На сегодняшний день основная часть сообщества работодателей в нашей стране не имеет профессиональных стандартов. Современные производственные предприятия для успешного функционирования в условиях сложившейся рыночной ситуации должны иметь не только высокое техническое оснащение, возможность рационально использовать все свои мощности и оперативно реагировать на изменения рынка, но и квалифицированные кадры. Одной из важнейших причин несоответствия выпускаемой продукции по уровню качества мировым образцам является дефицит профессиональных кадров и несоответствие уровня их компетентности инновационным требованиям.
В основной своей массе работодатели, топ-менеджеры и собственники бизнес-организаций не испытывают особого интереса к взаимодействию с вузами, полагая, что, приняв на работу молодых специалистов с хорошей фундаментальной подготовкой, они смогут самостоятельно их доучить, обеспечив нужную профилизацию. Для решения сложившейся ситуации широко применяются курсы повышения квалификации, в том числе на базе дополнительного профессионального образования (ДПО), цель которого – быстрая и качественная подготовка и переподготовка специалистов, удовлетворяющих современным требованиям. Повышение квалификации специалистов контрактного производства электроники должно осуществляться динамично и позволять в короткие сроки осуществить их подготовку/переподготовку с ориентацией на требования заказчиков [2].
Программы повышения квалификации в рамках ДПО также имеют требования минимума содержания учебно-тематического плана программы, который укладывается в модуль, разделы этого модуля и темы разделов. Поэтому автором было предложено использовать элементы модульно-рейтинговой системы с целью оценки качества подготовки специалистов контрактного производства электроники [6].
Используется 100-балльная шкала для определения показателя качества подготовки специалистов НПО по программам повышения квалификации, которая существенно упрощает перевод оценки по шкале, предусмотренной действующими государственными нормативными актами (таблица 1) [4].
Таблица 1. 100-балльная шкала перевода оценки
Значение показателя качества подготовки специалистов контрактного производства электроники |
Оценка в традиционной шкале |
85 – 100 |
«Отлично» |
70 – 84 |
«Хорошо» |
55 –69 |
«Удовлетворительно» |
0 – 54 |
«Неудовлетворительно» |
Все преподаваемые образовательные дисциплины по итоговой оценке знаний были поделены на следующие категории:
- раздел заканчивается сдачей итоговой работы, за которую начисляются баллы;
- раздел заканчивается рядом выполненных работ в процессе обучения, по которым выставляется суммарный балл;
- раздел заканчивается прохождением тестирования по пройденному материалу, за который начисляются баллы.
Безупречное усвоение каждого изучаемого специалистом контрактного производства электроники раздела по модулю оценивается в 100 рейтинговых баллов («100 % успеха»). Эти баллы должны распределяться по всем видам занятий, предусмотренным в данном разделе по модулю в соответствии с учебно-тематическим планом.
С учетом новых Федеральных государственных образовательных стандартов автором была описана структура построения дисциплины, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура дисциплины
Безупречное усвоение каждого изучаемого специалистом контрактного производства электроники раздела по модулю оценивается в 100 рейтинговых баллов («100 % успеха»). Эти баллы должны распределяться по всем видам занятий, предусмотренным в данном разделе по модулю в соответствии с учебно-тематическим планом.
По полученным результатам была произведена оценка компетентности с помощью модели реализации программ повышения квалификации в системе ДПО. Анализ данной оценки производился с помощью модульно-рейтинговой системы по 100 балльной шкале, в которой, как указано в таблице 1, выделена минимальная граница в 55 баллов. Сама оценка компетентности специалистов контрактного производства электроники Н[Z] анализируется по интервальной шкале следующим образом:
- – удовлетворительно;
- – хорошо;
- – отлично.
Оценку Н[Z] параллельно можно оценить с запланированной оценкой компетентности по данной программе повышения квалификации в рамках ДПО Н[Zб]. Поэтому Н[Zб] можно оценить аналогичным образом как и Н[Z]:
- – удовлетворительно;
- – хорошо;
- – отлично.
По мнению автора, проведение анализа уровня усвояемости специалистами контрактного производства электроники профессиональных компетенций по двум оценкам на сегодняшний день является недостаточно полной для представления полного понимания о приобретенных навыках профессиональными кадрами. Необходимо более подробное заключение. Анализ такого масштаба можно осуществить с помощью имеющихся оценок Н[ПКi], аналогично представленному анализу оценки Н[Z]:
- ПКi – удовлетворительно;
- ПКi – хорошо;
- ПКi – отлично.
Но и в данном случае лаконичная оценка в виде «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» не сможет в достаточной мере удовлетворить заказчика. Каждая профессиональная компетенция наделена своей содержательной частью, как это видно из программы, представленной в Приложении А. Соответственно, в случае анализа полученных оценок Н[ПКi], мы можем оценить и охарактеризовать их таким образом, что данная методика оценки позволит заказчику наиболее рационально принять решение относительно дальнейшей трудовой деятельности своего сотрудника. Данный вид методики представлен ниже в таблице 2.
Таблица 2. Методика анализа оценок Н[ПКi]
ПК |
Полученная оценка H[ПК] |
Оценка в заданных интервалах Н[ПКi] |
Оценка в установленном интервале |
Характеристика ПК, полученной специалистами контрактного производства электроники |
ПК1 |
|
ПК1 |
«удовлетворительно» |
|
ПК1 |
«хорошо» |
|
||
ПК1 |
«отлично» |
|
||
ПК2 |
|
ПК2 |
«удовлетворительно» |
|
ПК2 |
«хорошо» |
|
||
ПК2 |
«отлично» |
|
||
ПК3 |
|
ПК3 |
«удовлетворительно» |
|
ПК3 |
«хорошо» |
|
||
ПК3 |
«отлично» |
|
||
ПК4 |
|
ПК4 |
«удовлетворительно» |
|
ПК4 |
«хорошо» |
|
||
ПК4 |
«отлично» |
|
||
… |
|
… |
… |
|
… |
… |
|
||
… |
… |
|
||
ПКi |
|
ПКi |
«удовлетворительно» |
|
ПКi |
«хорошо» |
|
||
ПКi |
«отлично» |
|
Автор считает, что оценка такого уровня позволит наиболее полно проанализировать полученные навыки специалистами контрактного производства электроники при подготовке по программам повышения квалификации в системе ДПО. На базе данного анализа, рассмотренного в таблице 2, автором была разработана форма выпускной характеристики специалиста контрактного производства электроники по программе повышения квалификации с анализом полученных профессиональных навыков.
С учетом вышеизложенного и совместного применения предложенной математической модели для оценки компетентности, представленной в [4], и метода экспертных оценок возможно осуществить комплексную оценку качества подготовки специалистов контрактного производства электроники по программам повышения квалификации.
Для комплексной оценки качества, а именно – разработки математической модели оценки обобщенного критерия качества подготовки специалистов контрактного производства электроники по программам повышения квалификации в системе ДПО, необходимо свести воедино оценки простых и сложных свойств, находящихся на всех уровнях иерархии. В настоящее время обобщенный критерий качества подготовки специалистов контрактного производства электроники находится как некоторая среднеарифметическая величина из показателей отдельных свойств. Широкое признание имеют оценки качества, полученные с помощью средней арифметической и средней геометрической [5]. Вопрос выбора средней требует глубокого анализа, так как исследователей интересует не только нахождение лучшего значения, но и определение того, насколько найденное значение лучше (хуже) сравниваемого.
В таблице 3 представлена математическая модель для определения значения обобщенного критерия качества подготовки специалистов контрактного производства электроники.
Таблица 3. Математическая модель оценки обобщенного критерия
|
||
Методы, используемые для оценки обобщенного критерия |
||
Логика антонимов |
Экспертный метод «Дельфи» (метод комиссий) |
|
|
|
|
Примечание: Q – обобщенный критерий качества подготовки специалистов, K1 – группа критериев оценки компетентности специалистов при подготовке по программам повышение квалификации, K2 – группа критериев оценки содержания итоговой работы и K3 – группа критериев оценки защиты итоговой работы, – весовые коэффициенты групп критериев, которые удовлетворяют соотношению , – весовые коэффициенты i – экспертов. |
Данная модель (таблица 3) позволяет определить обобщенный критерий качества подготовки специалистов контрактного производства электроники, а также проанализировать динамику усвоения учебного материала.
Для точности экспертных оценок была определена согласованность мнений экспертов. Степень совпадения оценок экспертов и их предпочтений, входящих в комиссию, характеризует качество оценки критериев подготовки специалистов контрактного производства электроники по программам повышения квалификации в системе ДПО. Согласованность экспертной группы была выявлена с помощью коэффициента конкордации:
,
где – сумма квадратов разницы между суммой рангов по критериям и средней суммой рангов, – количество экспертов, – количество критериев. Полученный коэффициент конкордации свидетельствует о согласованности мнений группы экспертов.
Практические результаты реализации модели на предприятии по производству электронных изделий приведены в таблице 4, что позволило повысить уровень качества подготовки специалистов данной области на 13–14 % при стоимостных и временных ограничениях.
Таблица 4. Практические результаты подготовки специалистов контрактного производства электроники по программам повышения квалификации в направлении обеспечения качества при проектировании и производстве электронных изделий
Группы критериев
|
Результаты в баллах (мax 100) |
|
среднее значение оценки компетентности специалистов контрактного производства электроники по группе повысилось на 14,67 |
|
среднее значение оценки итоговой работы по группе повысилось на 7,2 |
|
среднее значение оценки защиты итоговой работы по группе повысилось на 4,8 |
Итого |
26,67 |
В рамках предложенных моделей по оценке качества подготовки специалистов контрактного производства электроники по программам повышения квалификации и с целью совершенствования процесса реализации данных программ в рамках ДПО был разработан проект стандарта организации «Положение по оценке качества подготовки специалистов научно-производственных организаций по программе повышения квалификации».
Также, в рамках повышения квалификации по одной из программ в области производства электронных изделий «Основные критерии приемки печатных плат, качества монтажа электронных компонентов и их функциональное применение в соответствии со стандартами IPC» был проведен анализ влияния уровня подготовки специалистов контрактного производства электроники по программам повышения квалификации в системе ДПО на качество их работы и выпускаемой продукции в сфере их деятельности [1, 3].
В результате разработанная математическая модель комплексной оценки качества подготовки специалистов контрактного производства электроники позволила обеспечить реализацию управляющих воздействий для постоянного совершенствования на всех этапах проектов программ повышения квалификации.
Рецензенты:
Варжапетян А.Г., д.т.н., профессор, профессор кафедры инноватики и управления качеством, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург.
Семенова Е.Г., д.т.н., профессор, зав. кафедрой инноватики и управления качеством, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург.