Приоритетным направлением повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики является создание и развитие национальных и региональных инновационных систем. Значительная роль в данном процессе отводится формированию национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации. Действенным инструментом решения такой задачи являются технологические платформы, впервые и широко используемые в странах Евросоюза.
Термин «технологические платформы» (European Technology Platform) был введен в 2004 году Еврокомиссией в докладе «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований» для обозначения тематических направлений, в рамках которых сформулированы научно-технические приоритеты Евросоюза в части взаимодействия европейских государств, их бизнеса, науки и образования, которые должны решить задачу технологической независимости Европы[2]. По обозначенным направлениям осуществляется выделение «существенных объемов финансирования для проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями малого и среднего бизнеса и промышленности»[4].
Таблица 1 - Макроэкономическое содержание понятия «технологические платформы»
По определению Еврокомиссии |
По определению Правительства РФ |
«Это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения тренда научно-технического развития и формирования общих подходов к развитию и промышленному освоению соответствующих технологий» |
«Коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития...» |
Приведенные в таблице 1 сложившиеся современные дефиниции термина «технологические платформы» позволяют утверждать, что содержательно - это объект инновационной инфраструктуры, который позволяет обеспечить интеграцию государства, науки и бизнеса для объединения и концентрации необходимых ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития страны.
В проекте Стратегии инновационного развития России до 2020 года указывается, что технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частно - государственного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем [1]:
- множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;
- слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;
- многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность существующих научно-технологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.
Технологические платформы представляют собой некий механизм, призванный объединить усилия для формирования единой стратегии развития направления с учетом интересов всех сторон. Эффективность таких проектов, работающих на базе партнерских отношений государства, бизнеса и экспертного сообщества, наглядно доказана в странах Евросоюза. Именно поэтому в качестве модели для технологических платформ РФ приводятся Европейские технологические платформы (ЕТП), которые применяются т уже почти десять лет.
Сравнительную оценку зарубежного и российского подхода к формированию технологических платформ можно получить, опираясь на информацию, обобщенную в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика подходов к созданию технологических платформ в Европе и в Российской Федерации
Параметры сравнения |
Международная практика (европейские технологические платформы) |
Российская практика |
Цель как коммуникационного инструмента |
- определение унифицированного подхода в сочетании основных экономических, технологических и социальных вызовов, которые являются жизненно важными для будущего европейской конкурентоспособности и экономического роста |
- координация усилий власти, бизнеса и науки для модернизации экономики |
Решаемые задачи |
- обеспечение синергии между государственными деятелями, пользователями технологий, регулирующими органами, покупателями, промышленными предприятиями, центрами научных исследований; - создание площадки для реализации взаимосвязей фундаментальных исследования и трансфера технологий |
- создание перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг); - привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон; - совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития |
Роль в развитии экономики |
- объединяют основные заинтересованные стороны и обеспечивают диалог общества и бизнеса; - способствуют направлению инвестиций в научно-техническое развитие; - мобилизуют и направляют существующие возможности в области исследований и разработок, способствуя более эффективному подходу к инновациям; - стимулируют координацию европейской и национальных исследовательских программ; - вносят вклад во всеобщий рост экономики Евросоюза |
- усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; - выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики; - определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий; - стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики; - расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере |
Задачи формирования и развития ТП |
- пропаганда и продвижение формируемых ТП, их целей и задач, в европейском обществе и структурах Евросоюза; - разработка Стратегического плана исследований (Strategic Research Agenda) - и основного документа, который обосновывает, в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках данной ТП; - разработка Плана внедрения (Implementation Plan/Deployment Strategy) ТП |
- разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации; - формирование программ обучения, определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, реализация мер по развитию инновационной инфраструктуры; - разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы; - создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями |
Финансирование |
Государственное финансирование, частное финансирование, общественное и смешанное |
|
Принципы |
- открытость для присоединения и информационная прозрачность; - повышение осведомленности; - финансовый инжиниринг; - индивидуальность организационной структуры; - интернациональность |
- вовлеченность бизнеса и потребителей, ориентированность на расширение кооперации; - направленность на проведение исследований и обучение; - активность по привлечению негосударственных средств из различных источников; - прозрачные правила участия в технологической платформе; - ясность и публичность достигнутых результатов |
Участники |
- регулирующие структуры; - промышленность; - государственные структуры; - исследовательские институты и академическое сообщество; - финансовые структуры; - гражданское общество |
- бизнес (лидирующие предпринимательские структуры; финансово-кредитные учреждения); - наука (НИИ, ОКБ, вузы); - государство (Минобрнауки, Минэкономразвития); - гражданское общество (Общественная палата, различные экспертные общества) |
Роль власти |
- продвижение концепции ЕТО; - ограниченная финансовая поддержка; - отсутствие рычагов ограничения деятельности каких-либо платформ |
- прямое участие представителей государства в органах управления реализацией платформы; - проведение обсуждения и экспертизы отдельных готовящихся решений в рамках технологической платформы; - рассмотрение и учет при принятии решений предложении со стороны участников технологической платформы по совершенствованию отраслевого регулирования; - мониторинг на государственном уровне прогресса в достижении целей и задач технологической платформы |
Количество ТП |
38 утвержденных |
27 утвержденных и 1 рекомендованная |
Распределение не по отраслям |
- энергетические технологии (8); - информационно-коммуникационные технологии (6); - технологии транспорта (4); - многоотраслевые (4); - медицина и ветеринария (3); - сельское хозяйство и производство продуктов питания (3); - электроника (2); - космические технологии (1); - черная металлургия (1); - химическая промышленность (1); - строительство (1); - добыча и переработка минеральных ресурсов (1); - лесная и деревообрабатывающая промышленность (1); - водоснабжение и санитария (1); - текстильная промышленность (1) |
- энергетика (4); - авиакосмические технологии (3); - медицина и биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и фармацевтику (3); - ядерные и радиационные технологии (3); - добыча природных ресурсов и нефтепереработка (3); - электроника и машиностроение (3); - информационно-коммуникационные технологии (2); - фотоника (лазерные технологии и производство светодиодов) (2); - технологии транспорта (2); - технологии металлургии и новые материалы (2); - технологии экологического развития (1 рекомендованная). |
Фактический подход к процессу формирования |
принцип «снизу - вверх» |
на федеральном уровне по принцип)' «сверху - вниз» |
Связи в модели построения |
Горизонтальные, вертикально ориентированные, секторальные |
Анализ представленного материала показывает, что реализуемые в Евросоюзе и в Российской Федерации подходы к созданию технологических платформ коррелируют между собой по сущностному содержанию целей, роли, по составу источников привлечения финансового капитала, по большей части принципов, по составу участников, а также по направлениям формирования. Однако, по мнению бывшего заместителя министра образования и науки РФ А.Пономарева, российские технологические платформы «направлены, в первую очередь, на поиск новых научно-технических возможностей модернизации существующих и формирования новых секторов российской экономики, на расширение научно-производственной кооперации и создание новых партнерств в инновационной сфере»[3].
С авторской точки зрения, существенное различие возникает в распределении количества созданных технологических платформ по отраслям (некое единство прослеживается лишь в приоритетности их создания в энергетике), в самом их количестве (это объясняется исключительно начальной стадией данного процесса в экономике России), но главное - в фактически состоявшемся подходе к созданию технологических платформ. Последнее проявляется в том, что в России инициирование технологических платформ проходило по принципу «сверху - вниз»[5]. Следствием этого явилась некая их «территориальная концентрация», что провоцирует угрозу их содержательной трансформации в кластеры. В частности, как показывает анализ региональной принадлежности организаций, являющихся координаторами 27 технологических платформ, их распределение по территории РФ является достаточно ограниченным. Так, из общей их совокупности по 19 платформам (или 70,4% от общей их совокупности) организации-координаторы расположены в Москве.
Существует, на наш взгляд, ряд проблем в российской практике формирования и реализации технологических платформ. Среди них (перечень не исчерпывающий):
- сохраняющаяся в целом неясность с процедурой контроля в последующие годы, а также с критериями и показателями эффективности их работы;
- необходимость дальнейшей разработки инструментов функционирования и поддержки технологических платформ;
- координация взаимодействия участников технологических платформ и межбюджетных региональных взаимоотношений;
- финансирование организационных этапов создания технологических платформ.
Решение указанных проблем лежит в основе обеспечения результативности содействия технологических платформ инновационному развитию экономики России, что в свою очередь требует активизации научных исследований, ориентированных на создание теоретических, методологических и методических положений по развитию данного вопроса.
Особую актуальность формирование ТП приобретает в условиях разработки и реализации 47 ведущими российскими компаниями с государственным участием программ инновационного развития: все ведущие данную работу компании должны также принять участие в формировании и деятельности ТП.
Исследования выполнены в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158.2011 «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».
Рецензенты:
Барышева Г.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
Гасанов М.А. оглы, д.э.н., профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.