Введение. Фармацевтическая промышленность – это важная часть любой экономической системы, существующей в настоящее время, поэтому она была выбрана нами для изучения. Она интересна для рассмотрения как совокупная фармацевтическая промышленность региона, так и в форме независимых фармацевтических систем отдельных государств [7].
Экономические кризисы негативно повлияли на фармацевтическую промышленность России и Армении. Бюджетные ограничения не позволяют в полной мере поддерживать производителей, они не только теряют значительную долю собственного рынка, но и отстают в развитии, накопив большое количество проблем.
Импортозамещение возможно при условии устранения технологического и инфраструктурного отставания отрасли. Чтобы наладить разработку и производство оригинальных лекарственных препаратов, необходимы огромные инвестиции, которых нет в нужном объеме [4].
Это одна из причин того, что фармацевтическое производство в этих странах сегодня ориентировано на производство дженериков, в том числе совместно с иностранными фирмами. Сейчас компании из России и Армении в основном выпускают дженерики на основе импортного сырья и традиционные недорогие лекарственные препараты, ориентированные на рынок стран СНГ [2]. Такие продукты не требуют больших капиталовложений для начала производства, но с ростом конкуренции на рынке рентабельность их производства падает. Этому способствует и увеличение спроса на оригинальные препараты, которые в объеме почти 100 % импортируются из третьих стран.
Целью исследования явились анализ состояния фармацевтической промышленности в России и Армении, а также выявление ряда позитивных и негативных факторов, присущих всей фармацевтической промышленности изучаемых государств.
Материалы и методы исследования. Объектами исследования являлись предприятия фармацевтической промышленности Республики Армения и России. В процессе исследования использовали методы SWOT-анализа.
Результаты и обсуждение. В результате проведенного нами исследования был отмечен постоянный рост цен на импортируемые лекарственные препараты зарубежных производителей. Меры по увеличению торговых барьеров с третьими странами по ограничению цен на рынке провоцируют увеличение фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов [3].
Актуальна проблема внедрения наукоемких технологий. В научных организациях и вузах получены прикладные результаты, многие из которых потенциально могут стать основой оригинальных препаратов. Однако из-за отсутствия скрининговых и предклинических исследований, клинических испытаний новых соединений, из-за недостаточности финансирования далеко не все разработки находят реализацию в виде производства лекарственных препаратов.
В отрасли ощущается острая нехватка профессиональных кадров, способных работать по международным стандартам. В этой связи необходимо наладить сотрудничество предприятий отрасли и вузов, осуществляющих подготовку специалистов, а также обеспечить необходимое государственное финансирование данных вузов.
Анализ состояния фармацевтической промышленности региона позволил выявить ряд позитивных и негативных факторов, присущих всей фармацевтической промышленности России и Армении. Текущие преимущества и недостатки, потенциальные возможности и угрозы отрасли сгруппированы в соответствии с их источником – внутренним или внешним – и представлены в виде SWOT-анализа в таблице 1.
Таблица 1. SWOT-анализ состояния фармацевтической промышленности в России и Армении
Внутренние факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
растущий уровень государственной поддержки |
доминирующее положение фармацевтических компаний из третьих стран на рынке СНГ |
|
сложившиеся фармпредприятия, обладающие хорошим знанием специфики местного рынка |
низкий экспортный потенциал из-за несоответствия предприятий требованиям международного стандарта GMP |
|
развитая сеть логистики – от производителей к дистрибьюторам и розничным сетям |
отсутствие кадров, способных работать по международным стандартам |
|
сертификация GMP, ISO на новых производствах |
проблемы доступа к кредитным ресурсам |
|
потенциал экспорта на рынки стран СНГ |
отсутствие современных технологий производства |
|
политическая стабильность и выгодное географическое расположение |
акцент системы государственного закупа на приобретение дорогостоящих оригинальных препаратов в ущерб массовым дженерикам |
|
Внешние факторы |
Возможности |
Угрозы |
производство новых дженериковых препаратов по истечению сроков патентов на оригинальные лекарственные препараты |
зависимость от импорта фармацевтической и медицинской продукции |
|
законодательная поддержка государства |
вхождение мировых лидеров на внутренние рынки в качестве локальных производителей |
|
покупка (трансферт) технологий позволит наладить производство современных препаратов |
зависимость от импорта сырья и упаковочных материалов |
|
организация контрактного производства с зарубежными компаниями |
быстрое развитие фармацевтической промышленности в Индии и Китае и увеличение импорта |
|
увеличение потребления дженериков и безрецептурных препаратов |
отсутствие источников дешевого долгосрочного финансирования |
|
интеграционные процессы в регионе |
снижение экспорта с введением новых производственных мощностей фармацевтической отрасли и усилением протекционизма в странах-импортерах |
Возможности наращивать производство или улучшать его качество сложно использовать из-за имеющихся проблем. В периоды экономического спада наиболее актуален ограниченный доступ к кредитным ресурсам. Компании выражают заинтересованность в получении дешевых кредитов на закупку оборудования для реализации инновационных проектов, однако стоимость кредитных ресурсов коммерческих банков остается высокой. Вопрос решается с применением мер государственной поддержки, механизмов государственно-частного партнерства и при участии международных институтов развития.
17 февраля 2011 года в России была утверждена федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Основной целью программы является содействие развитию российского производства конкурентоспособной фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения. Ожидается, что в результате реализации программы объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, вырастет как в денежном, так и в натуральном выражении. Также программой запланированы развитие наукоемких медицинских технологий, повышение качества медицинского образования, создание медицинских научных кластеров. Программа направлена на повышение качества, расширение доступности медицинских услуг и обеспечение ремонта медицинских учреждений по всей стране. Программа предусматривает перевод фармацевтической отрасли на инновационную модель развития за счет увеличения инвестиций и расширения сотрудничества с международными организациями. Российское правительство стимулирует международные фармацевтические компании к созданию производства в России. Вследствие этого инвестиции в фармацевтику в последние годы увеличились. Осуществленные Россией меры по модернизации здравоохранения привлекли внимание многих зарубежных инвесторов [1].
Увеличилось число совместных предприятий, учрежденных российскими и иностранными компаниями, а также соглашений о сотрудничестве. Так, например, Novartis, головной офис которой находится в Швейцарии, приступила к строительству завода в Санкт-Петербурге в июле 2011 года. Британско-шведская AstraZeneca возводит завод в Калужской области, строительство которого планируется завершить в 2016–2017 годах. Индийская фармацевтическая компания Cadila Pharmaceuticals, основанная в Индии, заключила соглашение с российским холдингом «ФармЭко» о создании мощностей для производства фармацевтических препаратов.
Нами был проведен опрос иностранных производителей-импортеров и российских производителей с целью оценки перспектив выполнения федеральной целевой программы и выявления препятствий на пути ее реализации (рисунок 1).
Рисунок 1. Оценка перспективы выполнения федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»
По мнению представителей подавляющего большинства иностранных компаний (69 %), российский рынок не готов к реализации данной программы с социально-экономической точки зрения. Такого же мнения придерживаются 25 % российских производителей. Другим препятствием на пути реализации программы является коррупция, отмеченная более чем половиной участников исследования. Данный фактор риска лидирует по популярности среди российских компаний и занимает второе место у иностранных респондентов.
Опрошенные российские производители однозначно позитивно оценивают требования о переходе на Good Manufacturing Practice к 2014 году (рисунок 2). Респонденты считают, что переход на стандарты GMP улучшит качество производимых препаратов и будет необходимым для развития контрактного производства с западными компаниями. Однако вопрос о готовности отрасли к внедрению данных стандартов именно в 2014 году пока остается открытым.
Рисунок 2. Оценка требований о планируемом переходе на новые стандарты производства (Good Manufacturing Practice) к 2014 году
Что касается Республики Армения, то фармацевтическая отрасль в стране выбрана одной из 11 приоритетных направлений правительственной стратегической программы экспортоориентированной промышленной политики. За последнее время правительство разными инструментами содействует фармацевтическим предприятиям. Среди них, например, предоставление специальных налоговых режимов, прямое кредитование, в том числе за счет бюджетных средств, вовлечение в зоны свободной торговли. На сегодняшний день 15 армянских производителей фармацевтической продукции покрывают лишь 10 % спроса на медикаменты на внутреннем рынке [5].
В правительственную стратегическую программу экспортоориентированной промышленной политики заложен объем роста производства армянской фармацевтической продукции к 2015 году до 30–35 млн долл., а к 2020 году – 95-135 млн долл. Программа предусматривает также, что к 2015 году экспорт армянской фармацевтической продукции достигнет 20–25 млн долл., а к 2020 году – 75–115 млн долл. При этом число сотрудников в этом секторе увеличится к 2015 году до 900–950 человек, а к 2020 году – до 1600–1800 человек. По данным Национальной статистической службы Армении производство фармацевтической продукции за январь – сентябрь 2012 года составилo 2,7 млрд драмов с годовым ростом на 5,3 %.
В фармацевтике успешно проведено уже несколько мероприятий, а также утвержден четкий календарь запланированных совместно с частным сектором шагов, реализация которых окажет существенное влияние на экспортные показатели местной фармацевтической индустрии. Впрочем, даже сейчас результаты, достигнутые в фарминдустрии, впечатляют. Достаточно сказать, что в течение последних двух лет объемы производства и экспорта армянских лекарственных препаратов заметно увеличились.
По итогам 2012 года 15 армянских производителей лекарственных препаратов произвели продукции на общую сумму в 3,8 млрд драмов, увеличив объемы производства на 6,8 %, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Объемы реализации продукции за 2013 год также выросли (на 22,8 %), достигнув 4,1 млрд драмов. Наиболее впечатляющими выглядят темпы роста экспорта лекарств из Армении, которые перешли отметку в 42,2 %. При этом более половины произведенных в стране медикаментов было вывезено, что в суммарном выражении составило около 2,1 млрд драмов [6].
Однако если в 2012 году объемы производства лекарственных средств выросли на 6,8 %, то в январе – мае 2013 года рост составил 29,3 %, достигнув 1,9 млрд драмов. Вся фармацевтическая продукция была реализована, обеспечив увеличение, по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, на 32,1 %. Высокая активность продемонстрирована и в плане экспорта (963 млн драмов), где продолжилась тенденция роста, составившая 41,8 % . Кстати, увеличение экспортных показателей в страны СНГ и вовсе дошло до отметки в 86 %, а в общей сложности туда было отправлено продукции на сумму 632 млн драмов.
В феврале 2014 года Институт тонкой органической химии имени А. Мнджояна Национальной академии наук Армении, швейцарская компания AZAD Pharmaceutical Ingredients AG и Армянское агентство развития подписали трехсторонний меморандум о сотрудничестве в фармацевтической сфере. Цель документа – содействие развитию фармацевтики в Армении, расширение применения инноваций в этой сфере, поддержка процесса переподготовки кадров, а также создание в Армении лаборатории по синтезу фармацевтического сырья и его пилотное производство. Каждая из сторон в рамках меморандума выразила намерение внести свой вклад в развитие проекта. В частности, Институт тонкой органической химии предоставит швейцарской компании лабораторные помещения для проведения исследований, поможет в выборе кадров, предоставит своих специалистов и оборудование, а также, возможно, будет проводить с AZAD Pharmaceutical Ingredients совместные исследования. Швейцарская компания, в свою очередь, проведет необходимые ремонтные работы территорий Института тонкой органической химии, займется их переоснащением, проведет исследование по части реализуемости пилотной программы, представит соответствующие предложения. Армянское агентство развития намерено в рамках своего потенциала предоставлять юридическую, организационную, консультационную и иную помощь, представлять и защищать программу в госструктурах Армении, содействовать работам по исследованию пилотной программы, а также информировать стороны о форматах и процедурных нюансах возможной господдержки.
Выводы. Фармацевтический рынок России и Армении на сегодняшний день зависит от импортной продукции, объемы производства фармацевтической промышленности не обеспечивают необходимый уровень национальной безопасности стран.
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод: в России и Армении существует огромный потенциал развития фармацевтической промышленности благодаря одному из самых перспективных внутренних рынков в мире, наличию необходимых факторов развития отрасли, возможностям повышения конкурентоспособности продукции и увеличения экспорта.
Многие проблемы можно решить гармонизацией регулирующей политики с международными критериями и правилами, совершенствованием правового поля, усилением контроля, созданием благоприятных условий для развития местных производств, а также обеспечением физической и финансовой доступности лекарств [7].
Поднятые в статье вопросы являются постановочными и требуют более детальной научной проработки, в ходе которой должны быть выработаны конкретные рекомендации по всем отраженным проблемным аспектам, включая решение социально-экономических и политических задач.
Рецензенты:
Андреева И.Н., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пятигорск.
Парфейников С.А., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Пятигорск.