Введение
Теоретический анализ общенаучных подходов к изучению проблематики самооценки в рамках философского [6], социологического [8] и психологического [1, 2] направлений позволяет определять самооценку как центральное личностное образование, детерминирующее поведение и деятельность, участвующее в важнейших самопроцессах человека. Основные самопроцессы - саморазвитие, самоактуализация, самореализация, самосозидание, самопринятие - предполагают совершенствование психологических качеств и компетенций, стремление к реализации личностного потенциала.
Внешнее проявление психологического феномена самооценки в жизни человека выражается в особенностях поведения, межличностных отношений, продуктов деятельности. Одним из актуальных направлений исследования продуктов деятельности человека выступает почерковедение. Вопросы изучения почерка как формального отображения письма основательно разработаны и востребованы криминалистами. Однако существует психологический аспект задачи, связанный с пониманием строения процесса письма и его развития, с поиском связей между внешним и внутренним проявлениями личности (например, между почерком и личностными явлениями, даже такими сложными, как самооценка), с изменением, коррекцией психологических характеристик человека на основе анализа почерка.
На основе физиологической теории о высшей нервной деятельности человека в психологии изучалась зависимость почерка от типологических свойств нервной системы и других психофизиологических особенностей личности. Проведенный обзор почерковедческих работ свидетельствует о том, что особенности почерка рассматриваются в связи с идентификационной процедурой в криминалистической практике; при изучении психологических свойств, состояний (стрессовых, психопатологических) и установок личности; для создания языкового портрета; при определении и коррекции индивидуально-психологических особенностей психически больного человека. В существующих исторических и современных диагностических предложениях почеркового анализа (Зуев-Инсаров, Моргенштерн, Акимова, Егорова, Булгакова, Обозов, Сонин, Алесковский, Колючкин, Седин, Смыслов, Кравченко и др.) приводится соответствие особенностей почерка определенным психологическим качествам. В том числе приведено соответствие одного почеркового признака (мелкий размер букв) и низкой самооценки (Гольдберг). Однако работы, посвященные комплексному изучению взаимосвязи особенностей почерка и характера самооценки, отсутствуют.
В контексте нашего исследования характер самооценки представлен тремя уровнями: заниженный, нормальный и завышенный. Каждому уровню самооценки, в соответствии с параметрами оценочной шкалы С.А. Будасси, соответствуют следующие графы: заниженному - «ниже среднего», «низкий», «неадекватно низкий»; нормальному - «средний», «выше среднего», «высокий»; завышенному - «неадекватно высокий».
Особенности почерка определяются наличием и характером почерковых признаков. Под признаком почерка понимается особенность письменно-двигательного навыка, отобразившаяся в рукописи [3]. Признаки почерка подразделяются на общие и частные [4]. Общие признаки характеризуют почерк определенного лица в целом, как систему движений, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. К частным признакам относятся особенности выполнения и соединения отдельных письменных знаков и их элементов.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в отсутствии комплексного эмпирического изучения взаимосвязи характера самооценки и особенностей почерка.
Актуальность проблемы настоящего исследования определяется, во-первых, важностью вопросов саморазвития личности, неотъемлемой частью которого является адекватная личностная самооценка; во-вторых, существованием специфических психологических задач, для решения которых целесообразно изучения письма человека (в частности, особенностей почерка).
В данной работе предлагаются результаты изучения взаимосвязи характера личностной самооценки и особенностей почерка студентов-второкурсников.
Цель исследования - выявить и экспериментально изучить взаимосвязь характера личностной самооценки и особенностей почерка.
Методы исследования
- Изучение характера самооценки студентов по следующим методикам: «Самооценка» (С.А. Будасси); «Интервью с самим собой» (модификация метода Л.М. Попова); «Личностный дифференциал» (НИИ им.В.М. Бехтерева).
- Психолого-почерковедческий анализ.
- Тестирование по дополнительным методикам:
- «Жизненные цели» (экспресс-метод получения информации о главных жизненных целях испытуемых для выстраивания плана работы по технологии провокативного воздействия).
- Тренинг «Технология провокативного воздействия» (экспериментальная группа).
Материал исследования
Исследование проводилось в Казанском государственном университете и Казанском государственном техническом университете (КГТУ-КАИ). Выборка из 273 студентов второго курса филологического и географического факультетов КГУ и Института радиоэлектроники и телекоммуникаций (5 факультета) КГТУ-КАИ.
Процедура исследования включает следующие этапы:
- Определение исходного уровня самооценки студентов;
- Изучение характеристик испытуемых (главных жизненных целей, активности, самоуважения, воли) для подбора соответствующего провокационного содержания тренинга;
- Психолого-почерковедческий анализ рукописных текстов для определения наличия признаков низкой самооценки;
- Программа психологического провокативного воздействия на самооценку с целью ее повышения (с применением релевантных индивидуальных реплик и демонстрацией связи характеристик низкой самооценки с соответствующими признаками почерка);
- Диагностика произведенных изменений в уровне самооценки.
Указанные этапы реализуются в течение ряда встреч со студентами, выстроенных согласно принципам проведения тренинга. Цели и содержание каждого этапа подробно описаны нами [7]. Кратко напомним, что на этапе диагностики использованы следующие методики. 1. Уровень самооценки по методике С.А. Будасси исследуется с помощью процедуры ранжирования. Всего в методике 20 качеств личности, которые испытуемым предлагается определенным образом проранжировать. 2. «Интервью с самим собой» (метод Л.М. Попова) предполагает самоописания студентов по схеме, предполагающей эффективное самораскрытие личности, и служит материалом для почеркового анализа. 3. Психолого-почерковедческий анализ проводится по общим признакам, так как существует исследовательский опыт [5] того, что почерковые изменения, касающиеся психологических свойств и состояний личности, значимо отражаются лишь в общих признаках почерка. Следовательно, для анализа отбирались почерковые признаки именно из этого раздела: наклон, связность, форма, размер полей, размер строчных букв, пропорциональность заглавных букв, устойчивость строк, общая организация текста на листе. Применение соответствующего инструмента (линейка, транспортир, лупа) позволило представить результаты изучения особенностей почерка испытуемых в количественных показателях. Измерение представленных показателей произведено в соответствии с указаниями психодиагностических методик. Так, показатели самооценки и неустойчивости строк измерялись в процентах, показатели размера полей измерялись в сантиметрах, показатели размера почерка и заглавных букв измерялись в миллиметрах, показатели организации текста на листе измерялись в баллах, показатели наклона почерка и формы букв измерялись в градусах, показатели связности почерка измерялись в единицах.
На основе полученных результатов был проведен следующий этап исследования проблемы, на котором проведено эмпирическое изучение взаимосвязи уровней самооценки и признаков почерка, и представлены математические доказательства этой взаимосвязи.
Обсуждение результатов исследования
Для выяснения взаимосвязи уровней самооценки и признаков почерка студентов был проведен сравнительный анализ показателей самооценки и почерка на основе подсчета коэффициентов корреляции (таблица № 1).
Взаимосвязь показателей самооценки и почерка
Таблица № 1
№ и название показателя самооценки |
№ и название показателя почерка |
Коэффициент линейной корреляции |
Уровень значимости |
1. Самооценка |
6. Размер полей слева |
0.21 |
р≤0.001 |
7. Размер почерка |
0.31 |
р≤0.001 |
|
8.Неустойчивость строк |
-0.27 |
р≤0.001 |
|
9.Размер заглавных букв |
0.34 |
р≤0.001 |
|
10.Организация текста |
0.17 |
р≤0.01 |
|
16. Самооценка в сфере общения |
6. Размер полей слева |
0.16 |
р≤0.01 |
7. Размер почерка |
0.20 |
р≤0.01 |
|
8.Неустойчивость строк |
-0.20 |
р≤0.001 |
|
9.Размер заглавных букв |
0.24 |
р≤0.001 |
|
10.Организация текста |
0.12 |
р≤0.05 |
|
19. Самооценка в сфере поведения |
6. Размер полей слева |
0.12 |
р≤0.05 |
7. Размер почерка |
0.26 |
р≤0.001 |
|
8.Неустойчивость строк |
-0.22 |
р≤0.001 |
|
9.Размер заглавных букв |
0.27 |
р≤0.001 |
|
10.Организация текста |
0.14 |
р≤0.05 |
|
22. Самооценка в сфере деятельности |
7. Размер почерка |
0.20 |
р≤0.01 |
8.Неустойчивость строк |
-0.21 |
р≤0.001 |
|
9.Размер заглавных букв |
0.24 |
р≤0.001 |
|
10.Организация текста |
0.15 |
р≤0.05 |
|
25. Самооценка в сфере чувств |
6. Размер полей слева |
0.20 |
р≤0.001 |
7. Размер почерка |
0.23 |
р≤0.001 |
|
8.Неустойчивость строк |
-0.25 |
р≤0.001 |
|
9.Размер заглавных букв |
0.23 |
р≤0.001 |
|
10.Организация текста |
0.15 |
р≤0.05 |
Обнаружена достоверная связь показателей самооценки с показателями пяти признаков почерка: размером почерка, размером полей слева, размером заглавных букв, неустойчивостью строк и организацией текста на листе, а также опосредованная прямая связь самооценки со связностью почерка (0.15 при р≤0.05) и обратная связь самооценки с наклоном почерка (-0.13 при р≤0.05).
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что определенному уровню самооценки будет соответствовать свой уровень показателей почерка.
Затем было проведено статистическое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.
Статистическое сравнение показателей самооценки и почерка в группах с различным уровнем самооценки по t-критерию Стьюдента
Таблица № 2
№ и наименование показателей |
Уровни самооценки |
||
|
Нормальный-завыш. |
Нормальный-заниж. |
Завышен.-занижен. |
1. Самооценка |
-16.224*** |
20.519*** |
32.649*** |
16. СО в общении |
-8.553*** |
8.712*** |
16.402*** |
19. СО в поведении |
-9.207*** |
9.337*** |
16.194*** |
22. СО в деятельности |
-7.689*** |
8.668*** |
13.802*** |
25. СО в чувствах |
-8.089*** |
8.600*** |
13.545*** |
6. Размер полей слева |
1.049 |
2.690** |
3.366*** |
7. Размер почерка |
2.177* |
7.772*** |
5.732*** |
8.Неустойчив. строк |
-7.109*** |
-17.141*** |
-6.920*** |
9.Размер заглавных |
2.688** |
10.976*** |
7.516*** |
10.Организация текста |
5.373*** |
11.243*** |
4.398*** |
11. Наклон почерка |
1.044 |
-0.955 |
-1.722 |
12. Связность почерка |
1.235 |
0.973 |
-0.234 |
13. Форма букв |
-0.127 |
0.128 |
0.226 |
|
Стандартные значения критерия t |
||
1.972 (р≤0.05) |
1.972 (р≤0.05) |
1.977 (р≤0.05) |
|
2.601 (р≤0.01) |
2.601 (р≤0.01) |
2.611 (р≤0.01) |
|
3.342 (р≤0.001) |
3.342 (р≤0.001) |
3.360 (р≤0.001) |
Примечание к таблице: *** - обозначения показателей, для которых обнаружены различия на уровне значимости p=0,001; ** - обозначения показателей, для которых обнаружены различия на уровне значимости p=0,01; * - различия обнаружены на уровне значимости p=0,05.
В результате сравнительного анализа выявлены достоверные различия в показателях самооценки и почерка в группах с различным уровнем самооценки.
Сравнение уровней «нормальный - завышенный» (столбец 2) показало, что у испытуемых с нормальной самооценкой крупнее размер почерка и заглавных букв, меньше неустойчивых строк и более высокая организация текста на листе. По показателям наклона почерка, связности почерка и форме букв статистически значимых различий нет.
Сравнение уровней «нормальный - заниженный» (столбец 3) выявило более высокие, чем в предыдущем столбце, показатели различий: по размеру почерка, заглавных букв, организации текста более чем в два раза и по устойчивости строк почти в два раза. То есть у испытуемых с нормальным уровнем самооценки крупнее почерк и заглавные буквы, ровнее строки и выше организация текста на листе, чем у испытуемых с другими уровнями самооценки. Кроме этого, при нормальной самооценке поля слева шире, чем при заниженном уровне самооценки. По показателям наклона почерка, связности почерка и форме букв статистически значимых различий нет.
Сравнение уровней «завышенный - заниженный» (столбец 4) показало, что у испытуемых с завышенной самооценкой значительно шире поля слева, крупнее почерк и заглавные буквы, меньше неустойчивых строк и более высокая организация текста на листе. По другим показателям математически достоверных различий не выявлено.
Таким образом, при нормальном уровне самооценки почерк характеризуется средним размером букв и полей слева, в рукописи преобладает устойчивое направление строк, организация текста на листе высокая. Заниженный уровень самооценки может быть диагностирован по малому размеру почерка и заглавных букв, узким полям слева, высокой неустойчивости строк и нерациональной организации текста на листе. Почерковые показатели завышенного уровня самооценки занимают промежуточное положение между показателями заниженного и нормального уровней самооценки.
Итак, у студентов с низким уровнем самооценки обнаружены статистически значимые различия со студентами других групп по показателям пяти признаков почерка: размера полей слева (№ 6), почерка (№ 7), заглавных букв (№ 9), неустойчивости строк (№ 8) и организации текста на листе (№ 10). Эти признаки могут выступать почерковыми признаками заниженной самооценки с высоким уровнем достоверности (р≤0.001).
В группах с нормальным и завышенным уровнем самооценки значимые различия обнаружены по четырем признакам почерка: размеру почерка (р≤0.05), размеру заглавных букв (р≤0.01), неустойчивости строк (р≤0.001) и организации текста на листе (р≤0.001), что также можно принимать во внимание при проведении почеркового анализа.
Вывод
Таким образом, математически доказана взаимосвязь характера (уровня) самооценки с особенностями (признаками) почерка.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что изучение почерка может быть рассмотрено в качестве дополнительной диагностики самооценки. Достоинство этого способа заключается еще и в том, что почерковый анализ исключает выбор «социально желательных» ответов, которые испытуемый может «просчитать» при работе с другими психодиагностическими методиками.
В результате проведенного исследования выявлен комплекс почерковых признаков характера самооценки. Учитывая достоверную связь самооценки и почерка, почерк представляется, с одной стороны, как способ диагностики характера отношения человека к себе, с другой стороны, как инструмент, с помощью которого можно это отношение изменять. Была создана соответствующая методика коррекции, которая разработана и внедрена в Казанском университете в 2007 году. Внедрение разработанной технологии целесообразно осуществлять в группах людей, которым такая коррекция необходима, то есть для тех, чья личностная самооценка занижена.
Рецензенты:
Попов Л.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета, г. Казань.
Петрушин С.В., д.псх.н., доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, г. Казань.