Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL RESEARCH OF INFANTS FOR A CERTAIN LEVEL OF MENTAL PROCESSES

Likhacheva E.N. 1 Bobrova V.V. 2 Oleksyuk Z.Ya. 2
1 Karaganda University "Bolashak"
2 Karaganda State University named after E.Buketov
Early detection of non-regulatory options for the development of cognitive, emotional and volitional processes is fundamental to the effectiveness of subsequent corrective action. Problem of psycho-educational assessment must be determined psychophysiological features of development of the young child, as well as take into account socio -pedagogical factors in the organization of the diagnostic procedure. The main structural components of psycho-pedagogical study of young children in order to determine the level of development of mental processes were: the study of motor functions (development of gross and fine motor skills, the formation of elementary motor skills ) , the study of sensory spheres (improvement of optical-spatial and auditory functions , sensory-perceptual activity) , the study of the subject activity urge children to solve visual problems in tactical games and at home, mediated cognitive development , learning skills and emotional situation- business communication with adults and peers , the study of language development and its features.
pedagogical process
psycho-pedagogical conditions
physiological characteristics
mental processes
early age

Повсеместное ухудшение экологической обстановки, кризис семьи, выражающийся в снижении социальной и педагогической ее функции, привели к росту числа детей с различными вариантами снижения уровня психических процессов.

Лейтмотивом выводов ученых по проблемам детского возраста является целесообразность раннего выявления дефекта развития. Данное положение обусловлено рядом закономерностей психофизиологического развития ребенка раннего возраста. В возрасте от одного года до трех лет происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга ребенка, что обусловливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к внешнему, в том числе и к психолого-педагогическому воздействию.

В настоящее время в комплексной диагностике отклоняющегося от нормы развития ведущую роль, определяющую решение вопроса лечения, прогноза, играет клиническая диагностика. Но в диагностике задержанного темпа психического развития ребенка (негрубых нарушений высшей нервной деятельности) на раннем возрастном этапе данная диагностика испытывает несостоятельность. Это связано с тем, что легкие нарушения высшей нервной деятельности у детей вначале проявляются на поведенческом и лишь позднее на клиническом уровне. Это приводит к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются, главным образом, в период умственных занятий с ребенком, когда клиническая картина становится наглядной вследствие трудностей обучения и воспитания ребенка, а вместе с тем психолого-педагогические проблемы приобретают генерализованный и устойчивый характер [3].

Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка на раннем возрастном этапе долгое время рассматривала лишь отдельные, изолированные линии развития детей, такие как моторика, сенсорика, умственное или эмоциональное развитие и пр. Причем все эти линии выступали как равнозначные, рядоположенные. При этом не выделялся главный стержень развития, определяющий дальнейшую перспективу развития ребенка [4]. Подход авторов отличался объектным отношением к маленькому ребенку, в соответствии с которым ребенок рассматривается как пассивный объект внешних воздействий, лишенный собственной личностной активности [1].

Одна из первых попыток представить в диагностической методике психическое развитие младенца как процесс, имеющий собственную логику и закономерности, невыводимый из того, что составляет его необходимые предпосылки и условия, была предпринята в работе О.В. Баженовой. В качестве главного принципа данной диагностической методики явилось выдвижение на центральное место собственной психической активности ребенка как субъекта взаимодействия со средой. Еще одним вариантом диагностики детей раннего возраста является «Ранняя диагностика умственного развития», разработанная Е.А. Стребелевой (1994) на основе теоретического и методического подхода школы Л.А. Венгера [2].

Суть всех представленных исследований состоит в совершенствовании ранней дифференциальной диагностики и разработке путей и средств последующей коррекции отклонений в развитии детей на ранних этапах онтогенеза [5]. Такой подход является ограниченным не только в научном, но и в теоретическом плане. Указанные работы имеют теоретическую направленность и высокую несостоятельность при их практическом применении.

Ряд особенностей развития ребенка раннего возраста с замедленным темпом психического развития значительно затрудняют психолого-педагогическую диагностику уровня темпового развития. Среди таких особенностей можно выделить следующие.

1. Повышенная эмоциональность лабильность ребенка и преобладание различного вида и типа эмоциональных нарушений у детей изучаемой категории. Эмоциональный фактор затрудняет как процесс установления контакта, так и динамику проведения эксперимента. При изучении 2250 детей раннего возраста с замедленным темпом психического развития были установлены следующие факты: эмоциональные нарушения отмечались у 94 % детей, адаптационный период составил 30-60 минут у 8 % детей, 1-2 дня у 37 % детей, 3-4 дня у 29 % детей и более 5 дней у 26 детей.

2. Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание и др.) происходит потеря навыков и умений ребенка. При изучении более 1370 детей раннего возраста с замедленным темпом психического развития в ситуации психолого-педагогического исследования неустойчивость формирующихся навыков наблюдалась:

  • - полная потеря формирующихся навыков у 37 % изучаемой категории детей;
  • - частичная потеря формирующихся навыков у 59 % детей раннего возраста с замедленным темпом психического развития.

3. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Изменения в состоянии здоровья малыша, которым подвержены дети с замедленным темпом психического развития, отрицательно влияют на его нервно-психическую сферу. Исследования группы детей с нормативным и замедленным темпом психического развития показали, что различного рода соматические заболевания в группе детей с замедленным темпом психического развития встречаются на 41 % чаще в сравнении с группой детей нормативного темпа развития. В то же время сравнительный анализ результатов психолого-педагогических исследований познавательных и эмоционально-волевых процессов детей раннего возраста до и после соматических заболеваний выявил снижение уровня развития психических процессов после выздоровления ребенка. Данное снижение составило: развитие функции восприятия - 12 %, внимания - 10 %, памяти - 7 %, мышления - 2 %, эмоционально-волевой сферы - 14 %.

Одновременно с этим следует сказать о том, что используемый при психолого-педагогическом изучении ребенка раннего возраста метод опроса родителей также является малоэффективным. Так, результаты анкетного опроса родителей (всего в опросе участвовало 2340 семей) детей с замедленным темпом психического развития выявили следующие данные:

  • - не замечали со стороны психомоторного развития ребенка каких-либо отклонений от нормы - 76 %;
  • - считали незначительными (проходящими со временем, типичными для детей этого возраста) отклонения в психомоторном развитии ребенка - 24 %.

Число семей, самостоятельно обратившихся к специалистам с жалобами на отклонения в психомоторном развитии, составило лишь 9 %.

Логическим выводом данного положения является перенос акцента с максимальной непосредственной диагностической работы с ребенком на работу, основной целью которой будет являться диагностическое психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с замедленным темпом развития.

Для определения и уточнения задач психолого-педагогической диагностики замедленного темпа психического развития ребенка раннего возрастного этапа мы изучили ряд социально-педагогических факторов, препятствующих и требующих своего разрешения при организации целенаправленной помощи нуждающемуся ребенку.

1. Недостаточный уровень знаний педагогов в вопросах психологии ребенка раннего возраста с замедленным темпом развития. Анализ анкетного опроса 3200 педагогов дошкольных образовательных учреждений выявил следующие факты: отмечают недостаток знаний в психологии и педагогики нормального раннего детства 89 % специалистов, при этом в психолого-педагогических вопросах раннего ненормативного варианта развития ребенка недостаток знаний отметили 99 % воспитателей. Одновременно с этим 69 % педагогов сталкивалась в своей профессиональной деятельности с различными проблемами (просьба родителей в консультативной помощи, уход за ребенком, воспитание и обучение ребенка) детей раннего этапа развития.

2. Педагогическая неграмотность родителей и отсутствие координированной системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с замедленным темпом развития. Анализ анкетного опроса более 4550 родителей детей раннего возраста выявил: 96 % родителей отмечают недостаток знаний по вопросам развития ребенка раннего возраста, знание норм психофизиологического развития ребенка данного возрастного этапа охарактеризовали как неточное и приблизительное 71 % опрошенных. В качестве основных организаций по получению консультаций по проблемам развития детей раннего возраста 98 % родителей назвали различные учреждения системы здравоохранения, при этом 97 % отметили, что содержанием основных рекомендаций являются советы по определению конкретных способов социальной адаптации ребенка к реальным и наличным условиям жизнедеятельности, а также нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой растет ребенок. В то же время 86 % родителей позитивно относятся к процессу раннего психолого-педагогического вмешательства (развитие, обучение и воспитание в раннем детстве; коррекционно-развивающее обучение в раннем детстве), при этом 91 % из них указали на отсутствие центров раннего развития нормального детства и ранней коррекции замедленного темпа развития.

Знание закономерностей и особенностей развития ребенка с замедленным темпом психического развития на этапе раннего онтогенеза имеет первостепенное значение для построения психолого-педагогической диагностики, основанной на качественном анализе наблюдаемых проявлений.

Результаты наблюдений в естественных условиях (всего в эксперименте приняли участие: 730 детей) выявили неравномерность отставания в формировании функций и процессов.

Как правило, это были соматически ослабленные дети, отставшие не только в психическом, но и в физическом развитии (71 %). В анамнезе отмечается задерживание в формировании статических и функций передвижения собственного тела в пространстве (59 %). На момент наблюдения была выявлена несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям (97 %).

Одновременно с этим было обнаружено снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка было трудно удержать (87 %). Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умели обследовать предметы, затруднялись в ориентировке, в их свойствах (86 %).

Дети практически не владели речью - пользовались несколькими словами, или отдельными (немногочисленными) фразами (91 %).

Для решения наглядных задач дети изучаемой категории нуждались в большом количестве проб (67 %). Также была выявлена несформированность навыков самообслуживания (78 %).

При общении ребенок с задержкой развития слабо реагирует на просьбы взрослых, долго не различает «своих» и «чужих» (85 %).

С учетом перечисленных выше особенностей нами были определены основные задачи психолого-педагогической диагностики замедленного темпа психического развития на раннем возрастном этапе.

  1. Изучение двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков).
  2. Изучение сенсорной сферы (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности).
  3. Изучение предметной деятельности, побуждение детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, опосредованное развитие мышления.
  4. Изучение навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками.
  5. Изучение развития речи, ее функций.

Основными методами педагогической диагностики замедленного темпа психического развития на раннем возрастном этапе являются: наблюдение за поведением ребенка во время обучающих занятий, а также качественный анализ проявлений ребенка при выполнении им интеллектуальных заданий. Каждое занятие должно включать в себя несколько этапов, содержащих аналогичные задания. В свою очередь все задания имеют указания на возраст ребенка, название проверяемого показателя, описание материала для его проведения, а также уровень темпового развития ребенка.

Критериями оценки темпового уровня развития ребенка раннего возраста являются:

  1. Отношение к деятельности и ее результату. Дети с замедленным темпом психического развития при организационной помощи различной степени вступают в познавательный процесс. У них отсутствует познавательная инертность (отмечается заинтересованность, увлеченность и т.д.). Процесс познавательной деятельности сопровождается адекватными эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности, и к результату.
  2. Неравномерность уровней результативности при выполнении различных видов заданий. Так, при выполнении определенных заданий у ребенка с замедленным темпом психического развития может отмечаться достаточно высокий результат, в то же время при выполнении заданий другого типа - достаточно низкий. Этот факт обусловлен неравномерностью нарушений различных психических функций.
  3. Принятие помощи взрослого. При выполнении заданий интеллектуального характера ребенок раннего возраста с замедленным темпом психического развития, как правило, нуждается в помощи взрослого. Для детей указанной категории характерно не только принятие помощи, но и перенос ее с дальнейшим использованием в видоизмененной ситуации.
  4. Реакция на общение со взрослым. Для детей раннего возраста с замедленным темпом психического развития характерно то, что он слабо реагирует на общение со взрослыми. Отмечается сглаженность эмоциональных реакций на обращения взрослого к ребенку, их незначительная разнообразность и продолжительность.

На основе критериев педагогической диагностики замедленного темпа психического развития определяются уровни темпового развития ребенка:

  • высокий уровень - соответствует нормативному уровень темповому развитию ребенка (задания интеллектуального характера, как правило, выполняет самостоятельно, проявляет любознательность, активность, при общении со взрослым эмоции живые и подвижные, при выполнении заданий различного типа и вида отмечается равномерность результативности);
  • средний уровень - соответствует замедленному темповому развитию ребенка (при выполнении заданий интеллектуального характера нуждается в помощи взрослого, оказанную помощь использует, усвоенные знания может применить в видоизмененной ситуации, познавательная активность снижена, постоянно нуждается в организационной стимуляции, при общении со взрослым эмоции не яркие, при выполнении заданий различного вида и типа регистрируется неравномерность результатов);
  • низкий уровень - соответствует нарушенному психическому развитию ребенка (при выполнении заданий интеллектуального характера нуждается в поэтапной обучающей помощи со стороны взрослого, перенос способа деятельности в видоизмененную ситуацию отсутствует, реакция на замечания неадекватная).

Для педагогической диагностики нами была разработана серия заданий на исследование указанных выше функций.

В экспериментальном исследовании приняли участие 850 детей раннего возраста.

При изучении двигательных функций было выявлено: 57 % детей имеют высокий уровень развития, 33 % - средний уровень развития и соответственно 10 % детей имеют низкий уровень развития. Соответственно при выполнении других серий заданий было установлено:

  • изучение сенсорной сферы ребенка: высокий уровень - 49 %, средний уровень - 39 %, низкий уровень - 12 % детей;
  • изучение предметной деятельности: высокий уровень - 59 %, средний уровень - 31 %, низкий уровень - 10 % детей;
  • изучение навыков эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми и сверстниками: высокий уровень - 47 %, средний уровень - 41 %, низкий уровень - 12 % детей;
  • изучение развития речи, ее функций: высокий уровень - 27 %, средний уровень - 38 %, низкий уровень - 35 % детей.

Характеристика темпового развития проводилась по трем уровням: высокий, который соответствует двум баллам, средний - одному баллу, низкий - 0 баллов.

Соответственно нормативный уровень развития характеризуется показателями от 10 до 8 баллов, задержанный уровень - показателями от 7 до 5 баллов, уровень нарушенного развития - показателями от 4 до 0 баллов.

Исходя из вышеприведенных показателей, определялся темповый уровень развития психических процессов у каждого ребенка.

Таким образом, рассмотрение указанных социально-педагогических факторов и психофизиологических особенностей развития ребенка раннего возраста позволяет определить уровень развития психических процессов у детей раннего возраста.

Рецензенты:

Егоров В.В., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда.

Мирза Н.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Теория и методика дошкольной и психолого-педагогической подготовки» Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, г. Караганда.