Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROTECTION OF THE RUSSIAN MARKET OF DAIRY PRODUCTS IN THE CONDI-TIONS OF WTO MEMBERSHIP

Borisova O.V. 1 Denisov M.S. 2
1 PSI «Siberian research institute of rural economics of the Russian academy of agricultural sci-ences
2 NPO HE «Altai academy of economy and right
The analysis of the Russian dairy market, which identified a set of socio- economic background of its state protec-tion. In this study, under the state protection of the national dairy market is a complex of measures to prevent un-fair competition in the dairy market and the development of the dairy sector of the economy, based on the active use of agricultural protectionism. An algorithm for achieving the desired performance of the national dairy mar-ket through state protection in accordance with the rules of «green box» WTO. Different types of monitoring of the studied market are offered. Actions for indirect measures of the state protection of this market within a "green" basket of the WTO are developed: national programs for improvement of food of the population; branch actions for strengthening of protection of patent purity of dairy products; actions for control strengthening over export-import transactions.
rules of the WTO
state protection
market of dairy products

Рынок молочной продукции является важным сегментом мирового продовольственного рынка, находящимся под пристальным вниманием Организации Объединённых Наций и правительств большинства государств мира. Российская Федерация как член ООН должна соблюдать Международные нормативные акты по защите права человека на питание, в том числе: Международный билль о правах человека от 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года; Конвенцию о правах ребёнка от 1989 года. Во всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, статья 25 гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, ..., который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Право на питание относится к основополагающим правам человека, так как пища входит в систему первичных жизненных потребностей человека, обеспечивая само его существование.

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации поставлена задача обеспечения продовольственной безопасности государства [1] и установлены пороговые значения доли отечественных товаров на продовольственном рынке, в частности, по молоку и молочных продуктам - не менее 90 %.

Вступление России в ВТО, развитие Таможенного союза с Республиками Беларусь и Казахстан приводят к высокому уровню открытости российского рынка молочной продукции, поэтому актуальной задачей становится совершенствование форм и методов его государственной защиты.

Целью проводимого исследования является разработка методов защиты рынка молочной продукции в Российской Федерации.

Развитие национального рынка молочной продукции в Российской Федерации - процесс достаточно сложный, что связано с большим числом предприятий и организаций, входящих в структуру данного рынка и включающего в себя сельскохозяйственные организации всех типов, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие сырое молоко, а также предприятия молокоперерабатывающей промышленности, выпускающие 108 товарных подгрупп молочной продукции. Таким образом, от стабильной работы данного сектора экономики зависит благосостояние значительной части населения страны.

По оценкам ФАО ООН, в 2011 г. первое место по производству молока среди стран-лидеров занимает объединённая Европа - ЕС-27, второе - Индия, третье - США, четвёртое - Китай, пятое - Россия [2]. Несмотря на то, что Российская Федерация входит в число крупных производителей молока, доля импорта в данной группе товаров превышает 20 %.

За период с 2000 г. по 2012 г. импорт в Российскую Федерацию масла сливочного и прочих молочных жиров вырос в 1,6 раз. Стоимость импортного масла возросла примерно в 3 раза из стран дальнего зарубежья: с 1389 долл. США в 2000 г. до 3913 долл. США в 2012 г. Разница в цене между продукцией из стран СНГ и иных стран невелика, а в период с 2008 г. по 2011 г. стоимость импортной молочной продукции из стран СНГ была выше, чем из дальнего зарубежья [3]. Такое соотношение указывает на опасное состояние, которое способно привести к утрате продовольственной безопасности страны. В этой связи формирование и функционирование национального рынка молочной продукции, его защита и регулирование являются важными направлениями деятельности государства.

Под государственной защитой национального рынка молочной продукции в настоящем исследовании понимается комплекс мер по предотвращению недобросовестной конкуренции на рынке молочной продукции и развитию молочного сектора экономики, базирующийся на активном применении аграрного протекционизма.

Развитие теории защиты национального рынка происходит достаточно активно, особенно это касается аграрного протекционизма. Аграрный протекционизм (англ. protectionism, agraire; нем. AgrarProtektionismus) - система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса [4].

Первоочередными задачами по защите рынка молочной продукции являются: защита от недоброкачественной импортируемой продукции, стимулирование развития отечественного молочного скотоводства и молокоперерабатывающей промышленности, поощрение и поддержка экспорта конкурентоспособной на мировом рынке молочной продукции, развитие нетарифного регулирования, а именно - активное развитие технических барьеров. Государственная защитная политика позволит российской молокоперерабатывающей промышленности быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям мирового продовольственного рынка.

В настоящее время развивается глобальный аграрный протекционизм: все страны мира оказывают поддержку сельскому хозяйству. И чем богаче страна, тем в большей мере проявляется эта поддержка и защита. В странах ЕС ежегодно выделяется более 40 млрд евро на поддержку сельского хозяйства и сохраняются высокие тарифы на продукцию, производство которой налажено. Уровень таможенных тарифов на ввоз продовольствия в странах ЕС в 10 раз выше, чем в России.

Если пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215 %, то в России в 14 раз ниже - всего лишь 15 %, на молоко в странах ЕС - 113 %, в России - 15 % (в 7,5 раза), на пшеницу - 173 % и 20 % (в 8,6 раза), на сахар - 274 % и 25 % (в 11 раз) [5].

Меры государственной защиты национального рынка молочной продукции, их воздействие на объекты и субъекты защиты должны способствовать формированию более благоприятных, по сравнению с существующими, условий его функционирования. Последовательность достижения целей развития рынка молочной продукции представлена в алгоритме, разработанным авторами (рис. 1).

Мониторинг состояния и определение развития национального рынка молочной продукции, проведённое авторами, позволило сделать следующие выводы:

1 этап. Анализ существующих условий функционирования рынка молочной продукции в Российской Федерации:

1) мониторинг существующей структуры и потенциала рынка молочной продукции;

2) мониторинг результатов функционирования рынка молочной продукции.

2 этап. Определение проблем, сдерживающих развитие рынка молочной продукции в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ.

3 этап. Определение желаемых условий функционирования рынка молочной продукции с помощью государственной защиты.

4 этап. Разработка методов государственной защиты рынка молочной продукции на развитие факторов роста производства молочной продукции:

1) внутренних:

  • развитие сырьевой базы - молочного скотоводства;
  • модернизацию предприятий молокоперерабатывающей промышленности; - рост реальных располагаемых доходов населения;
  • развитие национальной науки;
  • развитие инфраструктуры рынка молочной продукции;

2) внешних:

  • протекционистскую государственную политику по защите национального рынка молочной продукции;
  • участие в международном разделении труда с учетом национальных интересов;
  • стимулирование экспорта молочной продукции.

5 этап. Формирование желаемой структуры и потенциала национального рынка молочной продукции с помощью развития государственной защиты.

6 этап. Достижение желаемых результатов функционирования национального рынка молочной продукции в Российской Федерации.

Рисунок 1. Алгоритм достижения желаемых результатов функционирования национального рынка молочной продукции посредством государственной защиты

1. Несмотря на государственные программы по развитию сельского хозяйства и финансовую поддержку модернизации молочного скотоводства, поголовье коров не увеличивается, а стабильно уменьшается, если ситуация в развитии молочного скотоводства не изменится, то к 2020 г. поголовье коров в Российской Федерации снизится почти в два раза, поэтому важнейшей задачей молочного скотоводства является стабилизация поголовья коров на уровне 8,9 млн коров (показатель, достигнутый в 2012 г.).

2. Степень достижения Сд целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по производству сырого молока в настоящее время составляет 78 %:

Сд = Зф/ Зп × 100% (3.1)

где Зф - фактическое производство сырого молока в РФ в 2013 г.;

Зп - плановое значение индикатора Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Сд= 32 млн тонн / 41 млн тонн × 100 % = 78 %

Следовательно, рост производства сырого молока возможен только за счёт породного обновления, совершенствования технологии содержания и кормления коров.

3. Объём производства цельномолочной продукции за период с 2008 г. по 2012 г. снизился на 0,7 млн тонн или на 7,2 %. При сохранении существующих условий производства и реализации цельномолочной продукции производство её будет стабильно снижаться, следовательно, нужны дополнительные меры по поддержке отрасли.

4. Фактическое потребление молока и молочных продуктов на душу населения в Российской Федерации значительно ниже медицинских норм потребления: коэффициент удовлетворения потребностей населения в молочной продукции по медицинским нормам потребления составляет 63,3 %, в Сибирском Федеральном округе - 67,7 %. В Государственной программе развития сельского хозяйства РФ на 2013-2020 гг. предусмотрено лишь частичное увеличение потребления молочной продукции населением Российской Федерации.

5. Самообеспеченность Российской Федерации молоком и молочными продуктами в соответствии с медицинскими нормами потребления в ближайшей перспективе составит 57,4 %, в соответствии с рациональными нормами потребления - 67,8 %.

6. К важным предпосылкам, доказывающим необходимость государственной защиты рынка молочной продукции, оказывает социально-демографическая ситуация в Российской Федерации. На начало 2013 г. рост основных социально-экономических показателей составил:

  • по численности населения - 0,1 %;
  • по реальным денежным доходам - 1,1 %;
  • по реальным потребительским расходам населения - 6,7 %;
  • по реальной начисленной заработной плате - 2,8 %. [6, с. 24-28].

7. Наблюдается стабильный рост цен на продовольствие. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря 2012 г. составила 2608,9 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость увеличилась на 1,5 % (с начала года - на 7,8 %). Стоимость набора в Москве в конце декабря 2012 г. составила 3088,2 рубля и за месяц выросла на 1,6 % (с начала года - на 9,2 %), в Санкт-Петербурге - 2950,7 рубля и выросла на 1,2 % (с начала года - на 5,5 %). Доля молочных продуктов составляет 20,2 % в продовольственных покупках россиян [6].

Существенным фактором, оказывающим влияние на покупательную способность населения и развитие продовольственного рынка, является структура населения региона по уровню доходов. В ходе проведения исследования выбраны регионы трёх типов: города-мегаполисы, промышленные области, аграрные регионы. Несмотря на средний рост доходов населения в целом по Российской Федерации, в аграрных регионах доля населения с доходами ниже 10 тыс. руб. высока: в Алтайском крае - 57,9 %; в Краснодарском крае - 49,0 %; в Республике Марий Эл - 62,9 % при среднероссийском показателе 33,6 %. Фактом, отрицательно влияющим на покупательский спрос и формирование рынка молочной продукции, является достаточно большая численность безработных.

В связи с этим дефицит белка в рационе питания более чем одной трети жителей большинства регионов составляет в среднем 26-30 %, витаминов - 50-52 %, то есть населения испытывает белково-калорийную недостаточность, а недополучение энергии и белка в среднем составляет от 15 до 20 % от нормы. Такое негативное изменение структуры питания отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни человека, на демографической обстановке в целом, о чем также свидетельствуют данные статистики. Таким образом, тезис Доктрины продовольственной безопасности о повышении качества жизни населения не выполняется.

Проведённое исследование позволило предложить комплекс косвенных методов защиты национального рынка молочной продукции, которые не ограничиваются правилами ВТО (методы «зелёной корзины»):

1. Меры, направленные на повышение ёмкости рынка молочной продукции за счёт разработки национальных программ по улучшению питания населения:

  • введение социальных карточек для малоимущих слоёв населения для бесплатного получения однодневной нормы молочных продуктов питания;
  • распространение программы «Школьное молоко» на все субъекты Российской Федерации за счёт федерального бюджета;
  • усиление питания военнослужащих срочной службы за счёт молочных продуктов;
  • улучшение качества питания заключенных в Российской Федерации за счёт введения в ежедневный рацион молочных продуктов питания.

Таким образом, благодаря внедрению предложенных социальных программ ёмкость национального рынка молочной продукции увеличится на 7143,3 тыс. тонн в год или, исходя из средних цен на молочную продукцию, на 229482 млн руб., при этом будет оказана социальная поддержка 33426,0 тыс. человек, проживающих на территории Российской Федерации.

2. Меры, направленные на повышение качества молочной продукции на продовольственном рынке Российской Федерации:

  • повышение ответственности владельцев розничных торговых предприятий за торговлю фальсифицированной молочной продукцией - предлагается внести изменения в законодательство РФ и предусмотреть изменение в Законе РФ «О защите прав потребителей» - предусмотреть полное закрытие торгового предприятия и лишение руководства данного магазина права заниматься торговой деятельностью сроком на 7 лет в случае выявления торговли фальсифицированной молочной продукцией;
  • защита патентной чистоты рынка молочной продукции - провести патентную регистрацию всех видов сыров, технологии которых разработаны в Российской Федерации и ввести жесткий контроль за патентной чистотой импортной продукции;
  • при НИИ сыроделия Россельхозакадемии за счёт государственного финансирования необходимо создать центры повышения квалификации специалистов молокоперерабатывающей промышленности, что позволит активно внедрять инновации в практическую деятельность предприятий всех регионов;
  • при поставке на продовольственный рынок Российской Федерации как отечественной, так и импортной молочной продукции, по опыту Евросоюза использовать «принцип предосторожности», ограничивая поставку до тех пор, пока продукт не пройдёт пищевую экспертизу, доказывающую его безопасность;
  • по опыту Евросоюза в Российской Федерации необходимо вводить запреты на внедрение передовых биотехнологий, в том числе по генно-модифицированным продуктам, а также на поставку ГМ-продукции;
  • создание Межведомственной комиссии по продовольственной безопасности и качеству пищевой продукции, реализуемой на территории Алтайского края;
  • усиление контроля над организациями-импортёрами молочной продукции.

Таким образом, развитие мер государственной защиты национального рынка молочной продукции в Российской Федерации должно носить гуманный характер и быть направленным на увеличение потребления на внутреннем рынке за счёт повышения благосостояния населения страны и развитию социальных программ.

Рецензенты:

Зубахин А.М., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики АПК ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет», г. Барнаул.

Гриценко Г.М., д.э.н., профессор, заместитель директора ГНУ СибНИИЭСХ Россельхозакадемии, Новосибирская обл., г. Краснообск.