Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CENTRE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CONSULTING AS A FORM OF ENTREPRENEURSHIP IN EDUCATION

Trusova L.A. 1
1 The centre of educational and scientific consulting
Marked with the reasons of the efficiency of private institutions of education. Is a diagram of the organizational and legal forms of entrepreneurship in education. Analysis of one of the organizational forms of entrepreneurship in education through the Centre of the educational and scientific consulting. The article describes the results of activities the Centre of the educational and scientific consulting (individual entrepreneur) and analised results of this form of work with consumers, consulting and educational services, including conducting correspondence scientifically-practical conferences and professional pedagogical contests, competitions for pupils and pre-school children. Marked options feedback to the user and variants of work with skilled personnel of education by Agency contracts and contracts for cooperation. Are drawn conclusions on necessity of the state support for small entrepreneurs in education.
educational service
organizational form
entrepreneurship in education

Образование – продукт особенный, и его потребительская стоимость полностью не проявляется и в момент «покупки», и даже через некоторое время после окончания обучения.

С. Гуриев, ректор Российской экономической школы

Большинство современных граждан относятся к образованию как к социальной сфере, где невозможно производство продукта, нацеленного на рынок. Практически все воспитаны с мыслью, что образование должно предоставляться бесплатно. Рассматривать же рыночные отношения, бизнес, предпринимательство в сфере образования многие считают невозможным. Тенденция последних лет доказывает обратное. Расширение деятельности частных образовательных учреждений (детских садов, школ, вузов и различных образовательных центров) вполне оправдывает возможность предпринимательства в сфере образования, в том числе и с использованием зарубежного опыта [2].

Эффективность частных учреждений в сфере образования обусловлена рядом причин:

  • Должное финансирование.
  • Реальная конкуренция.
  • Гибкая и эффективная схема управления.
  • Рациональное использование средств.
  • Стимулирование и мотивация коллектива.
  • «Прозрачный» менеджмент.
  • Активное привлечение внешних ресурсов.

Отдельного внимания заслуживают дополнительные образовательные услуги, которые в последнее время на платной основе могут оказываться и бюджетными учреждениями, но при этом их возможности ограничены по ряду причин (отсутствие свободных помещений, отсутствие возможности привлечения дополнительного персонала, «комплекс бесплатности образования» в бюджетных учреждениях и т.д.). Это обусловило появление организаций, специализирующихся на оказании образовательных и консалтинговых услуг на коммерческой основе и оформленных в установленных законом порядке.

Организационно-правовые основы предпринимательства в образовании представлены разными формами, как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами (см. рис. 1). Как показывает многолетняя практика, отношение к юридическим лицам у потребителей более доверительное, чем у организаций, оформленных как индивидуальные предприниматели. Тем не менее именно эта организационно-правовая форма наиболее эффективна и проста для организации в микро- и малом бизнесе.

Рис. 1. Организационно-правовые формы юридических лиц (по Ивашкевич Т.В.)

Центр образовательного и научного консалтинга (ЦОиНК) был организован в г. Чехове Московской области почти 2 года назад в рамках педагогического проекта «Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства». Основным направлением в начале деятельности была работа со школьниками в рамках реализуемого проекта с использованием модели, основанной на системе внеурочной и урочной деятельности с учащимися с 1 по 11 класс общеобразовательных учреждений, с целью создания предпосылок целенаправленной подготовки молодого поколения к развитию малого и среднего бизнеса. Центр функционирует на базе индивидуального предпринимательства (ИП).

Постепенное распространение информации о проекте дало возможность расширить круг основных задач ЦОиНК:

  • оказание информационно-консультационных услуг в области образования, ведения бизнеса, предпринимательства и т.д.;
  • проведение научно-практических Интернет-конференций по различным направлениям в науке;
  • издание сборников, монографий;
  • создание и администрирование персональных педагогических и образовательных сайтов;
  • проведение олимпиад для дошкольников и школьников;
  • образовательные услуги;
  • работа с сетевым изданием «Электронный журнал ”Профессиональная инициатива”».

ЦОиНК сотрудничает с Чеховским отделением Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "ИНТЕГРАЦИЯ"», Детским интернациональным центром «Kinderhütte Wiesenstrasse e.V» (г. Берлин, Германия), профессиональным педагогическим сообществом «Педфорум», Учебно-методическим центром Управления образования Администрации Чеховского муниципального района Московской области, Центром дополнительного образования «Малая академия наук» гимназии № 7 г. Чехова Московской области, сетевым изданием «Comprende», журналом «Армия и общество» и т.д.

На начало декабря 2013 года сайт Центра образовательного и научного консалтинга посетило более 107069 человека. Средняя посещаемость в день (по состоянию на декабрь 2013 года) составляет 563 чел./сутки [5].

Ежегодно ЦОиНК проводит 10 научно-практических Интернет-конференций с возможностью заочного участия, Открытые Московские областные педагогические чтения (очная и заочная формы участия), 6 Всероссийских профессиональных педагогических Интернет-конкурсов (заочное участие), на протяжении всего года проводятся Всероссийские Интернет-олимпиады «На пути к успеху» и «Новое достижение».

В 2013 году ЦОиНК начал публикацию материалов в рамках сетевого издания «Электронный журнал ”Профессиональная инициатива”» (Свидетельство о регистрации Средства Массовой Информации ЭЛ № ФС77-51861 от 23 ноября 2012 года).

Конференции ЦОиНК проходят в дистанционном режиме, в их программу входят следующие этапы:

  • Открытие Интернет-конференции.
  • Заседание оргкомитета конференции (в онлайн режиме, через Skype, ISQ, электронную почту). Предварительно оргкомитет знакомится с высланными материалами для участия.
  • Пленарный доклад по теме конференции (публикуется в каждом сборнике материалов конференции).
  • Заседания секций: проводятся в онлайн-режиме (онлайн-чат, через Skype, ISQ, электронную почту). Участники имеют возможность обсудить вопросы конференции согласно тематике секций (требуется предварительная регистрация и постоянный доступ к Интернету).
  • Закрытие Интернет-конференции, подготовка материалов к изданию в сборнике (по заявкам участникам, избранные материалы).

Наиболее активные участники конференций представляют такие регионы и территории, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий округ, Красноярский край, Республика Башкортостан, Республика Якутия, ХМАО-Югра, Томская область, Архангельская область, г. Омск, Ростовская область, Хабаровский край, Республика Бурятия, г. Калиниград, Нижегородская область, г. Ставрополь, г. Краснодар, Республика Беларусь, Федеративная Республика Германия.

Профессиональные педагогические заочные конкурсы проводятся ЦОиНК с середины 2012 года. Цели конкурсов:

  • выявление лучших работ – результатов профессиональной деятельности работников образования в удобном и современном дистанционном режиме;
  • предоставление педагогам возможностей профессионального соревнования;
  • совершенствование педагогического мастерства;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение квалификации работников образования через обмен опытом;
  • повышение социального статуса педагогов и престижа педагогической деятельности;
  • поддержка творческих педагогов при оформлении опыта к аттестации;
  • повышение эффективности функционирования системы образования РФ.

География участников довольно обширна, к примеру, в I Всероссийском заочном профессиональном педагогическом Интернет-конкурсе (с международным участием) «Уроки и занятия с детьми как главный показатель педагогического мастерства» к финалу допущены 83 участника из 59 учреждений разных регионов страны. Материалы, присланные на конкурсы, говорят о высоком профессиональном мастерстве и разнообразии методик и технологий, применяемых педагогами.

Основными целями Интернет-олимпиад, организуемых ЦОиНК, являются:

  • выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений различного уровня, осваивающих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования, коррекционного образования, дошкольного образования, интеллектуальных способностей, творческого мышления, познавательной активности, интереса к научному творчеству и исследовательской деятельности;
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
  • распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
  • расширение социального партнерства общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Данная услуга постоянно модифицируется под потребителя. Большинство участников Интернет-олимпиад активно опрашиваются с использованием онлайн-чатов, телефонных звонков и других методов для совершенствования новой услуги. После проведенных тестов были дополнительно внесены разделы олимпиад, в частности «Для дошкольников» и «Коррекционное образование».

Взаимодействие работников сферы образования, научных консультантов с Центром образовательного и научного консалтинга осуществляется по договорам сотрудничества, которые строятся на взаимовыгодных условиях для сторон. Эксперты и консультанты имеют возможность обмена профессиональным педагогическим опытом, бесплатных публикаций, как электронных, так и печатных. Анализ подобной структуры построения отношений «ЦОиНК – эксперты (консультанты) – потребители» показывает ее эффективность для выполнения ограниченного круга задач.

Оказание непосредственно образовательных услуг (мастер-классы, обучающие семинары, лекции, тренинги) наиболее эффективно в форме заключения агентских договоров и договоров сотрудничества с партнерами. Это способствует «выходу из тени» нелегальных репетиторов, которые имеют возможность в качестве агентов (или сотрудников, если это удобно для данной организационно-правовой формы) осуществлять свою деятельность в законном порядке со всеми необходимыми отчислениями с полученных доходов.

Центр образовательного и научного консалтинга является постоянным участником конференций, семинаров, коммуникативных площадок, посвященных предпринимательству в образовании, а также обучению предпринимательству, участвует в разработке пособий для повышения финансовой грамотности школьников и педагогов.

Предпринимательство в образовании – важное направление современного бизнеса, имеющее активную поддержку со стороны государства и наиболее социально ответственное. Особое внимание государственные структуры уделяют крупным организациям, которые активно сотрудничают с образовательными учреждениями как в области научных разработок, так и оказании коммерческих образовательных услуг. Практика показывает, что поддержка государством малого предпринимательства в данной сфере будет способствовать повышению занятости населения, повышению качества коммерческих образовательных услуг, повышению заинтересованности молодых специалистов – работников сферы образования (воспитателей, педагогов).

Рецензенты:

Банников П.А., д.и.н., доцент кафедры УГМЗ, Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской университет управления правительства Москвы», г. Москва.

Гладилина И.П., д.п.н., профессор кафедры УГМЗ, Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской университет управления правительства Москвы», г. Москва.