии развития, выстраиваемой на основе союза финансового, промышленного и научного капитала страны и комплексного использования имеющихся резервов, в принципе решаема задача обретения Россией прогрессивного геоэкономического статуса [2]. Она должна быть ориентирована, на придание приоритетного характера производству разнообразных форм интеллектуального продукта, сохранению и развитию инновационного духа российского общества, оригинальной творческой, научной, культурной среды России. В основе такой деятельности лежит глобальная потребность в фундаментальном прорыве инновационной ситуации, характеризующейся определенным вакуумом. Ближайшая перспектива для России – сотрудничество в решении крупных международных проектов. А в более отдаленной перспективе – формирование глобального инновационного рынка, его структурирование, включая создание соответствующей нормативной базы, общего социального и правового контура.
Таким образом, стратегия повышения конкурентоспособности России предполагает ее переход к модели радикально-инновационного типа экономического развития, что позволит ей войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, использовать преимущества глобализации в процессе встраивания страны в геоэкономическое пространство.
Рецензенты:
Аликаева М.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов, ФГБОУ ВПО «Кабардино – Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Нагоев А.Б., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВПО «Кабардино – Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
[1] Составлена на основании данных Росстата РФ за 2008-2013 гг.