Возрастание значимости патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития общества, новые социально-экономические реалии определили социальный заказ системе образования на формирование социальной позиции. В федеральных документах, программах, проектах в качестве одного из важных направлений заявлено ее формирование. Современный мир характеризуется высоким интересом подростков к общественно-политической жизни страны, но одновременно с этим многие подростки не видят сферы деятельности для удовлетворения потребности в самореализации, в том числе выполнения своего гражданского долга - служение в Вооруженных Силах.
Основные черты социальной позиции личности закладываются в подростковом юношеском возрасте на основе социального опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде. Подростковый возраст является тем сензитивным периодом, когда становление социальной позиции личности как одного из компонентов чувства гражданственности является особо актуальным.
С развитием социального самосознания в подростковом возрасте возникает выраженная потребность правильно оценивать себя через оценку собственного участия в деле служения Отчизне. Участвуя в таком виде деятельности, получая одобрение от её социально значимых результатов, подросток реализует потребность в социальном признании. Следовательно, в образовательном процессе возникает необходимость создания условий, которые способствовали бы тому, чтобы социальная позиция носила положительный характер, проявлялась в общественно значимой деятельности, удовлетворяла потребность подростков в самореализации.
Под социальной позицией мы будем понимать положение индивида или группы в системе отношений в обществе (по В. Т. Сафину); образование, возникшее на основе практических умений, опыта деятельности, готовности к самореализации в социально значимой деятельности (по А. Ф. Валентьеву). Мы выделили сущность понятия «социальная позиция» как интегративное качество личности, которое характеризуется инициативой, органичным сочетанием личностных и социальных ценностей и предполагает осознание себя защитником и активным участником общественной жизни.
Развитие человека детерминируется наследственностью как одним из условий успешного выполнения определенных видов деятельности, средой, т.е. реальной действительностью, в которой происходит развитие, и воспитанием как целенаправленным, квалифицированным и системным руководством развитием личности. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о цели воспитания (цель воспитания есть внешнее приспособление личности к социальным требованиям и формирование внутренней нравственной позиции), мы сделали вывод о необходимости моделирования процесса организации образовательного процесса в военно-патриотических клубах, реализация которого может обеспечить социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Исходя из существующих дефиниций, предназначение клубов - это реализация интересов, потребностей личности. Изучив опыт работы клубов в современных условиях, и наш многолетний эмпирический опыт позволил нам выявить, что создание клубов - дело, позволяющее увлечь многих воспитанников интересным занятием, отвлечь их от дурного влияния улицы, дать простор энергии, направить ее в полезное русло. И еще, что очень важно для тех детей, которые приходят в клуб, - свобода выбора. Массовому вовлечению подростков в клубы по интересам способствовало то, что они: во-первых, были приближены к месту жительства детей; во-вторых, в клуб могут прийти дети, которые, попав в разряд неперспективных в детско-юношеских спортивных школах, секциях, прекратили там занятия, в результате у 14-15-летних подростков возникла проблема с организацией свободного времени.
В силу известных причин в конце XX века многие клубы прекратили свою деятельность. Новые условия социально-экономического и культурного развития российского общества выдвинули вопрос о совершенствовании старых и поиске новых форм клубной и военно-патриотической работы с подростками: вызвали к жизни множество новых форм клубной физкультурно-спортивной работы, появилась целая гамма различных видов спортивных клубов в стране. Представляем классификацию клубов по направленности и содержанию деятельности (по Н. Н. Волобаевой), а также систематизацию клубов в зависимости от их специфических функций: общеобразовательные, политические, краеведческие, туристические, спортивно-оздоровительные, профессионально-технические и военно-патриотические (таблица 1).
Таблица 1
Виды клубов и их функции
Виды клубов |
Функции клубов |
1. Общеобразовательные (клубы любителей искусства, книголюбов, филателистов, научные, фотолюбителей и др.) |
Удовлетворение познавательных интересов, углубление знаний, вооружение умениями и навыками, более полное формирование культуры личности. |
2. Политические |
Формирование политической культуры, воспитание в духе национальной гармонии и патриотизма. |
3. Краеведческие |
Познание родного края, истории школы, села, других объектов окружающей среды. |
4. Туристические |
Познание родного края в сочетании с приобретением навыков и умений походной жизни |
5. Спортивно-оздоровительные |
Формирование здорового образа жизни, усиление активно-двигательного режима в структуре суточного времени. |
6. Профессионально-технические (стрелковые, авторадиолюбителей, клубы юных парашютистов). |
Вооружение профессионально-техническими умениями и навыками, привитие любви к технике, всестороннее развитие личности через подготовку к выполнению социально и личностно значимых функций. |
7. Военно-патриотические (клубы друзей Вооруженных Сил, клубы юных друзей пограничников, военно-спортивные) |
Непосредственная подготовка к службе в армии, приобщение к специфическому опыту по защите Родины, адаптации к особым условиям армейской жизни. |
Спортивный клуб, являясь общественной организацией, осуществляет физкультурно-спортивную работу во внеучебное время. Вся его деятельность в этом плане строится на принципах полной добровольности, самодеятельности и творческой инициативы членов клуба. Спортивный клуб организует и ведет занятия в секциях общей физической подготовки, группах здоровья, спортивных секциях по отдельным видам, а также участвует в спортивно-массовых мероприятиях.
Проведенное нами исследование показало, что военно-патриотический клуб - это общественное, добровольное объединение субъектов в образовательном пространстве, способствующее активному включению подростков в реализацию потребности вести здоровый образ жизни, приобретению социального опыта по формированию социальной позиции к службе в Вооруженных Силах. Одной из особенностей клуба является то, что развитие личности происходит в нем под педагогическим влиянием и в определенной мере регулируется педагогами. В связи с этим клуб оказывает формирующее воздействие на подростка. На основании чего можно считать, что военно-патриотический клуб может являться фактором формирования личности подростка, а в зависимости от специфики своей деятельности - и фактором формирования социальной позиции подростков.
Все мероприятия, проводимые военно-патриотическим клубом, организуются при непосредственном и активном участии самих подростков, сохраняя доверительный, равноправный стиль взаимоотношений педагогов и обучающихся. В общении, в клубе не допускается безапелляционный, указательный тон, недоверие к самостоятельности, приказы со стороны старших к молодым членам клуба. В то же время педагогическое влияние на подростков осуществлялось через определение педагогами-тренерами военно-патриотического клуба перспектив, целей, задач клуба на ближайшее будущее, их обсуждение с активом клуба.
Разработка модели деятельности военно-патриотического спортивного клуба по развитию социальной позиции подростков является одной из задач нашего исследования.
Модель нами рассматривается как аналог объекта, воспроизводящий при определенных условиях свойства оригинала, интересующие исследователя (С. И. Архангельский, В. В. Давыдов, М. Ю. Плотницкий и др.). Моделирование как научный метод позволил построить модель существующего многогранного педагогического явления, которым является формирование правильной социальной позиции подростков.
Исследование научных трудов по данной проблеме позволило обосновать модель деятельности военно-патриотического клуба по развитию социальной позиции подростков, которая построена по блочному принципу и состоит из трех блоков: теоретико-методологического; психолого-педагогического; технологического, где системообразующим фактором является образовательно-воспитательная деятельность военно-патриотического клуба. Блоки соподчинены друг другу и находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости.
Первый блок определен как теоретико-методологический, на том основании, что любая модель должна строиться на определенных методологических и теоретических предпосылках (В. Г. Афанасьев). В нем определяется цель создания модели в обучении, теоретико-методологические подходы (системный, средовой, личностно-ориентированный, деятельностный) и принципы (открытости, сотрудничества, партнерства, взаимопомощи, положительного эмоционального фона) организации процесса, выдвигаются идеи и концепции деятельности военно-патриотического клуба.
Второй блок - психолого-педагогический, определяет программу и этапы развития у подростков социальной позиции к службе в Вооруженных Силах. В ходе создания программы мы ориентировались на субъекты образовательного процесса (педагог-тренер, родители, подростки, социальные партнеры) и этапы работы с подростками.
Третий блок - технологический, устанавливает компоненты (ценностный, когнитивный, волевой, поведенческий, рефлексивный) и уровни сформированности у подростков социальной позиции (интуитивный, осознанный и осмысленный) к службе в Вооруженных Силах.
Программа становления социальной позиции подростков в условиях военно-патриотического клуба состояла из двух частей. Первая часть программы была направлена на работу с педагогами и реализацию задачи изменения отношения педагогов к проблеме становления социальной позиции подростков и повышению уровня мотивации педагогов на организацию деятельности с подростками по становлению их социальной позиции. Вторая часть программы была посвящена непосредственно работе с подростками, в ходе которой педагоги при участии подростков и родителей включались в социально значимые и социально полезные виды деятельности, в сконструированные ситуации, в которых подростки приобретают опыт социального поведения.
Опираясь на исследования Д. И. Фельдштейна, в процессе становления социальной позиции подростков мы выделили четыре этапа этого процесса.
Первый этап - осознание своего «Я». Механизмом становления социальной позиции подростков на этом этапе была спортивная деятельность, осуществляемая через упражнения, направленные на осознание самого себя, своей значимости, уникальности, саморазвития.
Второй этап становления социальной позиции подростков - готовность к выбору. На этом этапе становления механизма деятельности было создание альтернативных ситуаций, которые способствовали формированию умения не только делать выбор, но и аргументировано его обосновывать.
Третий этап - готовность к проявлению «Я». Механизмом формирования социальной позиции были дискуссии, которые организовывались таким образом, чтобы подростки осваивали не только роли участников, но и роли авторов темы и организаторов. Подростки либо самостоятельно выбирали тему дискуссии, либо руководитель программы предлагал им темы на выбор.
Четвертый этап - использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах. Участие в общественно значимой деятельности способствовало развитию социальной позиции подростков, самосознания и социальных качеств подростков.
Для закрепления знаний, умений и навыков социального поведения подростков мы организовали общественно значимую деятельность, которая была интересна и значима и для них, и для военно-патриотического клуба, такой деятельностью стало социальное проектирование.
Включение подростков в социальное проектирование осуществлялось поэтапно. Первый этап теоретический включал в себя процесс ознакомления подростков с проектной деятельностью через овладение следующими умениями: выбор проблемы, постановка цели и задач, поиск информации, её обработка и систематизация, разработка технологии реализации проекта. Второй этап включал непосредственно проектную деятельность, когда подростки с помощью педагога разрабатывали собственные социально значимые проекты.
Каждый проект, разрабатываемый подростками, педагогами и родителями имел свою направленность, общее состояло в том, что они были направлены на формирование у подростков знаний о Вооруженных Силах, ее героях, развитие у подростков чувства любви к Родине, развитие социальной активности и самосознания. Педагог вместе с подростками выявлял направления, в рамках которых они могли работать над содержанием проектов: «Вечная память», «Герои, о которых забыть нельзя», «Книга памяти», «Защитники Отечества», «Герои нашего времени» и другие.
Каждый проект содержал две части: когнитивную и результативно-деятельностную. Когнитивный компонент реализовывался через знания, которые учащиеся получали в разнообразных видах деятельности: викторины, ток-шоу, спортивные мероприятия, практические занятия (соревнования). Планы этих мероприятий разрабатывались подростками.
Результативно-деятельностный компонент предполагал, что каждое мероприятие в рамках проекта имеет практический результат. Кроме того, включение в практическую деятельность в социальном проектировании было интересно как для участников, так и для организаторов - авторов проекта - подростков, их родителей и педагогов.
Как известно, социально-значимые качества личности развиваются через формирование опыта социального поведения. Всякий опыт формируется путем продолжительных упражнений в каком-либо виде деятельности. Причем, деятельность для подростка должна быть не только интересна, но и результаты этой деятельности должны быть значимы для него, что будет способствовать накоплению опыта социального поведения и развитию социально-значимых качеств, необходимых для службы в Вооруженных Силах (патриотизм, самостоятельность, выносливость).
Соглашаясь с мнением С. Л. Рубинштейна и Ю. А. Миславского, мы определили критерии становления социальной позиции подростков: ценностный, когнитивный, волевой, поведенческий, рефлексивный.
В качестве показателей становления социальной позиции подростков нами были использованы:
- сформированность нравственных понятий, представлений, характеризующих понимание индивидом необходимости участия в общественно значимой деятельности;
- степень овладения знаниями, умениями и навыками социального поведения;
- уровень мотивации, связанный с общественной деятельностью, характеризующей направленность социальной активности личности, и проявляется через отношение к службе в Вооруженных Силах;
- самостоятельность, инициатива и ответственность.
На наш взгляд, обоснованной представляется точка зрения М. И. Шиловой о том, что когда речь идет о сложных личностных характеристиках, вернее было бы говорить не об уровнях их развития, а об уровнях проявления этих характеристик. На этом обосновании нами были выделены три уровня проявления социальной позиции подростков:
- осознанный (относительно устойчивое, позитивное отношение к службе в Вооруженных Силах; активно-позитивное отношение к гражданским правам и обязанностям; устойчивый положительный опыт социального поведения);
- осмысленный (неустойчивое желание участвовать в общественно активной деятельности; нестабильное активно-позитивное отношение к социальным ценностям; опыт социального поведения ситуативен);
- интуитивный (низкий уровень желания участвовать в общественно активной деятельности; нейтральное либо негативное отношение к социальным ценностям).
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что формы работы с подростками в контексте клубной деятельности позволяют учитывать социально-психологические особенности развития подростков, которые оказывают наибольшее влияние на организацию и методику работы клуба с ними. Клубная деятельность обладает возможностями по реализации подростками своих познавательных и спортивных интересов в области сохранения и укрепления здоровья, способствует формированию устойчивой мотивации к формированию у подростков социальной позиции к службе в Вооруженных Силах.
Рецензенты:
Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.
Маури А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.